III. Структура политической системы




В научной литературе, отечественной и зарубежной, нередко вычленяют четыре главные группы элементов политической системы:

а) политическая орга низация, которая включает в себя государство, массовые общественные организации и партии, средства массовой информации и церковь;

б ) политические отношения, которые, в зависимости от участвующих в них субъектов, можно разделить на три группы:

1) отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами, которые составляют основу политической системы;

2) так называемые вертикальные отношения, которые складываются в процессе воздействия высших и местных органов руководства и управления на социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

3) отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями;

в) политические и правовые нормы, которые регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное, желательное и нежелательное с точки зрения укрепления политической системы. При помощи этих норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют модель поведения, которой должны руководствоваться все участники политической жизни;

г) политическое сознание и политическую культуру, которые, формируясь под влиянием конкретной социальной и политической практики, оказывают сильнейшее воздействие на поведение всех участников политического процесса и всю динамику политической жизни.

Исходя из ее структуры, политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих им реализовывать свои цели и намерения.

Преобладающей точкой зрения ученых на структуру политической системы является выделение в ее составе таких подсистем, как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурно-идеологическая. Их составными элементами выступают те институты, нормы, функции, идеи и отношения, которые находятся в тесном взаимодействии с политическим управлением.

1. Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых, в свою очередь, является относительно самостоятельной системой. Она включает в себя государство. Партии, социально-экономические и общественные организации, а также отношения между ними. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству, которое представляет собой главную властную опору как политической, так и общественной системы в целом. Особую роль в этой подсистеме играют церковь и средства массовой информации, которые способны существенно влиять на формирование общественного мнения, а с его помощью – оказывать давление на правительство, на политических лидеров, иными словами. Тормозить или стимулировать “входные” системные потоки типа “требования” и “поддержка”.

2. Нормативная подсистема складывается из политико-правовых норм. Принципов, воззрений и традиций. Направленных на регламентацию деятельности политической системы в целом и ее структурных элементов. Центральное место в данной подсистеме занимают нормы права, которые служат главным регулятором общественных взаимосвязей, обеспечивают функционирование по заведенному порядку не только государственных органов, но и общественных объединений, а также устанавливают правила участия граждан в политической деятельности. Указывая на легитимность власти или на нелегитимность каких-либо действий, сопряженных с этой властью, мы имеем в виду соотношение нормативной подсистемы с реальной жизнью, оцениваем степень соответствия слова (закона) и дела в политике.

3. Функциональная подсистема определяется формами политической деятельности, способами осуществления власти, преобладанием среди них насильственных или ненасильственных методов управления. Она характеризуется совокупностью реальных функций, выполняемых различными политическими институтами или гражданскими объединениями. Эта подсистема – основа политического режима, который обеспечивает сохранение существующей власти. При этом режим обладает определенной самостоятельностью по отношению к конституционной структуре государственного управления, отраженной в институциональной подсистеме. Правящая элита может выходить за рамки формально установленного правопорядка, видоизменять механизмы властвования, а активность оппозиционных сил способна ограничить влияние конституционных институтов либо создавать альтернативные квазиинституциональные структуры. Взаимодействия акторов, складывающиеся в рамках функциональной подсистемы, настолько сложны и многообразны, что многие политологи предпочитают анализировать политические процессы в различных странах, исходя не из нормативного описания их целостности, а ограничиваясь только этой областью. Иными словами, понятия политической системы и политического режима нередко выступают как синонимы. С подобным упрощением можно иногда соглашаться, но только в интересах решения прикладных политологических задач.

4. Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы (то есть между ее подсистемами), так и с другими странами. На внутреннем уровне она определяется отношениями между законодательной и исполнительной ветвями власти, институтами государства и другими субъектами политических взаимодействий, складывающихся в связи с их участием в осуществлении власти. Данная подсистема – та область мира политического, которую нужно изучать при рассмотрении связей гражданского общества и правового государства. Коммуникативная подсистема “отвечает” также и за внешнюю безопасность общества, но. Разумеется, не в ее техническом аспекте. Но адекватное восприятие и оценка внешних информационных потоков. Будь то со стороны международной или физической (экология) срды неизменно выступают залогом адаптации политической системы, а значит и общества в целом, к новым вызовам и воздействиям.

5. Культурно-идеологическая подсистема формируется из различных по содержанию идей, взглядов, чувств участников социальной жизни. Она во многом определяется степенью дифференциации идейно-политического спектра общества, преобладанием в нем гуманистических или негуманистических по своей ориентации течений. Кроме того, эта подсистема тесно связана с особенностями массовой политической культуры, ролью в ней традиционных стереотипов или рациональных установок в сфере поведения. Функционально культурно-идеологическая подсистема решает задачи сохранения и воспроизводства существующей модели общества. Однако эта подсистема – где происходят не только подтверждение, но и видоизменение модели устройства общества. Мир меняется потому, что возникает мысль о необходимости его обновления. Что воодушевляет политических акторов и они пытаются воплотить эту идею в действительности.

Политическая система, как правило, сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной в виде государственной власти. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы – к руководящим органам): партии, союзы граждан, общественные организации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: