Задание: сделать краткий конспект




М.А. Булгаков. Жизненный и творческий путь «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа


День рождения М.А. Булгакова – 3 (15) мая. Отец будущего писателя, Афанасий Иванович, был профессором духовной академии Киева. Мать, Варвара Михайловна Булгакова (Покровская), воспитывала семерых детей: Михаила, Веру, Надежду, Варвару, Николая, Ивана, Елену. В семье часто ставили спектакли, пьесы для которых сочинял Михаил.

Булгаков учился в гимназии №1 города Киева. Окончив её в 1901 году, он стал студентом медицинского факультета Киевского университета. На выбор профессии оказало влияние материальное состояние будущего писателя: после смерти отца Булгаков взял на себя ответственность за большую семью. Его мать снова вышла замуж. Все дети, кроме Михаила, оставались в хороших отношениях с отчимом. Он окончил университет в 1916 году и получил диплом лекаря с отличием.

Во время Первой мировой войны Михаил Булгаков в течение нескольких месяцев служил полевым врачом. Тогда были написаны некоторые рассказы, позже вошедшие в цикл «Записки юного врача». Из-за рутины скучной провинциальной жизни Булгаков начал употреблять наркотические средства, доступные многим представителям его профессии по роду деятельности. Избавиться от напасти помогла преданная супруга, которая втайне разбавляла наркотическое вещество. Она же всячески вынуждала мужа оставить вредную привычку.

В 1917 году Михаил Булгаков получил должность заведующего отделениями Вяземской городской земской больницы. Через год Булгаков с женой вернулись в Киев, где писатель занимался частной врачебной практикой. Зависимость от морфия была побеждена, но вместо наркотических средств Михаил Булгаков часто употреблял алкоголь.

В конце 1918 года Михаил Булгаков вступил в офицерский отряд. Не установлено, был ли он призван как военный врач, или сам выразил желание стать членом отряда. Ф.А. Келлер, заместитель главного командующего, распустил отряды, так что он тогда не участвовал в боевых действиях. Но уже в 1919 году его мобилизовали в армию УНР. Булгаков сбежал. Версии относительно дальнейшей судьбы писателя расходятся: некоторые свидетели утверждали, что он служил в Красной Армии, некоторые – что он не уезжал из Киева до прихода белых. Достоверно известно, что писатель был мобилизован в Добровольческую армию (1919). Тогда же он опубликовал фельетон «Грядущие перспективы». Киевские события нашли отражение в произведениях «Необыкновенные приключения доктора» (1922), «Белая гвардия» (1924). Стоит заметить, что литературу в качестве основного занятия писатель выбрал в 1920 году: завершив службу в госпитале Владикавказа, он стал писать для газеты «Кавказ». Творческий путь Булгакова был тернист: в период борьбы за власть недружественное высказывание в адрес одной из сторон могло кончиться гибелью.

В 1925 году написана пьеса «Дни Турбиных». Она имела оглушительный успех на сцене Московского художественного академического театра. Даже Иосиф Сталин оценил произведение, но все-таки он в каждом тематическом выступлении акцентировал внимание на антисоветском характере пьес Булгакова. Вскоре творчество писателя подвергли критике. За последующие десять лет были опубликованы сотни резких рецензий. Пьесу «Бег» о Гражданской войне запретили ставить: Булгаков отказался делать текст «идеологически правильным». В 1928-29 гг. из репертуара театров исключены спектакли «Зойкина квартира», «Дни Турбиных», «Багровый остров».

В 1929 году писатель размышлял над будущим романом «Мастер и Маргарита». Уже через год появилась первая редакция рукописи. Религиозные темы, критика советских реалий – всё это сделало появление произведений Булгакова на страницах газет невозможным.

В этом же году он познакомился с Еленой Шиловской. Впоследствии он признавался, что только эту женщину он и любил. К моменту встречи оба состояли в браке, но чувства оказались очень сильными. Елена Сергеевна была рядом с Булгаковым до его смерти. Детей у Булгакова не было. Первая жена сделала от него два аборта. Возможно, поэтому он всегда чувствовал себя виноватым перед Татьяной Лаппа. Приёмным сыном писателя стал Евгений Шиловский.

От чего умер Булгаков? В конце тридцатых годов он часто говорил о близкой смерти. Приятели считали это шуткой: писатель обожал розыгрыши. На самом деле Булгаков, бывший врач, заметил первые признаки нефросклероза – тяжёлой наследственной болезни. В 1939 году диагноз был поставлен.

Булгакову было 48 лет – столько же, сколько его отцу, который умер от нефросклероза. 10 марта 1940 года Булгаков умер. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.


История создания

Михаил Булгаков писал свой роман "Мастер и Маргарита" в общей сложности 12 лет. Замысел книги складывался постепенно. Сам Булгаков время начала работы над романом в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом.

Известно, что замысел романа возник у писателя в 1928 году, а в 1929 году Булгаков начинает роман "Мастер и Маргарита" (тогда еще не имевший этого названия).

После смерти Булгакова в его архиве остались восемь редакций романа.

В первой редакции роман "Мастер и Маргарита" имел варианты названий "Черный маг", "Копыто инженера", "Жонглер с копытом", "Сын В", "Гастроль".

18 марта 1930 года, после получения известия о запрете пьесы "Кабала святош", первая редакция романа, доведенная до 15‑й главы, была уничтожена самим автором.

В 1931 году Михаил Булгаков возобновил работу над "Мастером и Маргаритой".

Вторая редакция "Мастера и Маргариты", создававшаяся вплоть до 1936 года, имела подзаголовок "Фантастический роман" и варианты названий "Великий канцлер", "Сатана", "Вот и я", "Шляпа с пером", "Черный богослов", "Он появился", "Подкова иностранца", "Он явился", "Пришествие", "Черный маг" и "Копыто консультанта".

Во второй редакции романа уже фигурировали Маргарита и Мастер, а Воланд обзавелся своей свитой.

Третья редакция романа, начатая во второй половине 1936 года или в 1937 году, вначале называлась "Князь тьмы". В 1937 году, вернувшись еще раз к началу романа, автор впервые написал на титульном листе название "Мастер и Маргарита", ставшее окончательным, поставил даты 1928‑1937 и более не оставлял над ним работу.

В мае – июне 1938 года полный текст романа впервые был перепечатан, авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя. В 1939 году были внесены важные изменения в конец романа и дописан эпилог. Но затем уже смертельно больной Булгаков диктовал жене, Елене Сергеевне, поправки к тексту. Обширность вставок и поправок в первой части и в начале второй говорит о том, что не меньшая работа предстояла и дальше, но выполнить ее автор не успел. Булгаков прекратил работу над романом 13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до своей кончины.

Роман "Мастер и Маргарита" не был завершен и при жизни автора не публиковался.

Впервые роман был опубликован только в 1966 году в журнале "Москва" в сокращенном журнальном варианте. То, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, заслуга жены писателя Елены Сергеевны Булгаковой, которая сумела сохранить рукопись романа.

Жанровое своеобразие романа "Мастер и Маргарита"

По жанру «Мастер и Маргарита» — роман. Жанровое своеобразие его может быть раскрыто следующим образом: сатирический, социально-философский, фантастический роман в романе. Роман является социальным, так как в нём описывается жизнь в СССР в последние годы нэпа, то есть в конце 20-х годов XX века. Более точно датировать время действия в произведении невозможно: автор специально (или не специально) соединяет на страницах произведения разновременные факты: ещё не разрушен храм Христа Спасителя (1931), но уже введены паспорта (1932), а москвичи ездят в троллейбусах (1934). Место действия романа — обывательская Москва, не министерская, не академическая, не партийно-правительственная, а именно коммунально-бытовая. В столице на протяжении трёх дней Воланд со своей свитой изучает нравы обычных (средних) советских людей, которые, по замыслу коммунистических идеологов, должны представлять собой новый тип граждан, свободных от социальных болезней и недостатков, присущих людям классового общества.

Жизнь московских обывателей описывается сатирически. Нечистая сила наказывает хапуг, карьеристов, комбинаторов, которые «пышно расцвели» на «здоровой почве советского общества». Замечательно представлена сцена-визит Коровьева и Бегемота на Смоленский рынок в магазин Торгсин — это заведение Булгаков считает яркой приметой времени. Мелкие бесы мимоходом разоблачают жулика, выдающего себя за иностранца, и сознательно разоряют весь магазин, куда простому советскому гражданину (из-за отсутствия валюты и золотых вещей) хода нет.

Параллельно с сатирическим изображением жуликов разных мастей автор даёт описание духовной жизни советского общества. Яркими представителями новой творческой интеллигенции в романе являются полуграмотный, но очень самоуверенный Иван Бездомный, который считает себя поэтом, и литературный чиновник Михаил Александрович Берлиоз, воспитывающий и вдохновляющий молодых членов МАССОЛИТа (в разных редакциях романа литературное объединение, расположившееся в доме грибоедовской тётки, обозначается то Массолит, то МАССОЛИТ). Сатирическое изображение деятелей пролетарской культуры основано на том, что их высокое самомнение и претензии не соответствуют их «творческим» достижениям.


 

Многоплановость романа

Повествование романа направлено в будущее, содержание как психологически так и философски достоверное, проблемы, затронутые в романе, вечные. Основной идеей романа является борьба добра и зла, понятий неразделимых и вечных.

Композиция романа столь же оригинальна, как и жанр - роман в романе. Один о судьбе Мастера, другой о Понтий Пилате. С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой - как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа, можно заметить, как Москва соединяется с Ершалайм; то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию.

Читая произведение мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами.

Действие романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины творчество. И все же основным героем романа является любовь. Любовь - вот что очаровывает читателя. Вообще, тема любви является самой любимой для писателя. По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, исходит от любви. Любовь возвышает человека над миром, постигает духовное. Таково чувство у Мастера и Маргариты. Именно поэтому автор внес эти имена в заголовок. Маргарита полностью отдается любви, и ради спасения Мастера, продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. Но все же автор делает ее самой положительной героиней романа и сам встает на ее сторону.

На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек должен делать свой личный выбор, не прося помощи у высших сил, не ждать милостей от жизни, человек сам должен делать свою судьбу.

В романе присутствуют три сюжетные линии: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, вся его свита и москвичи. Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда. Он свободно себя чувствует и в библейском и в современном писателю времени.

Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах, где происходит спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, "кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле", если Бога нет, Иван Бездомный отвечает: "Сам человек и управляет".

Автор раскрывает относительность человеческого знания и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Что является правдой автор повествует в библейских главах, которые являются центром в романе.

Ход современной жизни заключается в повествовании Мастера о Понтий Пилате.

Еще одной особенностью этого произведения является то, что он автобиографичен. В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а в образе Маргариты - его любимую женщину, его жену Елену Сергеевну.

Наверное, поэтому мы воспринимаем героев реальными личностями. Мы сочувствуем им, переживаем, ставим себя на их место. Читатель будто перемещается по художественной лестнице произведения, совершенствуясь вместе с героями.

Сюжетные линии завершаются, соединяясь в одной точке - в Вечности.

Система образов

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», ставший программным произведением для творца и хрестоматийным для всей русской литературы, является сложным как композиционно, так и стилистически. В сюжете параллельно сосуществуют, объединяясь затем в единое целое, два мира — мир Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри и Москва 30-х годов XX века, современная писателю.

С такой необычной композицией связана не менее сложная система персонажей, включающая в себя большое количество двойников, антитез и параллелей. В состав романа входят два самостоятельных, но объединенных общими моральными и этическими представлениями автора и героев повествования. Первое происходит в библейские времена и связано с судьбой прокуратора Понтия Пилата, второе живописует судьбу Мастера. Оба рассказа противопоставлены друг другу. Но при этом находятся в сложном идейном и эмоциональном единстве. Рассказ о Понтии Пилате занимает меньшую часть в общей композиции произведения. Но при этом) его смысловая роль очень важна, так как эта часть текста содержит глубокий философский подтекст. Он состоит из четырех глав, рассыпанных, перемешанных с главами из цикла о Мастере. Первая глава, «Понтий Пилат», излагается Берлиозу и Бездомному Воландом, вторая — «Казнь» — является сном Ивана Бездомного, увиденным в психиатрической лечебнице. Последние две части — «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» и «Погребение» — становятся восстановленными Воландом частями погибшей рукописи Мастера. Уже на этом этапе становится ясно, что меньшая часть романа о Понтии Пилате вводится в основную тему с помощью персонажей — Воланда, рассказывающего начало истории и восстанавливающего окончание, Бездомного, наблюдающего основное развитие действия во сне и Маргариты, читающей финальные строки. Образ Мастера как творца этого произведения проходит через все три персонажа, объединяя их.

Главы, посвященные прокуратору Иудеи, отличаются не только временными рамками от основной сюжетной линией, но и необычной стилистикой — скупой на эпитеты, мерной, чеканной, действительно передающей ощущения прочтения Ветхого и Нового заветов. В главе «Казнь» стиль становится возвышенно-патетическим, приближающимся к высокой трагедии: «Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!»

Основная часть романа про Мастера посвящена современным реалиям московской жизни, ее нравам и обитателям. Здесь встречаются и острые сатирические и гротескные сцены, и лирическо-драматические и фантасмагорические моменты. Здесь есть как низкая, дворовая лексика, характерная для самих москвичей и членов свиты Воланда («Если ты, сволочь, еще раз позволишь себе впутаться в разговор…»), так и высокий поэтический стиль, присущий отрывкам о Мастере и изобилующий эпитетами, тонкими метафорами и ассоциациями («тревожные желтые цветы»).

Следует также заметить, что сцены, посвященные похождениям Воланда и его шайке, сводятся к одному сказочному сюжету — встреча, испытание, разоблачение,наказание.

Личность Воланда является в романе второстепенной, но смысл, заложенный автором в этот образ, имеет вселенское значение в рамках повествования. Со своей свитой он приезжает в Москву для того, чтобы узнать, оказалась ли жертва, принесенная Иешуа в далекие времена полезной и принесла ли она какую-нибудь пользу.

Однако увиденная им современная писателю Москва сильно разочаровывает его. Увиденные им люди остаются такими же, какими и были — в меру алчные, корыстолюбивые, но и достаточно милосердные. «Люди как люди, квартирный вопрос только испортил их» — эта фраза стала крылатой и применяется до сих пор. Люди, живущие в Москве, не чувствуют своей ответственности. Потому в городе процветает взяточничество, доносы, ложь.

Однако жители Пилатского Ершалаима также не отличаются от москвичей и также не ощущают своей ответственности. Выбирая на смерть невиновного Га-Ноцри вместо действительно провинившегося злодея Вар-Раввана, люди тем самым прислуживают злу и тьме.

Мотив прислуживания тьме встречается и в современной Москве. Посетители Варьете, поменявшие свою старую одежду на новую, заключают тем самым договор с дьяволом. Те, которые подобрали летящие банкноты, были наказаны за свою жадность. За свою неспособность правильно работать и выполнять наложенные обязательства наказан директор зрелищного сектора — Булгаков в лице своего инфернального героя смог наглядно показать, что такую работу способен выполнить даже пустой костюм. Отправлен на «перевоспитание» в Ялту Степа Лиходеев, наказан Никанор Иванович, доказавший свою жадность выбором между положенным и деньгами. Во всех перечисленных эпизодах Воланд и его свита выступают в качестве длани карающей, несущей справедливость и возмездие. Роман, состоящий из двух внешне независимых миров, имеет и две системы образов, во главе которых становятся Иешуа и Мастер. Это герои-двойники. Такими же двойниками являются Иван Бездомный и Левий Матвей как последователи своих учителей, Алоизий Могарыч и Иуда из Кири-афа как предатели.

Немаловажна в произведении и любовная линия. Она так же сложна и ассоциативна, как и весь роман. Так отношения Мастера и Маргариты напрямую связаны с со сменой времен года. Идиллическая по своей сути история любви рушится, сталкиваясь с суровыми условиями быта. Восстановить ее помогают все те же потусторонние силы, должные делать зло, но в итоге восстанавливающие справедливость. Как и многие герои произведения Мастер и Маргарита оказываются перед необходимостью выбора. Мастер делает свой выбор, сознательно отрекаясь от ставшего ему ненавистным романа про Понтия Пилата — слишком много поря принес ему этот роман. Маргарита жертвует собственным счастьем, встает на путь самоотречения ради любимого человека. Маленькую, бедную квартирку Мастера она предпочитает шикарным апартаментам, полному обеспечению и личной служанке. Да и стоит ли думать о жилищных условиях, если на кону здоровье любимого человека? Она отдается безропотно нечистой силе и становится ведьмой только ради Мастера, за что обретает вечную и истинную любовь.

Булгаков нарочно идет против жанровых канонов в романе, описывая в нем не отдельные человеческие судьбы и даже не судьбы народа, а слитую воедино судьбу всего человечества.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет так называемую рамочную композицию, то есть роман помещен в романе. Можно выделить здесь два стиля повествования, отличающиеся друг от друга и интонационно выделяющие части, двух главных героев, похожих как отражение в зеркале. Несмотря на сложность в формировании композиции и системы образов в романе, ощущение разрозненности произведения не возникает. Тайна композиционной целостности романа — в нитях, связующих прошлое с настоящим и перетекающих в будущее.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: