СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ (ПРИМЕР)




ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА

Во-первых, он может быть использован для разработки концепции предоставления образовательных услуг (т.е. рассмотрения “производства” образовательных услуг с разных сторон: маркетинга, финансов, конкуренции).

Во-вторых, с его помощью можно оценить фактические результаты деятельности за определённый период.

В-третьих, степень инновационности, качества, привлекательности оказываемых услуг, показанных в плане, является практически единственным обоснованием для привлечения, как потребителей, так и потенциальных благотворителей.

СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА ОУ

№ п/п Раздел бизнес-плана Содержание разделов бизнес-плана
1. Титульный лист 1. Название и адрес ОУ. 2. Суть предлагаемого проекта: его цели и потенциальная эффективность
2. Услуги 1. Описание предлагаемых услуг и их предназначение. 2. Потенциальные потребители услуг. 3. Основные конкуренты. 4. Структура услуг конкурентов (основные качественные характеристики). 5. Ценовая политика конкурентов. 6. Выгоды, получаемые потребителями ваших услуг. 7. реалистическая оценка преимуществ ваших услуг на рынке. 8. Оценка спроса на услуги. 9. Возможная цена предлагаемой вами услуги.
3. План маркетинга 1. Предлагаемая система реализации услуг. 2. Определение “рыночной ниши”, реклама 3. Структура цены. 4. Мероприятия по содействию сбыта (дополнительные льготы потребителям услуг).
4. Производственная программа 1. Место осуществления услуги. 2. Оценка месторасположения школы: близость к потребителям услуг, транспортная (пешеходная) доступность и т.д. 3. Анализ целесообразности кооперации с другим ОУ. 4. Методы и стандарты осуществления контроля качества услуг. 5. Возможность использования инновационных технологий и их описание. 6. Предполагаемые издержки при “производстве услуг” и их возможная динамика.
5. Организационный план 1. Организационная схема управления. 2. Перечень имеющихся специалистов (их квалификация, функциональные обязанности, опыт работы, права и полномочия, достоинства и недостатки). 3. Форма привлечения специалистов к участию в оказании образовательных услуг (постоянная работа в школе, совместительство и пр.). 4. Предполагаемый уровень и формы оплаты труда, включая дополнительные материальные и социальные льготы. 5. Кадровая политика (принципы найма: трудовые договора, гражданско-правовые договора, испытательный срок и пр.)
6. Оценка риска Перечень возможных рисков: - отношение местных властей (возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих организацию платных услуг); - наличие альтернативных услуг у конкурентов; - неустойчивость спроса на услуги; - платежеспособность потребителей; - трудности с набором квалифицированных преподавателей и др.
7. Финансовый план 1. Объём первоначальных затрат, необходимых для организации платных дополнительных услуг. 2. Источники финансирования. 3. Условия привлечения финансовых средств. 4. Налоговые последствия предоставления образовательных услуг (перечень видов налогов, ставки налогов, сроки их уплаты, имеющиеся льготы).

Прежде всего, необходимо провести маркетинг предлагаемых услуг. Он включает в себя анализ потребностей воспитанников, их родителей, населения микрорайона, а также предложения аналогичных услуг со стороны других производителей. Например, близко расположенных учебных заведений. Интересы и предпочтения воспитанников и их родителей можно выявить на групповых родительских собраниях, общих собраниях ОУ, беседах с членами родительских комитетов, попечительских советов (там, где они имеются), через социологические опросы и другими методами, которые доступны администрации конкретных ОУ. Естественно, что пакет предложений может поступить также от педагогов. На этом же этапе из собранных заявок (социальных заказов) отбираются наиболее интересные и выполнимые, исходя из возможностей педагогического коллектива или организационных возможностей менеджмента ОУ. Здесь имеется в виду способность администрации находить и привлекать к работе нужных специалистов (в том числе “со стороны”), умение кооперировать свои действия с другими организациями (в том числе с соседними ОУ), находить благотворителей и т.п.

В разделе “Услуги” необходимо дать описание предлагаемых образовательных услуг и, прежде всего, ответить на вопросы:

· Почему потребители предпочитают данные услуги?

· Что составляет основное преимущество предлагаемых услуг в глазах потребителей?

· В чём заключаются их недостатки?

Для систематизации ответов на сформулированные вопросы целесообразно составить таблицу, в которой в качестве примера приведены некоторые показатели для последующего анализа и разработки мер по преодолению выявленных недостатков.

Преимущества по сравнению с аналогичными услугами конкурентов Недостатки Меры по преодолению недостатков
1. Инновационность Высокая цена Увеличение спроса
2. Качество Неудобное время Изменение расписания
3. ………………….. ………………….. ………………………..

Большинство ОУ оказывают платные дополнительные образовательные услуги, которые уже “производятся” другими. При этом практически каждый производитель исходит из того, что именно его услуги имеют наилучшие характеристики.

Сравнительную оценку своей конкурентоспособности можно представить в виде таблицы. Перечень областей сравнения может быть скорректирован в зависимости от конкретных условий деятельности. Каждая область сравнения должна получить оценку от 0 (наиболее слабые позиции по данной области сравнения) до 5 баллов (доминирующие, определяющие позиции на рынке образовательных услуг). Оценки в баллах проставляются в каждом из столбцов таблицы, а затем суммируются. По статистике, расхождение сумм баллов более чем на 20% подчёркивает достаточно тяжёлое положение ОУ с точки зрения конкурентоспособности, а более 40% свидетельствует о необходимости либо ухода с рынка платных образовательных услуг, либо поиска иных форм предпринимательской деятельности.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ (ПРИМЕР)

№ п/п Область сравнения “Вы” Конкуренты
А Б В
1. Месторасположение        
2. Материально-техническая база (компьютерные классы, лингафонные кабинеты, мультимедийные средства и др.)        
3. Система связи (тел./факс, Интернет и др.) - -    
4. Разнообразие предлагаемых образовательных услуг        
5. Реклама -      
6. Имидж   -   -
7. Команда управления        
8. Профессионализм персонала        
9. Финансово-экономические условия деятельности   -   -
10. Качество        
11. Уникальность -   - -
12. Многовариантность использования - - -  
13. Степень инновационности   -   -
14. Цены        
15. Структура скидок цен на услуги        
16. Уровень оплаты труда + социальные льготы        
17. Количество потенциальных покупателей   -    
18. Платежеспособность потребителей        
19. Выгоды потребителей от услуг -     -
20. Гибкость перехода к новым услугам -     -
21. Потенциальные благотворители        
  Особые преимущества услуг   - -  
  Общее количество баллов:        

Одним из важнейших элементов раздела “План маркетинга” является ценообразование.

Вырабатывая стратегию ценообразования, целесообразно исходить из следующих положений:

· Себестоимость услуги.

· Цены конкурентов на аналогичную услугу.

· Уникальности видов услуг.

· Спроса на данную услугу

Раздел “Финансовый план” помогает провести анализ экономического состояния ОУ на данный момент времени и обосновать реальность достижения его целей в будущем. Он также может быть использован как эффективный инструмент контроля. Основой такого действенного контроля является бухгалтерская система отчётности. Приступая к организации платных услуг необходимо найти компетентного и достаточно опытного бухгалтера, который сможет организовать адекватную систему бухгалтерского и налогового учёта.

Финансовый план является ключевым разделом бизнес-плана и рассчитывается на основе прогнозов объёма реализации образовательных услуг.

Финансовый план включает несколько основных документов:

План-отчёт о доходах и расходах (с помощью планов-отчётов рекомендуется провести анализ самоокупаемости осуществляемых услуг). Если опрос на данную платную образовательную услугу меньше, чем объём, обеспечивающий безубыточность, то “производство” этих услуг, определённых бизнес-планом, не будет самоокупаемым.

План-отчёт о движении денежных средств – это документ, позволяющий оценить, сколько средств нужно вложить в организацию платных дополнительных образовательных услуг в разбивке по времени (т.к. в этой сфере экономической деятельности ОУ может быть “мёртвый сезон” - лето, каникулы). Главная задача анализа денежных потоков – проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, что особенно важно в условиях требований главы 25 НК РФ о налоговом учёте.

Таким образом, предложенная схема разработки бизнес-плана служит целям анализа эффективности экономической деятельности ОУ на примере платных образовательных услуг.

Литература

1. Дик Н.Ф., Иванова Н.Б.Настольная книга руководителя образовательного учреждения -Ростов н/Д: “Феникс”, 2004.-480с. (Серия “Сердце отдаю детям)

2. Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес.- 3-е изд., перераб. и доп. –М.: “Ось-89”,2005.-112с.

3. Финансово-хозяйственная деятельность руководителя образовательного учреждения/

Сост. Н.И.Пономарева, Л.М.Сыромятникова.-Волгоград:Учитель,20055.-119с.

Деловая игра по экономике "Мой бизнес-план"

· Зарбуева Надежда Викторовна, учитель экономики

Разделы: Преподавание экономики

Цели:

· обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм;

· развивать умение принимать решения при возникновении экономической ситуации;

· воспитывать умение работать в конкурентной среде.

Участники игры: учащиеся 10-го класса (по желанию могут объединиться в одну группу или «фирму» или работать индивидуально).

Консультанты: предприниматели нашего села.

Оборудование:

· компьютерный класс с интерактивной доской;

· презентация своей фирмы;

· плакаты с рекламой.

Организационный момент. Организация данной деловой игры предполагает подготовительную работу учащихся по открытию своей фирмы по следующему плану.

Как написать бизнес-план?

Общая структура бизнес-плана должна придерживаться следующих основных разделов:

1. Резюме.

2. Описание фирмы.

3. Описание продукции (услуг).

4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг).

5. Производственный план.

6. Организационный план.

7. Финансовый план.

8. Направленность и эффективность проекта.

9. Риски и гарантии.

Резюме

Резюме – это самостоятельный рекламный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес – плана. Это будет единственная часть, которую будут интересовать ваших будущих потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: