Место контрольной работы в системе курса




Материалы для самостоятельной и контрольной работы

Учебно-методическое пособие

Направление подготовки 050100 – «Педагогическое образование»

Профиль подготовки – 050100.62 «Русский язык»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

 

 

Пермь

пГгпу


УДК 811.161.1′28

ББК Ш 141.12

Р 892

Р е ц е н з е н т:

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка

Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета О.В. Гордеева

Автор-составитель:канд. филол. наук, доц. кафедры русского языка И.И. Бакланова

 

 

  Р 892 Русская диалектология: материалы для самостоятельной и контрольной работы:учеб.-метод. пособие. Направление подготовки 050100 – «Педагогическое образование», профиль подготовки – 050100.62 «Русский язык», квалификация выпускника – бакалавр / авт.-сост. И.И. Бакланова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 41 с.  

 

Учебно-методическое пособие, предназначенное для сопровождения курса «Русская диалектология», составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Русский язык».

Адресовано студентам филологического факультета заочной формы обучения, обучающимся по специальности «Русский язык», а также студентам дневной формы обучения, в том числе обучающимся на коми-пермяцко-русском отделении.

УДК 811.161.1′28

ББК Ш 141.12

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

 

 

© Бакланова И.И., составление, 2013

© ФГБОУ ВПО «Пермский государственный

Гуманитарно-педагогический университет», 2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка. 4

Часть I. Самостоятельная работа. 5

1.1. Виды самостоятельной работы.. 5

1.2. Рекомендации к выполнению самостоятельной работы.. 6

Часть II. Контрольная работа. 7

2.1. Место контрольной работы в системе курса. 7

2.2. Основные транскрипционные знаки, принятые в диалектологии. 8

2.3. Анализ диалектного текста. 9

2.3.1. План анализа. 9

2.3.2. Образец анализа. 10

2.4. Методические указания для подготовки к выполнению контрольной работы 122

2.4.1. Фонетика. 122

2.4.2. Морфология и синтаксис. 16

2.4.3. Лексика. 18

2.5. Содержание контрольных работ. 19

Часть III. Вопросы к зачету. 34

3.1. Вопросы к зачету. 34

3.2. Список литературы.. 35

3.2.1. Основной. 35

3.2.2. Дополнительный. 35

3.2.3. По пермской диалектологии. 36

3.2.4. Словари. 37

 


Пояснительная записка

Диалектология – наука о местных разновидностях русского национального языка – является обязательной дисциплиной в системе лингвистического образования и профессиональной подготовки учителя-словесника и занимает важное место в комплексе лингвистических курсов педагогических университетов.

Изучение русской диалектологии у студентов заочной формы обучения проходит на 3-м курсе в 5-м учебном семестре. Слушание «Русской диалектологии» идет одновременно с дисциплинами историко-лингвистического цикла и «Современным русским литературным языком», поэтому сформированные на занятиях по диалектологии лингвистические представления о фонетике, лексике и грамматике русских говоров важны как для закрепления, так и для дальнейшего успешного усвоения студентами лингвистических дисциплин.

Пособие состоит из 3 частей. В части I представлены виды самостоятельной работы и рекомендации к ее выполнению. Часть II посвящена подготовке и написанию контрольной работы, включает план анализа диалектного текста и образец его выполнения, а также варианты контрольной работы (15 вариантов). В части III сформулированы вопросы к зачету, предложен список литературы.

Во время написания пособия нами были использованы методические указания «Русская диалектология», составленные А.Н. Борисовой и изданные в 1998 г. В качестве дополнительных источников были использованы пособия Т.А. Исаевой, С.К. Пожарицкой, Л.А. Балясниковой,

В.И. Трубинского, а также О.В. Горшковой, Т.А. Хмелевской (см. список литературы).

Тексты, предложенные студентам, выбраны нами из «Хрестоматии по русской диалектологии» Г.Г. Мельниченко. Вслед за составителем хрестоматии мы указываем информанта и территорию, на которой был записан текст.

 

Часть I. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА1.1. Виды самостоятельной работы Студенты по окончании курса и до сдачи зачета должны предъявить следующие виды работ:1. Глоссарий по курсу
1)аканье (диссимилятивное, недиссимилятивное) 19) противопоставленные и непротивопоставленные явления
2) ареал 20) протеза
3) асси­миляция 21) акцентологический тип диалектного слова
4)вокализм (удар­ный, безударный) 22) собственно лексический тип диалектного слова
5) говор6) группа говоров7) диалект территориальный 23)лексико-словообра­зовательный тип диалектного слова
8) диалект соци­альный9)диалектный словарь (дифференциального, полудифференциального и недиффе­ренциального типа) 24)се­мантический тип диалектного слова25)фонематический тип диалектного слова26) фонематический тип диалектного слова
10) диалектное слово11) диереза 27) упрощение групп соглас­ных
12) диссимиляция13) еканье14) ёканье 28) эпентеза29) унифика­ция форм30) яканье сильное31) яканье умеренное
15) изоглосса16) иканье 32) яканье диссимилятивное33) наречие
17) консонантизм18) лингвистическая география 34) нацио­нальный язык
   
2. Конспекты 2 статей (названия см. в п. 1.2).3. 2 конспекта по разделу «Морфология» из учебника «Русская диалектология». 4. Подробное описание 3 диалектных словарей.5. Портрет диалектного слова. 1.2. Рекомендации к выполнению самостоятельной работы Для самостоятельной работы студентам целесообразно завести отдельную тетрадь. Составление глоссария начинается непосредственно в начале изучения дисциплины и продолжается до конца ее изучения. Значение терминов может быть выписано как из учебников по диалектологии, так и из словарей лингвистических терминов.

Работа с литературой и ее конспектирование в рабочей программе предлагается в том случае, если тема не была прочитана преподавателем в курсе лекций. Студентам необходимо выполнить 4 конспекта.

Из учебника «Русская диалектология» под ред. Л.Л. Касаткина законспектировать с. 114–153. Содержание конспекта должно соответствовать ответам на следующие вопросы:

1. Различительные особенности имен существительных, прилагательных, числительных и местоимений (вопрос № 18).

2. Диалектные формы глагола (вопрос № 19).

При изучении темы «Формирование пермских говоров» студентам необходимо изучить и законспектировать 2 статьи:

3) статья Е.Н. Поляковой «Формирование пермских говоров»;

4) статья Л.А. Грузберг «Говор деревни Акчим как типично пермский говор» (см. список литературы по пермской диалектологии). Работа со словарями является важной частью в преподавании «Русской диалектологии». Студентам необходимо составить подробное описание 3 диалектных словарей[1], в том числе фразеологических, из предложенного списка литературы по следующему плану:· автор или редактор;· составители; · место и год издания; · тип словаря; · анализ словарной статьи; · дополнительные сведения, сопровождающие слово; · яркие примеры.Одним из заданий в работе со словарями будет создание портрета диалектного слова: выбранное студентом диалектное слово проверяется по всем диалектным словарям. При этом рассматриваются следующие вопросы: · наличие/отсутствие в словаре; · значение (-ия) слова; · системные связи (если возможно отследить); · географическая отнесенность; · грамматические, стилистические пометы и др.В качестве слова для портрета желательно выбрать слово, которое в говорах используется не только в прямом значении, но и приобрело переносное значение, а также стало частью фразеологизма (например, котомка). Часть II. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Место контрольной работы в системе курса

Контрольная работа по курсу «Русская диалектология» является обязательной. Студенты выполняют ее после того, как прослушают курс лекций по дисциплине, т.е. в межсессионный период.

Контрольная работа состоит из нескольких заданий:

1) анализ диалектного текста по плану, приведенному на с. 9 данного пособия (предлагается 15 вариантов работы);

2) три дополнительных задания по лексике, фонетике, грамматике говоров (индивидуально к каждому варианту).

Контрольная работа выполняется в отдельной тонкой тетради. Выполненную работу необходимо сдать за 10 дней до начала сессии, в которую производится зачет по дисциплине «Русская диалектология». Контрольная работа хранится на кафедре русского языка (на руки не выдается).

Студенты, не сдавшие вовремя контрольную работу или получившие за нее «не зачтено», не могут быть допущены к зачету по предмету.

В результате успешного усвоения дисциплины студенту выставляется в зачетную книжку «зачет» по дисциплине и «зачет» по контрольной работе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: