Способы прекращения юридических лиц




Реорганизация

 

В ГК РФ закреплено, что реорганизация может производиться в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Каждый вид реорганизации имеет свои отличия.

Слияние предприятий - это создание нового предприятия с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких предприятий. При слиянии два (или более) юридических лица прекращают существование - и возникает одно новое. Деятельность последних при этом прекращается. Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица - правопреемника. С этого момента создавшие его юридические лица считаются прекратившими свое существование.

Каждое из реорганизуемых предприятий на общем собрании учредителей принимает решение о реорганизации в форме слияния, об утверждении передаточного акта и об утверждении договора о слиянии. Договор о слиянии определяет порядок и условия слияния реорганизуемых юридических лиц и образования нового юридического лица - правопреемника.

На совместном собрании учредителей всех участвующих в слиянии предприятий принимаются решения о составе учредителей, о размере уставного капитала и его распределении среди учредителей, об утверждении устава нового предприятия, а также об избрании исполнительных органов создаваемого предприятия. При слиянии предприятий все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. После принятия решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния, ИМНС вносит в государственный реестр записи о создании юридического лица и прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица, находящегося на его территории.

О государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, ИМНС сообщает в другие регистрирующие органы по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. При получении этой информации регистрирующие органы вносят в государственный реестр запись о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц, расположенных на их территориях. Об этом они сообщают в ИМНС по адресу регистрации вновь созданного предприятия и направляют в его адрес заказным письмом с описью вложения регистрационное дело. При получении регистрационного дела ИМНС по месту нахождения вновь возникшего юридического лица уведомляет об этом направивший его регистрирующий орган. Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (а реорганизованные считаются прекратившими свою деятельность)1.

Присоединением общества признается прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. В результате реорганизации в форме присоединения те юридические лица, которые присоединяются, прекращают свое существование (ликвидируются), а предприятие, к которому осуществляется присоединение, становится полным правопреемником всех прав и обязанностей, а также обязательств, оспариваемых сторонами присоединенных предприятий.

Каждое предприятие, реорганизуемое в форме присоединения, на общем собрании учредителей принимает решение о присоединении и утверждении договора о присоединении, который определяет порядок и условия присоединения. Присоединяемые предприятия принимают дополнительное решение об утверждении передаточного акта.

Совместное собрание учредителей всех предприятий, участвующих в присоединении, принимает решения:

о внесении изменений в учредительные документы предприятия, к которому осуществляется присоединение;

об образовании складочного уставного капитала;

о составе учредителей;

об определении их доли (количества акций) уставного капитала;

об избрании органов управления и ответственных за осуществление присоединения;

по всем вопросам, оговоренным в договоре о присоединении.

При присоединении необходимо внести изменения в учредительные документы юридического лица, к которому присоединяются другие юридические лица, а присоединяемые предприятия должны быть ликвидированы.

В случае разделения одно юридическое лицо разделяется на два (или более), в результате чего разделяемое прекращает существование - и на его месте возникают два (или более). Выделение - антипод присоединения: из состава определенного юридического лица выделяется одно (или более) новое, при этом прежнее сохраняет свое существование и наряду с ним начинает функционировать новое (выделенное). При разделении и выделении актив и пассив ранее существовавшего юридического лица разделяются в частях («пропорциях»), закрепляемых в разделительном балансе, между вновь образованными (реорганизованными) юридическими лицами. Каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.

Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц (а реорганизованное - прекратившим свою деятельность). Реорганизация в форме выделения - с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

Выделение представляет собой создание одного или нескольких предприятий с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого предприятия (в пределах разделительного баланса) без прекращения его существования1.

При проведении выделения реорганизуемое юридическое лицо сохраняет часть своих прав и обязанностей. Поэтому к правопреемникам юридического лица, реорганизованного в форме выделения, его права и обязанности не переходят как единое целое. В результате при проведении реорганизации в форме выделения возможны два варианта: во-первых, реорганизуемое юридическое лицо может передать правопреемникам определенный объем своих прав и обязанностей, сохранив за собой лишь их незначительную часть; во-вторых, ситуация может быть прямо противоположной, если к выделившимся правопреемникам переходят отдельные права и обязанности, а реорганизуемый субъект сохраняет основную их массу. Закон не устанавливает каких-либо непосредственных критериев, определяющих пропорциональность перехода активов и пассивов от реорганизуемого в форме выделения, поэтому сложно говорить о наличии универсального правопреемства между реорганизованным юридическим лицом и юридическим лицом, образованным в результате выделения. Вместе с тем после проведения выделения юридическое лицо, из которого произошло выделение, по терминологии ГК РФ (п. 4 ст. 58) и других федеральных законов признается реорганизованным, а потому встает вопрос о правопреемстве от юридического лица, существовавшего до реорганизации, к юридическому лицу, созданному после ее осуществления. Права и обязанности юридического лица, существовавшего до реорганизации, не могут превратиться в бессубъектные, и поэтому при данной форме реорганизации, как и при иной любой, происходит переход от одного юридического лица к другому всех прав и обязанностей. Исключение составляют лишь те права и обязанности, которые объективно не могут переходить к возникающему в результате выделения юридическому лицу в связи со сменой организационно-правовой формы в сравнении с ранее существовавшей или по иным обстоятельствам, указанным в федеральном законе.

Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации юридического лица - правопреемника (т.е. выделенного предприятия). Регистрирующий орган, кроме регистрации нового выделенного предприятия, регистрирует изменения в учредительных документах предприятия, из которого осуществляется выделение, свидетельствующие о том, что оно реорганизовано путем выделения из него нового предприятия - правопреемника.

В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, предусмотренных специальными законами Российской Федерации, разрешается принудительная реорганизация юридических лиц в виде разделения или выделения, которая проводится по решению уполномоченных государственных органов. В соответствии со ст. 19 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности1.

Применительно к преобразованию в п. 5 ст. 58 ГК РФ использованы два неравнозначных понятия: «преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида» и «изменение организационно-правовой формы».

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) может преобразоваться в акционерное общество (АО), общество с дополнительной ответственностью и производственный кооператив. АО может преобразоваться в ООО и производственный кооператив. Государственная регистрация вновь возникающего в процессе преобразования юридического лица осуществляется в том регистрирующем органе, который зарегистрировал преобразуемое предприятие.

Общее собрание учредителей преобразуемого предприятия принимает решение о реорганизации, о порядке и условиях преобразования, о порядке обмена долей (акций) уставного капитала на акции (доли, паи) и размере нового уставного капитала, об утверждении устава, об утверждении передаточного акта. Кроме того, принимается решение об избрании исполнительных органов нового предприятия и поручении им осуществления действий, связанных с регистрацией предприятия, создаваемого в процессе преобразования. Вновь созданное предприятие становится полным правопреемником всех прав и обязанностей преобразованного предприятия в соответствии с передаточным актом. На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, регистрирующий орган вносит в государственный реестр записи о вновь возникшем юридическом лице и прекращении деятельности преобразованного юридического лица.

Организационно-правовая форма представляет собой совокупность определяющих структуру и деятельность юридического лица (шире - предпринимателя) признаков: имущественной и организационной обособленности, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, самого юридического лица, трудового коллектива, контрагентами, потребителями, государством и обществом. При преобразовании все активы и пассивы, права и обязанности юридических лиц сохраняются в прежнем состоянии.

Реорганизация юридических лиц в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (а преобразованное - прекратившим свое существование).

Исследовав особенности предусмотренных законодательством форм реорганизации юридических лиц, можно отметить, что по разным основаниям их можно разбить на различные группы:. По субъекту - инициатору реорганизации и ее основанию:

) разделение, выделение - п. 2 ст. 57 ГК РФ;

) слияние, присоединение, преобразование - п. 3 ст. 57 ГК РФ.. По судьбе имущественной массы:

) слияние, присоединение (увеличивается);

) разделение, выделение (уменьшается);

) преобразование (остается без изменений).. По факту сохранения ранее существовавшего юридического лица:

) присоединение, выделение, преобразование (сохраняется);

) слияние, разделение (не сохраняется).. По оформляющему реорганизацию акту:

) слияние, присоединение, преобразование (передаточный акт);

) разделение, выделение (разделительный баланс).. По моменту реорганизации:

) слияние, разделение, выделение, преобразование (с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц);

) присоединение (с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

Ликвидация

 

Положения ГК РФ, касающиеся ликвидации юридического лица, определяют круг лиц и возможные случаев ликвидации.

Так, в соответствии со ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. При этом акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего собрания акционеров квалифицированным - не менее чем в 3/4 - большинством голосов, а общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано только по единственному решению его участников;

) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Уполномоченными органами по обращению в суд с исковым заявлением о ликвидации юридического лица могут быть регистрирующие органы, антимонопольный орган по основаниям, предусмотренным п. 9 ст. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»1.

Положения ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», применяются к банкротству юридических лиц, при выполнении одновременно следующих условий:

) принято решение о ликвидации юридического лица в соответствии со ст. 61 ГК РФ;

) стоимость имущества, принадлежащего должнику, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов юридического лица;

) арбитражным судом по заявлению собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника или руководителя должника после создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) возбуждено производство по делу о признании ликвидируемого должника банкротом1.

При банкротстве юридического лица речь должна идти о равномерном и справедливом распределении имеющегося имущества должника между его кредиторами, которые при этом как бы «конкурируют» друг с другом, в том числе в рамках определенных групп (очередей). Порядок такого распределения называется конкурсом или конкурсным производством («конкурсным процессом»). Составляющие его правила являются сутью института несостоятельности (банкротства)2.

Несостоятельность может быть признана в судебном порядке либо объявлена самим должником. Судебное признание банкротства возможно как по требованию кредиторов (или прокурора), так и по заявлению самого неплатежеспособного должника. В предусмотренных законом случаях руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом согласно ст. 8 Закона о несостоятельности (банкротстве).

Таким образом, как объявление банкротом, так и последующая ликвидация юридического лица могут быть как принудительными (по судебному решению), так и добровольными (по решению самого банкрота, принятому совместно с его кредиторами в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК и ст. 24, 181 - 183 Закона о несостоятельности (банкротстве). Основную особенность такой ликвидации составляет обязательное соблюдение конкурсного порядка распределения имущества между кредиторами.

Ст. 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указывает, что действие Закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Банкротство юридических лиц происходит в определенном порядке. Закон о банкротстве употребляет термин «процедуры банкротства». Однако, это понятие условно, так как процедурой банкротства в точном смысле слова является лишь конкурсное производство, которое применяется к должнику, признанному арбитражным судом банкротом. Остальные процедуры не являются в точном смысле слова процедурами банкротства, так как применяются к должнику, еще не признанному банкротом (например, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление), либо реализуются за пределами производства по делу о банкротстве (например, мировое соглашение). Каждая из процедур банкротства имеет свою цель, содержание и сроки реализации. Независимо от вида процедуры, применяемой к неплатежеспособному должнику (за исключением мирового соглашения), их целью является анализ финансового состояния должника, формирование реестра требований кредиторов и подготовка отчета арбитражного управляющего для собрания кредиторов и арбитражного суда1.

Процедура наблюдения выступает как мера, обеспечивающая сохранность имущества должника на период подготовки дела к судебному разбирательству и определения дальнейшей судьбы должника.

В Законе о банкротстве отдается предпочтение так называемым реабилитационным процедурам финансового оздоровления и внешнего управления перед процедурой конкурсного производства, что следует из п. 1 ст. 53, в которой записано, что решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника, при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления или внешнего управления.

Мировое соглашение как процедура банкротства может быть заключено на любой стадии производства по делу о банкротстве, по существу, в рамках любой процедуры банкротства (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства). В этом смысле мировое соглашение можно квалифицировать как альтернативную процедуру банкротства, основание прекращения производства по делу о банкротстве и выхода из него по усмотрению (соглашению) неплатежеспособного должника и его кредиторов. Заключение мирового соглашения при этом должно происходить только в точном соответствии с нормами права.

 


Заключение

 

Ликвидация как способ прекращения юридического лица представляет собой довольно сложное правовое явление, влекущее своеобразную «смерть» того или иного субъекта хозяйствования.

На современном этапе развития российского общества ликвидация юридического лица встречается отнюдь не редко: в условиях рыночной экономики многие пробуют свои силы в предпринимательстве, однако понятно, что не все попытки будут удачными. В результате наблюдается активный процесс естественного ухода с рынка многих юридических лиц. И это нельзя считать чем-то непредвиденным: ликвидация, в известном смысле, сопряжена с естественным риском участия в гражданском обороте. Кроме того, будучи грамотно проведенной, она фактически решает проблему сохранения собственности учредителей(участников) юридического лица.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной. На мой взгляд, следует также выделять третий ее вид - вынужденную ликвидацию, которая имеет место в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица.

Считаю, что наиболее эффективным способом прекращения субъекта хозяйствования является добровольная ликвидация, поскольку он не связан с судебными издержками (проводится без вмешательства суда), экономится также время проведения процедуры.

Необходимо обратить внимание на то, что несмотря на жесткое правовое регулирование процесса ликвидации в законодательстве, на практике правоприменители сталкиваются с определенными трудностями (к примеру, при выяснении вопроса о полномочиях ликвидационной комиссии и так далее). Широко распространены случаи псевдоликвидации юридических лиц. Ситуация такова, что учредители (участники) или собственник юридического лица принимают решение о прекращении деятельности субъекта хозяйствования, чтобы не иметь к нему больше никакого отношения.

Способов для достижения указанной цели существует огромное множество, как законных, так и незаконных. Интересно, что в популярной литературе указывается семь «законных» способов ликвидации юридических лиц, однако наиболее распространенными являются только четыре: ликвидация обычным путем, прописанным в законодательстве (такой способ занимает 5-6 месяцев), «ликвидация» путем замены учредителей, а также руководителя (занимает 1-2 недели), присоединение к другому юридическому лицу (по существу, это реорганизация) и слияние с другим юридическим лицом (тоже реорганизация).

Приведенные факты свидетельствуют о необходимости более четкой регламентации института ликвидации юридического лица, так как указанный процесс в значительной степени затрагивает интересы не только кредиторов юридического лица, но и государства.

Ликвидация юридического лица - это значительно более трудоемкий процесс, нежели создание нового предприятия. Для выбора правильного пути, грамотного проведения этой процедуры, во избежание ошибок и лишних конфликтов целесообразно использовать знания и возможности консультантов - профессиональных экономистов и юристов.

Таким образом, рассмотрев вопросы, поставленные в курсовой работе, можно сделать определенные выводы:

. Действующее гражданское законодательство России не определяет, что такое реорганизация юридического лица, фиксируя лишь формы, в которых она может осуществляться (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Отсутствие дефиниции рассматриваемого понятия объясняется тем, что данный институт представляется сравнительно молодым как для российского, так и для зарубежного правового регулирования. В настоящий момент не только не сформулировано понятие реорганизации юридических лиц, но даже не выработано единого направления для его определения. Единственной общей чертой всех форм реорганизации, по мнению большинства исследователей, является правопреемство, то есть переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к его правопреемникам.

. Следующей проблемой, требующей разрешения, является отсутствие законодательно закрепленной процедуры реорганизации юридических лиц. Представляется, что реорганизация, так же как и ликвидация, должна четко подразделяться на стадии.

. В сложившихся новых экономических условиях в РФ достаточно актуален вопрос о ликвидации юридических лиц в связи с тем, что большое количество решений о ликвидации приняты из-за неосуществления предприятиями деятельности как таковой. Часто простой предприятий происходит из-за того, что юридические лица существуют лишь на бумаге, многие из них являются «фирмами-однодневками». Зачастую в случае принятия судом решения о ликвидации юридического лица на него и возлагается обязанность по проведению необходимых процедур по упразднению юридического лица.

 


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. - М.: Юридическая литература, 2013. - 48 с.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собр. законод. Рос. Фед. - 2013. - № 30. - Ст. 3012 (с изм. и доп.)

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законод. Рос. Фед. - 2013. - № 32. - Ст. 3301 (с изм. и доп.)

. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // Собр. законод. Рос. Фед. - 2013. - № 1. - Ст. 1 (с изм. и доп.)

5. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 2 июля 2005 года № 83-ФЗ // Собр. законод. Рос. Фед. - 2013. - № 27. - Ст. 2722.

. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ // Собр. законод. Рос. Фед. - 2013. - № 33 (часть I). - Ст. 3431 (с изм. и доп.)

. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // Собр. законод. Рос. Фед. - 2013. - № 35. - Ст. 145 (с изм. и доп.)

8. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // Собр. законод. Рос. Фед. - 2013. - № 43. - Ст. 4190 (с изм. и доп.)

. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ // Собр. законод. Рос. Фед. -2013. - № 7. - Ст. 785 (с изм. и доп.)

. О производственных кооперативах: Закон РФ от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ Собр. законод. Рос. Фед. - 2013. - № 20. - Ст. 232 (с изм. и доп.)

. Баринов Н.А., Козлова М.Ю. Принудительная реорганизация юридических лиц по антимонопольному законодательству // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 8. - С. 31- 42.

. Гражданское право: учебник / под ред. Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 426 c.

. Долинская В.В. Акционерное право: Учебник. - М.: Юридическая литература, 2009. - 257 c.

. Жане А.А. Ликвидация юридического лица // Право и экономика. - 2010. - № 4. - С. 54 -62.

. Жданов Д.В. Реорганизация в форме выделения // Законодательство. - 2009. - № 5. - С. 21-28.

. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / под ред. О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма «Контракт»; ИНФРА-М, 2013. - 762 c.

. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского. - М.: Юридическая фирма «Контракт», 2009. - 815 с.

. Попондопуло В.Ф. Процедуры банкротства и обеспечение интересов кредиторов // Предпринимательское право. - 2012. - № 2. - С. 41.

. Пулова Л.В. Банкротство ликвидируемого должника // Вестник Арбитражного суда города Москвы. - 2012. - № 1 - С. 36.

. Сумской Д.А. Статус юридических лиц: учебное пособие. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. - 263 c.

. Хаймович М. Реорганизация предприятия // Бизнес - адвокат. - 2013. - № 8. - С. 37 - 45.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: