Особенности возникновения предпосылок протодизайна в России. Русская инженерная школа.




Протодизайн основывалось на несоответствии внешнего вида пром изделии сложившимся и эстетическим преставлениям. Новые пром формы ближе к упрощенности, унификации, тиражированию воспринимались как подделки и оценивались как уродливые. Красота противопоставлялось пользе. Предметы чисто утилитарного характера не могли быть оценёны как красивые и не отвечали на вкус потребления.

Постепенно под влиянием научно-технического процесса происходит пересмотр отношения художников к промышленной продукций. Стремились к улучшению товаровв и прежде всего эстетических качеств. Начался активный процесс привлечения худоников в разработке машинной продукции.

Вопросы эстетической формы все более привлекают внимание исследователей и получают различную оценку сближения технического и творческого начал - от характеристики украшательства до отождествления красоты в технике с функционализмом.

движению в Англии, возглавляемым У.Моррисом, Рескин. Веркбунд, баухауз Антитехницистские настроения в России вылились в активную борьбу против машинного производства. Обращение к худ ремеслу (в это время упадок), создание твор-ских объединений с привлечением народных мастеров, возрождение народных худ промыслов, ориентированных уже на массового потребителя. Созданные таким образом творческие объединения стали эпохальным явлением в русской культуре, открыв немало ярких имен - представителей неорусского стиля (В.М.Васнецов).

Это время характеризуется параллельным существованием различных худ теорий и направлений: неорусского стиля, модерна и коммерческой рекламы, определивших характер прикладной графики. «В начале XX века плакат другие полиграфические формы рекламы становятся объектами довольно массового художественного проектирования, началом формирования специфического изобразительного языка и приемов его реализации.»

Идея протодизайна - идея неких изначальных первовещей, которые сделаны не дизайнером, а народом и давно обитают в деревенской среде

Материальная культура содержит в себе громадное богатство знаний. Если вы хотите знать, как предмет должен быть спроектирован, то есть, какова должна быть его форма, размеры, из какого материала он должен быть сделан, взгляните на существующие образцы этого типа предметов и просто скопируйте (изучите) образец, принадлежащий прошлому. Именно протодизайн так успешно способствовал созданию материальной культуры ремесленного общества: ремесленник просто копировал дизайн вещей с предыдущих образцов. бессознательные процессы ремесленного дизайна давали в результате поразительно благородные,

прекрасные и соответствующие своему назначению вещи. Очень простой процесс может действительно породить очень сложные вещи.

Протокультура - условное определение проявлений дизайнерского творчества, опирающихся на тысячелетний опыт "естественного" формообразования в прикладных искусствах.

Протокультурны «архитектура без архитектора», «дизайн без дизайнера» - народное жилье и хозяйственные постройки, утварь, инструменты, домотканые, набойные ткани. Протокультурно поведение ребенка и домашних животных, зримо прокультурны некоторые природные творения – хвощи, папоротники и т.д. Осязаемо протокультурно творчество,свободно от недоверия к способности понимать реальность без давления на наше сознание и рецепторы. В протоискусстве больше значение, чем сюжет, мораль, имеют материалы творчества, качество формы объекта изображения, его цвет, фактура, освещенность. Работы протохудожников полны непосредственной радости от прикосновений углем, карандашом, кистью и краской к бумаге, картону, холсту, доске, фанере, радости от созерцания того, что предлагает открытым глазам неутомимая природа. Протодизайн – искусство, свободное от назидательности, фальши, вычурности, псевдозначительности, пошлости. Примеры современного протодизайна – японский региональный дизайн, в России – мастерская ТАФ, исповедующая идеи П. Как основу созидающей культуры ХХІ столетия.

На фоне художественного упадка архитектуры во второй половине XIX в. расцвет русской инженерной школы был особенно заметным. Лучшие представители этой школы получили европейскую и даже мировую известность. Под влиянием решетчатых инженерных конструкций типа металлических ферм формировалась стилистика русского авангарда - конструктивизм. Висячие покрытия, арочные конструкции, сетчатые оболочки и башни-гиперболоиды Шухова стали сенсацией.

 

Эти конструкции явились завершающей и высшей точкой развития металлических конструкций XIX века. Машинизация промышленности в России, как и во всем мире, сопровождалась упадком художественного производства в середине и во второй половине XIX века. Обладая огромными природными богатствами и территорией, Россия являлась одним из потенциальных лидеров промышленного прогресса.

В годы правления Петра I проблемы техники в России получили широкое теоретическое и организационно-практическое осмысление. В начале XVIII в. в России насчитывалось уже около 180 мануфактур. Началась подготовка отечественных инженерно-технических кадров - в Пушкарской, Артиллерийской, Навигационной школах и Морской академии.

В 1719 г. в Санкт-Петербурге была открыта для всеобщего обозрения Кунсткамера - первый естественно-научный музей с просветительскими и научно-исследовательскими функциями. В 1725 г. была создана Академия наук, ставшая научным и учебным центром. Она издавала свои труды, была тесно связана с государственными фабриками, заводами и верфями, способствовала проведению географических экспедиций.

В 1722 году вышла первая русская книга о машинах - "Наука статическая, или Механика" Г. Скорнякова-Писарева [28], посвященная "простым машинам" (в основном для подъема и передвижения грузов). Книга как бы завершала собой целый этап развития механики в России и привлекала внимание читателей к чисто практическому делу, именовавшемуся тогда "художеством" (синоним "мастерства"). Известна книга по механике Якова Козельского "Механические предложения", в которой автор пытается связать общую теорию механизмов с философскими представлениями о человеческом разуме.

 

В другом своем труде - "Философские предложения" - он впервые в России наметил развернутую систему философии, опираясь на просветительские идеи французских энциклопедистов. Его идеалом было утопическое общество будущего без частной собственности, основанное на личном труде и заслугах граждан в общественной жизни, управляемое "просвещенным монархом" [4,с. б2]. Развитие русской технической науки начала XIX века. Русская техническая наука находилась в тесной связи с французской технической школой, особенно после победы над Наполеоном.

 

Труды и учебники по механике были хорошо известны в России. От Парижской политехнической школы были восприняты основные идеи и методики "прикладной (практической) механики", назначение которой видели в приложении к конкретным машинам и механизмам общей теоретической, или "рациональной", механики (кстати, отсюда были перенесены на эстетику и в теорию искусства понятия "рациональная (практическая) эстетика", "прикладное искусство" и т. д.)- Аналогом Парижской политехнической школы был Петербургский институт корпуса инженеров путей сообщения, открытый в 1810 году. Здесь готовились не только будущие инженеры по строительству дорог, мостов, транспортных средств, но и будущие преподаватели многих специальных технических дисциплин.

До революции 1917- года институт выпустил свыше 5 тыс. высокообразованных специалистов, заложивших основы русской инженерной школы. Формированию русской инженерной школы способствовали и довольно многочисленные отечественные научно-технические журналы, начавшие выходить в России с 1825 года. Наиболее серьезными из них были "Горный журнал", "Журнал путей сообщения", "Журнал мануфактур и торговли", "Инженерные записки".

В 1866 году было создано Русское Техническое общество, ставившее перед собой широкие задачи влияния на промышленное и общекультурное развитие России. Оно принимало участие в подготовке русских разделов на зарубежных выставках, специализированных выставок внутри страны, проводило конференции, выпускало книги. По его инициативе в начале 70-х годов в Петербурге был открыт Музей прикладных знаний, а в Москве - Политехнический.

 

Здесь популяризировали успехи отечественной и мировой науки и техники, читали публичные лекции, устраивали отдельные выставки машин и приборов. В конце XIX века в России открываются новые политехнические и коммерческие институты. Все это стимулировало поднятие общественного престижа инженерной профессии.

 

При этом создатели Политехнических институтов зачастую видели их задачей развивать науки шире и глубже, чем было бы достаточно для университетской науки, и выпускать инженеров широкого профиля, всесторонне развитых, обладающих глубокими знаниями в области общенаучных и общеинженерных дисциплин, отлично знающих технику и умеющих применять свои знания в народном хозяйстве. К концу XIX века в России было 19 высших технических школ. После революционных событий 1905 года возникло множество частных, самой разной специализации, курсов, в основном женских, появились общественные институты научно-учебного и просветительского характера.

 

Согласно статистическим данным 1901-1917 годов, за этот период было подготовлено в полтора раза больше инженеров, чем за предшествующие 35 лет. Создавались массовые профессиональные инженерные кадры [4, с.65-66]. Во второй половине XIX века Россия переживает бум мостостроительства. Россия в этот период обогнала многие промышленно развитые страны. Это было связано с особенностями промышленного расцвета нашей страны и с возникшей необходимостью прокладывания новых дорог, строительства большого количества многопролетных решетчатых мостов.

 

Такой социальный заказ эпохи вызвал появление в России сильной инженерной школы. Инженеры-мостовики в силу того значения, которое придавалось железнодорожному строительству, рассматривались в среде строителей как некая инженерная элита. Российские промышленные выставки XIX века. Гиперболы инженера Шухова Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий состоялась в Санкт-Цетербурге 9 мая 1829 г. Она открылась на Васильевском острове в помещении биржи.

В самом большом зале биржи были собраны машины и орудия труда, в других залах демонстрировалась продукция российских мануфактур. Выставку посетило более 100 тыс. человек. Она положила начало целому ряду промышленных выставок, прошедших в Москве (1831, 1835, 1843, 1853, 1865, 1882), Петербурге (1833, 1839,1849, 1861, 1870), Варшаве (1841, 1857) и др. городах России.

В "Уставе промышленности", вошедшем в "Свод законов Российской империи" в условиях организации выставок были изложены требования к промышленности и ее продукции, которые во многом созвучны положениям современного дизайна. При оценке производителя (фабричного заведения) особое внимание обращалось: 1) на пользу, приносимую заведением тому месту, где оно существует, и окрестностям; 2) на технические нововведения, улучшенные и упрощенные приемы, иностранные или самим производителем или кем-либо из его мастеров придуманные; 3) на важность и употребительность изделий; 4) на возможность производства изделия лучшего качества, если бы на них оказалось требование. Всероссийские промышленные выставки выступали как сильный и очень действенный регулятор роли промышленности в культуре страны. Фабриканты получали право на изображение государственного герба на своих вывесках и изделиях, им вручали ордена, специальные медали выставок, значительные денежные премии.

При оценке изделий учитывались: 1) степень важности фабрикации, которая зависит от того, туземные или иностранные материалы она обрабатывает, большему или меньшему числу рабочих доставляет средства к существованию, более или менее важной потребности жителей удовлетворяет, и не заменяет ли иностранных изделий вполне или большей частью; 2) необыкновенно обширное производство какой-либо фабрикации; 3) введение и упрочение новой отрасли промышленности в таких местах, где был недостаток в заработке или первоначальный материал не имел надлежащей ценности; 4) введение новых машин, орудий и приемов, облегчающих и ускоряющих работу или удешевляющих изделие; 5) попечение об улучшении положения рабочих и об устранении опасности для их жизни и здоровья, сопряженной со свойством некоторых работ, а также предоставление им выгод, предохраняющих их от нищеты и беспомощности в случае болезни или утраты сил» и т. д. [25, с. 216-218]. При анализе выставочных экспонатов очень тщательно оценивали также техническую конкурентоспособность изделий в сравнении с лучшими мировыми образцами, обращали внимание на внешний вид и качество отделки, на рекламу и упаковку. С 1882 года национальные Всероссийские выставки стали включать в экспозицию вместе с разделами промышленности разделы искусства и называться художественно-промышленными. По сравнению с прежними смотрами технических достижений, они стали более зрелищными.

Крупнейшая художественно-промышленная выставка прошла в 1896 г. в Нижнем Новгороде. Она как бы продолжила традиционные нижегородские (Макарьевские) ярмарки, проводимые с XVII в., на которых обменивали сырье южная и восточная Россия, Персия и Китай на изделия обрабатывающей промышленности - мануфактуру, посуду, металлические изделия из западных областей Российской империи. На территорию ярмарки переезжали банки, коммерческие конторы, в том числе и из Москвы. Здесь одновременно могли находиться до 200 тыс.

человек. В дни отдыха предусматривались развлечения для посетителей - работали балаганы, цирк, театр. О выставке 1896 года много писали в газетах и журналах, в очерках о ней мелькали слова "гений русского народа", "всемирный уровень", "эпохальная выставка". Большой интерес вызывал исторический раздел. Почетное место здесь заняли экспонаты (часы, оптические приборы, чертежи), связанные с именем известного русского изобретателя-самоучки Ивана Кулибина (похороненного в Нижнем). Были здесь и модели паровой машины Ивана Ползунова. В современных разделах Александр Попов демонстрировал первый в мире радиоприемник, а электротехники показывали опыты с электричеством.

Если на Всемирной парижской выставке 1889 года ее главным объектом была Эйфелева башня, то в Нижнем им стали шесть павильонов из легких металлических и деревянных конструкций. Кpyглые и овальные в плане. Их автором был инженер Владимир Шухов.

По внешнему виду сетчатые конструкции павильонов напоминали плетеные корзины и в них использовался принцип конических сечений. Форма рассчитывалась математически - круговым движением прямолинейных образующих. В точках пересечения металлические стойки склепывались и для придания им дополнительной прочности обхватывались горизонтальными кольцами. Такие секции получили название гиперболоидные (от математического термина "гипербола").

Пресса тех лет отмечала, что интерьеры павильонов, где были применены висячие сетчатые конструкции, поражают своим необычным пространством и освещенностью. Вместо привычных металлических ферм посетители видели у себя над головой как бы парящие в воздухе, зрительно почти невесомые прозрачные, ажурные сетки. В конце XIX века в России было построено в общей сложности около двухсот сооружений по этому принципу: водонапорные башни, опоры линий электропередач, пожарные и сигнальные башни.

Пропорции шуховских башен, как отмечают исследователи, не были случайны и зависели не только от экономических и технических соображений; инженер уделял большое внимание эстетическим основам своих сооружений. С легкой руки журналистов слово "гиперболоид" стало синонимом чего-то фантастического. Позднее оно было использовано в названии приключенческой повести А. Толстого "Гиперболоид инженера Гарина", где означало секретное сверхоружие. После закрытия Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде еще не раз проходили крупные торговые ярмарки, но они никогда не поднимались до такого высокого общественного звучания, как эта выставка 1896 г. Но разрыв между технб этом приходилось говорить преподавателям, обращаясь к самым простым и наглядным примерам, это постепенно понимали и выпускники вузов, и промышленники. Среди тех, кто непосредственно занимался техническими проблемами, выделяются в начале XX века две личности - Петр Страхов и Яков Столяров. Преподаватель Московского технического училища Страхов в 1905 году выступил с докладом в Политехническом обществе при училище на тему "Техника и красота жизни", который также опубликовал в "Бюллетенях Политехнического общества за 1905-06 гг.", разделив его на три темы: "Красота и техника", "Искусство и техника", "Техника и красота жизни".

Давая краткий обзор мирового искусства, Страхов говорил о красоте в природе, о технике как основе искусства и, в конечном итоге, подошел к мысли о влиянии технического прогресса на окружающую жизнь. Страхов отмечал, что техника играет вовсе не первенствующую, а наоборот, скорее подчиненную, вспомогательную—роль послушно следуя за развитием эстетических запросов человечества. Она входит в жизнь и сама по себе. "Новейшая улица обладает и какими-то уже совершенно новыми, своими мотивами живописности...

Во внешность современной улицы внесены и своеобразные фигуры трамваев, автомобилей и велосипедов, и воздушные сети электрических проводов, и, наконец, совершенно еще небывалые колоритные мотивы газового и электрического освещений". Все это находит отражение в искусстве, где технический быт изображается художниками, писателями. При этом Страхов признает, что не всякая техника хороша. Когда машина сложна и понимается с трудом, она производит тягостное впечатление.

И наоборот: отчетливо и ясно движущийся механизм как бы одушевляется какой-то особой красотой работы. Ссылаясь на учебник по механике известного немецкого профессора Франца Рело, Страхов утверждает, что сущностью "машинного стиля" является динамика, а форма должна выражать эту сущность. Профессор Харьковского практического технологического института Яков Столяров рассматривал вопросы эстетики в технике.

ической и художественной культурой был все же весьма большим.

В своей работе "Несколько слов о красоте в технике" он подвергает критике украшательство в XIX веке, маскировавшее технику под искусство. Развитие машиностроения создало основу для выработки своей красоты форм: "И чем лучше организм машины соответствовал ее кинематическим функциям, чем совершеннее конструктивные формы органов отвечали действующим в машине силам, чем меньшими средствами достигалась заданная техническая цель - словом, чем совершеннее становилась машина, тем более она удовлетворяла эстетическим требованиям инженера". По мнению Столярова, красота технического сооружения и целесообразность его конструкции совпадают, а идеальная форма возникает тогда, когда субъективная воля инженера совпадает с требованиями "мировой воли" (терминология, взятая из трудов Фридриха Ницше). "Истинный конструктор, - заявляет Столяров, - независимо от его специальности, есть художник".

Взгляды Столярова отражали концепцию харьковской инженерной школы начала XX века, согласно которой инженеры должны получать достаточную художественную подготовку, которая позволила бы им профессионально работать в сфере инженерного дизайна и положительно сказывалась на качестве промышленной продукции региона. Русская инженерная школа была передовой в техническом отношении, дала миру в начале XX века немало изобретений в области машиностроения, энергетики, воздухоплавания, радио, строительства. И хотя здесь не было столь активного вмешательства в проблемы формообразования окружающей среды, как в Германии, где возник Веркбунд, поставивший многие чисто профессиональные вопросы дизайна, или в США, где шла напряженная практическая, по сути дела, дизайнерская работа по созданию новых заводов, портов, мостов, средств транспорта, высотных зданий и их технического оборудования, но зато были поставлены важнейшие вопросы связи техники и художественной культуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: