Семестр Раздел (модуль) 2 Сграффито.




План работы на дистанционном обучении группы ДПИ-18

Предмет: «Работа в материале»

семестр Раздел (модуль) 2 Сграффито.

Тема 4. Выполнение творческого декоративного натюрморта в технике сграффито.

Продолжение картона.

Даты проведения занятий 30.04.2020

Время проведения занятия 4 пара (практика) 13.00-14.00; 5 пара (практика) –14.30-15.30

Практических занятий 4 часа

Самостоятельной работы 26 часов

Методические рекомендации по выполнению практических работ:

«Сграффито» (от ит. "sgraffito") — относительно молодая техника стенописи, суть которой состоит в последовательном нанесении тонких цветных слоев известково-песчаного, известково-цементно-песчаного или цементно-песчаного растворов на архитектурную плоскость, в процарапывании (снятии) специальными инструментами (31, 85) свежих, не засохших верхних слоев до раскрытия (обнажения) нижних, отличающихся по цвету и тону, в соответствии с передавленным с кальки рисунком.

Суть этой техники, как об этом упомянуто несколько выше, состоит в том, что на архитектурную плоскость последовательно друг на друга, начиная с наиболее темных тонов, наносятся слои цветных (известково-песчаных и др.) растворов-колеров. Эти растворы наносятся на архитектурную плоскость обычным способом оштукатуривания, то есть по просохшему набрызгу-грунту с помощью полутерка, мастерка, сокола и терки. Толщина слоев в пределах 0,2—1 см. Когда все слои растворов-колеров нанесены, на верхний, еще только слегка подвявший (нажим большим пальцем не оставляет на нем следа), следует с кальки перевести рисунок, обводя его контуры карандашом или заостренной палочкой. После чего можно приступать непосредственно к вырезанию сграффито с помощью металлических инструментов наподобие скальпеля и штихелей разной формы. С помощью инструментов можно добиваться как гладкой, так и фактурной поверхности, чередуя их в композиционном порядке.

Наиболее простыми составами для выполнения той или иной работы в технике сграффито являются самые обычные известково-песчаные штукатурные растворы, подкрашенные до нужного цвета щелочестойкими пигментами.

ИЗВЕСТКОВО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР - КОЛЕР ДЛЯ СГРАФФИТО

Известковое тесто (средней жирности) 1,0

Песок (с модулем в 1 —1,5 мм3) 2,0

Пигменты (щелочестойкие) 0,01 — 0,2

Вода (до рабочей консистенции) 0,3—0,5

Известковое тесто положить в растворный ящик и хорошо перемешать с песком, всыпая в него последний небольшими порциями. В полученный таким образом раствор белого цвета добавить определенное количество необходимых для получения нужного цвета и тона раствора-колера пигментов, засыпая последние небольшими порциями по всей площади поверхности раствора в ящике и каждый раз хорошо все промешивая. Таким образом, надо приготовить все растворы-колеры нужного цвета и тона в соответствии с эскизом и в достаточном для выполнения всей работы количестве. Растворы-колеры должны быть умеренно вязкими (жирными) — на штукатурной лопатке (мастерке), резко вынутой из раствора, не должно быть значительных остатков извести.

Растворы-колеры для выполнения одной работы надо подбирать все сразу, в сыром виде, делая накраски, то есть, выкладывая шлепочки растворов-колеров вплотную один к другому в последовательном порядке от темного к светлому (или наоборот), чтобы иметь возможность соотнести их друг с другом по цвету и тону. Пробы-накраски следует делать толщиной в пределах 1 см и площадью не менее 0,5 дм, нанося их на пластину или кусок отвердевшего сухого гипса (можно для этой цели использовать и сухой силикатный или обычный кирпич). Гипс сразу же отсосет воду из проб-накрасок. После того, как они провянут (станут матовыми), их надо осторожно проциклевать, то есть скребком поскоблить, снять верхний слой толщиной в пределах 1 мм, что позволит получить цвет и тон растворов-колеров почти такой же силы цвета и тона, какими они будут по высыхании в натуре.

Необходимое для выполнения той или иной работы количество растворов-колеров рассчитать нетрудно: одним десятилитровым ведром раствора-колера (10 дм, или 10 л) можно покрыть площадь в 1 м 2 толщиной слоя в 1 см. Следовательно, если наносить слой как обычно толщиной в 0,3 см, то ведром раствора-колера можно покрыть поверхность площадью в 3 м 2.

Работа над созданием декоративного панно начинается с внимательного изучения аналогов и определения в них места и роли локального пятна, фактуры, орнамента, способов пластической стилизации формы. Затем начинается процесс создания линейных и тональных эскизов, в которых использованы декоративные предметы быта – посуда, светильники, ткани, элементы скульптуры. Эскиз также направлен на поиск наиболее гармоничного формата для данной работы, предложенные эскизы могут иметь как более выраженный вертикальный или горизонтальный, так и приближенный к квадратному формат. Линейный и тональный эскизы строятся с учетом композиционных принципов: линейных и тональных ритмов, контрастов величин, гладкой и фактурной поверхности. Все это придает натюрморту декоративность и одновременно обогащает его композиционную структуру.

После выбора окончательного эскиза и подготовки основы к работе (грунтовки) приступают к переносу рисунка с эскиза на основу (холст, картон, ДВП и др). Для этого можно воспользоваться рисунком по клеткам (эскиз и полотно разбивается на клетки и переносится пропорционально). Рисунок может быть перенесен на полотно и через эпидиоскоп или через проектор для компьютерных слайдов. Эпидиоскоп – оптический прибор для проецирования на экран сильно увеличенного реального объекта. Сочетает в себе эпипроектор и диапроектор. Также эпидиоскоп используется при выполнении художественных и дизайнерских работ, при выполнении настенных росписей, аэрографических работ, росписи ткани. Еще один способ переноса эскиза – увеличение на ксероксе и следующий перенос через копировальную бумагу на холст. После перевода на холст рисунок уточняется карандашом, затем обводится по контуру тонким черным маркером.

После нанесения рисунка выполняется имприматура.

Имприматура – цветное тонирование (подкраски) грунта или первого слоя поверхности росписи. Имприматура – простой и эффективный способ создать цветовую гармонию в живописной работе. Писать на белом полотне очень трудно, потому что пока все полотно не покрыто цветами, совершенно непонятны отношения уже наложенных красок. На имприматурах с теплыми и «горячими» оттенками цветов легче выдержать живопись в теплых тонах, на серых – в серебристых, на холодных – в холодных, на темном грунте – в темных то-нах и т.п. Тем самым достигается выигрыш во времени с точки зрения технологии производства картины, облегчается работа художника. Ему нельзя не наносить лишних красочных слоев, а это в свою очередь является предпосылкой большей прочности красочного слоя и сохранности картины. Иногда даже больше плоскости полотна с ярко выраженной имприматурою и фактуре почвы не перекрываются другими красками, а остаются незаписанных и входят в живописно-пластическое решение картины. Имприматура может быть нанесена гладким ровным слоем или рельефно, может иметь определенную фактуру. Имприматуру можно наносить кистью, флейцем, щеткой, шпателем, мастихином, тряпкой, ладонью. Для акриловой живописи имприматура выполняется с помощью добавления в акриловый грунт красящего пигмента.

После разработки основных пятен начинается проработка деталей с помощью того же метода гризайлью. Гризайлью (фр. Grisaille от gris - серый) - вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных тонах одного цвета, чаще всего сепии, а так же техника создания нарисованных барельефов, и других архитектурных или скульптурных элементов. Большие пятна драпировок дополняются более мелкими деталями (складками), внимательно прорабатываются детали орнамента, изображенных предметов.

Когда проработка завершена, и работа имеет вид черно-белого снимка (в коричневом или ином основном тоне), вводятся цвета, однако в ограниченной палитре. После вскрытия в ограниченном колорите в работу вводятся яркие плоскостные цвета в небольшом количестве и площади.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: