Закрепление красочного слоя и грунта




Под общим закреплением следует понимать три капитальные операции:

· укрепление основного массива красочного слоя и грунта без подведения вспомогательного фундамента под них;

· укрепление холста дублированием его и,

· наконец, перенесение живописи на новый фундамент, так называемый «перевод».


В каких случаях требуется общее закрепление?
1. При полной изношенности и обветшании основы, когда она теряет возможность удерживать красочный слой.
2. При повсеместной утрате связи красочного слоя с грунтом или грунта с основой, выражающейся:
а) в больших отставаниях красочного слоя от грунта;
б) в повсеместном кракелюре красочного слоя и грунта с тенденцией их отслоения;
в) в сседаниях красочного слоя сплошного характера;
г) в мельчайших осыпях краски по всей картине;
д) в шелушении и отставании повторных прописок.


Закрепление без подведения вспомогательного фундамента.
Все виды дефектов картины, описанные в разделе «Местное укрепление красочного слоя и грунта» (см. Местное укрепление красочного слоя и грунта.), если они приняли массовый характер, т.е. распространились по всей картине, должны устраняться методом общего закрепления. С принципом закрепления живописи читатель уже знаком по тому же разделу. В данном случае вместо закрепления небольших отдельных участков отстающей краски мы сталкиваемся с повсеместным закреплением живописи также посредством введения клеющего вещества в ее больные места. С изменением масштаба, естественно, и техника самой работы видоизменяется.

Картину, подлежащую укреплению, вначале нужно детально осмотреть, чтобы установить, не имеется ли на ней частей красочного слоя, совершенно отделившихся от основы, которые при общем проклеивании могут быть сдвинуты с места кистью или остаться на волосах ее.

Если такие места имеются, нужно предварительно подклеить их с помощью маленькой кисти или шприца, как это делается при местном укреплении.

Затем, если картина находится на подрамнике, то, не снимая ее, следует покрыть красочный слой клеевым составом. Раствор клея должен быть слегка тепловатым, не стынущим под кистью.
Кисть следует брать большую, чтобы вся операция проклеивания не затягивалась слишком долго. Водить кистью следует в вертикальном и горизонтальном направлениях — это лучше обеспечивает разравнивание клея по поверхности и попадание его во все щели и углубления. Клею дают «провялиться» до крепкого отлипа. Через некоторое время тем же клеем намазывают папиросную бумагу. Операция эта представляет некоторые неудобства, так как бумага при сильном увлажнении часто рвется под кистью. Поэтому нужно воздерживаться от лишних повторных движений, стараясь водить кистью в одном направлении и в один прием.
Наложение бумаги на картину и приглаживание почти всегда производится реставратором вместе с помощником. Лист берут за все четыре угла и заносят над картиной так, чтобы край листа бумаги совпадал с краем картины. Держа лист в наклонном положении, работающий прижимает край его к краю картины (помощник продолжает поддерживать лист бумаги на весу за углы противоположного края) и легким движением обеих рук (как бы огребаясь при плавании) приглаживает бумагу. Задача заключается в том, чтобы как можно ровнее, без складок, приклеить лист бумаги к картине. Делать это следует очень осторожно, так как размокшая бумага под действием собственной тяжести может разорваться, упасть на картину, смяться и слипнуться.
Чтобы избежать этого, помощник не должен держать лист пальцами за кончики углов, большой угол бумаги должен лежать у него на ладони: кроме того, помощник должен постепенно опускать бумагу, по мере того как работающий приклеивает ее к картине. При умелом соблюдении этих условий, лист постепенно и ровно ложится на живопись, не образуя больших складок и пузырей. При плотном прилегании бумага до высыхания клея сохраняет некоторую прозрачность, живопись, и все дефекты ее ясно видны, и лишь там, где попал воздух и образовался «пузырь», бумага кажется непрозрачной. Достаточно легко прикоснуться к такому пузырю иглой или кончиком обойного гвоздя, чтобы воздух из него вышел, бумага плотно прилегла к живописи и стала прозрачной. Таким способом следует заклеить всю живопись, требующую укрепления.
После того как клей начнет подсыхать (на что укажет побелевшая бумага), можно приступать к дальнейшему. Картину обязательно снимают с подрамника, кладут живописью вверх на мраморную плиту и через слой плотной бумаги проглаживают теплым утюгом. Это проглаживание играет решающую роль в укреплении картины. Как и при местном укреплении, утюгом нужно пользоваться осторожно, чтобы не подпалить лак, не поломать фактуры живописи, а взбугрившиеся места краски аккуратно «посадить» на прежние места. Утюгом нужно действовать до тех пор, пока клей в достаточной степени не проникнет в трещины, отслоения и, подсыхая, не закрепит их. Узнать это можно по следующим признакам: сильному побелению папиросной бумаги и отсутствию бывших ранее вздутий красочного слоя.
После этого приступают к смывке бумаги. Бумагу протирают мокрой ватой и снимают, перегибая. Если не удается снять весь лист целиком, можно снимать бумагу лентами или отдельными кусочками любого размера. Картину следует вытереть насухо, так как оставшаяся влага может повредить лаку. Снимать бумагу и удалять клей с поверхности живописи нужно возможно быстрее, но без излишней торопливости и суетливости в движениях, так как это только повредит делу. Размеренные методические движения скорее могут обеспечить быстрый результат. Далее картину натягивают на подрамник.
Когда работать приходится без помощника, поступают так: картину, покрытую клеем, ставят почти вертикально (с легким наклоном вперед) на мольберт или другое приспособление. Проклеивают лист бумаги, подкладывают пальцы обеих рук под углы листа бумаги с не намазанной стороны, поддерживая со стороны намазанной большими пальцами, чтобы бумага не сползла с рук. Поднимают лист за оба угла, в отвесном положении подносят его к стоящей картине и прикладывают, прижимая только в углах, за которые держат руками. Поскольку картина стоит наклонно, лист, «приживленный» по верхней своей кромке, оказывается висящим в отвесном положении. Освободив руки, работающий может прижать середину или низ листа и затем пригладить его. При достаточной ловкости мастера, работа проходит успешно, но все же легче и удобнее работать с помощником.
Если на реставрируемой картине имелись прорывы или другие дефекты, следует заделать их до снятия бумаги, наложив заплаты способом, описанным в разделе «Заделка прорывов полотна картин».
Описанным приемом производится закрепление красочного слоя с лицевой стороны картин. Могут встретиться явления и несколько иного характера. При хорошей сохранности красочного слоя и основы, т.е. холста, грунт картины сам по себе может находиться в плохом состоянии. При неудовлетворительном качестве связующего материала грунт потеряет свою прочность. Выветрившись, он может сделаться рассыпчатым и не будет служить нормальной, прочно удерживающей прослойкой между холстом и живописью. Кроме того, имея достаточную связь с красочным слоем, грунт может не иметь такой связи с холстом. Холст тогда будет отделяться от него мелкими или крупными участками. В таких местах живопись окажется в опасности, поэтому укрепление грунта будет необходимым.
Красочный слой хорошей сохранности (без кракелюра, выпадов и пр.) не пропустит клеящего вещества, поэтому более целесообразным будет закрепление картины с тыльной стороны т.е. введение клея через холст.
Подобное закрепление прекрасно осуществляется при таком радикальном методе как «дублирование», о котором речь будет ниже, но в реставрационной практике существует один промежуточный прием, очень редко применяемый. Он носит название «ложного дублирования» и заключается в следующем: картину заклеивают с лицевой стороны бумагой и по высыхании снимают с подрамника, кладут на деревянный щит или стол (если живопись очень «фактурна», то на подстилку из материи), расправляют кромки и «приживляют» их гвоздями к щиту или столу. Посредством жесткой щетки и ножа очищают холст от пыли, копоти и грязи. После этого его покрывают клеем с медом один или два раза, смотря по обстоятельствам. Когда клей уйдет внутрь холста и начнет интенсивно подсыхать, проклеенную плоскость проглаживают теплым утюгом через мокрую материю или бумагу, не давая ей приклеиваться к холсту. Проглаживание утюгом способствует прессовке холста, грунта и красочного слоя и скреплению их клеем.
Прием «ложного дублирования» возможен только при достаточной гигроскопичности холста и хорошем его качестве. Если же холст, как это нередко бывает, был ранее пропитан каким-нибудь маслянистым составом и потерял гигроскопичность, данный прием не даст желаемых результатов; поэтому прежде, чем прибегать к нему, нужно достоверно убедиться в его целесообразности.
Самым рациональным приемом укрепления красочного слоя и грунта с одновременным исправлением дефектов основы (покоробленности, прорывов, обвисания) является дублирование картины новым холстом, т.е. сдваивание холстов оригинального и вспомогательного нового. Прежде чем перейти к описанию этого замечательного метода, коснемся некоторых вопросов общего закрепления картин, исполненных на других основах и другой техникой.
Укрепление красочного слоя картины, исполненной на доске, производится тем же способом. Несколько иные приемы диктует работа над иконами, живопись которых, как известно, исполнена на левкасе (смесь мела или гипса с клеем), положенном в несколько слоев на материю (паволоку), которой бывает обклеена доска. Под воздействием колебаний температуры и влажности доска и паволока с левкасом то расширяются, то сужаются и притом в различной степени. Происходят отставания левкаса с паволокой от доски, которые легко обнаруживаются при простукивании красочного слоя иконы кончиками пальцев. Места отставания при простукивании звучат по-иному, обнаруживая пустоты.
Промазывание живописи кистью не обеспечит прохождение клея в нужном количестве под паволоку. Поэтому клеящий состав (рыбий клей или яйцо) в больших дозах вспрыскивают шприцем. Клей расходится по всем пустотам и по проглаживании утюгом приклеивает распрямленный левкас и красочный слой.
Живопись, исполненную на металле, укрепляют с лицевой стороны.
Могут встретиться и такие дефекты, которые потребуют изыскания и применения особых приемов и рецептур, обычно же операции укрепления сходны с описанными.


Большую и сложную проблему представляет укрепление красочного слоя гуаши. Гуашь в корпусных мазках часто трескается и шелушится. Гуашь — краска, разводимая водой, тем не менее капля воды, попавшая на высохшую краску, по высыхании оставляет пятно с желтоватым ореолом. Это говорит о том, что обычный клеевой состав, применяемый при укреплении масляных картин, здесь не может быть употреблен. Попытки укрепить подобным способом картину М.С. Сарьяна «Персидская деревня», исполненную на холосте техникой, напоминающей темперно-клеевую, и сильно трескавшуюся и шелушащуюся, не дали хороших результатов. Картина была дублирована на новый холст, во время укрепления с оборота холст и красочный слой равномерно увлажнялись. Тон живописи становился интенсивным, сочным. Отдельные пятна на живописи не появлялись, так как она вся равномерно была увлажнена жидким клеем. Можно было полагать, что увлажнение слоя краски жидким клеем укрепит ее фундаментально и надолго. Практика же доказала, что живопись укрепилась весьма относительно. В течение первого же полугодия шелушение и отставания наблюдались вновь,
правда в несколько меньшей степени. Живопись этой картины не была особенно светлой — преобладали тона зелено-желтые средней силы, поэтому можно было рискнуть несколько понизить тон всей вещи, пропитав ее клеящим составом. В светлых картинах понижение тона может быть очень заметным. Кроме того, гуаши чаще всего исполняются на бумаге или картоне, и проклеивание их с оборота не достигает цели. Через плотный картон клею трудно пройти по живописи равномерно. Картон будет сильно коробиться от намокания, а исправление будет нелегкой задачей, тем более при непрочной, шелушащейся краске. Укрепление гуаши, исполненной на картоне, по-видимому, целесообразно только с лицевой стороны.
Рациональных методов укрепления гуаши, равноценных применяемым при укреплении масляной живописи, мы пока не знаем. Проблема эта не решена еще ни у нас, ни за границей.
Нам приходилось пробовать укреплять крупные трескавшиеся мазки гуаши («Зима» Юона) крахмальным клейстером, почти бесцветным и по высыхании приобретающим матовость. В известной мере цель достигалась, но рекомендовать это как метод считаем преждевременным. Во всяком случае, проблема укрепления гуаши требует скорейшего разрешения. По-видимому, нужно будет идти по линии изыскания приемов с применением сильных летучих растворителей (ацетон, бензол и др.).
Предохранительными мерами против форсированного шелушения гуашного красочного слоя пока служат окантовка под стекло и состояние покоя в нормальных условиях температуры и влажности воздуха.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: