Тема: ПСИХИКА КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ




План:

1. Понятие «Психика», ее особенности и механизмы.

2. Основные формы проявления психики человека.

3. Этапы развития психики.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ[1]

1. Дайте определение понятию «психика». Приведите 2-3 примера, иллюстрирующие проявление психики человека.

2. Назовите особенности психики. Приведите примеры.

3. Укажите основные функции психики. Приведите примеры проявления функций психики.

4. Опишите основные механизмы психики. Приведите примеры, иллюстрирующие механизмы психики.

5. Проанализируйте основные формы проявления психики человека (структуру психики человека).

6. Опишите стадии развития психики в филогенезе. Приведите пример, иллюстрирующий каждый уровень развития психики в филогенезе.

7. Что может быть показателем инстинктивного характера поведения животных? Приведите примеры.

8. В чем заключается качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ [2]

Задание 1. Почему сложное поведение пчел нельзя назвать трудом? Обоснуйте свой ответ.

 

Задание 2. Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» её даже когда он голоден, хотя в обычных условиях он специально ловит мух в паутину и поедает их?

 

Задание 3. Можно ли закономерности психики, выявленные у животных, переносить на психику человека? Обоснуйте свой ответ.

 

Задание 4. Известно, что паук может найти и уничтожить насекомого, которое попало в его паутину, только тогда, когда она своими движениями вызывает вибрацию. Это подсказало идею простого эксперимента: к паутине притрагивались камертоном и наблюдали, как реагирует паук. Выяснили, также как и на насекомое: заплетает паутину и ударяет челюстями

Как объяснить это явление? Почему поведение паука не изменилось?


Задание 5. Можно ли на основании приведенных примеров говорить о разумности поведения животных? Объясните, что обусловливает столь сложные и гибкие формы поведения животных.

А. Н. Северцов описывает факты индивидуального научения у диких животных: так, соколы, обнаруживая в засаде у гнезда охотника, научились бросать пищу птенцам с высоты, недоступной выстрелу; песцы, на которых охотились, протягивая на пути к приманке шнурок и привязывая его к нацеленному ружью, стали прорывать ход к приманке под снегом. Известны случаи, когда крысы, для того чтобы достать мед со дна бидона, свешивались в него, держа друг друга за хвосты, и по очереди ели. Чтобы полакомиться подсолнечным маслом, они прогрызали у стеклянных бутылок пробки и, опуская хвосты в дырочку, потом их облизывали. Кражи яиц происходят по методу конвейера: крысы ложатся на спину и передают яйца по цепочке. Если же переносить яйца нужно на большое расстояние, то одна крыса ложится на спину, крепко зажав всеми четырьмя лапами яйцо, а другие тащат ее за хвост к месту транспортировки!

 

Задание 6. Объясните приведенные ниже факты с точки зрения вопроса соотношения инстинкта и научения.

· Хотя клевательные движения цыпленка появляются сразу после вылупления, их точность невелика. В течение первых дней она значительно повышается.

· Все птенцы сначала пытаются взмахивать крыльями и только некоторое время спустя поднимаются в воздух. Однако их полеты, и особенно приземления, на первых порах очень несовершенны. Например, молодые чайки при первых попытках приземления часто падают, если дует сильный попутный ветер.

· На одном из японских островов молодая обезьяна нашла способ

«посолить» пищу – сладкий картофель, обмакнув ее в морскую воду. Это действие быстро распространилось среди всех обезьян острова, причем первыми его переняли молодые обезьяны и последними – старые обезьяны и вожак.

 

Задание 7. Охарактеризуйте некоторые особенности инстинктивного поведения на основе нижеприведенных опытов Ж.А.Фабра.

· Оса-сфекс до откладки яиц обеспечивает будущую личинку кормом –

«законсервированным» кузнечиком. Сфекс нападает на кузнечика, парализует его, нанося точно рассчитанные уколы в три нервных узла, управляющих движением его конечностей. Затем она втаскивает кузнечика в заранее приготовленную камеру и аккуратно откладывает яичко на его груди (кузнечик при этом лежит на спине).

· Гусеницы соснового шелкопряда обычно в поисках пищи движутся длинными колоннами друг за другом, руководствуясь шелковистой нитью, которую оставляет первая из них – «вожак». По этой же нити


они возвращаются «домой». В отличие от остальных «вожак» движется медленно, совершая поисковые, ощупывающие движения в разных направлениях. Если нить почему-то прерывается, «вожаком» становится любая гусеница, оказавшаяся впереди. Фабр дает возможность вползти длинной колонне гусениц на верхний ряд кадки из-под цветов. Первая гусеница, достигнув этого края, начинает ползти по нему, описывая окружность, остальные движутся за ней. Когда первая проходит полный круг и натыкается на очередную гусеницу, выползающую на борт, Фабр сметает всех остальных гусениц с боковой стенки кадки и щеточкой тщательно стирает нить, оставленную на ней гусеницами. Теперь «вожак», обнаружив нить, смело следует за последней гусеницей. Колонна гусениц замыкает круг и начинает бесконечно кружить по краю кадки. Они не могут найти пищу, которая лежит рядом, не могут вернуться «домой». По существу, гусеницы обречены на голодную смерть. Фабр наблюдал их кружение в течение 7 суток!

 

Задание 8. Проанализируйте приведенный ниже текст. Объясните описанный феномен.

…Примером этого является пробуждение реакции следования у новорожденного гусенка при виде любого движущегося мимо него предмета, в том числе неживого. В опытах К.Лоренца гусята следовали за лодкой, подушкой, игрушечным гусенком, самим К.Лоренцом и др. Гусята полностью фиксировались на этом предмете «с места»: если гусенок однажды пошел за подушкой, он начинал ходить за ней уже всегда, не реагируя на настоящую мать.

 

Задание 9. Определите, к какой группе психических явлений - психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям - относятся каждое явление, описанное ниже.

А. Учитель информатики не раз замечал, что некоторые ребята с большим трудом усваивают материал непосредственно после уроков физкультуры и значительно лучше, если урокам информатики предшествует другая учебная деятельность.

Б. Ученик Вова Ч. испытывал всегда большое удовольствие, если его товарищи плохо отвечали по изучаемым предметам.

В. Таня К. всегда прямо осуждала товарищей за недобросовестное отношение к уборке класса.

Г. Витя Г. регулярно посещает кружок кораблестроения.

Д. Рассматривая картину Врубеля «Демон и Тамара», человек непроизвольно вспоминает образы лермонтовских героев.

Е. Лёша М. придя из колледжа в общежитие, сразу решил выучить тему

«Госстандарт». Однако, как он ни старался, определение Госстандарта он не мог правильно запомнить. После небольшого отдыха студент безошибочно запомнил его.


Задание 10. Определите, к какой группе психических явлений - психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям - относятся каждое явление, описанное ниже. Дополните каждую группу ещё двумя своими примерами.

Утомление, выдержка, воображение, ярость, любовь к Родине, преодоление усталости, запоминание, активность во время урока, эмоциональная неустойчивость, страх, трусость, борьба мотивов.

Задание 11. К какой форме поведения животных относится каждый из приводимых ниже примеров? Расположите эти примеры в порядке ступеней экологического развития.

А. В заповеднике Аскания-Нова были проведены наблюдения над птенцами страуса. Один пробил отверстие в скорлупке и выглядывал из яйца, другой только что освободился от скорлупы и поднялся на ножки. Как только вблизи раздавался шум, первый страусёнок замирал в своей скорлупке, а второй - припадал к земле и переставал шевелиться.

Б. В Сингапуре имеется специальный обезьяний питомник, где подготавливают обезьян к «работе» ботаников. Обезьяны довольно легко запоминают около 25 слов, которыми пользуются люди, отдавая распоряжения четвероногим помощникам, прыгающим на ветвях на высоте пятиэтажного дома. Обезьяны обламывают и приносят людям отдельные листья и цветы, которые достать другим способом бывает невозможно. Таких обезьян учёные используют при сборе гербариев в тропиках.

В. Дождевых червей тренировали передвигаться по одной из аллей Т- образного лабиринта, ведущей в тёмную влажную камеру, и избегать другой аллеи с подключенным электрическим током и раздражающим солевым раствором. Для выработки таких движений потребовалось около 200 подкреплений. Черви были способны сохранять выработанную реакцию после удаления первых пяти сегментов тела с мозговым ганглием.

Г. Дельфины чрезвычайно быстро обучаются. Чтобы дельфины усвоили новый сигнал, им достаточно лишь два-три раза показать требуемое действие. Так, дельфины обучались ловить пищу на лету, аккуратно брать её с тарелочки, хватать корм из рук и даже изо рта дрессировщика, находившегося на высоте почти 5 метров от поверхности воды. Дельфины позволяли запрягать себя в упряжку, чтобы возить плотик с человеком. Они охотно играли в баскетбол и с большой точностью с шестиметрового расстояния забрасывали мяч в корзину, поднятую над водой почти в человеческий рост. Дельфины ухитрялись звонить в колокольчик, дёргая за шнурок во время изящного прыжка, и даже вытаскивали платки из карманов зрителей.

Д. Над широкой площадкой вольеры на высоте 4 м от земли висит, покачиваясь от ветра, гроздь винограда. Рафаэль (обезьяна) видит её через окно лаборатории, но входная дверь заперта. Обезьяна бежит в одну из комнат, находит подходящий ключ и открывает дверь, ведущую в помещение, непосредственно примыкающее к летней вольере. Здесь Рафаэль


наталкивается ещё на одно препятствие – ящик с огнём, преграждающий ему путь. Повернув кран бака, помещённого над ящиком, обезьяна заливает огонь и выходит в вольеру, в разных местах которой разбросаны ящики. Единственный способ достать виноград - соорудить вышку из ящиков. Последовательно, в порядке убывающей величины, обезьяна ставит ящик на ящик и овладевает приманкой.

Е. У молодых овец при первом отгоне на выпас совершенно отсутствовали многие реакции, присущие взрослым животным: натуральные слюнные условные рефлексы на движение по направлению к выпасу, на вид и запах зелёного корма, на вид пасущихся других овец, звук проходящего на выпас стада и т д. Эти реакции начинают проявляться у животных только через две

- четыре недели.

Ж. По наблюдениям французского учёного Фабра, роющие осы-сфексы, протыкая жалом три ганглия у сверчков, парализуют их, а затем помещают в норку. Личинка секса питается таким парализованным, но ещё живым сверчком, сохраняющим необходимые для развития личинки питательные качества. Фабр с удивлением описывает точность, с которой сфекс находит ганглии у сверчков, как будто он знаком с анатомией насекомых. Вместе с тем характерно, что сфекс втаскивает сверчка в вырытую норку только за усики. Если обрезать парализованному сверчку усики, то сфекс оказывается совершенно беспомощным и не делает никаких попыток втащить сверчка в норку.

З. У гусей обнаруживается реакция на предмет, который вырисовывается на фоне неба, не производит крыльями хлопающих движений, движется медленно. Поэтому гуси обычно пугаются самолётов, пока не привыкнут к ним. Известный биолог Лоренц описывает гусыню Мартини, которая вывелась в инкубаторе и совершенно не реагировала на самолёты до определённого момента. Затем она сразу стала ужасно пугаться самолётов. Через некоторое время Мартини вновь успокоилась, привыкнув к виду самолётов.

И. Молодые бобры были выращены вдали от родителей и ничего не могли у них перенять. Когда бобры выросли, им положили в клетку строительный материал. Они немедленно построили плотину по всем правилам, хотя никогда не видели не только плотины, но и реки.

 

Задание 12.

К какой форме поведения животных относится каждый из приводимых ниже примеров? Чем навыки животных отличаются от навыков человека? 1.Дождевой червь уползает с освещённого места.

2.Марк Твен писал: «Кошка, один раз сев на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту…и на холодную тоже».

3.В газетах описывали случай как дикий дельфин спас тонущего человека. 4.Курица, высидев утят, бросается за ними в воду, пытаясь их спасти, а утята, как ни в чём не бывало, после купания следуют за курицей.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ[3]

1. Разработайте образ-ассоциацию понятию «психика»: нарисуйте ассоциации, связанные с каждым словом определения понятия «психика».

2. Изучите вопрос «Физиологические основы психики человека. Центральная нервная система».

Сделайте краткий конспект вопроса.

Изобразите (графически, образно) строение Центральной нервной системы.

3. Проанализируйте стадии развития психики по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри. Разберите примеры.

4. Составьте сказку «развитие психики в филогенезе».

5. Напишите стих, в который бы полно описывал бы понятие «психика» и её проявления у человека.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Юлия Борисовна Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 337 с.

2. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / Анатолий Геннадьевич Маклаков. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с.

3. Максименко С.Д. Общая психология. / Сергей Дмитриевич Максименко. – М.: «Рефл-бук» - 2004. – 528 с.

4. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. / Роберт Семенович Немов – Москва: Юрайт, 2003. – 688 с.

5. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. М., 2010. – 479 с.

6. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Людмила Дмитриевна Столяренко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 672 с.


[1] Данный пункт оформляется в папку на листах А4. Сами вопросы печатаются, ответы пишутся от руки.

[2] Задачи оформляются в папку на листах А;. Сами задачи печатаются, ответы пишутся т руки.

[3] Задания по данному пункту вкладываются в папку как отдельные самостоятельные работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: