Подготовка к работе и собственно работа над изложением в разных классах




При подготовке к работе над изложением дети учатся выделять части сочинений, такие как вступление, заключение, овладевают умением переходить от одной части к другой.

При подго­товке к изложению в VII—VIII классах, в отличие от V—VI классов, ставится минимум вопросов по содержа­нию текста. Это вопросы, которые помогают учащимся осознать идейное содержание произведения, основную мысль рассказа, причинно-следственные связи между событиями.

Вместе с анализом содержания проводится анализ художественных особенностей текста. С этой целью об­ращается внимание на образные средства речи, особен­ности языка, приемы художественной характеристики. Так, например, в VIII классе при подготовке к подроб­ному изложению по отрывку из рассказа И. С. Турге­нева «Бурмистр» внимание учащихся обращается на то, что для характеристики Пеночкина Тургенев использует прием противопоставления. Ученики приводят соответ­ствующие цитаты из текста.

На особенности языка обращается внимание в про­цессе грамматического анализа. Так, в предваритель­ную работу над текстами для VII класса включается анализ предложений с однородными членами, предло­жений с причастными и деепричастными оборотами, ана­лиз видов простых предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, некоторых случаев замены прямой речи косвенной.

Работа над текстами для VIII класса дополняется разбором обособленных второстепенных членов предло­жения, обращений, вводных слов, прямой и косвенной речи, диалога. Так, например, при подготовке к изложе­нию по рассказу Ю. Графского «Чайки» (VIII класс) учащиеся упражняются в постановке знаков препинания при обособленных членах предложения, исправляют речевые недочеты, связанные с употреблением деепри­частных оборотов. На самом уроке изложения учитель ставит вопросы, которые обращают внимание школьни­ков на использование автором обособленных членов предложения при описании внешности героя и описании морских чаек.

Для того чтобы преподавателю было легче учиты­вать языковые особенности текста, в сборниках изложений авторами даются соответ­ствующие указания в примечаниях, например: «Это изло­жение уместно использовать в связи с изучением темы «Типы простого предложения» — или: «Этот текст можно использовать в связи с изучением темы «Обособленные члены предложения».

В орфографическую подготовку включаются наибо­лее трудные случаи правописания (нн и н в причастиях и прилагательных, правописание частицы не и др.).

Преимущественно применяются упражнения, на­правленные на развитие орфографической зоркости и умения классифицировать слова, имеющие однотипные орфограммы. Внимание к правописанию слов воспитывает упраж­нение, состоящее в подчеркивании и объяснении орфо­грамм в слове. Выполняя подобное упражнение, уча­щийся должен отметить все орфограммы в слове и ра­зобрать его по составу.

При классификации орфограмм учащиеся группи­руют слова на одно и то же правило. При этом одно слово может оказаться в нескольких группах. Выпол­няется это упражнение по-разному — в зависимости от того, имеется ли текст будущего изложения в хресто­матии. Если имеется, то задание к упражнению форму­лируется следующим образом: выбрать и записать сна­чала слова на такое-то правило, потом на такое-то. Если текста в учебнике нет, отобранные слова могут быть либо заранее написаны на доске, либо продиктованы. После записи школьники выполняют основное задание, т. е. классифицируют орфограммы. Для упражнений в классификации орфограмм реко­мендуется отбирать не более трех-четырех правил.

Основное внимание в предварительной пунктуацион­ной подготовке должно быть обращено на сложные син­таксические конструкции, различного вида обособления, прямую и косвенную речь, диалог и т. д. В связи с этим отводится достаточное место упражнениям на замену одних предложений другими. Это обогащает речь детей разнообразными синонимическими конструкциями. Раз­витию речи способствует также составление предложе­ний тех или иных типов. В наибольшей степени целям синтаксической подго­товки служат упражнения в составлении ряда предло­жений на определенную тему. Немалое значение имеет составление предложений по схемам и построение схем к данным учителем предложениям. Такие задания имеются в предварительных упражнениях ко многим текстам изложений.

При подготовке к изложениям по текстам, имеющимся в хрестоматиях, целесообразно упражнять детей в пересказе той или иной части будущего изложения. При этом может ставиться задача выразить определенные смысловые отношения с помощью разных синтаксических средств.

Виды лексической подготовки в основном остаются те же, что и в V—VI классах, но она несколько усложняется. Большее значение приобретает выяснение роли тех или иных слов или словосочетаний для выражения идейного содержания излагаемого текста. Вопрос, с какой целью употребляется такое-то слово, задается в процессе анализа текста. Учитель обращает внимание на те слова, которые отражают основную мысль рассказа или характеризуют действующих лиц.

В процессе предварительной подготовки рекомендуется проводить и подбор слов, дающих ту или иную оценку описанному. Такое упражнение обогащает словарь учащихся. Выполнение этого задания нацелит учащихся на использование подобранных слов в будущих изложениях.

Непонятные ученикам слова, встречающиеся в текстах, объясняются или по ходу чтения, или после чтения – тогда к объяснению слов привлекаются и сами учащиеся.

Работа по предупреждению речевых недочётов в VII-VIII классах главным образом направлена на преодолениеошибок, связанных с употреблением различных синтаксических конструкций. Для предупреждения ошибок в смешении прямой и косвенной речи следует предварительно выпол­нить несколько упражнений на замену прямой речи косвенной.

Учитель может использовать написанные школьни­ками изложения в качестве дидактического материала. С этой целью он выписывает из детских работ примеры как правильно построенных предложений, так и пред­ложений с ошибками. Особенно усиливается эффективность этой работы, когда учащиеся сами выписывают из своих изложений примеры на определенные правила (предложения с на­речиями, частицами, однородными членами; сложные предложения и т. д.).

Выполнение всех предварительных упражнений не является необходимым. Их использование зависит, во-первых, от подготовленности учащихся и, во-вторых, от того, какое внимание в предыдущей работе учитель уде­лил данному разделу. Так, если какие-то правила толь­ко что пройдены или основательно повторены, учитель может исключить этот материал из предварительных упражнений. Кроме того, любой текст может быть дан без подготовки для контрольного изложения.

 

 

Практическая часть

Основные установки

В работе над связной речью учащихся существенное значение придаётся изложениям. Однако ученики не любят писать изложения. Передать чужую идею, выделить основную мысль чужого текста и его частей, составить его план - значит, следовать за предложенной логикой. Никакой самостоятельности, никакого творчества. Есть несколько правил для учащихся, позволяющих сделать работу над изложением более привлекательной:

· Выслушивать друг друга, не перебивая.

· Быть внимательными.

· Активно участвовать в работе.

· Быть толерантными (терпимыми, снисходительными по отношению к кому-либо, к чему-либо).

Но, конечно же, главным условием хорошего, плодотворного занятия является продуманная, методически грамотная работа учителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: