Человек, который много любил, но никогда не был счастлив




ТРИ ЖЕНЫФЕДОРА ДОСТОЕВСКОГО

Литературное расследование на тему «Легко ли быть женой гения?»

К 11 ноября - 200-летию со дня рождения русского классика

Сегодня о Фёдоре Михайловиче Достоевском (1821-1881) мы знаем очень много. Например, то, что в его честь назван кратер на Меркурии, а в Дрездене в 2006 году был открыт памятник писателю работы народного художника России Александра Рукавишникова. В 2010 -м состоялось открытие памятника в Тобольске…

Лауреат Нобелевской премии по литературе Джон Максвелл Кутзее написал в 1994 году роман о Достоевском «Осень в Петербурге». Русский перевод текста осуществлен в 1999 году. Наш писатель Борис Акунин издал произведение «Ф. М.», посвященное Достоевскому. С 1997 года музыкальный критик и радиоведущий Артемий Троицкий ведет авторскую радиопередачу под названием «FM Достоевский»…

Два года назад открылась 181-я станция Московского метрополитена «Достоевская». Выход в город осуществляется на Суворовскую площадь, Селезневскую улицу и улицу Дурова. Стены станции оформлены сценами, иллюстрирующими четыре романа Ф. М. Достоевского, - «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»…

Но в биографии писателя и спустя 200 лет со дня его рождения остаются страницы, над которыми хотелось бы приоткрыть завесу и узнать, например, какую хитрость придумал издатель Стелловский для того, чтобы в течение девяти лет бесплатно издавать все, напишет Достоевский.

Или почему писателя отправили на четырехлетнюю каторгу в Семипалатинск? Почему он там пребывал одновременно в состоянии полной безнадежности и абсолютного счастья, от которого кружилась голова?

Почему пасынок Паша, сын первой жены Достоевского - Марии Дмитриевны Исаевой, вырос оболтусом, грубияном и мотом? Была ли в этом вина отчима?

Какую роль в жизни Достоевского сыграли Авдотья Яковлевна Панаева, хозяйка модного литературного салона, и Аполлинария Су­слова, роковая красавица, дочка человека, сделавшего голово­кружительную карьеру от крепостного до управляющего громадными вотчинами графа Шереметева.

Как так получилось, что двадцатилетняя девушка Анна Григорьевна Сниткина, правнучка протестантского епископа, по уши влюбилась в сорокапятилетнего мужчину, сильно битого жизнью, вдового, бедного, обремененного вздорной и жадной родней, с тяжелым характером и огромным количеством проблем?

Имел ли Достоевский играть чужой судьбой?

Давайте заочно попробуем вместе с читателями библиотеки «Фолиант» и активистами ее Литературного клуба «Прикосновение» ответить на все эти вопросы, проведя свое небольшое литературное расследование.

 

Самонадеянная барышня

 

Анна Сниткина, благоразум­ная, воспитанная в строгих правилах девица русско-шведских кровей …

Ей бы плакать, а она летела домой как на крыльях. Ей хотелось петь, потому что известный писатель сказал, что не зна­ет, как будет без нее об­ходиться, и обещал приехать к ним на чай!

Ее работа подошла к концу: барыш­ня-стенографистка, учившаяся на хорошо известных в Петербурге курсах Ольхина, помогла литератору Достоевскому закончить роман. Она начисто перепи­сала то, что он ей диктовал, и текст «Иг­рока» был сдан в полицейский участок.

Издатель Стелловский не зря считался непорядочным человеком: рукопись на­до было доставить ему к 1 ноября 1866 года, а он исчез из Петербурга. Договор Стелловский составил хитро: не получив роман к сроку, он имел право в течение девяти лет бесплатно издавать все, напишет Достоевский.

На этот раз хитрец прогадал: поли­цейский пристав пожал плечами, но все-таки взял завернутый в толстую бумагу запечатанный сургучной печатью пакет поставил на нем дату и расписался. Федор Михайлович рассказал об этом Анне Григорьевне, вручая пятидесятирубле­вый гонорар, и заглянул ей в глаза, задер­жал ее ладонь в своей.

Шагая домой к Смольному, на Костромскую улицу, она вспоминала об этом, смеялась и хлопала в ладоши, под ее каблучками скрипел снег, и припозднившиеся прохожие оглядывались на странную барышню. В темно-синем ночном питерском небе мерцали яркие звезды, Анна Григорьев­на Сниткина твердо верила, что ее ждет счастье. Со стороны девушки это было очень самонадеянно...

 

Человек, который много любил, но никогда не был счастлив

 

Полчаса назад она покинула дурно прибранную квартиру своего работо­дателя: старая мебель, пыль, плохо вы­тертая бестолковой, живущей из мило­сти прислугой Федосьей, женщиной тя­желой судьбы, которая не задержалась бы у другого хозяина. Достоевский лю­бил хорошие вещи, но в его доме их не было: приходилось считать каждый рубль. Кредиторы не хотели ждать, в двери стучалось разорение... Окажется ли спасением безоглядно, наперекор здравому смыслу полюбившая его де­вушка?

Достоевский подходил к окну, барабанил пальцами по заиндевевшему стеклу, всматривался в косо падающий снег, мелькающие за ним тени - надо было на что-то решиться, а он медлил. Легко взять ответственность за судьбу молоденькой наивной девушки человеку, который много любил, но никогда не был счастлив? Женщины, которых он выбирал, причиняли ему боль - и это еще полбеды. Много хуже, что они не были с ним счастливы.

Не честнее ли махнуть рукой на поманившую его мечту и пойти своим путем, горьким и безнадежным? Ему уже приходилось надеяться на сча­стье, а в итоге -лишь ощущение страш­ной, невосполнимой потери, старый портрет, да храпящий в соседней комна­те юноша. Пасынок вырос первостатей­ным оболтусом, грубияном и мотом, и это его вина: не сумел воспитать Пашу...

 

А как хорошо, как радостно все начина­лось!

 

Двенадцать лет назад он, вчерашний каторжник, только что отбывший четырехлетний срок, приехал в захолустный Семипалатинск на крестьянских роз­вальнях в опорках и дырявом тулупе. В Семипалатинске его ждала солдатчина: политический преступник, приговорен­ный к расстрелу и помилованный на ме­сте казни, должен был под строгим над­зором начальства носить без срока се­рую шинель. Ничего радостного от этого крохотного, затерянного в степи город­ка он не ждал и уж тем более не рассчи­тывал встретить в нем любовь.

Марию Дмитриеву Исаеву забросил сюда неудачный брак. Ее муж, коллеж­ский секретарь, «надзиратель по корчем­ной части», стремительно спивался, во хмелю вел себя безобразно, и Мария Дмитриевна стала парией среди семипа­латинских дам. Увидев ее, солдат Седьмого Сибирского линейного батальона по­чувствовал себя рыцарем, который дол­жен спасти красавицу от дракона, - но он был унижен, нищ и мог лишь мечтать о прекрасной даме.

Муштра на плацу, долгие часы в кара­уле, а после отбоя, когда команда стро­ем отправлялась в казарму, пользовав­шийся покровительством батальонного командира рядовой отправлялся в гости в маленький, покосившийся дом Исаевых. Коллежский секретарь обычно возвращался за полночь мертвецки пьяным, и пока его не было, Достоевский рассказывал Марии Дмитриевне о Петербурге, о своем раннем литературном успехе - «Бедными людьми» зачитывалась вся Россия. Рассказывал о своей безнадежной влюбленности в Авдотью Яковлевну Панаеву, хозяйку модного литературного салона.

О том, за что его отправили на каторгу, он не рассказывал, а Мария Дмитриевна не спрашивала: характер у нее был чуткий, ей не хотелось причинять гостю лишнюю боль. Семипалатинской мечтательнице не было никакого дела до идей кружка петрашевцев, всерьез переполошивших Третье отделение. А вот о том, действительно ли у Панаевой такие красивые глаза, как говорят, и почему ей нравится мучить тех, кто ее любит, она расспрашивала с большой охотой.

Мария Дмитриевна рассказывала о своей юности, о том, как она, дочка директора астраханской гимназии, по большой любви вышла замуж за красивого бойкого молодого чиновника: отец был против, но его удалось уговорить...

А потом в гостиную вваливался ее бессвязно мычавший муж, и идиллия обрывалась: Достоевский откланивался и отправлялся к себе, в низенькую, прокопченную печным дымом каморку.

 

Надежды и разочарования

 

Сейчас в Петербурге странно было вспоминать то давнее ощущение: полная безнадежность и абсолютное счастье, от которого кружилась голова. Словно нет ни солдатчины, ни грязной избы с тараканами, ни этого гнусного города - только он, она, звездное небо, да их будущая встреча... Ему было до­вольно и этого, дальше он не заглядывал: то, что они могли бы быть вместе, казалось невозможным. Но невозмож­ное случилось...

В Семипалатинск прибыл новый про­курор: барон Врангель был влюблен в литературу и стал лучшим другом ссыльного писателя. Он ввел Достоевского в дома местной знати, у Федора Михайловича появились защитники и доброжелатели: через два года его произвели в унтер-офицеры.

Александр Иванович Исаев темвременем лишился места, и его семья впала в жестокую бедность - в конце концов он нашел должность в крохотном городишке Кузнецке и, к ве­личайшему отчаянию Достоевского, от­правился туда вместе с семьей. Вскоре Исаев умер, оставив жену и сына в безвы­ходном положении: дома не было ни копейки, и хоронить мужа Марии Дмитри­евне пришлось в долг.

Большего несчастья нельзя и представить: Федор Ми­хайлович не мог вырваться из Семипала­тинска, тогда как Мария Дмитриевна пропадала за триста верст от него и жила чуть ли не подаянием. Но тут случилось то, чего он ждал и на что не смел наде­яться: доброжелатели использовали все свое влияние, и из Санкт-Петербурга пришла бумага - Достоевский получил первый офицерский чин.

При первой возможности он, используя случайно подвернувшуюся служебную оказию, примчался в Кузнецк и узнал, что у него появился соперник. Марии Дмитриевне сделал предложение местный учитель Николай Вергунов, добрый, обаятельный сибиряк на пять ее моложе. Она металась между ними, не зная, кого предпочесть, а Достоевский, умирая от тоски и горя, хлопотал среди влиятельных знакомых, чтобы сопернику дали хорошее место: учительского жалованья не хватало и холостяку, как же жить на эти деньги втроем, с женой и ре­бенком?

Впереди была новая поездка в Кузнецк,слезы решительно потеряв­шейся Марии Дмитриевны и объяснение с Вергуновым. Молодой учитель по­нял, что выбрал ношу не по себе: ему не удастся обеспечить любимую женщину и воспитать ее сына. Согласие Марии Дмитриевны было получено, а о том, лю­бит ли она его, Достоевский не думал - конечно же любит, разве может быть иначе?! Тогда ему не приходило в голову, что на любовь походит и смешанная с нежностью жалость - чувство, без сом­нения, прекрасное, но на нем не выстро­ишь семейную жизнь.

...Сзади раздались шаги, Достоевский обернулся. В комнату, не постучавшись, вошел заспанный, всклокоченный па­сынок, облаченный в засаленный бар­хатный халат. Паша не слишком похо­дил на мать, разве что глаза...

Ему, как всегда, были нужны деньги, а просить он умел так, что отказать нельзя. Павел так и не получил образования, нигде не слу­жил: похоже, он собирался всю жизнь просидеть на шее отчима. Достоевский не протестовал - Пашу он унаследовал от Марии Дмитриевны и в память о ней был готов сделать для него все. Их с же­ной связывала странная любовь: иной раз она оборачивалась состраданием, а порой - и ненавистью, но когда Маши не стало, он почувствовал, что мир опус­тел.

Все погубил приступ его проклятой болезни: падучая навалилась во время первой брачной ночи. Он пришел в себя на полу с до крови прокушенной губой и залитым слюной подбородком и увидел расширившиеся от ужаса глаза жены: Маша хлопотала над ним, вытирала ему лицо мокрым полотенцем. Они никогда об этом не упоминали вслух, но с тех пор в их отношениях что-то надломилось.

До поры в Семипалатинске, где приходилось считать каждую копейку, им жилось неплохо. У каждого в памяти остался свой кошмар: он помнил каторгу и солдатчину, Мария Дмитриевна - первое замужество, и их скудная, непростая, но хоть как-то устроенная жизнь казалась раем. Ему дали отставку, и они перебрались в Тверь: въезд в обе столицы бывшему политическому преступнику запретили. Но высокопоставленные дру­зья продолжали хлопоты, и вскоре семья обосновалась в Петербурге.

Литератур­ный бомонд с распростертыми объятия­ми принял отбывшего каторгу и солдат­чину страдальца - а у него уже были го­товы «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково». Жизнь закипела, столичное сту­денчество носило его на руках, в доме частыми гостями были самые блестящие петербургские литераторы и критики. Однако Маша не сумела войти в этот мир, новая среда ее тяготила...

Она была истинной королевой: вы­сокая, с живым нежным лицом и огром­ными выразительными глазами. Острый ум, рыцарски благородное сердце, необыкновенная впечатлительность и бешеный характер. Маша умела лю­бить, умела и ненавидеть, на полдороге не останавливалась никогда. Петербург не пришелся ей по вкусу, но до поры она скрепя сердце играла роль жены видного литератора и хозяйки дома. А потом врачи нашли у нее чахотку и по­советовали немедленно сменить кли­мат. Остаться в Петербурге она не мог­ла, а Федор не мог оттуда уехать: литера­турная жизнь империи замыкалась на столице. И они начали жить на два до­ма, изредка, урывками встречаясь - он приезжал к жене в Тверь, потом под Владимир и в Москву...

Возвращение из Сибири, новый литературный успех и болезнь жены - все случилось в один год. А потом его настигла внезапная, как лихорадка, тяжелая, словно дурной сон, не отпустившая до сих пор любовная история…

 

В роли жениха

 

Метель за окном расходилась все пуще: дома, редких извозчиков и прохожих скрыла сплошная белая пелена, которой тускло светили газовые фонари. Паша наверняка придет домой под утро, упадет на постель, позабыв снять сапоги, и проспит до следующего вечера, а он к этому времени уже вернется от Сниткиных - его звали к чаю. Пора заканчивать этот безмерно затянувшийся, нервный, путаный день: надо выспаться, завтра он должен хорошо выглядеть... Возившийся у ворот дворник увидел, как в окне кабинета Достоевского погас свет, и загремел ключами, запирая па­радное.

На следующий день Федор Михайлович приехал к Сниткиным. Его звали к семи, но он явился на два с половиной часа позже - извозчик никак не мог найтиспрятавшийся за Николаевским госпиталем хозяйский дом. Сниткины были состоятельными людьми: покой­ный глава семьи, средней руки чинов­ник, каменных палат не нажил, но на деревянные заработал - большой дом на участке в две десятины. Глава семейства был веселым и беззаботным человеком, сослуживцы по департаменту прозвали его Чижиком. В жены он взял серьезную, домовитую барышню из финских шве­док. Анна Николаевна Сниткина рано овдовела и одна подняла детей.

Такого мужа, как Достоевский, для своей Анюты она, разумеется, не хотела. Какую мать обрадует, если в семью войдет бывший каторжник, на двадцать пять лет старше жены? К тому же он вдовец, до сих пор тянувший взрослого пасынка, и без пяти минут несостоятельный должник. Дочка рассказала ей, что у Достоевского на два­дцать пять тысяч векселей, и долги эти не его, а покойного брата, взятые им на себя из благородства.

Слушая такое, мать искренне удивля­лась: подумать только - из благородст­ва! Да ведь по законам Российской импе­рии за долги покойного не отвечали нижена, ни дети, о братьях вообще гово­рить не приходилось. Он, видите ли, ре­шил спасти от позора имя Достоевских и не хотел делать несчастными семейства кредиторов!

О своем собственном се­мействе этот человек почему-то не поду­мал. Как отдать за такого любимую дочь? Анна Николаевна видела, что Аннушка до смерти влюблена в Достоевского, по­нимала, что он делает им визит как же­них, и приняла его без всякого восторга, но очень любезно. Поначалу в разговоре чувствовался холодок, но вскоре он рас­таял: в хорошем настроении Достоев­ский становился душой любого общест­ва.

Он рассказывал о литераторских нра­вах, о Сибири и не потерялся, даже когда в дверь позвонили три ухажера его быв­шей помощницы - молодые люди ре­шили выяснить, почему барышня лиши­ла их своего общества. Слава автора «Преступления и наказания» тогда гремела. Познакомившись со знаменито­стью, студенты притихли и почтительно слушали его речи: это польстило даже здравомыслящей хозяйке дома.

Вечер удался во всех отношениях, и его не ис­портило даже то, что у дожидавшегося Достоевского и задремавшего на козлах лихача жулики утащили подушку, - рас­щедрившаяся Анна Николаевна тут же подарила ему другую.

Побывав в гостях у Сниткиных, Дос­тоевский принял роль жениха, но для себя еще ничего не решил.

 

Наваждение

 

Думая о буду­щем, он гадал: на доброй ли ему женить­ся, или все же на Апполинарии - роковой женщине, которая так долго его терзала?

Впрочем, красавица Апполинария Суслова не собиралась вы­ходить за него замуж, и выбор, в сущно­сти, был невелик. Но может, еще не все потеряно, а вдруг ее любовь не умерла? И Достоевский садился за бюро, брал в ру­ки остро отточенное перо и писал в Па­риж - туда, где жила его легкомысленная и жестокая возлюбленная.

Он знал, что эта страшная женщина рождена на горе себе и другим, что она не стоит ми­зинца его покойной жены, каблука его невесты, но ничего не мог с собой сде­лать. Любовь начисто убивает способ­ность здраво рассуждать, а он был влюб­лен - до сих пор, несмотря на то, что она с ним сделала.

...Все началось через два года после того, как Маша уехала из Петербурга.

Болезнь прогрессировала, и доктора не оставляли надежды. Жена страшно исхудала, ее прелестное лицо поблекло, на щеках появился нездоровый румянец. Но самое страшное заключалось в том, что у нее слегка помутился рассудок: он сам видел, как жена, открыв в доме все двери и окна, выгоняла привидевшихся ей чертей.

Она всегда была вспыльчивой, а в эти годы ее нрав стал просто невыносим. Во время ссор Маша кричала, что всегда любила не его, а юного Вергунова: «Он был со мной перед нашей брачной ночью! Когда мы покинули Сибирь, его бричка ехала следом за нами, и на постоялых дворах я оставляла ему записки! Ты должен знать, что он тоже приехал в Тверь, и все эти годы мы оставались любовниками! У меня были и другие!»

Он знал, что это бред несчастной, измученной болезнью женщины: Николай Вергунов мирно учительствовал в Барнауле и никогда не выезжал в европейскую Россию. Достоевский успокаивал жену, и она, вдоволь покричав и наплакавшись, засыпала. Чтобы помочь ей, он с легкостью дал бы отрезать руку, но ощущение становившегося все более тяжким домашнего ада нарастало, и бежать из него было некуда - разве что в Петербург, к своим писательским де­лам.

Там-то на одном из литературных вечеров его и познакомили с хорошень­кой, благоговеющей перед знаменитым писателем девицей. Аполлинария Су­слова была дочкой сделавшего голово­кружительную карьеру крепостного: Суслов-старший управлял громадными вотчинами графа Шереметева.

Аполли­нария училась в университете, пыталась писать и искала приключений: его любовницей она стала через несколько дней после начала знакомства. Ему ка­залось, что двадцатилетняя красавица прилепилась к нему душой и телом, и они будут вместе всегда - такой ис­кренней и страстной подруги у него еще не было.

Аполлинария уговаривала его бросить жену и не желала слушать о том, что порядочный человек не сдела­ет больно безнадежно больной женщи­не. Был найден компромисс: они отпра­вятся в путешествие по Европе. Суслова поехала первой; затем, подзаняв денег, отправился следом Достоевский.

В Па­риже она встретила его словами: «Ты не­множко опоздал» - у нее начался роман с испанским студентом. Потерянный и разбитый, он сидел в номере, не зная, что делать: возвращаться в Россию глу­по, оставаться во Франции не хотелось. Вскоре испанец бросил свою русскую подругу, и Аполлинария всерьез напуга­ла его, явившись в гостиницу в слезах и с большим ножом в сумочке. Она коле­балась между двумя решениями: то ли покончить с собой, то ли зарезать обид­чика.

Достоевский как мог успокоил ее, и они все же отправились в дорогу; ничего унизительнее и тягостнее в его жизни не было. Он обещал, что они будут путе­шествовать «как брат и сестра», и Апол­линария в полной мере воспользова­лась его оплошностью. Она изводила влюбленного, не знавшего, чем услу­жить ей, человека с мастерством опыт­ной садистки, словно вымещая на Дос­тоевском злобу за обиду, причиненную ей испанцем. Суслова распаляла и от­талкивала, была рядом, но в последний момент ускользала - в этой женщине сидели сто чертей, да и сама она была сущей дьяволицей. Он понимал, что ему надо бежать, но не мог на это решиться - слишком крепкими оказались крючки,на которые эта женщина его пойма­ла.

Достоевский просил любви, как ни­щий - милостыню, и не получал ниче­го: это продолжалось и в Баден-Бадене, и в Турине, и в Риме. Бедный влюблен­ный был готов отдать своей мучитель­нице все, но у него ничего не было, да он и сам уже не был ей нужен: Аполлина­рии нравилось его терзать, и она стара­лась продлить удовольствие. В конце концов, он оставил ее и помчался в Мо­скву, к жене. Маша была совсем плоха, и его замучила совесть.

В Москве ему рассказали, что жена ка­ким-то образом узнала о его увлечении: свет не без «добрых людей», а у извест­ных писателей много завистников. Из­вестие о Сусловой ее потрясло. Домаш­ние рассказывали, что, впав в полузабы­тье, Маша грозила кулаком портрету му­жа и бранила его «бесчестным каторж­ником».

В Москве у ее постели он провел око­ло года - и Маша наконец успокоилась. Он баловал жену, покупал ее любимую мелочь: сумочки, браслетики, кошелечки. Друзья перешептывались: Мария Дмитриевна не жилец, но такая жизнь вгонит в гроб и Федора Михайловича, смотреть на него страшно. Он выдержал, хотя и не мог себе простить, что не был с Машей в ее последнее мгновение: она спросила прислугу, покормили ли мужа и доволен ли он ужином, - и через минуту ее не стало.

С тех пор прошло два года, а боль не отпускала, даже становилась сильнее: они с Аполлинарией жили врозь, часто ссорились, но человека ближе и роднее у него не было. Так не честнее ли дожить свой век одному, погрузившись в доро­гие сердцу воспоминания?

 

Из огня, да в полымя

Имеет ли он право играть чужой судьбой? Достоевский понимал: любви к этой милой, заботливой девочке у него нет, и медлил, боясь совершить опрометчивый поступок. Боялись все: он, мать невесты, родня и пасынок, давно привыкшие к тому, что Достоевский живет только для них. Не трусила только юная Анна Сниткина - она знала, что хочет за этого че­ловека замуж, и ждала, когда он, наконец, произнесет главные в ее жизни слова.

И он их сказал, превратив предложе­ние в аллегорию, в рассказ о многое ис­пытавшем немолодом художнике, встре­тившем прекрасную девушку. В нем кре­пло убеждение, что с нею он может найти счастье, но мечта представлялась ему почти невозможной:

- Что мог он, старый больной человек, обремененный долгами, дать молодой, жизнерадостной девушке? Не была ли любовь к художнику страшной жертвой с ее стороны?

Анна Сниткина ответила, что любит его и будет любить всю жизнь; на следующий день начались хлопоты со свадьбой и приданым. Невеста хотела принести в дом мужа массу милых ее сердцу и довольно дорогих вещей: столовое серебро, мебель, фарфор... Об их свадьбе говорил весь Петербург - Анна была так миниатюрна и юна, что со стороны казалась дочкой седеющего и сутуловатого жениха. Они обменялись кольцами, мо­лодая жена переехала в свой новый дом и скоро поняла, что попала в очень нехо­рошую историю...

Муж не мог отказать решительно никому из родственников: ни пасынку, ни сестре покойного брата -погруженной в вечную скорбь, скорой на слезы Эмилии Федоровне. Деньги стремительно таяли: Паше надо развлечься и обновить гардероб, Эмилия Федоровна давно мечтала о новом ковре.

До тех пор, пока у него в кармане водились хоть какие деньги, Достоевский делал покупки только в самых лучших магазинах. Он приезжал домой с большими пакета дорогих конфет, ананасами и коллекционными винами, а на следующий день Анне не на что было купить мяса на обед. Но это оказалось не самой большой бедой: по-настоящему пугало то, что родня мужа встретила ее в штыки.

Пасынок привык к тому, что отчим в его полном распоряжении, донимал дурацкими просьбами прислугу, и у несча­стной, вконец замороченной Федосьи не оставалось времени и сил для работы по дому. Эмилия Федоровна улыбалась в глаза, а за спиной нашептывала Феде, что он женился на легкомысленной, вет­реной, ничего не понимающей в хозяй­стве женщине.

Они собрались было в свадебное путешествие: Анне казалось, что вдалеке от домашних забот им вдво­ем будет проще понять и полюбить друг друга. Пасынок, узнав об их планах, при­шел в страшное негодование. Он сооб­щил о намерениях отчима Эмилии Фе­доровне, и вместе они нашли простое, но верное решение: через несколько дней в портмоне Достоевского оставалось руб­лей двадцать. Жена спросила его, когда же они уедут, а он потупил глаза и развел руками:

- Надо подождать, родная. Я напишу новую книгу, у нас появятся деньги...

- Сколько же нам ждать, Федя?

- Самое большее полгода.

Анна пришла в смятение и ужас: она уже понимала, что через полгода их семья скорее всего разрушится. Муж верит своим родственникам, а те ее ненавидят. Мало-помалу им удастся настроить его против нее - а характер у Феди бешеный. Представив это, она слегка всплакнула, но вскоре успокоилась: у правнучки протестантского епископа была ясная голова и твердая cкандинав­ская воля.

Ох, как же ей не хотелось этого делать! Любимые, собиравшиеся годами вещи, ее приданое - серебро, фарфор, драгоценности, хрусталь и обручальное кольцо - отправи­лись в ломбард и к перекупщикам. Теперь она была бедна, как церковная мышь, но у них появились деньги на по­ездку за границу. Однако, если не скрыть это от пасынка, то он снова все испортит: Павел проницателен и хитер, чтобы настоять на своем, ужасный молодой человек может притвориться тяжко боль­ным.

Павлу Исаеву и Эмилии Федоровне Достоевской оставалось только разводить руками: маленькая стенографистка переиграла их по всем статьям. Достоевский не умел хранить тайны и перечить родственникам, но его жена совершила чудо - пасынок узнал о происходящем, когда Федосья стала паковать чемоданы, устроил скандал и был резко одернут отчимом.

Анна понимала: чем дольше они проведут вдали от мужниной родни, тем больше шансов, что брак окажется счастливым. Дрезден, Женева, Флоренция, Баден-Баден, Милан: поездка затягивалась, вместо нескольких месяцев они пробыли в Европе год. Здесь они жили, словно на необитаемом острове: мелькали страны, города, отели, красивые и абсолютно чужие. Рядом ни родных, ни друзей, и они учились жить друг для друга. А это было совсем непросто...

Анна смирилась с тем, что ее муж отчаянный, запойный игрок, спускавший в рулетку большую часть того, что им при­сылали из России. Она не спорила с этим, не устраивала скандалов - и порочная страсть угасла сама собой: Федору стало стыдно. Когда у него возобновилась переписка с Сусловой, она едва не умерла от ужаса и отчаяния. Бегала на почту, чтобы получить ее письма раньше мужа, вскрывала их, читала, вновь запе­чатывала и отдавала почтмейстеру - а потом, когда конверты приносили в отель, затаив дыхание следила за реакцией Достоевского.

У него задрожали руки. Значит, все любит... Он вздохнул, это ужасно... Почему он так рассеян? Что за дрянь эта Аполлинария, как смеет величать ее в своих письмах «мадам Брылкиной»!

Анна дошла до того, что, презирая саму себя, следила за мужем в бинокль и преследовала его во время прогулок по горо­ду - а, ну как он встречается с соперни­цей? Прошло и это - после того как у них родилась дочь, Достоевский уже не думал о других женщинах. А через три месяца после смерти маленькой Сони муж, по­трясенный, взъерошенный, несчастный, ходил за женой словно тень: ему было страшно, он боялся потерять и ее.

В Россию они вернулись только через четыре года, совершенно другими людь­ми, и первым в этом убедился пасынок Паша, собравшийся поселиться в их но­вой квартире с молодой женой. Однако чете Исаевых пришлось искать себе дру­гое жилье, молодая долго жаловалась по­том Анне Достоевской на коварство ее му­жа: он-де обещал, что все домашние хло­поты возьмет на себя жена отчима...

За­тем ей пришлось разочаровать Эмилию Федоровну: ее сыновья подросли, устроились на хорошие места и могли забо­титься о матери сами. Впереди была дол­гая, полная забот и лишений жизнь - Анна Достоевская догадывалась, что ей придется нелегко, но ничего не боялась. Она знала, что муж будет с ней счастлив, и собиралась сделать все, чтобы его не терзали скупые издатели, беспардонные кредиторы и завидующие чужой славе литераторы.

В своей полной и окончательной по­беде Анна убедилась через много лет, ко­гда муж рассказал ей о визите Аполлина­рии Сусловой. Роковая женщина при­шла к ним в дом, назвавшись чужим име­нем, пробралась в его кабинет и, откинув вуаль, посмотрела Достоевскому прямо в глаза. Сцена вышла крайне неловкая - он не узнал свою мучительницу и долго допытывался у «милостивой государы­ни», чем обязан ее визиту. Суслова выбе­жала в полнейшей ярости, а через полча­са Достоевский понял, кто эта странная гостья. Он страшно перепугался и умо­лял жену получше смотреть за малыша­ми: «Полина знает, как я люблю своих де­тей, эта безумная может их убить». Жена подняла брови:

- Она так изменилась?

- Да нет, теперь я понимаю, что она очень мало изменилась. Но что ты хо­чешь! Я начисто забыл о Полине, будто ее и не было никогда.

Федор Михайлович объяснял детям, почему они не пойдут сегодня гулять, а его жене хотелось смеяться и петь. Толь­ко сейчас, через много лет после свадь­бы, она поверила в то, что с прошлым покончено, и муж принадлежит ей од­ной.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Александров А. Достоевский: Конец игры/ Алексей Александров// Караван историй. - 2007.- №12.- Стр. 258-281.

2. Волгин И. Родные и близкие. Хроника рода Достоевских/ Игорь Волгин.- М.: Фонд Достоевского, 2013.- 1222 с. - Тираж не указан.

3. Гроссман Л. Достоевский за рулеткой: Роман из жизни великого писателя/ Леонид Гроссман. - М.: «Полиграф», 2011.- 384с. - 1000 экз.

4. Комлева Е. В. Ядерное человечество и Ф. М. Достоевский //Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - № 5 (Филология)

5. Кунильский А. Е. Смех Достоевского: прав ли Бахтин? // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2007. - № 4.- Стр. 148-154.

Кэнноскэ Н. Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского/Накамура Кэнноскэ. - СПб.: «Гиперион», 2011.- 400с.- 1000 экз.

6. Наседкин Н. Н. Достоевский: Энциклопедия. - М.: «Алгоритм», 2003. - (Серия «Русские писатели»)

Ноговицын О. М. Поэтика русской прозы. Метафизическое исследование. - СПб., 1994.

7. Сараскина Л. Достоевский/ Людмила Сараскина. - М.: «Молодая гвардия», 2011.- 825 с., ил. - (Серия «Жизнь замечательных людей»: сер. биогр., Вып. 1320). -7000 экз.

8. Тарасов Ф. Б. Душа и «почва»: от Пушкина к // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2011. - № 4 (июль - август).

9. Тарасов Ф. Б. Пушкин и Достоевский: евангельское слово в литературном произведении // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2011. - № 4 (июль - август).

10. Труайя А. Фёдор Достоевский/Анри Труайя. - М.: «Эксмо», 2005. - 480 с. (Серия «Русские биографии»).

11. Туровская М. Еврей и Достоевский//Зарубежные записки. - 2006.- №7.

12. Ф.М. Достоевский - А.Г. Сниткина. Письма любви. - М: «Рипол классик», 2011.- 448с.- 2000 экз.

 

Фильмы о Достоевском:

1. Достоевский: Документальный фильм Самуила Бубрика и Ильи Копалина.- Россия, 1956.- 27 минут (о жизни и деятельности Достоевского к 75-летию со дня его смерти).

2. Писатель и его город: Достоевский и Петербург: Фильм Генриха Белля - ФРГ, 1969.

3. Двадцать шесть дней из жизни Достоевского: Художественный фильм Александра Зархи. - СССР, 1980. В главной роли - Анатолий Солоницын.

4. Достоевский и Питер Устинов: Из документального фильма «Россия».- Канада, 1986.

5. Возвращение пророка: Документальный фильм В. Е. Рыжко.- Россия, 1994.

6. Жизнь и смерть Достоевского: Документальный фильм Александра Клюшкина (12 серий). - Россия, 2004.

7. Демоны Санкт-Петербурга: Художественный фильм Джулиано Монтальдо.-Италия, 2008.

8. Три женщины Достоевского: Фильм Евгения Ташкова. - Россия, 2010.

9. Достоевский: Сериал Владимира Хотиненко (к 190-летию со дня рождения писателя).- Россия, 2011. В главной роли Евгений Миронов.

Образ Достоевского также использован в биографических фильмах «Софья Ковалевская» и «Чокан Валиханов» (1985).

 

3.11.21. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; 30-78-00;
e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтактеhttps://vk.com/library_foliant



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: