у детей среднего дошкольного возраста посредством организации музыкально- дидактических игр»




Федеральные государственные стандарты (ФГОС) предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, у ребёнка должны быть развиты творческие способности, т.е. он должен обладать: развитым воображением; инициативностью; самостоятельностью; любознательностью.

Каждая из этих творческих способностей в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности.

Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие). Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности: мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных.

Выделяют следующие виды музыкальной деятельности, каждый из которых служит средством развития какой–либо музыкальной способности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность.

Основы музыкальной культуры закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах,- она звучит и на непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному развитию и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Перед педагогами стоят следующие задачи для развития музыкальных способностей детей:

Первая задача педагога в процессе развития музыкальных способностей состоит в том, что бы вызвать у дошкольника интерес, а далее и пробудить потребность к занятию музыкальной деятельностью.

• развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений;

• содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;

• развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.

Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты.

Музыкально - дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Применение музыкально-дидактических игр на НОД дает возможность провести их наиболее содержательно.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время НОД по музыке. Знакомство детей с правилами игры, ставиться перед ними определенная дидактическая задача. Усвоенные на НОД правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.

Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Они тактично направляют ход игры, следят за взаимоотношениями играющих, сохраняют самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.

Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить, он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар.

Как было отмечено, музыкально – дидактическим играм предшествует НОД, на которой постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре. Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, но прямое подражание свойственно всё же играм младших дошкольников. Поэтому воспитатель при проведении игры обращает внимание, чтобы ребёнок, следуя образцу воспитателя или других детей, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.

Музыкально – дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой или индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести игры «В лесу, «Кошки и мышки», «Колобок», «Знакомые песни». С подгруппой – «Где мои детки?», «Колобок», «Кто в домике живёт?».

При объединении детей следует учитывать особенности каждого. Например, малоактивный и застенчивый ребёнок отказывается включаться в игры, где участвует много детей, зато с охотой откликается на предложение организовать игру только для двоих. (Например, «Матрёшки».)

Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Например, дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребёнок постоянно находится в этой роли. Тактично надо подсказать детям – ввести очередность в выборе ведущего. Или ребёнок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело объяснить, что все в игре подчиняются общим правилам.

Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному. Так, вполне разумно предоставлять детям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации.

В игре возникают определённые формы общения детей. Наблюдая за детьми, можно заметить, что хорошо организованная игра на следующий день повторяется в том же составе. Это и понятно: все старались, ещё вчера они договорились, кто на каком инструменте будет играть, ещё вчера они выбрали нового ведущего. Таким образом, у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. В игре у детей возникает обмен игровым опытом.

Если работу вести систематически и последовательно, то к старшему дошкольному возрасту все дети лучше проявляют себя в играх в часы досуга, становятся всё более активными на музыкальных занятиях.

Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Её содержание следует системно усложнять по возрастам, наполняя проблемностью, что позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить. Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка. Также необходимы привлекательность, оригинальность, простота, доступность всего оборудования, достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала,атрибутов.

Пособия должны быть эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними. Например, карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Музыкально – дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания детей.

В НОД дошкольных образовательных учреждений применяют следующие виды музыкально-дидатичесих игр и методик их проведения:

1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.

2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.

3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.

4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.

Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко-тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).

Естественно, для организации музыкальной игры необходима соответствующая материально-техническая база. Можно рекомендовать к использованию следующий перечень материалов для детей средней группы:

• пособия для воспитанников младшей группы;

• музыкальные инструменты (маракасы, бубны, колокольчики, треугольник, барабаны и др.);

• портреты композиторов;

• иллюстрации к произведениям представленной фонотеки;

• альбомы детского творчества: «Наши любимые песенки»;

• графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

• альбомы для рассматривания: «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты» и т. п.;

• музыкальные лесенки (трех-, пятиступенчатые);

• набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

• атрибуты к подвижным играм;

• атрибуты для детского танцевального творчества: разноцветные перчатки, султанчики, платочки или шарфы, разноцветные ленточки,

• элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.);

• музыкальный центр и набор программных аудиозаписей или дисков;

• материалы для экспериментирования со звуками по темам «Как звучит пластмасса», «Как звучит вода», «Как звучит металл»;

• музыкально-дидактические игры:

-на развитие звуковысотного слуха: «Лесенка», «Кого встретил колобок?»;

-на определение характера музыки (настроения), жанров: «Светофор» (дети спят, маршируют, пляшут), «Что звучит: песня, танец, марш?»;

-на развитие тембрового слуха: «Узнай по -голосу», «Угадай, на чем играю?»;

-на развитие динамического слуха: «Громко-тихо запоем», «Громкая и тихая музыка»;

-на развитие ритмического слуха, чувства темпа: «Ритмическое лото», «Три медведя», «Кого встретил колобок?» и др.

-на закрепление полученных знаний: «Сладкий колпачок» и др.

Системное развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста очень многосторонний и увлекательный процесс педагогики и внедрение вышеизложенных технологий даёт весьма положительный результат, что делает возможным рекомендовать данные материалы к использованию в профессиональной деятельности педагогов ДОУ.

Цель: Привлечь родителей к развитию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством организации музыкально- дидактических игр.

Задачи:

1. Создать систему работы по использованию музыкально- дидактических игр.

2. Создать картотеку музыкально- дидактических игр.

3. Привлечь родителей к пополнению предметно- развивающей среды в группах по данному направлению.

4. Знакомство родителей с использованием музыкально- дидактических игр в домашних условиях.

Содержание работы с родителями:

Месяц Содержание работы с родителями Примеч.
Сентябрь Знакомство родителей групп среднего дошкольного возраста с темой и планом работы по теме (Выступление на родительском собрании, размещение плана работы на сайте и в группе Вконтакте)    
Октябрь Мастер- класс по использованию МДИ с детьми. (Фотоотчет). Создание папки- передвижки по теме.    
Ноябрь Изготовление МДИ в домашних условиях. Индивидуальные консультации по теме.    
Декабрь Опыт использования МДИ в домашних условиях (Фотоотчет)    
Январь Мастер- класс (Фотоотчет)    
Февраль Конкурс МДИ для родителей (Фотоотчет)    
Март Подведение итогов    
Апрель Показательное занятие с участием родителей по использованию МДИ с детьми. Оформление информационного стенда. Фотоотчет на сайте, в группе Вконтакте.    

Май: Отчет по теме самообразования / Выступление на педсовете с опытом работы.

Критерии оценки:

Задача Показатель Критерий Индикатор
1. Создать систему работы по использованию музыкально- дидактических игр Наличие модели использования музыкально- дидактических игр Модель Разработана модель
2. Создать картотеку музыкально- дидактических игр Картотека Количество оформленных игр 1 шт. (20 игр)
3. Привлечь родителей к пополнению предметно- развивающей среды в группах по данному направлению Дидактический материал, разработанный родителями Количество от % от 2-х групп 20 % (10 семей) Итоговый конкурс
4. Знакомство родителей с использованием музыкально- дидактических игр в домашних условиях Мастер- класс   Участие родителей (40 %)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: