I. Общая характеристика работы




ТВОРЧЕСТВО КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЛИЧНОСТИ

Специальность: - 09.00.11 – социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Москва - 2008

Работа выполнена на кафедре философии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Научный руководитель - Демидов Фёдор Данилович, кандидат философских наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
Официальные оппоненты: - Суворова Ольга Семёновна, доктор философских наук, профессор - Семеренко Анастасия Сергеевна, кандидат философских наук
Ведущая организация - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»

Защита состоится 18.09.2008 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д-502.006.07 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, д. 84 (I уч. кор., аудитория 3330).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Объявление о защите и автореферат соискателя опубликованы _____2008 г. на официальном сайте Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» «Защита диссертаций» www.rags.ru.

Автореферат разослан ______ 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, профессор Г.Д. Чесноков

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего анализа предпосылок и условий творчества личности как субъекта культурно-исторического процесса, поиском новых философских установок и ориентиров, связанных с современными культурными и научно-техническими достижениями.

Потребность в продолжении и более углублённом исследовании отдельных аспектов феномена творчества во многом обусловлена той ситуацией, которая сложилась на сегодняшний день. Разрешение сложившихся к настоящему времени глобальных проблем (напряженной экологической ситуации, геополитической обстановки, угрозы техногенных катастроф) невозможно без активизации творческого начала личности и разработки проблематики творческого диалога. В связи с этим раскрытие творчества как механизма преодоления кризисных процессов или решения конкретных прагматических задач приобретает в настоящее время столь важное значение.

Творчество, по сути, представляет собой вид деятельности, актуализирующий потенциальные свойства и ресурсы личности. По мнению автора, именно в творчестве обретают наиболее полное выражение сущностные особенности личности. Творчество становится той смыслообразующей базой, на фундаменте которой выстраивается вся жизненная стратегия личности.

Современная действительность, характеризующаяся в социально-философской мысли с позиций концепций глобализации, постидустриального, информационного, инновационного общества позволяет переосмыслить природу творческой деятельности посредством раскрытия новых аспектов, которые возникают в становящейся социальной реальности. Перемены затрагивают, в первую очередь, социальные отношения, организующихся на новых основаниях – инновационной деятельности, и распространяются на прочие сферы. Так, в частности, перед обществом возникает задача создания условий, дающих возможность воспитания инновационной личности, как формирующегося социального типа, отвечающего императивам эпохи.

Степень научной разработанности темы. Античная философия противопоставляла творческую деятельность человека как нечто преходящее вечному бытию. Вместе с тем, в философии Платона творческая личность (философ) в её стремлении к познанию обращается к высшему созерцанию сущности мира, идее Блага. В Средние века, как правило, феномен творчества теологизируется и мистифицируется. Верховным субъектом творчества предстает Бог; человеку же отводится роль канала, посредством которого изъявляется его воля. Становление творческой саморефлексии происходит в эпоху Ренессанса; в творческом акте личность уподобляется божественным силам.

И. Кант в качестве субъекта творческой деятельности принимает личность. Творчество оказывается возможным благодаря способности суждения, продуктивной и рефлективной деятельности воображения1. Г. Гегель рассматривал творчество как процесс саморазвития, импульс которому даёт лежащее в его основании противоречие2. К. Маркс рассматривал становление личности в результате предметно-деятельностного характера взаимоотношения человека и мира; творчеству он отводил роль разновидности деятельности3.

Ф. Ницше, критикуя современную ему культуру, видел назначение творчества в преобразовании самой сущности человека4. С интуитивистских позиций рассматривал данную проблему А. Бергсон. Он утверждал, что эволюция природы представляет собой постоянное рождение нового, то есть процесс творчества, спонтанный и непредсказуемый1.

В философских произведениях А. Камю творчество осмысливается как экзистенциальная проблема личности, как бунт против абсурдности существования в действительном мире; творчество представляется ему способом преодоления абсурда. Ж.-П. Сартр рассматривает творчество как средство созидания собственной личности творческого субъекта2.

В русской философии В. Соловьёв рассматривал творчество как средство, которым человек стремится выразить ценности Красоты, Истины и Добра и постигнуть сущность «всеединства»3.

Свободному творческому самоопределению личности посвящены работы Н.А. Бердяева. Философ полагал, что способность к творчеству заложена в человеке, это есть его призвание и предназначение. Творчество человека представлялось ему как продолжение дела божественного творения, сотворчество с Богом, поэтому именно творчеством человек оправдывает своё существование4.

В рамках отечественной философии более позднего периода творчество как проблема установления диалогичных взаимоотношений творческой личности с «Другим» рассматривалась в философии М. М. Бахтина. В дальнейшем Г.С. Батищев, исследуя человека с позиций деятельностного субъекта, приходит к выводу о необходимости формирования у него опыта глубинного общения с окружающим миром5.

Критике творческой деятельности как феномену массовой культуры посвящены работы Т. Адорно и М. Хоркхаймера, Г. Маркузе1.

Общефилософским вопросам творчества посвящены работы А.Н. Лощилина, Н.П. Французовой, Т.А. Шумилина. Творчество как феномен культуры исследует В.Ф. Овчинников. Амбивалентные проявления творчества как социокультурного явления рассматриваются В.А. Кутырёвым, С.В. Максимовой. Отдельные аспекты бытия творческой личности отражены в трудах Е.Я. Басина, А.С. Майданова, М.Г. Селюч2.

Э.В. Ильенков, а также Б.Н. Бессонов, П.С. Гуревич, раскрывают общегуманитарные аспекты проблематики личности как субъекта творческой деятельности. Личности, как субъекту творчества, факторам и условиям её формирования, характеристикам общественного бытия посвящены работы М.С. Кагана, исследования Ю.В. Сычёва, В.Н. Томалинцева. Когнитивные аспекты творческого процесса отражены И.А. Бесковой, В.С. Библером, В.П. Зинченко, В.А. Лекторским; современные антропологические аспекты – В.М. Розиным, С.А. Смирновым, Б.Г. Юдиным; психологические исследования личности – в работах А.Н. Леонтьева3.

Особенности социального детерминизма творческой деятельности рассмотрены у М.В. Демина, Л.И. Чинаковой, вероятностного детерминизма как методологического подхода – в работах С.П. Курдюмова, И. Пригожина и Г. Хакена1. В настоящее время данная проблематика разрабатывается К.Х. Делокаровым, Ф.Д. Демидовым, Е.Н. Князевой, А.П. Назаретяном, В.С. Стёпиным2.

Исследованию сущностных особенностей постиндустриального общества, глобализации и иных трансформационных процессов, имеющих место в современной действительности, как условий формирования и развития инновационной личности, посвящены исследования Д. Белла, А. Тоффлера, П. Штомпки, в отечественной философской мысли – работы В.Л. Иноземцева, В.Ж. Келле, Л.Н. Москвичёва, а также В.С. Егорова, П.Г. Щедровицкого1. Анализ понятия инновационной личности приведён в работах Ю.А. Карповой, Б.Ф. Усманова, В.Н. Шевченко, Ю.В. Яковца2.

Цель работы состоит в исследовании творчества личности с позиции его влияния на формирование сущностных черт личности, в раскрытии механизма реализации свободы и необходимости, становления в современных условиях личности инновационного типа.

Задачи исследования вытекают из его целей:

– рассмотреть творчество как вид социальной деятельности человека;

– раскрыть особенности личности как субъекта творчества, выявить те признаки в её структуре, которые позволяют характеризовать творчество как сущностную характеристику личности;

– выявить взаимосвязь свободы творческой деятельности личности и её обусловленность социальными факторами;

– раскрыть особенности мотивации творческой личности;

– рассмотреть амбивалентные тенденции творческой деятельности;

– раскрыть сущность феномена инновационной личности, рассмотреть определяющие её характеристики.

Объектом исследования выступает творчество личности как деятельность по созданию нового.

Предметом исследования выступает творчество как сущностная характеристика личности, благодаря которому происходит наиболее полное раскрытие сущностных сил человека, воплощение в действительности его способностей и реализация творческого потенциала.

Методологическая основа. В диссертационном исследовании феномен творчества рассматривается с позиций деятельностного подхода. С целью философского осмысления творческой сущности личности в работе нашли применение методологические принципы, разработанные в рамках философской антропологии, социологические и социально-психологические концепции социализации. Автор использует теоретико-методологические принципы, разрабатываемые в областях, связанных с исследованием синергетики, теории самоорганизации, концепцией вероятностного детерминизма.

В качестве методологической основы в работе применяются такие общенаучные принципы: объективность; учёт объективных и субъективных факторов; принцип всеобщей связи и развития; принцип историзма. Кроме того, в исследовании использованы анализ, синтез, индукция, дедукция и другие методы научного познания.

Научные результаты, полученные в ходе исследования:

– в диссертационной работе феномен творчества рассмотрен в общем контексте деятельностного подхода. Это позволяет определить творчество как специфическую для человека форму его активности, которой принадлежит важная роль в социально-историческом процессе, выявить особенности творческой деятельности, состоящей в создании нового, в привнесении качественных изменений в действительность;

– в исследовании сущность личности исследуется с точки зрения репрезентации социальных отношений, присущих той общности, которой она принадлежит. Сущность творческой личности определена как внутреннее устойчивое содержание, выражающееся в многообразных и противоречивых формах её бытия, диссертант выделяет такие её содержательные стороны, как социальность, мировоззренческий образ собственного «Я» и мира, субъектность как целостность и автономность, свободу, понимание необходимости, активность, открытость (в смысле незавершённости и готовности к восприятию нового). Сущность творческой личности раскрывается в обретении и реализации смысла жизни;

– разноплановость и многомерность творчества как социального феномена приводит к различным социальным последствиям; творчество воплощается в разных видах не только в созидательном, но иногда в амбивалентном проявлении;

– исследована проблема детерминации творческой деятельности, свободы творчества. Понимание свободы как осознанной необходимости дополняется в исследовании концепцией вероятностного детерминизма, вытекающей из синергетической теории. Свобода заключается в свободе самоопределения и возможности личности быть «открытой», созидать собственное будущее, осуществлять процесс как самотворчества, так и творчества условий своего бытия;

– в диссертационном исследовании выявлены особенности мотивационной сферы личности как субъекта творческой деятельности. Предпосылки, служащие мотивами творческой деятельности, складываются в социальной реальности в виде противоречий, требующих разрешения новыми средствами и способами. Высокой степенью значимости для личности является сам процесс творчества, порождающий такие мотивации, как познание и самопознание, самореализация, формирование идентичности в определённой культуре. Новые возможности творческого роста открывает интерсубъективный опыт, обращение «Я» личности к «Другому». Важным фактором становления творческой личности является формирование идентичности с профессиональным творческим сообществом, которое выступает для неё в качестве эталона;

– раскрыта сущность личности инновационного типа как качественно нового социального явления, которая заключается, прежде всего, в формировании свойства креативности, необходимого для осуществления профессиональной деятельности в условиях современной действительности. Инновационная личность определяется совокупностью таких характеристик как владение информационной культурой; гибкостью мышления, его интегрирующего характера; готовностью к риску в условиях нестабильности и непредсказуемости; готовность к непрерывному самотворчеству, самовоспитанию, переосмыслению собственного «Я» на качественно новом уровне.

Положения, выносимые на защиту:

– особенность творчества как феномена социальной реальности состоит в том, что оно представляет собой деятельность, ориентированную на созидание нового, расширяющего прежнее поле деятельности и дающего для этого новые возможности;

– содержательные компоненты сущности личности, репрезентирующей в себе все социальные отношения (социальность, свобода, понимание необходимости, активность, открытость при определяющей роли мировоззрения, выражающих субъектность личности) позволяет рассматривать творчество как важнейшую характеристику личности. Особенности процесса социализации, в ходе которого личность обретает свойства субъекта общественных отношений, вырабатывая в своей структуре указанные свойства, во многом определяют возможность её становления в качестве субъекта творчества;

– творческая деятельность как преодоление существующего и расширение границ для нового не всегда осуществляется в конструктивной форме. Творчество многогранно в своих проявлениях, поэтому столь же многогранны, зачастую амбивалентны его последствия;

– личность наделена той степенью свободы, которая позволяет ей выстраивать собственную стратегию деятельности, исходя из её личностных представлений. Вместе с тем, свобода личности не может преодолеть ограничения, оказываемые на неё социальной системой. Творческая деятельность всякий раз детерминирована указанными пределами. Эта детерминация носит нередко вероятностный характер. Учитывая это, можно полнее раскрыть свободу как предпосылку творческой деятельности, состоящей в самоопределении личности и выстраивании условий своего бытия (посредством выбора предпочтительного варианта или его созидания);

– особенности мотивации творческой активности определяются исходя из потребностей общества и личности в осуществлении творческой деятельности. Из неё, в частности, выводятся и другие факторы, составляющие в совокупности мотивационную сферу творческой личности;

– современный этап развития общества формирует инновационную личность как конкретный социальный тип. Его особенность состоит в осуществлении деятельности творческого характера в неопределённой, динамической, непрерывно изменяющейся социальной среде (инновационной деятельности), что способствует наиболее полной реализации творческого потенциала личности, а также её эффективного взаимодействия с современным социумом.

Практическая значимость исследования. Рассмотрение творчества как сущностной характеристики личности может способствовать разработке методик раскрытия личностного творческого потенциала для решения общенаучных и частных задач.

Материалы исследования могут быть использованы в ходе обучении самых различных категорий слушателей, включая государственных и муниципальных служащих. Результаты диссертационного исследования можно применять при чтении специальных курсов, посвященных изучению данной или смежных тем.

Апробация работы. Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры философии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» от 15.05.2008(протокол № 6) и принята к защите на заседании диссертационного совета Д-502.006.07 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Результаты работы нашли отражение в публикациях автора.

Структура диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.

II. Основное содержание исследования

Во введении обосновывается актуальность заявленной темы исследования, характеризуется степень разработанности данной проблематики, обозначены основные методологические принципы, положенные в основу исследования, сформулированы положения научной новизны, выносимые автором на защиту, подчеркнута практическая значимость исследования.

В первой главе «Творчество как социально-философская проблема» раскрывается роль феномена творчества в обществе, его признаки как сущностной характеристики личности.

В первом параграфе «Творчество как вид деятельности» рассмотрено место творческой деятельности в общей структуре деятельности человека, раскрыты его особенности, показана роль личности в процессе творческого созидания.

Человек включён в общественную систему, в том числе и благодаря его сознательной целесообразной деятельности, которая по своей сути носит общественный характер. Само общество возникает как результат деятельности, осуществляемой людьми, которая и становится интегрирующим фактором.

Деятельность представляет собой универсальный способ бытия человека и в мире вообще, и в обществе, в частности. Посредством деятельности человек обнаруживает свою сущностную определённость, прежде всего, деятельность людей включает в себя освоение их исторического опыта, что формирует основу последующей творческой деятельности и представляет собой, по сути, механизм социализации индивида, обеспечивающий преемственность (И.С. Кон, Ю.К. Плетников).

Творчество представляет собой вид деятельности, характеризующийся при этом рядом особенностей:

  • творчество представляет создание нового, уникального, оригинального, посредством чего в мир привносятся изменения, что, с одной стороны, расширяет границы неизведанного, создавая при этом новые поля для дальнейших исследований, с другой – открывает совсем новые возможности, до этого казавшиеся нереальными;
  • творчество есть сознательная целесообразная деятельность. Выбор целей, как правило, сопряжён с проблематикой ценностных ориентаций личности;
  • современные исследования проблематики творчества, акцентируют внимание на особенностях личности, которая раскрывается как деятельностный субъект, формирующие своё бытие согласно собственной свободной воле. Творчество представляет собой деятельность свободную;
  • созидание нового сопряжено с критикой, а порой отрицанием старого, в связи с чем актуализируется вопрос о взаимоотношении творчества и традиций. С одной стороны, возникновение нового способствует радикальному переосмыслению действительности, с другой, – невозможно представить исторический процесс без сохранения элементов предшествующего. Новое и традиционное взаимодополняют друг друга в социальном процессе;
  • творчество включает в себя элементы как продуктивного, так и репродуктивного. Продуктивная деятельность преобладает в творчестве. Однако, репродуктивная также имеет творческое содержание, ведь зачастую вопроизведение существующего в чистом виде невозможно, в повторении также обнаруживается элемент нового.

Во втором параграфе «Личностькак субъект творчества» рассмотрен процесс формирования сущностных характеристик творческой личности.

Отдельная личность вплетена в сеть социальных взаимоотношений и во многом определяется теми социальными характеристиками, которые им присущи. Однако личность не исчерпывается репрезентацией социальной общности, в которую она на данный момент включена. Личность уникальна только при выявлении её отличности от других личностей; тем самым личность обретает собственную индивидуальность.

Процесс социализации предполагает как приобщение к нормам общественной жизнедеятельности, так и формирование автономности, что делает личность полноценным субъектом социальной действительности, субъектом деятельности, в том числе, разумеется, творческой (П. Бергер и Т. Лукман, Э. Гидденс, Э. Дюркгейм, М.С. Каган, Н. Смелзер)1.

Социальная сущность личности появляется во всём многообразии социальных отношений, связывающих человека с другими людьми, сообществами, обществом в целом. Социальная среда создаёт поле, исходя из содержания которой личность посредством избирательной активности выстраивает собственную стратегию поведения.

В данном исследовании творчество рассматривается в качестве сущностной характеристики личности. Под сущностью подразумевается внутреннее содержание, в единстве которого заключены необходимые, устойчивые признаки и свойства бытия личности. При этом сущность не есть некая статичная категория; сущность способна к преобразованиям. В диалектическом методе развитие сущности осуществляется посредством перехода тождества, заложенного в основании через стадии различия и противоположности к противоречиям. Противоречия способствуют переходу к новому тождеству (новому основанию) более высокого уровня2. Таким образом, источник развития личности заложен в ней самой и обнаруживается в её противоречивом содержании. Данные противоречия способствуют развитию личности, приводят к формированию таких личностных признаков как активность, субъектность, свобода, социальность, открытость (в смысле незавершённости и готовности к восприятию нового).

Современная отечественная антропологическая школа (В.М. Розин) дифференцирует два типа деятельной стратегии личности: уникальной и массовой. Творческая личность избирает стратегию уникальную. В отличие от массовой она не просто совершает выбор из предложенных ей обществом возможностей, но сама же и создаёт эти возможности, то есть выходит за границы предложенного первоначального выбора. Творческая личность выстраивает свою деятельность не столько из уже сложившихся обстоятельств, сколько из создания ещё и новых возможностей развития. В этом заключается её основная отличительная черта.

Личность как открытая, незавершённая, готовая к восприятию нового, находится в непрерывном процессе «Я»-конструирования. Под этим термином автор понимает способность личности к саморефлексии, развитию, преобразованию своей сущности согласно личностным усмотрениям.

В процессе осуществления творческой деятельности человек вступает в социальные взаимодействия с «Другими». Социальные взаимодействия и возникающие на их основе отношения являются одновременно и результатом и условием формирования личности.

Социальное взаимодействие, установление диалогичных взаимосвязей с окружающими играет исключительную роль в процессе формирования качественных характеристик человека как личности (М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, М.С. Каган). Диалог следует понимать в широком смысле как взаимодействие «Я» с тем, что ему не тождественно, то есть с миром в целом. Такая нетождественность даёт импульс творческому познанию. В диалоге индивидуальное сознание личности имеет возможность приблизиться к опыту «Другого», а через него к мировому опыту.

Творческая личность, осуществляя свою деятельность, обращается к «Другому», в надежде, что её труд будет оценён. Более того, обращение к «Другому» есть приглашение его к соавторству. Восприятие, понимание творческого произведения есть тоже активная целенаправленная продуктивная деятельность, в результате которой появляется новое – интерпретация. В интерпретации адресат реализует себя как творческий субъект.

В диссертационном исследовании автор рассматривает творчество как деятельность профессиональную. При таком подходе результат творческой деятельности представляет собой продукт, созданный с конкретной целью – удовлетворения определенной потребности. По существу, он произведён на заказ. Другая особенность творчества как профессиональной деятельности состоит в построении социальной коммуникации на основе совместного осуществления процесса творчества.

Современная ситуация характеризуется организацией творческих сообществ, носящих профессиональный характер и позиционирующих себя как самостоятельный субъект творчества. В связи с этим важным социализирующим фактором выступает формирование идентичности творческой личности с профессиональным творческим сообществом, которое выступает для неё в качестве эталона.

В процессе профессиональной социализации наиболее полно раскрываются и развиваются творческие способности каждой индивидуальной личности. Помимо познавательных и интеллектуальных возможностей, актуализируются такие нерационализируемые аспекты личности, как воображение, интуиция, развивается гибкость мышления.

Поскольку творчество есть сущностная характеристика личности, любая личность потенциально оказывается творческой. Становление творческой личности зависит от степени и возможности проявления и реализации внутренних возможностей, то есть во многом зависит от самой личности.

В третьем параграфе «Амбивалентность творчества: социальные последствия» творчество рассматривается с точки зрения многовариативности своих проявлений в социальной действительности.

Не всякий результат творческой деятельности находит признание и одобрение со стороны общества, поскольку может оказаться негуманным по своей сути. Творческая деятельность, вносящая нечто новое в нашу действительность, не всегда является конструктивной, дабы способствовать гармонизации бытия. Результат творческого воздействия может оказаться даже асоциальным, вызывать регрессивные изменения в окружающей среде и обществе, а потому представлять опасность для будущего.

В творчестве личность выявляет и осознаёт как границы мира, так и свои собственные. Творчество стремится изменить существующие границы бытия, расширяя поле исследования.

В творчестве может присутствует элемент разрушения. При этом следует иметь в виду, что разрушение может выступать в качестве всего лишь переходной стадии, тогда оно принимает форму критики предшествующего состояния, а возникающее в ходе преодоления старого новое в представлении творческой личности ассоциируется с более совершенной формой бытия. Даже в радикальных формах творчества, таких, как нигилизм или творчество маргинальных групп, разрушительный элемент наличествует как необходимый этап для построения нового.

Иная тенденция наблюдается, когда разрушение превращается в самоцель. В этом случае творчество проявляется в своей деструктивной форме.

Однако здесь следует иметь в виду, что, во-первых, не всегда последствия творческой деятельности прогнозируемы, а между тем они могут нести с собой угрозу, во-вторых, личность не всегда осознает, или способна, нести ответственность за результаты своей деятельности (Г.С. Киселёв, В.А. Кутырёв, С.В. Максимова).

Еще один аспект рассмотрения данной проблематики связан с тем, что результат творческой деятельности не всегда адекватно оценивается современниками. Так, гениальное произведение может оказаться непонятым, а сомнительная, непроверенная теория – приобрести широкую популярность.

Амбивалентные проявления творчества могут обнаруживаться также:

  • в явлениях модерна и постмодернизма;
  • в массовой культуре как выполнение функции неспециализированной социализации и замещение ценности творческого продукта прибыльностью.

Во второй главе работы «Механизмы формирования и реализации творчества личности» творческая деятельность проанализирована с точки зрения условий формирования личности.

В первом параграфе «Проблемадетерминизма и свободы в бытии личности» рассматривается свобода как атрибутивный признак личности, который, выделяет человека в особый класс феноменов. Если не признавать за личностью свободы, то теряется и качественная определённость самого человека.

В теории классического детерминизма свобода сопоставляется с осознанной необходимостью и проблемой выбора. В основе данной теории заложен принцип причинно-следственной зависимости: социальные процессы и явления, рассматриваемые в рамках данной парадигмы имеют однозначную трактовку (М.В. Демин, Л.И. Чинакова). Современная научная парадигма рассматривает социальные явления как сложные нелинейные открытые системы, в связи с чем детерминизм приобретает многофакторный, вероятностный характер.

Любое явления социальной действительности в этой интерпретации рассматривается как детерминируемое множеством причин, единая универсальная зависимость элиминируется из поля исследования. Каждое событие в концепции вероятностного детерминизма оказывается узлом бесконечной сети отношений причин и следствий. Нелинейность представляется в качестве поля бесконечного числа возможностей, которые могут быть реализованы в зависимости от воздействующих факторов.

Теория вероятностного детерминизма расширяет понимание феномена свободы. Свобода представляет собой возможность личности быть собой, это есть способ выстраивания собственного бытия, самоопределение, обретаемое в активном поведении человека, в котором наиболее полно раскрываются личностные возможности, и формируется самоощущение свободного субъекта деятельности (К.Х. Делокаров, Ф.Д. Демидов, А.П. Назаретян).

Свобода определяет личность как незавершённость, требующую дальнейшего своего становления и развития. Личность конструирует и перестраивает себя на протяжении всей её сознательной жизни. С точки зрения синергетики будущее предстает неопределённым, открытым, незавершённым, а это значит, что человек способен в значительной степени повлиять на него и сконструировать согласно собственному представлению, реализовав самые разнообразные варианты. Личность осуществляет творческую деятельность, исходя из собственных представлений о желаемом будущем, в этом смысле можно говорить, что она детерминирована будущим. По сути, это представляет собой целевую обусловленность творческой деятельности. Свобода предполагает самостоятельную постановку личностью целей деятельности и выбора средств их достижения (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов).

Зачастую в точке бифуркации решающим может оказаться фактор случайности, благодаря чему обретает возможность реализоваться любой, даже самый маловероятный, вариант из возможного широкого спектра. Это усиливает непредсказуемость будущего состояния, то есть мы не можем заранее точно знать, к каким последствиям приведет то или иное воздействие на существующую систему. Так, зачастую замысел не реализуется в той форме, в которой он определился в сознании творческой личности. Случается не так уж редко, что деятельность, направленная на реализацию конкретных целей приводит к принципиально иным результатам (И. Пригожин, С.П. Курдюмов, В.С. Стёпин и др.).

Личность реализует присущую ей свободу непременно посредством творчества. Однако свобода творческой личности ограничивается так называемыми естественными пределами. Данные пределы – это внутренние тенденции эволюционирующих систем. Успешная творческая деятельность может осуществляться только с учетом этих особенностей. Таким образом, если принцип классического детерминизма помогает нам понять свободу как осознанную необходимость, то современная теория дополняет данное положение, хотя и переосмысленное уже на новом уровне.

Во втором параграфе «Особенности мотивационной сферы творческой личности» утверждается, что мотивация творческой личности формируется исходя из наличных обстоятельств, сложившихся на данный момент в социальной действительности. Импульсы творческой активности разнятся в зависимости от видов творческой деятельности.

В контексте исследования, рассматривающего творчество как сущностную характеристику личности, автор придерживается точки зрения, что данная потребность на фоне социальной практики составляет фундамент всей мотивационной сферы творческой личности. Творчество есть то, посредством чего личность может выразить себя во вне. Исходя из этого выводятся особенности мотивационной структуры творческой личности.

Из приведенного положения вытекает, что творческая личность стремится к воплощению в реальности собственного «Я», к самоактуализации как наиболее полному раскрытию и проявлению всех потенциальных личностных особенностей (Ю.А. Карпова).

В результате творческой деятельности не только возникают новые объекты материальной и духовной действительности, но и осуществляется созидание нового в самой личности. Процесс творчества выступает в данном случае как процесс саморазвития творческой личности, которая всегда нацелена на переустройство собственной «самости» в соответствии с идеальными представлениями о «Я» (сами эти представления, естественно, также могут видоизменяться).

Возможность осознания себя как творческой субъектности, под которым понимается его «самость», целостность субъекта, включающая в себя свойства активности, автономности, проявляющиеся при взаимодействии субъекта с объектом, может выступать одним из важнейших мотивационных факторов духовно развитой личности. Это в свою очередь стимулирует личность к самоопределению посредством реализации своей свободы и конструированию себя в соответствии с собственной волей (К.А. Альбуханова-Славская).

Процесс самосознания и самотворчества происходит в русле взаимодействия с «Другими». Это поиск себя и собственной самоидентичности, который проходит через вереницу идентификаций, в том числе на основе оценок «Другого» и идентификации себя с «Другим» в результате интерсубъективного опыта. Применительно к теме диссертационного исследования можно говорить, что творчество есть результат интенциональных актов «Я» личности и интерсубъективного опыта с другими личностями.

Накопление интерсубъективного опыт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: