Факторы эффективности автомобильных перевозок
Автомобильная перевозка
Эффективность автомобильных перевозок зависит от многих компонентов. Для этого руководству компании приходится решать определенные задачи. Так, организация работ и планы должны удовлетворять требованиям рынка и населения, предоставлять услугу наивысшего качества. Но при этом каждый управитель старается минимизировать расходы.
Понятие эффективности
Эффективность автомобильных перевозок — показатель, демонстрирующий связь между факторами производства и полученным продуктом. Это соотношение затрат и результатов от хозяйственной деятельности.
Эффективность транспортировки грузов формируют: организация перевозочного процесса и технико-эксплуатационные показатели автомобильного парка, а оценивается она по объему и качеству услуг.
Показатели отдельных процессов, имеющие критическое значение:
· своевременность и скорость доставки;
· потери груза в дороге;
· производительность автомобилей и погрузочно-разгрузочных механизмов (бригад и пунктов);
· энергоемкость транспортировки;
· затраты материалов и топлива;
· экология, безопасность движения.
Также выделяют показатели интегральной эффективности. Это удельная трудоемкость и энергоемкость комплекса транспортно-технологических операций, приведенные народнохозяйственные затраты, включая себестоимость услуги, прибыль автотранспортной компании.
Разные авторы выделяют и другие показатели. Например, минимум суммарной грузоподъемности, затраты на единицу транспортной работы, прибыль в расчете на одного водителя.
Далее — об отдельных показателях, которые определяют эффективность грузовых перевозок.
Своевременность доставки
Критерий характеризует соответствие требований и необходимости перевозки. Для его соблюдения согласуют работу транспорта между автотранспортной компанией и получателем. При этом учитывается количество грузов, вероятность дефицита, наличие спроса и другие факторы. На основании этих данных создаются графики, которые и позволяют вовремя свершать доставку.
Если спрос на услугу неравномерный, то своевременность достигается за счет маневрирования применения провозных способностей на разных объектах. Если речь идет о производстве, то создают резервы, запасы продуктов, прибегают к другим подобным действиям.
Потери при транспортировке
Сокращение таких потерь возможно за счет следующих решений:
· использование специализированного подвижного состава;
· бесперегрузочный способ транспортировки;
· применение контейнеров;
· правильный выбор схем доставки.
Производительность грузовиков
Этот показатель основывается на объемах перевозок грузов автомобильным транспортом, которые перевозятся за определенную единицу времени на какую-то дистанцию. Обычно речь идет о тоннах или тонно-километрах за 1 час работы транспортного средства.
Производительность погрузочно-разгрузочной техники и персонала
В основу критерия положено количество грузов, которые перерабатываются за одну смену или за час. Производительность определяется технико-экономическими показателями применяемых механизмов и согласованностью с работой занятых в перевозке.
Материалоемкость
В этом случае оценивается количество материалов, которые расходуются при изготовлении автомобилей, эксплуатации (за амортизационный срок), в расчете на единицу работы или объема перевозок автомобильным транспортом.
Себестоимость
Так называют один из наиболее значимых показателей эффективности организации перевозок. Он характеризует затраты на один тонно-километр или тонну, которые несет предприятие.
Себестоимость формируется из нескольких элементов:
· материальные затраты (материалы, горючее, электроэнергия, общепроизводственные издержки и др.);
· оплата труда;
· отчисления на соцмероприятия;
· амортизация;
· другие статьи, кудавключают накладные, маркетинговые и иные расходы.
Приведенные затраты
Чтобы дать полную оценку эффективности автомобильных перевозок, сопоставляют приведенные затраты. Они включают такие позиции:
· расходы на тару;
· перевозка, хранение распаковка, перегрузка;
· капвложения в техническую базу;
· стоимость транспортируемой грузовой массы;
· потери в дороге.
Прибыль
Это основополагающий индикатор эффективности работы любого предприятия, в том числе автотранспортного. Он представляет собой разницу со знаком плюс между общей суммой доходов и издержками на производство услуги предприятия.
Различают два вида прибыли — бухгалтерская, экономическая и балансовая. В первом случае речь идет о разнице между суммой доходов и издержками, и она зависит от применяемого стандарта учета. Экономическая прибыль носит более неформальный характер и представляет собой разницу между бухгалтерской прибылью и дополнительными расходами (например, некомпенсированными собственными издержками, иногда упущенной выгодой и др.).
Также бывает валовая, чистая прибыль.
Рентабельность
Рентабельность также относят к числу важнейших показателей, которые определяют эффективность автомобильных перевозок. Это комплексное отражение рациональности использования ресурсов, которыми располагает предприятие. В математическом выражении это отношение прибыли к активам.
Основные показатели, из которых формируется индикатор, делятся на такие группы:
· рентабельность капитала — отношение прибыли к авансированным средствам (активы компании, капитал — инвестиционный, акционерный), где учитываются интересы всех участников бизнеса;
· показатели прибыли по базисному и отчетному периоду;
· потоки наличных денежных средств — показывает способность расчета с кредиторами, акционерами этими ресурсами.
Благодаря многообразию используемых данных открывается множество путей повышения рентабельности.
Среднетехническая скорость грузового автомобиля
Один из показателей, которые влияют на эффективность — среднетехническая скорость перевозок автомобильным транспортом. На многих предприятиях применяются единые расценки, в которые включают в том числе и этот показатель.
В целом индикатор учитывает следующие критерии:
· тип автомобиля;
· вид дорожного покрытия;
· количествогородов с населением более 60 тыс. человек на маршруте;
· требования правил дорожного движения.
В зависимости от дороги, для грузового автомобиля нормативными считаются такие показатели средней скорости:
· I группа — 70 км/ч;
· II группа — 60 км/ч;
· III группа — 55 км/ч;
· населенные пункты, которые располагаются на автомобильной дороге — 50 км/ч;
· города 60 тыс. жителей и более — 25 км/ч.
Анализ выполнения суточного плана
Анализ — метод исследования, который позволяет за счет изучения отдельных частей деятельности компании узнать слабые и сильные места в работе, провести соответствующую коррекцию и повысить эффективность автомобильных перевозок.
При транспортировке грузов показан детальный суточный анализ с мониторингом путевых листов, донесений диспетчера, докладов. Это позволяет изучить:
· качество оперативного планирования;
· уровень выполнениязаданных объемов перевозок грузов автомобильным транспортом за последние 24 часа, за месяц;
· соблюдениеоперативного плана по наиболее важным заказам;
· соблюдение графиков;
· причины, приведшие к срывампоставленных руководством задач, простоев, преждевременных возвратов с линии, нарушения маршрутов, случаев ДТП.