При подготовке к работе над изложением дети учатся выделять части сочинений, такие как вступление, заключение, овладевают умением переходить от одной части к другой.
При подготовке к изложению в VII—VIII классах, в отличие от V—VI классов, ставится минимум вопросов по содержанию текста. Это вопросы, которые помогают учащимся осознать идейное содержание произведения, основную мысль рассказа, причинно-следственные связи между событиями.
Вместе с анализом содержания проводится анализ художественных особенностей текста. С этой целью обращается внимание на образные средства речи, особенности языка, приемы художественной характеристики. Так, например, в VIII классе при подготовке к подробному изложению по отрывку из рассказа И. С. Тургенева «Бурмистр» внимание учащихся обращается на то, что для характеристики Пеночкина Тургенев использует прием противопоставления. Ученики приводят соответствующие цитаты из текста.
На особенности языка обращается внимание в процессе грамматического анализа. Так, в предварительную работу над текстами для VII класса включается анализ предложений с однородными членами, предложений с причастными и деепричастными оборотами, анализ видов простых предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, некоторых случаев замены прямой речи косвенной.
Работа над текстами для VIII класса дополняется разбором обособленных второстепенных членов предложения, обращений, вводных слов, прямой и косвенной речи, диалога. Так, например, при подготовке к изложению по рассказу Ю. Графского «Чайки» (VIII класс) учащиеся упражняются в постановке знаков препинания при обособленных членах предложения, исправляют речевые недочеты, связанные с употреблением деепричастных оборотов. На самом уроке изложения учитель ставит вопросы, которые обращают внимание школьников на использование автором обособленных членов предложения при описании внешности героя и описании морских чаек.
|
Для того чтобы преподавателю было легче учитывать языковые особенности текста, в сборниках изложений авторами даются соответствующие указания в примечаниях, например: «Это изложение уместно использовать в связи с изучением темы «Типы простого предложения» — или: «Этот текст можно использовать в связи с изучением темы «Обособленные члены предложения».
В орфографическую подготовку включаются наиболее трудные случаи правописания (нн и н в причастиях и прилагательных, правописание частицы не и др.).
Преимущественно применяются упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости и умения классифицировать слова, имеющие однотипные орфограммы. Внимание к правописанию слов воспитывает упражнение, состоящее в подчеркивании и объяснении орфограмм в слове. Выполняя подобное упражнение, учащийся должен отметить все орфограммы в слове и разобрать его по составу.
При классификации орфограмм учащиеся группируют слова на одно и то же правило. При этом одно слово может оказаться в нескольких группах. Выполняется это упражнение по-разному — в зависимости от того, имеется ли текст будущего изложения в хрестоматии. Если имеется, то задание к упражнению формулируется следующим образом: выбрать и записать сначала слова на такое-то правило, потом на такое-то. Если текста в учебнике нет, отобранные слова могут быть либо заранее написаны на доске, либо продиктованы. После записи школьники выполняют основное задание, т. е. классифицируют орфограммы. Для упражнений в классификации орфограмм рекомендуется отбирать не более трех-четырех правил.
|
Основное внимание в предварительной пунктуационной подготовке должно быть обращено на сложные синтаксические конструкции, различного вида обособления, прямую и косвенную речь, диалог и т. д. В связи с этим отводится достаточное место упражнениям на замену одних предложений другими. Это обогащает речь детей разнообразными синонимическими конструкциями. Развитию речи способствует также составление предложений тех или иных типов. В наибольшей степени целям синтаксической подготовки служат упражнения в составлении ряда предложений на определенную тему. Немалое значение имеет составление предложений по схемам и построение схем к данным учителем предложениям. Такие задания имеются в предварительных упражнениях ко многим текстам изложений.
При подготовке к изложениям по текстам, имеющимся в хрестоматиях, целесообразно упражнять детей в пересказе той или иной части будущего изложения. При этом может ставиться задача выразить определенные смысловые отношения с помощью разных синтаксических средств.
Виды лексической подготовки в основном остаются те же, что и в V—VI классах, но она несколько усложняется. Большее значение приобретает выяснение роли тех или иных слов или словосочетаний для выражения идейного содержания излагаемого текста. Вопрос, с какой целью употребляется такое-то слово, задается в процессе анализа текста. Учитель обращает внимание на те слова, которые отражают основную мысль рассказа или характеризуют действующих лиц.
|
В процессе предварительной подготовки рекомендуется проводить и подбор слов, дающих ту или иную оценку описанному. Такое упражнение обогащает словарь учащихся. Выполнение этого задания нацелит учащихся на использование подобранных слов в будущих изложениях.
Непонятные ученикам слова, встречающиеся в текстах, объясняются или по ходу чтения, или после чтения – тогда к объяснению слов привлекаются и сами учащиеся.
Работа по предупреждению речевых недочётов в VII-VIII классах главным образом направлена на преодолениеошибок, связанных с употреблением различных синтаксических конструкций. Для предупреждения ошибок в смешении прямой и косвенной речи следует предварительно выполнить несколько упражнений на замену прямой речи косвенной.
Учитель может использовать написанные школьниками изложения в качестве дидактического материала. С этой целью он выписывает из детских работ примеры как правильно построенных предложений, так и предложений с ошибками. Особенно усиливается эффективность этой работы, когда учащиеся сами выписывают из своих изложений примеры на определенные правила (предложения с наречиями, частицами, однородными членами; сложные предложения и т. д.).
Выполнение всех предварительных упражнений не является необходимым. Их использование зависит, во-первых, от подготовленности учащихся и, во-вторых, от того, какое внимание в предыдущей работе учитель уделил данному разделу. Так, если какие-то правила только что пройдены или основательно повторены, учитель может исключить этот материал из предварительных упражнений. Кроме того, любой текст может быть дан без подготовки для контрольного изложения.
Практическая часть
Основные установки
В работе над связной речью учащихся существенное значение придаётся изложениям. Однако ученики не любят писать изложения. Передать чужую идею, выделить основную мысль чужого текста и его частей, составить его план - значит, следовать за предложенной логикой. Никакой самостоятельности, никакого творчества. Есть несколько правил для учащихся, позволяющих сделать работу над изложением более привлекательной:
· Выслушивать друг друга, не перебивая.
· Быть внимательными.
· Активно участвовать в работе.
· Быть толерантными (терпимыми, снисходительными по отношению к кому-либо, к чему-либо).
Но, конечно же, главным условием хорошего, плодотворного занятия является продуманная, методически грамотная работа учителя.