Основное назначение распорядительных документов - обеспечить реализацию поставленных перед органом управления задач и получить максимальный эффект не только от своей деятельности, но и деятельности организаций, входящих в его систему.
В юридическом плане распорядительные документы относятся к нормативным правовым актам. Основанием для их издания может быть:
· необходимость исполнения принятых законодательных, нормативных правовых актов и иных решений вышестоящих органов;
· необходимость решения оперативных задач, стоящих перед органом управления.
С точки зрения порядка разрешения вопросов (принятия решений) все распорядительные документы делятся на две группы:
1) документы, издаваемые в условиях коллегиальности (постановления, решения), т.е. на основе решений, принимаемых правлением, собранием, советом, коллегией;
2) документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решений (распоряжения, приказы, указания и т.д.), когда власть по всем вопросам управления в организации принадлежит ее руководителю.
Приказ - правовой акт, издаваемый руководителем в целях решения производственных задач. Приказы делятся на две группы - приказы по основной деятельности и приказы по личному составу.
К приказам по основной деятельности относятся приказы: по организации работы организации, финансированию, планированию, отчетности, снабжению, реализации продукции, другим производственным вопросам (например: о распределении служебных помещений, о нарушении правил транспортирования грузов, о создании рабочей группы по проекту, о премировании работников, о мерах по улучшению пожарной безопасности и т.п.).
По поручению руководителя проекты приказов подготовляются специалистами организации после изучения сути вопроса и сбора необходимой информации.
Приказы оформляются на общем бланке организации или бланке приказа и имеют следующие реквизиты:
· наименование организации - автора документа;
· дату, номер;
· место составления;
· заголовок к тексту;
· текст;
· подпись.
Датой приказа является дата его подписания руководителем. Нумерация приказов производится в валовом порядке с января по декабрь в пределах года (№ 1, № 2 и т.д.).
Заголовок приказа должен отвечать на вопрос «о чем?», например: «О реорганизации предприятия».
Текст приказа состоит, как правило, из двух частей - констатирующей и распорядительной.
В констатирующей части указывают основания издания приказа (решения совета директоров, производственная необходимость). Обычно данная часть начинается со следующих устойчивых словосочетаний: «В целях...», «На основании...», «Во исполнение...». Констатирующую часть приказа опускают, если причина издания приказа очевидна и не нуждается в разъяснении.
Распорядительная часть отделяется от констатирующей глаголом «ПРИКАЗЫВАЮ», после которого ставится двоеточие. Распорядительная часть делится на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. В каждом пункте распорядительной части указываются исполнитель, предписываемое действие и срок исполнения. Если исполнителю дастся постоянное поручение, то срок исполнения в приказе может отсутствовать. В последнем пункте указывается лицо или структурное подразделение, которое осуществляет контроль за исполнением приказа. Если контроль за выполнением приказа осуществляет руководитель организации, пункт о контроле в приказе отсутствует.
При необходимости в приказе перечисляют ранее изданные документы (приказы, решения, инструкции), которые этим приказом отменяются.
Распорядительные документы могут иметь приложения, на которые даются ссылки в соответствующих пунктах распорядительной части не в отдельном реквизите «Приложение», а в скобках в соответствующих пунктах.
Проект до подписания подлежит согласованию путем визирования у всех заинтересованных лиц, а также в структурных подразделениях и у должностных лиц, которых он касается.
Приказ по личному составу - правовой акт, издаваемый администрацией для регулирования правоотношений между гражданами и органами управления. Такие приказы готовят отделы кадров или, если такой отдел не предусмотрен структурой организации, должностные лица, которым поручено вести документы по кадрам. Приказы по личному составу фиксируют прием на работу, перемещение по работе, увольнение с работы, установление должностных окладов, отпуска, командировки, изменение фамилии, поощрения, взыскания и т.д. В 2004 г. утверждены новые унифицированные формы большинства приказов по личному составу, что позволило внести единообразие в структуру текста.
Приказы по личному составу оформляются на бланках формата А4 и имеют следующий состав реквизитов:
· наименование организации - автора документа;
· наименование вида документа (ПРИКАЗ);
· дата и номер приказа;
· место издания, заголовок к тексту;
· текст;
· подпись;
· визы согласования;
· отметка об ознакомлении с приказом работника;
· отметка об исполнении документа и направлении его в дело.
В тексте указываются: ФИО работника (полностью), наименование структурного подразделения, профессия (должность), предпринимаемое действие (УВОЛИТЬ, ПРИНЯТЬ и т.д.), с какого числа. В графе «основание» указываются документы, послужившие причиной создания приказа.
Приказы нумеруются в течение календарного года. Номер пишут с добавлением индекса «к» или «л/с», что значит: приказ по кадрам. Приказы визируют заместитель директора по кадрам, руководитель отдела кадров, руководитель отдела, в котором работает работник, бухгалтер, а приказы об увольнении или дисциплинарных взысканиях — еще и юрист. Работника необходимо ознакомить с приказом под роспись.
Приказы вступают в силу с момента их подписания, но иногда в приказе указывается иная дата его вступления в юридическую силу (например: приказ подписан 10 мая, а увольнение работника должно быть произведено 25 мая).
Распоряжение - правовой акт, издаваемый руководителем для разрешения оперативных вопросов.
Распоряжения составляются в основном по вопросам:
· информационно-методического характера;
· повседневной административной, производственно-хозяйственной деятельности;
· связанным с организацией исполнения приказов, инструкций, правил и других документов, например: О распределении обязанностей между заместителями руководителя компании; О применении правил работы с конфиденциальными документами; О передаче дел и документов увольняемыми работниками; О проведении ежегодной диспансеризации работников и т.п.
Составляются и оформляются распоряжения аналогично приказам по основной деятельности. Распоряжение должно содержать:
· наименование организации;
· наименование вида документа (РАСПОРЯЖЕНИЕ);
· дату, номер;
· место изготовления;
· заголовок к тексту;
· текст;
· подпись.
Текст распоряжения также состоит из двух частей - констатирующей и распорядительной. Распорядительная часть начинается глаголом «ПРЕДЛАГАЮ» (ОБЯЗЫВАЮ), который в тексте распоряжения часто опускают, указывая только действие, например: «Всем сотрудникам пройти инструктаж».
Распоряжения подписывают руководитель или заместители руководителя организации.
Протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и коллегиального принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях.
Протокол ведется во время заседания секретарем коллегиального органа; составляется на основании записей, произведенных во время заседания, представленных тезисов докладов, выступлений, справок, проектов решений и других материалов. На оформление протокола совещания обычно отводят 3-5 дней.
Проект протокола визируется работниками или подразделениями, выносившими вопрос на обсуждение.
Подписывают протокол председатель и секретарь собрания. В некоторых случаях требуются подписи всех участников заседания (совета директоров, президиума, правления).
Протокол составляется на общем бланке или на чистом листе бумаги. Протокол должен иметь следующие реквизиты:
· наименование организации;
· наименование вида документа (ПРОТОКОЛ);
· дата и номер;
· указание места издания;
· заголовок к тексту;
· текст;
· подписи.
Датой протокола является дата проведения собрания. Номер протокола - порядковый номер заседания коллегиального органа с начала года (№ 1, № 2 и т.д.).
Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной. Во вводной части указываются фамилии и инициалы председателя, секретаря собрания и присутствующих — до 10 человек. Если присутствующих больше, то составляется список на отдельном листе, оформляемый как приложение (как и представленные на рассмотрение материалы). Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня.
Повестка дня содержит вопросы, вынесенные на обсуждение. Каждый пункт повестки дня нумеруется, записывается с новой строки, например:
1. Об итогах работы предприятия за первое полугодие 2007 г.
Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме:
• СЛУШАЛИ;
• ВЫСТУПИЛИ;
• ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).
Если после выступления или в ходе обсуждения задавались вопросы, они должны быть зафиксированы в протоколе вместе с ответами. Постановление (решение) излагается в протоколе полностью, так как является наиболее важной его частью.
Протокол подписывается председателем и секретарем. Протокол заседания правления акционерного общества или совета директоров подписывается всеми присутствовавшими на заседании. К протоколу подшиваются представленные на рассмотрение материалы: справки, доклады, проекты и т.п., которые оформляются как приложения. Протоколы относятся к числу важных документов предприятия, поэтому хранятся не менее 10 лет и могут передаваться на архивное хранение.