Раздел 3. Индивидуально-типологические особенности личности




Раздел 2. Психические процессы

Тема 10. Познавательны психические процессы. Ощущение.

Содержание темы: понятие ощущения, классификация и виды ощущений, свойства ощущений, чувствительность и ее измерение, динамический диапазон, адаптация, сенсибилизация, синестезия, явление контраста, психофизический закон Вебера-Фехнера.

Тема 11. Восприятие.

Содержание темы: понятие восприятия, основные свойства восприятия (предметность, целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность, константность), классификация восприятия, структурность восприятия, фон, фигура, иллюзии восприятия.

Тема 12. Внимание.

Содержание темы: понятие внимания, функции внимания, виды внимания, свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключение, колебание), психофизиологи­ческая теория, теория установки Д.Н. Узнадзе, теоретическая концепция внимания П.Я Гальперина.

Тема 13. Память.

Содержание темы: понятие «память», виды памяти, процессы памяти, ассоциативная теория, смысловая теория, гештальт теория памяти, ретроактивное и проактивное торможение, фактор края, «эффект Зейганрник», представления, явление реминисценции.

Тема 14. Воображение.

Содержание темы: понятие воображения, виды воображения (произвольное, непроизвольное, гедонистическое, прагматическое, продуктивное, репродуктивное, по модальностям), приемы создания образов, мечта, греза, взаимосвязь воображения и эмоций.

Тема 15 Мышление.

Содержание темы: понятие мышления, характеристика мышления (отличие мышления от восприятия и воображения), операции мышления, виды мышления, формы словесно - логического мышления (понятие, суждение, умозаключение),индивидуальные стили мышления, качества мышления (глубина-поверхностность, широта-узость; быстрота-замедленность; гибкость-ригидность; оригинальность-тривиальность), эгоцентризм детского мышления.

Тема 16 Речь.

Содержание темы: понятие речи, виды речи (жестовая, звуковая, внешняя, внутренняя, экспрессияная, импрессивная, письменная, устная), функции речи (коммуникативная, сигнификативная, обобщающая), связь мышления и речи, эгоцентрическя речь (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн), развития устной и письменной речи в онтогенезе.

 

Тема 17. Эмоциональные процессы.

Содержание темы: понятие эмоций, основные виды проявления эмоций (острые эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональное отношение к объекту), группы эмоциональных проявлений можно (настроение, страсть, аффект, собственно эмоция, чувство, эмоциональный стресс), свойства эмоций (субъективный характер, полярность, фазность), компоненты эмоций (физиологический, психологический, поведенческий), уровни эмоциональных переживаний по С.Л. Рубинштейну (уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, предметные чувства: интеллектуальные, моральные, эстетические и обобщенные мировоззренческие чувства, низшие и высшие эмоции, базовые эмоции (по В. Вундту) базовые эмоции по И. Изарду, теория эмоций Джеймса-Ланге, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, информационная теория П.В. Симонова, функции эмоций (оценочная, сигнальная, побудительная, выразительная (коммуникативная)), стенические и астенические эмоции, индивидуально-психологические особенности проявлений эмоция и чувств, стадии стресса по Г. Селье, виды стресса, фрустрация.

Тема 18. Волевые процессы.

Содержание темы: понятие воли, импульсивные действия, привычные (навыки) действия, волевые действия, функции воли (тормозная, побудительная), структура волевого акта, волевые качества личности, локус контроль.

Раздел 3. Индивидуально-типологические особенности личности

Тема 19. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Содержание темы: понятие «индивид», понятие «индивидуальность», понятие «личность», социобиологический подход к пониманию личности, основные структурные компоненты личности (потребностно-мотивационная сфера, волевая сфера, познавательная сфера, эмоциональная сфера, способности, темперамент, характер), направленность личности, потребности человека (биологические и высшие), влечение, желание, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, развитие личности в онтогенезе (непрерывный процесс взросления и неповторимость этапов развития), психологические типы (К. Юнг, Бриггс – Майерс), типология акцентуированных личностей К.Леонгарда,

Тема 20. Самосознание и Я-Концепция личности. Жизненный путь личности.

Содержание темы: Я-концепция личности (Уильям Джемс, Ч. Кули, Д. Мид, Э. Эриксон, К. Роджерс), самосознание личности, компоненты самосознания, стадии самосознания по Ананьеву, структура самосознания («Я Настоящее», «Я Динамическое», «Идеальное Я», «Ретроспективное Я», «Функционально-ролевое Я», «Изображаемое Я», «Социальное Я», «Физическое (телесное) Я», «Духовное Я») характеристику зрелой личности по Г. Олпорту,

Тема21. Темперамент.

Содержание темы: понятие «темперамент», гуморальные (Гиппократ, Гален. И. Кант, П.Ф.Лесгафт), конституциональные (Э. Кречмер, У. Шелдон), нейродинамические(И.П. Павлов), нейрогуморальные, (В.М. Русалов, Б.Д. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин)

теории темперамента, индивидуальный стиль деятельности (Б.Д. Теплов, В. С. Мерлин и Е. А. Климов)

Тема 22. Характер.

Содержание темы: понятие«характер», характер как система отношений (отношение к действительности (обществу), отношение к деятельности, отношение к другим людям, отношение к самому себе, отношение к вещам), типологические модели характера (Э. Фрома, Э. Шострома, Б.С. Братуся, А.Ф. Лазурского), понятие «акцентуация характера», виды акцентуаций характера по А.Е. Личко.

Тема 23. Способности

Содержание темы: понятие «способности», задатки способностей, роль социальной среды и деятельности в формировании и развитии способностей, признаки способностей по Б.М. Теплову, классификация способностей (общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие способности), уровни способностей (одаренность, талант, гениальность, репродуктивный и творческий уровни).

Тема 24 Интеллект.

Содержание темы: понятие интеллекта, теория Ж. Пиаже о развитии интеллекта в онтогенезе, процессы ассимиляции и аккомодации, факторно-аналитические теории интеллекта (Ч. Спирмен, Д. Векслер, Р. Кетелл,Л. Терстоун, Д. Гилфорд, Р. Айзенк, Ф. Вернон, Д. Векслер), когнитивные модели интеллекта (Р. Стернберг).

 

Экзаменационные вопросы по общей психологии (ФГОС 3)

Примерный перечень вопросов:

1. Общая характеристика психологии как науки. Основные отрасли психологии.

2. Основные этапы становления психологии как науки.

3. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.

4. Бихевиоризм и его критический анализ.

5. Предмет психологии, задачи и методы психологии. Объяснительные принципы психологии.

6. Понятие и виды отражения. Особенности психического отражения человека.

7. Понятие психики, функции и структура человеческой психики.

8. Сознание как высшая ступень развития психического отражения.

9. Неосознаваемые психические процессы (по Ю. Б. Гиппенрейтер).

10. Объективный критерий психики. Адаптивное значение психики, виды и направления адаптации (по А.Н. Северцеву)

11. Стадии развития психики (теория А.Н.Леонтьева – К.Э Фабри), отличие психической деятельности животных от психики человека.

12. Гипотеза о возникновении сознания.

13. Строение сознания по А.Н. Леонтьеву

14. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского.

15. Понятие интериоризации - экстериоризации. Стадии интериоризации. Роль деятельности в развитии высших психических функций.

16. Понятие психической функции. Высшие и натуральные психические функции.

17. Психологическая теория деятельности.

18. Связь мотивов и личности. Формировании и развитие мотивов.

19. Теория уровней построения движений и принцип сенсорных коррекций по Н. А. Бернштейну.

20. Онтогенез психики человека и его отличие от индивидуального развития животного.

21. Общая характеристика познавательных психических процессов.

22. Классификация и характеристика основных видов ощущений.

23. Основные свойства и характеристика ощущений.

24. Понятие чувствительности. Изменчивость чувствительности

25. Психофизический закон Вебера-Фехнера

26. Определение и общая характеристика восприятия. Классификация восприятия.

27. Основные свойства восприятия. Иллюзии восприятия.

28. Определение и общая характеристика внимания.

29. Функции и виды внимания.

30. Психофизиологическая теория внимания Т. Рибо.

31. Теория установки Д.Н. Узнадзе.

32. Теоретическая концепция внимания П.Я Гальперина.

33. Свойства и формы внимания.

34. Определение и общая характеристика памяти.

35. Основные виды памяти.

36. Процессы памяти. Ретроактивное и проактивное торможение, фактор края, «эффект Зейганрник».

37. Ассоциативная теория памяти.

38. Смысловая теория памяти.

39. Гештальт теория памяти.

40. Определение представления и основные характеристики.

41. Виды представлений.

42. Общая характеристика воображения. Виды воображения. Приемы создания образов.

43. Общая характеристика мышления. Виды мышления.

44. Основные свойства и операции мышления.

45. Формы абстрактного мышления.

46. Эгоцентризм детского мышления.

47. Связь мышления и речи.

48. Понятие языка и речи. Функции речи. Виды речи.

49. Проблема эгоцентрической речи в психологии (Ж.Пиаже, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн)

50. Общая характеристика эмоций. Виды эмоций. Уровни эмоциональных переживаний по С.Л. Рубинштейну.

51. Функции эмоций и основные компоненты эмоций.

52. Основные свойства эмоций. Виды проявления эмоций.

53. Теория дифференциальных эмоций И. Изарда.

54. Теория эмоций Джеймса-Ланге

55. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

56. Информационная теория П.В. Симонова.

57. Влияние эмоций на деятельность человека. Понятие фрустрации.

58. Общая характеристика стресса. Виды стресса. Стадии стресса по Г. Селье и их характеристика.

59. Общая характеристика воли. Функции воли.

60. Роль волевой регуляции в поведении и деятельности человека. Структура волевого акта. Виды действий.

61. Волевые качества личности. Локус контроля.

62. Понятие «индивид». Понятие «индивидуальность». Понятие «личность». Социобиологический подход к пониманию личности.

63. Направленность личности и мотивация деятельности.

64. Психологические типы К. Юнга, Бриггс-Майерс.

65. Понятие акцентуированных личностей по К. Леонгарду.

66. Понятие Я – концепции. Структура Я-концепции по У. Джемсу.

67. Подход К.Рождерс к пониманию Я - концепции.

68. Теория Я – концепции Ч. Кули и Дж. Мида.

69. Взгляды А.А. Налчаджану на проблему Я-концепции.

70. Подход к пониманию Я- концепции В. В. Столина

71. Взгляды Р. Бернса на проблему Я-концепции.

72. Проблема жизненного пути личности в отечественной психологии.

73. Критерии зрелой личности по Г. Олпорту.

74. Общая характеристика темперамента. История изучения темперамента (гуморальные, конституциональные, нейродинамическая теории).

75. Регулятивная теория темперамента Я. Стреляу.

76. Проблема темперамента в работах Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, В. С. Мерлина

77. Теория формально-динамических свойств личности В.М. Русалова.

78. Проблема индивидуального стиля деятельности в отечественной психологии.

79. Понятие характера в современной психологии. Проблема формирования характера.

80. Типологические модели характера Э. Фрома, Э. Шострома, А.Ф. Лазурского.

81. Понятие акцентуации характера. Виды акцентуаций по А.Е. Личко.

82. Общая характеристика способностей. Роль социальной среды и деятельности в формировании и развитии способностей.

83. Признаки способностей по Б.М. Теплову, классификация и уровни способностей.

84. Понятие интеллекта в современной психологии. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

85. Факторно-аналитические модели интеллекта.

86. Иерархические модели интеллекта.

87. Монометрический подход Г.Ю. Айзенка.

88. Когнитивные модели интеллекта

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: