Эффект Матфея в СМИ и рекламе




Почему богатые становятся ещё богаче и другие проявления «эффекта Матфея»

Вместе с Перестройкой в Советском Союзе неожиданно обнаружилась каста весьма состоятельных людей, в то время как основная масса граждан начала стремительно нищать. Подобное явление оказалось связано с тем, что изначально население имело разные стартовые платформы для обогащения — человек, имеющий отношение к партийной элите мог открыть кооператив и мотаться в заграничные командировки для покупки «лейбовых» шмоток. Затем эти вещи перепродавались с немалой выгодой и так по кругу...

Эффект Матфея (англ. Matthew effect) — феномен неравномерного распределения преимуществ, в котором сторона, уже ими обладающая, продолжает их накапливать и приумножать, в то время как другая, изначально ограниченная, оказывается обделена ещё сильнее и, следовательно, имеет меньшие шансы на дальнейший успех. Сам термин был впервые предложен американским социологом Робертом Мертоном, который дал явлению такое название по цитате из Притчи о талантах в Евангелии от Матфея:

29 …ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

(Мф. 25:29)

Действие эффекта можно пронаблюдать в социологии науки и наукометрии (разница в признании и цитировании работ именитых учёных в сравнении с аналогичными по качеству трудами их малоизвестных коллег), образовании (влияние скорости усвоения навыка чтения на дальнейший разрыв между «способными» и «отстающими» учениками), экономике (концентрация богатстваruen и распределение бедности). Аналогичный пример проявляется в химии (реакция автокатализа).

 

 

Позже эти оборотистые личности занимали лучшие места в кабинетах. А простые работяги, вынужденные жить от получки до получки, возможностей для обогащения не имели, учить детей в престижных ВУЗах также не было финансов, так что вырваться у них и их потомков из болота бедности шансов практически не имелось.

Подобная ситуация была описана еще в Библии, если говорить конкретнее в «Притче о талантах» из Евангелия от Матфея:

"...ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет".

В 1968 году в журнале «Science» вышла статья известного социолога Роберта Мертона. Он и ввел понятие «Эффект Матфея» согласно вышеприведенной цитаты.

Эффект Матфея в науке

Поскольку ученый работал в области социологии и наукометрии, то и материал для своей работы он взял из научной среды, но вообще под эффект попадают многие стороны человеческой жизни.

Итак, проанализировав ситуацию в научном сообществе, Мертон справедливо отметил, что небольшая часть ученых имеет множество научных публикаций, это признанные лауреаты, на каждую научную работу которого имеется множество ссылок в других статьях, независимо от того, имеет эта работа истинную ценность или является пустышкой.

С другой стороны, у общей массы ученых имеется считанное количество публикаций, на которые мало кто обращает внимания, хотя они и могут иметь настоящую научную ценность. Кроме того, часть открытий совершенных молодыми учеными несправедливо приписывается их маститым научным руководителям, в то время как реальные авторы остаются в безвестности.

В качестве подтверждения своих слов Роберт Мертон любил приводить пример связанный с историей открытия стрептомицина. Зельману Ваксмену за создание этого лекарства была присуждена в 1952 году Нобелевская премия.

Ваксман с ассистентками тестируют стрептомицин. Источник изображения: национальный музей американской истории истории

Но непосредственно синтезировать это вещество удалось аспиранту мэтра Альберту Шацу в 1943 году. При раздаче слонов в виде научных званий и премий о вкладе в науку молодого аспиранта все забыли, а преференции достались исключительно Селману Уоксману. Все в духе «эффекта Матфея».

Интересным следствием «эффекта Матфея» является то, что истинная ценность научной работы отрывается от реальности и начинает существовать как некая «вещь в себе». Материальные вознаграждения и прочие преференции, полученные опубликовавшем ее мэтром, начинают вызывать восхищение коллег и цитирование в новых научных публикациях. А это приводит к новым наградам и преференциям. Работа может только казаться хорошей и нужной, но это уже не имеет ни малейшего значения — она стала «признанной» и в дальнейшем раскручивает сама себя. Подобное явление хорошо знакомо каждому студенту — когда 2 года ты работаешь на зачетку, а затем она начинает работать на тебя.

Эффект Матфея в СМИ и рекламе

Развитие технологий привело к проявлению «эффекта Матфея» в мировой паутине. Рассмотрим 2 материала примерно одинакового качества. По сети быстрее распространяется тот, который изначально имеет больше просмотров и комментариев. А для большего числа просмотров достаточно большего числа подписчиков.

Источник изображения: isms.com.br

И вот один из материалов начинает гулять по свету, а второй так и остается практически незамеченным. И это при равном качестве содержания.

Подобное влияние оказывает и реклама. В человеческой природе заложено стремление покупать товары или пользоваться услугами известных брендов.

Утешает одно - «эффект Матфея» не является неким абсолютом и можно построить общество, в котором будут становиться состоятельнее не только богатые, но и бедные люди.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: