Новое Мышление и протестантизм.




История возникновения

Считается, что непосредственная идейная почва для возникновения учения «Нового мышления» была подготовлена неортодокасальными мистико – интуитивными и пантеистическими учениями европейских философов 17-18 веков. Особую роль в становлении рассматриваемого феномена исследователи «Нового мышления» отводят учению Сведенборга, псевдонаучным изысканиям Месмера и распространению спиритизма в Америке середины 19 века[16].

«Отцом – основателем» философии и практики «Нового Мышления» (синонимом на Западе является название «метафизическое движение») все исследователи единодушно называют часовщика Финеаста Пархерста Куимби (1802-1866) из американского города Портленда штата Мэн. Ему принадлежит первая теория «умственного исцеления», породившая пестрый конгломерат движений и объединений его последователей и интерпретаторов.

Все началось с того, что Финеаст с большим энтузиазмом воспринял идеи «духовного магнетизма», в возрасте 36 лет посетив выступления Шарля (Чарльза) Пойена – ученика Месмера, открывшего у Куимби особый гипнотический дар. Отправившись в Англию в 1838-40гг. вместе со своим найденным напарником Люциусом Буркмаром, Куимби начал собственные эксперименты в сфере гипнотизма, которые вскоре привели его к открытию у себя дара целительства. Главным инструментов для исцеления себя и других он называл веру. Согласно сохранившимся данным, его посетило около 12 тысяч человек, многие из которых сочли себя исцеленными. Каковы же были методы?

«Финеас Паркхерет Куимби, пионер движения «Новая мысль», как-то рассказал историю о женщине, которая была очень больна. Мучительная боль терзала ее тело. Она говорила: «Это Божья воля». Куимби спросил ее: «А как насчет ваших родителей? Они тоже хотели бы, чтобы вы так страдали?» «О нет! — воскликнула женщина. — Они любят меня». Тогда Куимби спросил: «Почему же вы считаете, что любовь ваших земных родителей сильнее, чем любовь Бесконечного, который есть Безграничная любовь, Абсолютная гармония, Абсолютный мир? Любовь идет от Бога. Любовь всех родителей в мире является лишь слабым отражением Безграничного океана любви». И в результате на эту женщину снизошло просветление, а вслед за тем наступило исцеление. Бог, который есть жизнь, не может желать себе чего-то плохого. Жизнь — это выражение любви, радости, мира и красоты; в этом заключается ее суть. Так было, есть и будет. Бог не может желать раздоров, хаоса и беспорядка. Бог есть жизнь, и, естественно, Он не может желать смерти. Бог — это радость, и Он не может желать печали или горя. Поэтому Божья воля не может проявляться в том, чтобы умирали ваши близкие. Бог — это Абсолютная гармония, и Он не может желать болезней или немощи. Когда вы родились, воздух уже существовал. И я уверен, что вы никогда не молитесь о том, чтобы получить воздух. Точно так же уже существовали вода и все звезды на небе. И точно так же, как сейчас, всходило солнце. Бог создал все это для вас, и Он может сделать для вас абсолютно все — даже то, что превосходит ваши самые невероятные мечты. Поэтому вы поступаете неправильно, говоря: «Я беден. Я болен. Я слаб. Я утомлен. Я сломлен». В Библии мы читаем: Слабый пусть говорит: я силен. Когда вы говорите: «Я сломлен», «Я утомлен», «Я болен», этими негативными, деструктивными заявлениями вы закрепляете эти состояния в своем разуме; ваши слова погружаются в подсознание, а затем проявляются в вашей жизни. Например, если бы вы вынуждены были любить своего мужа (жену), то это значило бы, что у вас нет своей воли и свободного Выбора. Вот почему во время церемонии бракосочетания вы говорили: «Я выбираю ее (его) из всех людей в мире, чтобы она (он) была моей законной преданной супругой (супругом)». Здесь имел место определенный выбор, акт проявления воли. Вас никто не принуждал любить этого человека. Если бы вы были обязаны его любить, то это уже не было бы любовью. У вас есть право любить и свобода, чтобы дарить и хранить любовь. Вы не животное, которым управляют инстинкты. Изберите себе ныне, кому служить. У вас есть инициатива и побуждения. Да, у вас есть право сделать выбор. Вы можете принимать решения и выбирать, потому что вам дана способность разумно мыслить»[17] Из этого фрагмента явствует, что в проповеди Куимби одновременно присутствует апелляция к Богу, но при этом решающее значение для исцеления имеет все же выбор и вера самого человека. Библейская история Иова и иные библейские тексты, повествующие об абсолютной воле Бога, в том числе и в связи с ниспосылаемыми болезнями, полностью игнорировались и Куимби, и его многочисленными последователями.

Наиболее знаменитой ученицей и последовательницей Ф.Куимби стала исцеленная им от болезни спины Мэри Бейкер Эдди (1821 – 1910), основательница движения Христианской Науки и «Церкви Христа – ученого». «В 1866 году, будучи замужем за доктором Паттерсоном, Мэри Бейкер открыла принцип Христианской науки, после того, как серьезное падение едва не стоило ей жизни. Ее оценка тяжести повреждений противоречила мнению лечащего врача. Но тем не менее, принципы, "открытые" в то время, легли в основу Христианской науки. В 1875 году была издана ее книга "Science and Health" ("Наука и здоровье"), а затем дополнение, которое называлось "Кеy tо the Scriptures" ("Ключ к Священному Писанию") (1883 год,). Она заявила, что для этой работы получила божественное откровение: "Я не смогла бы написать "Науку и здоровье" и "Ключ к Священному. Писанию" так, как я это сделала, если бы эта работа исходила от человека, а я была бы оторвана от Бога - ее автора. Но я была лишь писцом, передающим гармонию Небес в божественной метафизике, и я не могу быть супер-скромной в оценке Учебника Христианской науки.»[18] Претендуя на роль нового пророка М.-Б.Эдди объявила, что причина всех болезней и даже смерти – лишь наше неправильное мышление, точнее неправильная вера и она же – ключ ко всем исцелениям. «Смерть –это иллюзия, ложь жизни.» Не верящий в смерть – не умрет. Однако в 1910 году Мэри покинула этот мир. Уже в ее книгах Бог – творец, Бог –Личность, каковым он признается ортодоксальным христианством, описывается в абстрактно – безличных терминах. Она определяет Бога как "Великое Я есмь",всезнающее, всевидящее, всеведущее, вселюбящее, премудрое и вечное; Принцип, Ум, Душа, Дух, Жизнь, Истина, Любовь, Суть всего, Разум" ("Наука и здоровье", 587:5-8). Когда она говорит о Боге как об Уме, то она не имеет виду большой мозг, находящийся в небе. Ум, в метафизическом смысле, - это везде присутствующий дух, содержащий все возможные знания. Однако такая концепция отрицает Личность Бога в Ее библейском понимании. Миссис Эдди отрицала и Троицу, т.к. она тоже включает личностную природу Бога:"Теория о трех личностях в одном Боге... предполагает политеизм, а не одно всегда присутствующее Я" (там же, р. 256). Отсутствовала в ее учении и вера в искупительную жертву Христа, которого она рассматривала как идеального целителя Верой и которому уподобляла своего учителя Ф.Куимби.

Значительный вклад в популяризацию «нового мышления» внес еще один горячий последователь Куимби и его «умственного исцеления» Горацио Дрессер (1866 – 1954). С 1896 года руководимый им «Метафизический клуб» издавал «Журнал Практической Метафизики». До сегодняшнего дня его «История движения нового мышления», изданная в 1919 году и «Рукописи Куимби» (1921), служат источником ценной информации о периоде становления и распространения рассматриваемого учения.

Другими влиятельными лидерами «нового мышления» стали: Уильям Эванс (1817 – 1889); соучредители «Церкви (школы) христианского единства» - Чарльз и Миртл Филлмор (1845—1931), основательницы «Дома Истины» Энни Рикс Милиц (1856—1924) и «Церкви Божественной науки» Малинда Эллиотт Крамер (1844—1906) и Нона Л. Брукс (1861—1945) Ральф Уолдо Трайн (1866-1958); Э.Фокс (1886 – 1951). Супруги Чарльз и Миртл Филлмор «обогатили» движение верой в реинкарнацию;

Среди прочих активистов «Христианской науки» выделялась Эмма Кертис Хопкинс[19] (1849 -1925), писательница, феминистка, мистик, некоторое время занимавшая пост редактора журнала «Христианской Науки». Уволенная со своего поста, Эмма Хопкинс в 1887 году отправляется в Чикаго, где создает свою «Теологическую семинарию Христианской Науки», в которой начинает обучение женщин как будущих духовных лидеров. Она пишет собственные трактаты, серьезно повлиявшие в дальнейшем на формирование мировоззрения носителей «Нового мышления». В духе набирающего мощь и влияние Ньюэйдж, Хопкинс провозглашает единство всех религий, сдвигая учение в сторону метафизического идеализма и религиозного синкретизма, во многом роднящее ее учение с теософией Е.Блаватской. Троицу она трактовала как Бога-отца, Сына и Бога – Мать утешающую, чья эпоха настала после прошествия эпох двух первых ипостасей Троицы.

Преданным продолжателем ее дела стал Эрнест Холмс (1887 -1960), обладавший выдающейся харизмой и неукротимой энергией проповедника, и организатора. Им была создана следующая организация – «Религиозная наука» и издан учебник «Наука Разума», в котором автор попытался создать единое эклектическое учение на основе доктрин всех наиболее известных религий мира.

В 20-е годы Холмс опубликовал следующую декларацию, которая ярко и полно характеризует пантеистические и антропоцентрические концепции «Нового мышления»:[20]

«- Я верю в Бога, дух живой Всемогущий, единый, нерушимый, Абсолют, который существует, являясь сам себе причиной. Это проявляется через все творение, но не усваивается его созданиями. Проявленная Вселенная есть тело Бога; она является логическим и неизбежным результатом бесконечного само-осознание Бога;

- Я верю в воплощение Духа во всех (людях), и что мы все воплощения единого Духа. Я верю в вечность, бессмертие и непрерывность индивидуальной души, вечно и постоянно расширяющейся;

- Я верю, что небеса находятся внутри меня и до такой степени, что я сознаю это;

- Я считаю, что конечной целью жизни является полное освобождение от всех противоречий всякого рода, и что эта цель обязательно будет достигнута всеми;

- Я верю в единство всех форм жизни, которое и есть высшее божество и в то, что внутренний Бог-Бог единственный;

- Я считаю, что Бог-личность, - это каждый кто чувствует это присутствие;

- Я верю в непосредственное откровение истины через мою интуитивную и духовную природу, и что любой может стать открывателем истины, если живет в тесном контакте со своим внутренним Богом;

- Я считаю, что всеобщий дух, который есть Бог, действует через Вселенский разум, который является законом Бога; и что меня окружают этот творческий разум, который получает непосредственное впечатление от моей мысли и действует в ней;

- Я верю в исцеление больных с помощью силы разума. Я верю в контроль условий благодаря силе разума. Я верю в вечное Добро, вечную Любовь и вечно Дарующего жизнь для всех;

- Я верю в свою собственную душу, свой дух, и свою судьбу; я понимаю, что жизнь, которой я живу-это Бог. Аминь. И Так Оно И Есть.»

Из этой декларации нетрудно увидеть принципиальные расхождения между ортодоксальным христианским вероучением и монистическим, пантеистическим взглядом духовных лидеров «Нового Мышления» на природу Бога и человека.

 

Интересно то, что идеи «нового мышления» легко и активно начинают мутировать и приживаться в азиатских, традиционно языческих, регионах. Так, в Японии «Метафизическая организация «Сейко-но-ие», японский аналог «Религиозной науки», была основана в 1934 году. Через два десятилетия она насчитывала уже около полутора миллионов последователей. Ее численность и динамика роста почти вдвое превосходила японское христианство в тот же период. Этот успех можно объяснить пантеистическим характером Нового мышления, гораздо более близким буддизму, чем теистическое христианство, что облегчало его адаптацию к религиозной культуре Японии».[21] Из проповедников этой идеологии в Японии известен М.Танигути.

Новое Мышление и протестантизм.

Тем не менее, идеология «нового мышления» была воспринята, в том числе, и в среде протестантов, где возникает первый, как бы христианский «мутант» - «Движение исцеления верой». Особую роль в соединении протестантизма с идеологией «нового мышления» сыграл У.Э.Кеньон (1867 -1948). «Кеньон был хорошо знаком с трансцендентализмом и Новым мышлением…Как и «метафизическая теология», Кеньон признавал духовную причинность физических феноменов, в первую очередь –духовную причину всех заболеваний. Изменение духовной природы вело к исцелению, которое считалось неотъемлемым правом чад Божьих… Кеньон утверждал, что человек становится тем, какое представление о себе он принимает верой. «Верующий будет расти в вере до того уровня, который он практикует положительным исповеданием.» По мнению Кеньона «позитивное исповедание» - это толчок, который приводит в движение «духовные законы», которые управляют Вселенной. Исповедание веры» означает, что вера не ограничивается мыслью, но должна быть выражена в словах.. Кеньон писал:«То, что мы исповедуем нашими устами, реально доминирует в нашем внутреннем бытии. Люди, исповедующие страх и становятся более трусливы. Они исповедуют страх заболевания и болезнь вырастает из их исповедания. Они исповедуют своюнужду и они созидают ощущение нужды, которое получает превосходство в их жизни»[22] Идеи Кеньона были подхвачены и радикально переосмыслены в послевоенной Европе 40-50 годов.

Среди его активистов нового движения – Ч.Каллис (1833 -1892), А.Симпсон (1844 -1919). «Альбер Бенджамин Симпсон, пресвитерианский пастор из Нью-Йорка, получивший исцеление на одной из конференций Каллиса, придерживался более радикальных взглядов... он считал божественное исцеление в ответ на молитву единственным способом лечения, приличествующим верному христианину», Вместе с Кеньоном Симпсон утверждал, что человека формирует исповедание его уст: «Что мне делать, если я сломаю руку? Попросите Господа уберечь руку от перелома. После этого не думайте о том, что она сломана. Иначе будет вам по вере вашей. В унисон с Новым мышлением Симпсон требовал от своих последователей «позитивного исповедания»: «Ни за что на свете не позволяйте людям говорить вам о своих проблемах; не позволяйте им сочувствовать вам. Всегда радуйтесь, всегда будьте веселы…»

Еще одной яркой фигурой этого списка является Норман Винсент Пил (1898 -1993), проповедник, пастор методистской, позднее реформаторской церкви на Манхэттене, автор серии книг по позитивному мышлению. Его самая знаменитая книга «Сила позитивного мышления» была продана в количестве 7 млн.экземпляров.

Нео-протестантское «Движение Веры», отцом –основателем которого считается Кеннет Хейгин (1917 -2003), «папа Хейгин», как называют его ученики, радикально пересмотрело основы христианского вероучения, предложив качественно новое, поразительно созвучное идеям «нового мышления», понимание природы христианской веры.

«Основные положения учения Движения Веры:

- Бог создавал мир «словами веры» и мы должны иметь такую же веру, как у Бога;

- Адам был создан, как точная копия Бога, как бог этого мира. В грехопадении Адам утратил свою божественную природу и воспринял духовную природу сатаны. Адам, а вместе с ним и Бог утратили владычество над Землей;

-Для искупления богу понадобился такой же богочеловек, как первый Адам. Чтобы стать всецело человеком, Иисус Христос принял в себя природу сатаны, Иисус умер духовно. В глубинах преисподней, где Иисус претерпел три дня мучений, произошло окончательное искупление человека, Иисус родился свыше и победил сатану;

-Каждый рожденный свыше христианин, теперь получает природу Бога;

-Иисус отказался от владычества над Землей, передав власть церкви, главой которой Он является. Исторические церкви до сих пор не поняли дарованной им полноты власти и ответственности;

- Здоровье и процветание являются достоянием всех людей, через жертву Христа. Любой человек, а преимущественно христианин, распоряжается своим здоровьем и богатством с помощью позитивного исповедания: позитивного мышления, творческой визуализации и обязательной декларации желаемого, как действительного.»[23]

 

Одним из самых известных харизматических лидеров всемирного «Движения веры», проповедующий «позитивное мышление по-христиански», считается южнокорейский проповедник Дэвид Йонгги (Ёнги) Чо (родился в 1936 году). Почетный пастор южнокорейской харизматической Церкви Полного Евангелия Ёыйдо в (Ассамблеи Бога), численность прихожан которой, по ее данным, составляет более 800 00 человек. Приняв христианство в возрасте 19 лет, будучи больным туберкулезом, Йонгги исцелился и посвятил свою жизнь религиозному служению в среде протестантов -пятидесятников. В итоге он становится мировым лидером и с 1992 по 2000 год возглавляет Всемирную Ассамблею Бога. Он написал множество книг, в том числе: двухтомник «Четвертое измерение», «Святой Дух - Мой старший партнер», «Молясь с Иисусом», «Больше, чем Числа», а также «Молитва, ключ к Возрождению».

Рассказывая о своем обращении в христианство, в книге «Четвертое измерение», (так он называет Святой Дух), Йонги Чо пишет: «Иисус Христос не принес нам ни религии, ни кодекса этик, ни серии ритуалов. Исключительно практическим путем Иисус, принес спасение человечеству. Ненавидя грех, Христос возлюбил грешника, принимая всех приходящих к Нему. Глубоко сознавая собственную греховность, я понял, что мне необходимо прощение грехов. Христос исцелял больных. Больные, изувеченные приходили к Нему, и Он исцелял их одним прикосновением. Это вселяло веру в мое сердце: я надеялся, что Он исцелит и меня.» И после получения исцеления, став христианином, Йонги понял, что к Богу можно обращаться с любыми просьбами, и если вера горяча и истинна, (а так же если соблюдена определенная мыслительная процедура, о чем –ниже), то Бог обязательно все исполнит. Далее автор повествует о том, что поскольку он был очень беден, то рискнул попросить у Бога... стол, стул и велосипед. Но не получил и возроптал. И вот тогда Святой Дух ответил ему, что столов, стульев и велосипедов слишком много, и они все разные. Чтобы получить просимое у Бога нужно очень четко представить себе каждый предмет. И Йонги начал старательно представлять каждый предмет в деталях. Это потребовало времени. Но: «Скажу, что я действительно получил все эти вещи, о которых молился: стол из красного дерева, кресло на металлических ножках, изготовленное фирмой Митцубиши в Японии, с роликами и велосипед из Штатов. Велосипед я получил от сына одного американского миссионера. Он очень мало им пользовался»[24]. Далее в книге рассказывается о тридцатилетней старой деве, которая десять лет безуспешно молила Бога послать ей жениха. Когда на обратилась с вопросом к пастору Йонги, он объяснил ей, что Бог не может выполнять неопределенные просьбы. Он задал женщине десять вопросов о желательном женихе, начиная с внешности и до желательной профессии, и посоветовал как можно ярче увидеть его своим внутренним взором во время молитвы. В итоге, по свидетельству автора, вскоре именно такой человек вскоре прибыл к ним в церковь и благополучно женился на этой старой деве. Конечно же, к «визуализации» должна прилагаться пламенная вера и «чувствование» своего желания, как уже свершившегося. Тогда человек «беременный» своей искренней верой, при помощи Бога, непременно «родит» то, что желает. Таким образом, пятидесятнический пастор Йонги Чо в одной из самых популярных своих книг «Четвертое измерение» фактически моделирует вариант классического «позитивного мышления», но… «по - христиански».

Не менее известным и знаменитым стал лидер и проповедник Церкви Божественной науки в Лос-Анджелесе Джозеф Мёрфи (1898 -1981). Автор книг «Управляйте своей судьбой», «Удивительные игры разума и подсознания», «Открой в себе божественную силу», «Сила вашего подсознания», «Космическая энергия – чудодейственная сила Вселенной» и подобных, всего около 30, он собирал на свои лекции –проповеди многотысячные аудитории в течении всех 28 лет своего служения.

Протестантское «Движение веры» наибольший отклик получило в церквях пятидесятников и харизматов по всему миру, из среды которых, во второй половине ХХ века выдвигаются мощные лидеры данного направления. Среди них: Н.В.Пил (1898 -1993), американский пастор Реформаторской церкви, основатель «Института религии и здоровья», автор бестселлера «Сила позитивного мышления». Знаменитый в Америке теле-евангелист Р.Шуллер, автор не менее популярной книжки «Любовь к самому себе – новая Реформация». В начале 80-х годов ХХ века шведский евангелист Ульф Эккман заканчивает обучение в центре Хейгина в Америке и, вернувшись на родину, создает харизматическую церковь «Слово жизни», наполненную идеями «движения Веры». В этом центре проходят обучение и многие лидеры молодых пятидесятнических центров, возникших в начале 90-х годов ХХ века на пост-советском пространстве. В том числе – Алексей Ледяев, ставший основателем и идейным вдохновителем движения харизматических церквей «Новое поколение» в Латвии, а затем в СНГ; Руслан Белосевич, основавший в Сибири (Красноярск, Абакан) харизматическое движение «Церковь прославления» и некоторые другие. Все они транслируют идеи «теологии процветания», которая представляет собой специфический синтез модернизированного кальвинизма и идей «позитивного мышления».

«Пятидесятники и харизматы следуют кальвинистскому принципу, когда утверждают: не можешь обрести благополучие и здоровье – значит Бог тебя не избрал. Из уст проповедников звучали самые крайние и даже абсурдные идеи о возможности спасения только для богатых и здоровых христиан. В особенности молодые харизматические общины воспринимают коммерческий успех как Божье благословление, и если в обыденной жизни верующий испытывает материальную нужду или физические страдания, пастор может поставить под сомнение его веру. На российском дальнем востоке южнокорейские миссионеры используют такой аргумент: «Республика Корея – богатая страна, мы всего добились потому, что у нас протестантские церкви заняли ведущее положение в обществе» В Бразильской всемирной Церкви Божией, которая активно проповедует в России, верующий должен напрямую просить у бога конкретных материальных благ, называя в молитвах размер зарплаты и марку автомашины. Среди описаний обращений членов этой церкви и того, чего они достигли, можно прочитать следующее: «У меня большие финансовые благословления» (свидетельство раисы Лощиловой), «Иисус помог мне начать свой собственный бизнес» (свидетельство прихожанки Изы).» «В конце 90-х годов место главных проводников богословия «успеха» заняли украинская церковь «Посольство божие» Сандея Аделаджи и казахстанская церковь «Новая жизнь» во главе с пастором Максимом Максимовым.[25]На сегодняшний день ведущие отечественные исследователи протестантизма отмечают заметное ослабление акцентов на материальное процветание в отечественных пятидесятнических и харизматических церквях и возвращение к более традиционным критериям духовных плодов веры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: