Мы не властны над речью других,




Организационный момент.

1. Вступительное слово ведущего.

Дядя Фёдор мыл забор,

На котором был “фольклор”.

Мыл, ругаясь неприлично,

Слышал Вася все отлично,

И усвоив весь “набор”

Вновь украсил им забор.

 

А знаете, почему вы смеетесь? Потому что смех это попытка скрыть стыд, неловкость, вы поняли о чем речь, и конечно знаете, что “фольклор” употреблять неприлично, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, вы часто употребляете такую “сниженную” лексику, в том числе и нецензурную.

Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор?

(Ответы детей)

Да, речь пойдет о нецензурной брани в нашей речи. А вы при общении друг с другом часто сталкиваетесь с этой проблемой?

(Ответы детей)

Я попрошу вас выполнить одно небольшое задание.

Детям предлагается разделиться на несколько групп и выполнить следующее задание:

Разделите тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории “святых для каждого человека”

(Дети пишут, а затем прочитывают слова).

Что вы чувствуете, когда произносите эти слова? Разве можно произнося их почувствовать стыд или неловкость? Нет, наоборот, они придают нам силу, многие из этих слов вызывают гордость.

А теперь во 2 колонке запишите 10 слов из разряда “скверных”. Конечно, если вам неприятно, то вы можете этого не делать.

(Прогнозируем, что дети не станут записывать матерные слова).

Теперь давайте подумаем, почему вы спокойно записали и перечисляли слова 1 группы и не стали даже записывать слова другой группы?

(Выслушиваем ответы детей).

Да стыдно, неловко.

Когда вам бывало стыдно? (Ответы детей).

Да, когда мы совершаем плохие поступки, нам становится стыдно, значит стыд - это необходимое свойство нашей психики, наш ограничитель, не позволяющий нам вести себя по хамски, ограничитель вседозволенности. Стыд одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен многого стыдиться, если он человек.

А за свою речь вам бывает стыдно? (Выслушиваем ответы детей).

Сегодня мы поговорим о стыде перед словом.

А вы знаете, что мат наши предки практически не употребляли, а ведь они были людьми не глупыми. Почему же мы сами перерубаем корни со своими предками, становимся не лучше, а хуже их.

Специалисты по истории языка провели интересное исследование и сделали следующий вывод. В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать сыру Землю, Богородицу (мать Иисуса Христа) и родную мать человека. По народным, нравственным представлениям славян, бранящийся оскорбляет не столько мать собеседника, сколько свою собственную. Среди легенд о происхождении матерщины есть одна, записанная на Смоленщине. В ней говорится о человеке, которого попутал дьявол. Человек этот убил отца своего и женился на своей матери. С тех пор и пошла у нас матерная брань. У русских славян считалось грехом бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребёнка, которого обругали “чёрным” словом с упоминанием чёрта, дьявола, ведьмы, демона могли унести по поверью злые силы. Нельзя было браниться в доме при иконах, при печке (по поверью этого не выносил домовой). Боясь лешего, не бранились в лесу, Это же относилось к полю, реке и озеру – ведь у каждого из них был свой хозяин (покровитель). Провинившимся он насылал болезни и немощи. В дом, где бранятся, проникают бесы, а вот ангелы покидают такое жилище.

Такие слова указывают на то, что по естественному чувству стыда скрыто от чужих глаз: детородные органы, интимная жизнь человека. Не кажется ли вам, что своими словами вы сами выставляете все это на показ?

А теперь рассмотрим, как к этой проблеме относятся другие специалисты.

Психологи замечают, что употребление мата формируют зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.

В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии.

Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - для разрядки, ради напускной удали, или, чтобы казаться своим в компании, где все ругаются. Но нужны ли вам такие компании? Компании, где подростки стремятся быть «крутыми», «блатными», где нравственность искажается до неузнаваемости и не стыдно напиться, избить слабого, обхамить взрослого или пожилого человека, украсть то, что плохо лежит, а уж мат употребляется как вполне нормальные слова. Именно в таких компаниях зарождается преступность. Давно известно, что преступником движет не пресловутая уголовная романтика, а стяжательство, жадность, желание не работая иметь средства к существованию. А полная потеря стыда и неуважение к людям помогает им оправдывать любую свою подлость, даже к тем людям, которых они называют друзьями. Ради денег такие люди запросто поступятся своими так называемыми «воровскими принципами» и как крысы обворуют даже своих родных, а о приятелях и говорить не приходится.

Третья стадия, человек привыкает к этим словам, ему уже не стыдно употреблять их. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже вообще не может изъясняться без мата, забывает другие слова.

Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известны случаи, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающий характер.

И людей, подобных герою стихотворения Анатолия Лысова “Дикарь”, мы встречаем повсеместно.

(Подготовленное выразительное чтение отрывка стихотворения).

Дикарь

Я видел нынче дикаря

И говорил с ним даже,

Но, откровенно говоря,

О нём всего не скажешь.

 

Пусть лексикон дикарский пуст, –

Зато как речь цветиста:

Что шаг, то мат слетает с уст

Такого “шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица

И не дикарь он вовсе:

Не носит он в носу кольца

Монет в ушах не носит.

 

Но передать его язык

Поэт не правомочен:

В таком бы случае мой стих

Был сплошь из многоточий.

 

А надо, что ни говори,

Пресечь их брань вначале –

Пресечь, покуда дикари

Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт

Опять про мат и матик,

Про речь, которую ведёт

Подобный “мате-матик”.

 

А у нас в школе много таких дикарей? Ребята, а как нам избавляться от сквернословия?

(Дети высказываются)

Представьте себе такую ситуацию, президент России поручил нам составить правило для молодежи «Как избавиться от сквернословия?»

(Дети высказываются)

А что если нам начать с себя?

(Выслушиваем мнение ребят и обобщаем ответы, подводим к выводу).

Мы не властны над речью других,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: