Структура учебника. Состав художественных текстов
Принцип в основе построения – хронологический.
Представлены в учебнике отрывки из произведений для иллюстрации теоретического материала.
«Выбор имен, произведений, тем для обзорно-аналитических глав обусловлен масштабами дарований писателей, значимостью их для времени, для русской культуры XXвека. Содержание учебника соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и темам выпускных экзаменов.
Кроме того, в учебнике представлены произведения, предназначенные для учащихся, желающих знать больше, чем предполагает обязательный минимум содержания образования. Этот материал выделен другим шрифтом или обозначен символом *. В учебник также введен новый раздел, адресованный учащимся российской глубинки, -«У литературной карты России ». Множество писателей, вроде Вяч. Шишкова, С. Сергеева-Ценского, Б. Шергина и др., давно имеют на родине музеи, им поставлены памятники в губернских центрах, есть улицы или библиотеки их имени. По русским рекам ходят пароходы с их именами, а киноверсии их романов – скажем, «Угрюм-река» Вяч. Шишкова – известны повсюду. Они, по существу, давно нанесли свою малую родину на литературную карту России.
В данном пособии рассматриваются советская и эмигрантская ветви русской литературы в их единстве на уровне языка, образа; введена тема «Парижская нота русской поэзии» и др.…»
Научность содержания
Теоретических сведений и практических упражнений достаточно.
Научные понятия вводятся корректно, выделяются курсивом или жирным шрифтом.
Общепринятая терминология соблюдается.
Доступность содержания
Посильность (ясность, точность) учебного материала для данного возраста соблюдается.
Практическая направленность
Доступность вопросов и заданий, их характер.
ü Присутствуют вопросы, которые размещаются не после темы, а вкрапливаются в текст. Они активизируют внимание, отсылают к пройденному материалу, к текстам художественных произведений, направлены на формирование умений и навыков анализа, синтеза (проблемный характер).
ü После темы «АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ» - ЛИРИЧЕСКАЯ НОВЕЛЛА ВОСПОМИНАНИЙ, например,предлагается задание для профильного уровня – самостоятельный анализ текста. Предлагается прочитать стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга», сопоставить их, опираясь на предложенные вопросы и задания. (Творческий характер)
ü После раздела предлагаются вопросы и задания. Есть такие, что отмечены *, т.е. повышенной трудности (предлагается самостоятельно проанализировать стих-я) – носят больше творческий и проблемный характер, чем репродуктивный, что вполне соответствует уровню 11 класса.
ü Вопросы формулируются доступно, ясно, развернуто.
Учебно-методический и справочный аппарат
Предлагаются дифференцированные задания – отмечены * задания более высокого уровня, даже текст учебника дифференцирован: другим шрифтом выделена информация для учеников, которые желают знать больше/которые учатся в профильных группах (т.е. ориентация на углубление и дополнение знаний по определенной теме).
Такое задание, как самостоятельный анализ текста, направлено на развитие литературно-творческих умений, творческих способностей.
После определенной темы располагаются:
- группа вопросов
- основные понятия (литературоведческие)
- темы сочинений
- доклады и рефераты
- рекомендуемая литература.
В конце 1 части учебника располагается словарик «Круг новейших литературоведческих понятий».
В конце 2 части даются вопросы для обобщения по курсу и список книг, использованных при составлении иллюстративного ряда учебника.
Полиграфическое оформление
Формат 60 x 90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитуры ПТ Петербург, РТ FreeSet.
Шрифт оптимальный, цвет шрифта тоже – не яркий и не бледный.
Специальные символы - * или жирный шрифт - материал – шире обязательного минимума – для учащихся, которые желают знать больше. (н-р, это могут быть фрагменты текста для учащихся, изучающих историкр-литературный курс на профильном уровне)
Обложки и форзацы учебника оформлены достаточно ярко.
1 часть. В оформлении переплета использованы иллюстрации:
обложка сборника стихов К. Д. Бальмонта, художник К. А. Сомов, 1901 г.;
обложка книги – С. Маршак, В. Лебедев, «Вчера и сегодня», художник В. В. Лебедев, 1925 г.;
иллюстрация к поэме А. А. Блока «Двенадцать», художник Ю. П. Анненков, 1918 г.
+ цитата из М. А. Осоргина «Заметки старого книгоеда»
В оформлении форзацев использованы: плакаты (в т.ч агитационные), рисунки поэтов (н-р, Маяковского), обложки книг.
2 часть. В оформлении переплета использованы иллюстрации:
Григорий И Аксинья. Иллюстрация к роману М. А. Шолохова «Тихий дон», художник О. Г. Верейский, 1952 г.;
«Чайная» (из серии «Селище»), художник Н. Н. Купреянов, 1924 г.;
Василий Теркин. Иллюстрация к поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин», художник О. Г. Верейский, 1946 г.
+ цитата из М. А. Осоргина «Заметки старого книгоеда»
В оформлении форзацев использованы также плакаты (в т.чкиноплакаты), листовки предвыборные.
Иллюстрации в учебнике различного характера:
- Ч/б. Портреты писателей и их родственников, близких, которые оказали влияние на становление личности, например. Иллюстрации к худ.произведениям. Фотографии реалий времени. Фотографии «мест жительства». Обложки книг. – «Вкрапление» в текст.
- Цветные. Есть отдельные блоки иллюстраций – репродукции к разделам учебника.
Аппарат ориентировки.
Вместо предисловия. Н. Н. Скатов, член-корреспондент РАН.
Введение. (+ как построен данный учебник)
Примечания, различные комментарии – в виде сносок внизу страницы.
Круг главнейших литературоведческих понятий.
Содержание.
Заключение.