Газета – одно из самых массовых средств коммуникации.




Русский язык. 10 класс. Публицистический стиль речи.

 

Основные признаки публицистического стиля речи.

Цель – информирование, передача значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера – общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры – статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио и телевидению, на собрании, доклад, дискуссия

Характерны – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность. Этим сближается с научным стилем.

Характерна страстность, призывность. Важнейшее требование – общедоступность.

Сходство с художественным стилем речи: эпитеты, метафоры и другие образные средства, разговорные и даже просторечные слова и обороты, фразеологические выражения.

 

Лексика

О бщественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слова из области психологии, слова, обозначающие внутреннее состояние, переживания человека и др.

Слова с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз (с), с суффиксами –и (я), -изаци (я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-.

Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи.

Эмоциональные средства выразительности:

1) образные средства,

2) переносное значение слов,

3) слова с яркой эмоциональной окраской:

· эпитеты, в том числе и приложения,

· сравнения, метафоры,

· риторические вопросы и обращения,

· призывная интонация,

· гражданский пафос,

· лексические повторы,

· градация, иногда сочетающаяся с повтором, например: нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты;

· градационные союзы и союзные сочетания (не только…., но и; не только…, а и; не столько…, сколько),

· фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (и просторечия),

· литературные образы, цитаты, языковые средства юмора, иронии, сатиры (остроумные сравнения, иронические вставки, сатирический пересказ, пародирование, каламбуры).

 

Эмоциональные средства сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

Термины в переносном значении: баланс политических сил, инфляция совести, атмосфера доброжелательности, паразитировать на теле общества.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение, например: предприниматель, рынок, бизнес, биржа и т.д.

 

Синтаксис:

· частое использование сущ. в родит. падеже в роли несогласованного определения типа голос совести, страны ближнего зарубежья.

· глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы в роли сказуемого.

· однородные члены.

· вводные слова и предложения.

· причастные и деепричастные обороты.

· ССК (сложная синтаксическая конструкция).

 

Виды очерков:

· путевой – дорожные впечатления, зарисовки природы, быта людей (очерк, дневник, заметки, зарисовки),

· портретный – раскрывает личность человека, его характер (портрет, описание обстановки, в которой живет и работает герой очерка, его работа, интересы, увлечения, взаимоотношения с окружающими – внутренний мир героя, внешний портрет – черты лица, самое запоминающееся, характерное для этого человека).

· проблемный – поднимается социально значимая проблема (политическая, экономическая, морально-этическая и др.), предлагаются, анализируются пути ее решения, автор может вступать в полемику с читателями, оппонентами, могут использоваться портретные зарисовки, но главное – не характер, а отношение человека к данным вопросам, различные точки зрения, взгляды, можно встретить и путевые заметки, зарисовки как подтверждение позиции автора в споре, строится по типу рассуждения.

 

Газета – одно из самых массовых средств коммуникации.

Условия языкового творчества своеобразны:

· создается в кратчайшие сроки, не всегда доводится до совершенства обработка языкового материала,

· пишется множеством корреспондентов, которые работают независимо друг от друга,

· многообразие тем и жанров (статьи о культуре, политике, проекты законов, объявления, реклама и пр.)

 

Речевые штампы, повторяемость тематики, стремление к экспрессивности высказывания (удачный оборот подхватывается другими корреспондентами, превращается в штамп).

 

Лексика газеты: большое количество прилагательных и существительных оценочного характера, метафор, фразеологизмов, терминологических слов и выражений (обязательно комментированных), разговорная и просторечная лексика, иноязычные заимствование.

 

Синтаксис: сравнительно несложные конструкции, обилие необычных словосочетаний (особенно в заголовках), непринужденная диалоговая форма, употребление глаголов настоящего времени в значении прошедшего или будущего., особенные зачины текстов (рекламная функция)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: