Работа с суждением историка.




Тренинг по теме «Правление Александра II»

Работа с хронологией.

Заполните таблицу.

№ п/п Событие Дата
1. Введение всеобщей воинской повинности  
2. Вторая «Земля и воля»  
3. Городская реформа  
4. Денонсация Россией Парижского мира  
5. Заявление Александра II о необходимости отменить крепостное право «сверху»  
6. Земская реформа  
7. Начало правления Александра II  
8. Парижский мир  
9. Пекинский и Айгунский договоры с Китаем  
10. Первая «Земля и воля»  
11. Подписание Александром II Манифеста об освобождении крестьян (точная дата)  
12. Покушение Д.В. Каракозова на Александра II  
13. Польское восстание  
14. Продажа Аляски  
15. Раскол второй «Земли и воли»  
16. Русско-турецкая война  
17. Сан-Стефанский мир и Берлинский трактат  
18. Судебная реформа  
19. Убийство Александра II  
20. «Хождение в народ»  

 

Работа с персоналиями.

А. Заполните таблицу.

Исторический деятель Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло?
А.М. Горчаков (Кто?) ___________________________________________, добился (чего?) __________________________________
В.И. Засулич (Кто?) _________________________, совершила (что?) ______________________________, положивший начало (чему?) ____________________, оправдана (кем?) ____________________
Г.В. Плеханов (Кто?) _________________________, возглавил (какую организацию, после чего?) ___________________________
Д.А. Милютин (Кто?) _________________________, провел (какую реформу?) __________________
Д.В. Каракозов (Кто?) _________________________, совершил (что? когда?) ______________________________
Кавелин, Чичерин, Петрункевич (Представители какого течения?) __________________
М.А. Бакунин (Кто?) _________________________, лидер (какого течения – два названия?) ______________________________
М.Д. Скобелев (Кто?) _________________________, герой (какой войны?) ________________________________
М.Т. Лорис-Меликов (Кто?) _________________________, пытался сочетать в своей политике (что?) ___________________________
Михайлов, Желябов, Перовская, Кибальчич Руководители (чего?) _________________________, организаторы (чего?) ____________________________ (что с ними произошло?) __________________________
Отто Бисмарк (Кто?) _________________________
П.Л. Лавров (Кто?) _________________________, лидер (какого течения?) ______________________________
П.Н. Ткачев (Кто?) _________________________, лидер (какого течения?) ______________________________
Рысаков, Гриневицкий (Кто?) _________________________________________
С.Г. Нечаев (Кто?) _________________________, создал (какую организацию?) ______________________________
Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, Писарев (Представители какого течения?) __________________
И.В. Гурко (Кто?) _________________________, оборонял (что?) _____________________
Я.И. Ростовцев Сыграл важную роль в подготовке (чего?) ______________ _____________________________

Б. Распределитеперечисленных в предыдущем задании российских деятелей на государственных и общественных.

Государственные и военные деятели Общественные деятели
   

Работа со схемами.

1. Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике государство – помещики – крестьянские общины, обусловленные процессом освобождения крестьян.

 

2. Заполните схему «Народничество».

 

Работа с картой.

Найдите на карте:

1) территориальные изменения в Европе после Сан-Стефанского договора и Берлинского конгресса;

2) Молдавию, Валахию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Болгарию, Румынию, Восточную Румелию;

3) Шипкинский перевал, Плевну, Сан-Стефано, Адрианополь, Батум;

4) территории, утраченные и полученные Россией на Дальнем Востоке в результате договоров с Китаем, Японией и США в 1850—1870-е гг.;

5) территориальные приобретения России в Средней Азии;

6) города Коканд, Бухару, Хиву, Ташкент.

 

Работа с понятиями.

Дайте определение понятий.

1. Уставные грамоты —

 

2. Мировые посредники —

 

3. Отрезки —

 

4. Временнообязанные —

 

5. Земские собрания —

 

6. Земские управы —

 

7. Земские гласные —

 

8. Курии —

 

9. Присяжные заседатели —

 

10. Присяжные поверенные —

 

11. Вердикт —

 

12. Прокурор —

 

13. Мировой суд —

 

14. Реальное училище —

 

15. Либерализм —

 

16. Народничество —

 

 

Работа с источниками.

А. К каким течениям в народничестве принадлежали авторы цитат?

1. «Чтобы не быть совсем одиноким, человек, начинающий борьбу против общественных форм, должен только высказать свою мысль так, чтобы ее узнали: если она верна, то он не будет одинок. Он будет иметь товарищей, единомышленников между людьми наиболее свежей, восприимчивой мысли… Это — сила невидимая, не ощутимая, не проявившаяся еще в действии, но уже сила. Чтобы действие силы проявилось, нужен пример». _____________________

2. «Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним не являлись».

_____________________

3. «Ближайшая цель революции должна заключаться в захвате политической власти, в создании революционного государства. Революция осуществляется революционным государством». _____________________

4. Русский мужик – «бунтарь по природе». _____________________

5. «Наша общественная форма обязана своим существованием государству… висящему, так сказать, в воздухе». _____________________

 

Б. Прочитайте отрывок из статьи революционера Н. Морозова «Террористическая борьба», ответьте на вопросы. Внимание! Отрывки представляют собой единый связный текст и повествуют о событиях в хронологической последовательности!

Отрывки Вопросы
Как каждая революция начиналась с развития подготовительных идей, так и русское движение проявилось прежде всего в самоотверженной проповеди нового идеально-прекрасного строя жизни… В крестьянской сермяге, с посохом в руках и котомкой книг за плечами, отряхнув с ног прах дряхлого мира шли пропагандисты по селениям и деревням своей необозримой родины. Не было губернии, куда не заходили бы они со своею проповедью. Движение быстро росло и… пропаганда охватила почти всю Европейскую Россию. Но как ни неожиданно было это движение для правительства, последнее немедленно приняло против него свои меры, и к концу года почти все пропагандисты томились в казематах в ожидании ссылки, каторги или бесконечного заключения в центральных тюрьмах 1. Как традиционно называется то движение, о котором идет речь в отрывке? ________________________ 2. События какого года описываются в отрывке? ________________ 3. Под влиянием какого течения и какого мыслителя совершалось это движение? ______________________ ________________________________ 4. В чем видит автор причины поражения движения? ________________________________ ________________________________ 5. Какую еще причину вы можете назвать? ________________________________ ________________________________ ________________________________
Настало затишье, изредка прерываемое противоправительственными демонстрациями мирного характера и двумя-тремя революционными попытками в том или другом направлении. Продолжать прежний путь, не обращая внимания на преследования правительства, было очевидно невозможно. Волей-неволей приходилось сводить с ним счеты 1. О событиях какого времени идет речь в отрывке? __________________ 2. Под влиянием какого течения и какого мыслителя действовали революционеры в это время? _______ ________________________________ 2. Какая организация была создана в это время? ____________________ 3. Какую работу она вела? _________ _____________________________
И вот мало-помалу начались таинственные убийства правительственных деятелей. Раздался выстрел в Петербургского градоначальника Трепова в его приемной; этот выстрел сделался точкой перелома во всей последующей борьбе. Начиная с этого момента, движение определялось и пошло почти без уклонений к своей уже ясно поставленной цели. Неизвестные ни обществу, ни правительству личности все чаще и чаще стали появляться словно из-под земли и устранять с дороги того или другого из правительственных деятелей. Совершив казнь, они исчезали без следа 1. Кто и когда сделал выстрел, о котором идет речь в тексте? ________ ________________________________ 2. Почему автор называет этот выстрел «точкой перелома»? _______ ________________________________ ________________________________ ________________________________ 3. Какая организация развернула деятельность после описанных событий? _______________________ 4. Чьи взгляды и какое течение приобрели популярность в это время? ________________________________
…События становятся все более и более грандиозными. Глава реакции и руководитель преследований, царь, делается мишенью для революционеров и против него направляются почти все попытки… Правительство, смотревшее на арестованных прежде социалистов как на заложников, стало вымещать на них свою злобу. Снова произошло несколько казней. В ответ на это 5 февраля в самом Зимнем дворце под столовою императора был произведен взрыв динамита, убивший 10 человек из его стражи, контузивший и ранивший 53-х 1. Кто стал организатором описанной в тексте попытки убийства Александра II? ___________________ ________________________ 2. Как он смог организовать это покушение? _____________________ ________________________________
Назначена была диктатура… Правительство стало заигрывать с либеральными и консервативными элементами общества, стараясь привлечь их на активную борьбу с революционерами. Наступил период лицемерного либерализма и скрытой жестокости. Таков общий характер совершавшейся до сих пор революции 1. Кто был назначен диктатором? ______________________________ 2. Какие либеральные уступки он предлагал реализовать? ___________ ________________________________ ________________________________ ________________________________

 

Работа с суждением историка.

Проанализируйте приведенные ниже высказывания историка В.О. Ключевского об Александре II. Учтите, что мнительным называют человека, который видит во всем для себя что-то неблагоприятное, всего опасается (часто излишне). Можно ли назвать Александра II мнительным, и это ли качество определяло ход реформы?

«Он чувствовал необходимость новых дельцов и приемов, но, мнительно не уверенный в них, не решался порвать со старыми. Нерешительность верховного двигателя сообщала своеобразный ход реформе. Раз начатая и слабо направляемая, она шла сама собой, осложняясь и двигаясь в силу собственной необходимости, как ком горного снега, сорвавшись с вершины, скатывается вниз огромной лавиной.

В минуты беспомощности Александра II выручал тот же недостаток характера, который так вредил всему ходу его преобразовательной деятельности: это его опасливая мнительность… Мнительность становилась источником решимости. Восстание «снизу» − его главное опасение».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: