СОДЕРЖАНИЕ
Филология
Аникеева, Е. С., Прохорова, Л. П.О т описания к диалогу: механизмы вербализации артефакта в жанре экфрасиса. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 12-22.
Расцвет постмодернизма ознаменовал формирование качественно нового подхода в изучении экфрасиса и его роли в современном литературном пространстве. Идея передать произведение искусства вербально без изображения самого предмета прослеживается с Античности. С развитием общества, культуры, появлением новых литературных направлений и жанров, сменой парадигмы мышления экфрасис эволюционирует в отдельный жанр литературы.
Ключевые слова: экфрасис, вербальный компонент, визуальный компонент.
Лушникова, Г. И., Якищенко, Е. А. Невербальные средства выражения возмущения в английском языке (на материале художественных текстов). [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 23-29.
В данной статье рассматриваются невербальные средства выражения возмущения в английском языке. Анализ проводится на материале современной английской и американской художественной литературы. Исследование показало, что состояние возмущения персонажей описывается при помощи лексических единиц, обозначающих резкие движения, повышение голоса, изменения мимики.
Ключевые слова: возмущение, невербальные компоненты, жесты, мимика, голос.
Иванова, Н. С. Ценностная картина мира и межкультурная коммуникация(русско-болгарские параллели). [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 30-37.
|
Для успешной межкультурной коммуникации необходимо иметь осознанные представления о ценностях, актуальных в изучаемой лингвокультуре, о самых типичных формах их вербализации. Это особенно актуально для обучения иностранным языкам, так как при отсутствии непосредственного контакта с представителями другой культуры знания о ней приобретаются преимущественно через языковой код. В статье на основе конкретного языкового материала развивается тезис о ценностных доминантах в языке и их выявлении в процессе структурирования культурных концептов.
Ключевые слова: ценностная картина мира, межкультурная коммуникация, русский язык, болгарский язык, культурные концепты, концепт «успех».
Шестакова, Э. Г. Жанр текста массовой коммуникации как проблема теории словесности. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 37-51.
В статье впервые поднимается и обосновывается проблема взаимодействия и роли синхронии и диахронии в подходе к жанру медиатекста. Доказывается, что «современноцентричный» подход к проблеме жанра медиатекста вполне мотивированно обусловлен его субстанциальной сущностью, статусом и функциональным предназначением в общем медиапространстве, процессе социальной коммуникации и культуре в целом. Однако превалирование такого подхода, в свою очередь, приводит к своеобразной жанровой не объемности, а «плоскостности», диахронному «сиротству», что и лишает жанр текста массовой коммуникации глубинного развития, внутренней преемственности, возможности жанрового забвения/возрождения, утверждает якобы естественное для него типологическое и генетическое «беспамятство». Исходя из этих идей следует, что, несмотря на «современноцентричное» как наиболее очевидное и актуальное в определении сущности жанра медиатекста, все же необходимо признать: и у жанра массмедийного текста есть свое прошлое, которое он помнит и которое значимо для понимания и реализации его сущности в любом культурно-временном отрезке.
|
Ключевые слова: текст, жанр, текст массовой коммуникации, память творчества, массмедийное пространство, социальная коммуникация, словесно-культурное пространство, теория словесности.
Калашникова, А. Л., Поселенова Е. Ю. Наследие сибирской коммуны последователей учениял. н. толстого в региональной культурной системе. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 52-58.
В статье рассматривается влияние идей толстовства на развитие и трансформацию региональной культурной системы. На примере локальных традиций населения южных районов Кемеровской области прослеживается взаимодействие книжной и устной словесных культур. Выделяются основные мировоззренческие положения сибирской коммуны и их преломление в словесном творчестве коммунаров.
Ключевые слова: региональный фольклор, литература, толстовство, толстовская коммуна, Г. Тюрк.
|
Романовская, О. Е. Постмодернистская версия антигероя в рассказах Юрия Мамлеева. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 58-65.
Статья посвящена изучению образа антигероя в рассказах Ю. Мамлеева как представителя постмодернистского направления. Автор рассматривает антигероя в свете освоения современным писателем традиций Ф. М. Достоевского и приходит к выводу о том, что антигерой Ю. Мамлеева является частью абсурдного мира его рассказов и в то же время пародийным двойником героев русской классики.
Ключевые слова: Мамлеев, Достоевский, постмодернизм, антигерой, исповедь, абсурд, гротеск, пародия.
Шестакова, И. В. Фильм «ваш сын и брат» В. Шукшина в культурном контексте советской «оттепели». [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 65-72.
В статье рассмотрены жанрово-стилевые особенности ранних фильмов В. М. Шукшина, сложившиеся в условиях демократизации советской культуры в конце 1950 – начале 1960-х годов под влиянием неореалистических тенденций в западном и отечественном кинематографе, онтологизации русского сельского мира и человека в «деревенской прозе», в результате творческой динамики писателя и режиссера в одном лице в процессе создания фильма.
Ключевые слова: оттепель, неореализм, сценарий, фильм, музыка в фильме, новеллистический киноцикл, «деревенское кино».
Культурология
Зберовская, Е. Л. Культура как система отношений. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 73-83.
В статье рассматривается философско-культурологический аспект категории «отношение». Также определяются виды и проявление отношений в социокультурной системе. Отношения представляются как базовый элемент системы.
Ключевые слова: отношение, ценность, значимость, значение, диалог, конфликт, социальная норма, традиция.
Примеров, Н. А. Народные инструменты, народная музыка как фактор формирования духовно-нравственного и культурного потенциала общества. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 83-92.
Исследуется проблема формирования духовно-нравственного потенциала общества, ценностных ориентаций через приобщение к базовым ценностям народной музыкально-песенной культуры на примере творчества баянистов и гармонистов. На основе проведённых исследований предлагается комплекс мер по организации духовно-нравственного воспитания молодого поколения, концепция образовательной и социо-культурной деятельности в сфере сбережения и воспроизводства культурных ценностей, приобщения к ним молодого поколения.
Ключевые слова: традиции, поколение, культурные ценности, государственная политика РФ в сфере народного музыкального и песенного творчества, музыкально-песенное наследие, духовность, патриотизм, жизненные силы.
Тихонов, В. В. Отличительные элементы материального наследия этносов и этнических групп, сформировавших историко-культурный потенциал предбайкалья второй половины XIX – начала XX века. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 93-100.
В статье, исходя из историко-культурного зонирования Предбайкалья, представлен анализ резко отличительных элементов материальной составляющей культуры этносов и этнических групп, сформировавших историко-культурное наследие Предбайкалья второй половины ХIХ – начала ХХ века, который является основой создания экспозиций в этнографических музеях под открытым небом региона резервационного и транслоцированного типов.
Ключевые слова: русские, эвенки, тофалары, буряты, голендры, поляки, белорусы, татары, украинцы.
Горбова, Е. Н. Динамика трактовки культуротворческих идей в художественной жизни России 1920–1930-х годов. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 101-106.
В статье определяются особенности понимания некоторых функций и предназначения искусства в связи с изменяющимся культурно-историческим контекстом России конца XIX – начала ХХ века, в частности, рассматривается динамика трактовки культуротворческих идей в рамках отечественного авангарда.
Ключевые слова: трактовка культуротворческих идей, жизнетворчество, жизнестроительство, художественная культура, производственное искусство, футуризм, авангард.
Горбатов, А. В., Серова, Е. А. Институциональное становление баптистских орагнизаций в кемеровской области (1945–1948 годы). [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 106-112.
Статья посвящена институциональному становлению баптистских организаций в Кемеровской области в 1945–1948 годы. Рассмотрены следующие вопросы: легализация деятельности баптистов, проблемы регистрации, политика советского государства в сфере государственно-конфессиональных отношений.
Ключевые слова: Евангельские христиане-баптисты, Кемеровская область, государственно- конфессиональные отношения.
Насонов, А. А. Механизм распространения мировых религий в Сибири (по материалам территорий современной кемеровской области и сопредельных регионов) [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 112-123.
В статье определяется понятие «механизм распространения религии». Автор, опираясь на разнообразный источниковый материал, анализирует основные составляющие процесса распространения направлений мировых религий на юге Западной Сибири (на территории Кемеровской области и сопредельных регионов). В статье ретроспективно освещается религиозная ситуация дореволюционного, советского и современного периодов на рассматриваемой территории.
Ключевые слова: механизм распространения религии, межконфессиональное взаимодействие, миссионерство, синкретизация, стереотипизация.
Думанский, Д. В., Ромашин, А. В. Эволюция представлений о катарсическом воздействии искусства в контексте современной культуры. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 123-127.
Статья является попыткой тезисного изложения наиболее важных аспектов эстетико-философской полемики, затрагивающей проблему катарсического воздействия искусства. В ней анализируется влияние этой полемики на представления о механизмах воздействия современного искусства.
Ключевые слова: катарсис, рецепция искусства, механизмы воздействия искусства.
Кравцова, Л. А. Теоретические аспекты исследования историко-культурного наследия угольной отрасли. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 127-133.
Данная статья посвящена анализу историко-культурного наследия угольной отрасли как отдельного вида культурного наследия, имеющего в своей структуре материальное и нематериальное наполнение. С целью включения в актуальную культуру автором рассмотрены и выделены основные параметры исследуемого наследия: территориальные, хронологические и содержательные. Отсутствие на современном этапе теоретического исследования горно-угольного наследия и обоснования необходимости его актуализации может привести к значительной утрате объектов и памятников угольной науки и промышленности вследствие социально-экономических процессов, произошедших в конце XX – начале XXI века.
Ключевые слова: историко-культурное наследие, материальное и нематериальное наследие угольной отрасли, параметры наследия, хронологические рамки, территориальные границы, содержание и структура историко-культурного наследия угольной отрасли.
Макарчук, С. В. Социалисты на востоке России: политическая культура компромисса накануне и в начале гражданской войны. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 134-138.
Изучается политическая культура социалистов-революционеров и социал-демократов. Особое внимание обращается на их способность пойти на компромисс как между собой, так и с пытающимися утвердиться у власти коммунистами. Выявляются цели, задачи, формы компромисса на конкретных отрезках времени. В статье применяются традиционные общенаучные и исторические методы исследования при сочетании цивилизационного и формационного подходов.
Ключевые слова: социал-демократы, социалисты-революционеры, большевики, меньшевики, социалистическое единство, гражданская война, политический компромисс.
Искусствоведение
Лысенко, С. Ю. Опера П. Чайковского «пиковая дама» как феномен художественной интерпретации:синергетический аспект. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 139-147.
Статья посвящена анализу проблемы художественной интерпретации в опере как синтетическом художественном тексте, понимаемом как сложный многоуровневый процесс смыслового «перевыражения» композитором литературного первоисточника, постановщиками – музыкальной партитуры оперы. Впервые для анализа оперы привлекается синергетический подход, позволяющий осмыслить оперу-текст как открытую систему, обладающую признаками самоорганизации. На примере оперы П. Чайковского «Пиковая дама» показано, как константные смыслы, зафиксированные в относительно устойчивой смысловой структуре литературного текста А. Пушкина, в процессе своей актуализации в индивидуальной (неповторимой) системе координат художественного сознания Чайковского меняют свои структурные функции, что способствует «перестройке» смысловой конструкции исходного текста во вновь порожденных его интерпретациях на всех этапах создания синтетического художественного текста – и композиторском, и постановочном.
Ключевые слова: опера, синтетический художественный текст, художественная интерпретация, синергетический подход, смысловая структура текста, «раскачка системы», П. И. Чайковский, «Пиковая дама».
Овсянкина, Г. П Национальный элемент в творчестве композиторов школы Дмитрия Шостаковича. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 147-161.
Школа Дмитрия Шостаковича – направление в русской музыке.
В школе Шостаковича сформировалось два подхода к воплощению национального элемента. Один следует отметить как опосредованный.
Композиторами школы Шостаковича разработан и другой подход в воплощении национального элемента, который можно обозначить как прямой. Он предполагает непосредственную связь с фольклором, включение народных жанров.
Ключевые слова: школа Шостаковича, фольклор, православная музыка, фольклорная цитата, обработка, фольклорная мелодия.
Черная, М. Р., Курносова, С. Е. Сонатный жанр в фортепианном творчестве григория корчмара. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 162-170.
В статье впервые системно рассматривается преломление жанра сонаты в фортепианной музыке Г. О. Корчмара. Представлена периодизация творчества композитора. Сделаны выводы о типовых характеристиках, относящихся к параметрам стиля, во всех трех сочинениях, написанных в сонатном жанре, а также выявлены индивидуальные композиционные особенности каждого из произведений.
Ключевые слова: жанр, Г. О. Корчмар, неофольклоризм, современные петербургские компози- торы, соната, сонет, фортепианная музыка.
Шаяхметова, А. К. Проблема интонирования карана в мусульманских философско-эстетических трактатах. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 170-176.
Проблему, заявленную в названии данной статьи, невозможно рассматривать вне историко-культурного и религиозного контекста, каковым во многом определяется отношение к Слову в исламском мире. Как и в любой религии, в исламе Слово выступает мощным транслятором сокровенных идей, восприятие которых сопряжено с определенными способами интонирования священных текстов.
Ключевые слова: Коран, этикет произнесения, музыкальное интонирование, трактаты мусульманских мыслителей.
Гордеева, Т. Ю. К истокам певческих школ. Вариант классификации. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 176-183.
Данная статья продолжает и углубляет исследования, связанные с певческим звуком. Она посвящена вопросу происхождения вокальных школ и проблеме их классификации. Появление певческих школ объясняется энтелехийными процессами творческого мыследвижения. Предлагается вариант классификации вокальных школ, обусловленный доминирующим полем хронотопических состояний, которое определяет смысл их существования.
Ключевые слова: певческий звук, певческий голос, вокальное искусство, вокальная школа, энтелехия, хронотоп, мыслежест, орнаментально-мыслительные структуры, классификация.
Медведева, Н. В. Развитие хорового исполнительства в условиях индустриального региона (на примере кемеровской области). [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 183-189.
Статья посвящена изучению процесса становления и развития хорового искусства Кемеровской области в XX веке в контексте музыкальной жизни индустриального региона. Основное внимание акцентируется на условиях бытования хоровой культуры в социо-культурной жизни региона, определяются решающие причины для активизации хоровой жизнедеятельности.
Ключевые слова: хоровая культура, индустриальный регион; Кемеровская область; хоровые коллективы; самодеятельное творчество.
Пономаренко, Е. Ю. Исследование материалов о Генриетте Ниссен-Саломан на основе методов музыкально-исторического источниковедения. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 190-195.
Статья рассматривает биографические материалы шведской вокалистки и педагога XIX века Генриетты Ниссен-Саломан в русле источниковедческой методологии, позволяющей выявить новые документы по теме, определить их авторство, полноту, достоверность и новизну содержащейся информации. На основе синтеза источников в работе уточнены некоторые даты биографии певицы, представлены новые, не известные ранее сведения, о ее жизни и творчестве.
Ключевые слова: источниковедческая методология, биографический источник, достоверная информация, архивные материалы, артистическая деятельность, вокалистка.
Матюхов, И. Г. «Куранты»: анонимный славянский сборник хviii века и его интерпретация современным композитором. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 196-204.
В статье анализируется оратория «Куранты» белорусского композитора Виктора Копытько, музыкально-литературной основой, которой стал анонимный славянский сборник 1733 года. Характеризуются драматургия, композиция и образный строй оратории, методы работы современного автора с музыкальным памятником ХVIII века, позволившие вдохнуть в него новую жизнь.
Ключевые слова: куранта, кант, оратория, транскрипция.
Щербакова, Н. Г. Китч как элемент в театральной эстетике н. коляды. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 204-212.
В статье анализируется эстетика драматурга и режиссера Николая Коляды, осваивающая территорию китча. На примере спектаклей авторского «Коляда-театра» (г. Екатеринбург) рассматривается театральное освоение форм китча как акта этической манипуляции, как художественного стиля и пародии на китч (кэмп).
Ключевые слова: китч, кэмп, трикстер, дрэг, фольклор, Николай Коляда, «Коляда-театр».
Педагогика
Шпак, Л. Л., Заруба, Н. А. Концептуально-схематическая модель социологического сопровождения управленческих кадров. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 213-225.
В статье предлагается гибридная концептуальная схема «Модель социологического сопровождения». Статья характеризует теоретико-методологические основания модели (принципы, целевые функции), роль образования и компетентностей как оснований социологического сопровождения. Акцент делается на структуре заявленной модели. Объяснение дается применительно к социальной и личной безопасности в топливно-энергетическом комплексе и аттестации управленческих кадров.
Ключевые слова: социологическое сопровождение; социальная модель; принципы разработки модели; целевые функции социологического сопровождения; аттестация; управленческие кадры; социальная безопасность; личная безопасность.
Mazur, Piotr Wychowanie fizyczne w myśli pedagogicznej oświecenia. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 225-230.
W okresie oświecenia promowano aktywny model działalności człowieka, pracowitego, wytrwałego i o trzeźwych poglądach. Priorytetem było wychowanie człowieka użytecznego. Stąd też zainteresowanie fizyczną stroną człowieka ma charakter praktyczny. Wychowanie fizyczne było traktowane jako „wychowanie zdrowotne”, które polegało przede wszystkim na hartowaniu ciała i na gimnastyce. W artykule przedstawiono poglądy najwybitniejszych myślicieli oświecenia na temat wychowania fizycznego.
Słowa kluczowe: wychowanie fizyczne, sport, edukacja.
Социально-культурная деятельность
Воронин, И. И. Теоретические и методические аспекты развития молодёжных музыкально-развлекательных программ(к вопросу об условиях развития воспитательного потенциала). [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 231-237.
В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты развития музыкально-развлекательных программ, ориентированных на формирование личности молодого человека в учреждениях культуры. Молодёжь рассматривается как субъект социальных отношений. Определены этапы процесса подготовки и проведения культурно-досуговых программ с учётом групп актива. Выделены функции общения участников музыкально-развлекательных программ. Показаны социально-культурные условия, эффективность педагогического процесса формирования культуры досуга молодежи.
Ключевые слова: молодёжь, субъекты социальных отношений, методы формирования личности молодёжи, культурно-досуговая деятельность молодёжи, организация процесса подготовки и проведения культурно-досуговых программ, функции разработки музыкально-развлекательных программ, личностно-психологическое значение воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ.
Л. П. Салазкина Внедрение концепции внутриклубного менеджмента в современную социо-культурную практику. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 237-242
В статье рассмотрены проблемы выявления сущности и содержания внутриклубного менеджмента, его организационно-педагогических технологий и результативности применения в деятельности учреждений культуры клубного типа. Выявлена и обоснована необходимость использования организационно-педагогических технологий и технологической модели внутриклубного менеджмента в системе деятельности руководителя учреждения культуры клубного типа.
Ключевые слова: учреждения культуры клубного типа, внутриклубный менеджмент, модель внутриклубного менеджмента, организационно-педагогические технологии.
Философия
Федяев, А. П. С имволическая модель бытия: смысл, структура, динамика. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 243-251.
В статье предпринята попытка описать абстрактно-символическую модель Вселенной, принципиально отличающуюся от её физического аналога, а также раскрыть её основные черты – нелинейность, неоднородность и непредсказуемость.
Ключевые слова: комплексная точка, метод аналогии, действительные и мнимые величины.
Красиков, В. И. «Смерть философии» и борьба за ее наследство: междисциплинарные размежевания и литературно-философские гибриды. [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2013. – № 23 – с. 252-259.
В статье обсуждаются события в философии XIX-XX веков, приведшие сначала к кризису, а затем и к коренному изменению ее статуса. Философия теряет свою универсальность и становится частной дисциплиной. В статье исследуются основные формы реагирования философии на эту ситуацию. Философы начинают заниматься методологией наук либо высоко абстрактными исследованиями, либо возрождают сократические темы и стиль философствования.
Ключевые слова: смерть философии, междисциплинарные размежевания, литературно-философские гибриды, неокантианство, феноменология, экзистенциализм.