Приложение №4
Цель урока –выявление проблемных вопросов при изучении исторических источников.
Работа с источником организована по группам,у группы по одному документу.
Задание группе –изучить текст,заполнить рабочий лист,подготовить выступление для остальных обучающихся (рассказ,инсценировка,версия событий). Выбрать иллюстративный материал и историческую карту к своему фрагменту,аргументировать свой выбор.
Задание для всех при выступлении групп – формулирование уточняющих вопросов,постановка проблемы и поиск её решения. Рабочий лист для каждого обучающегося.
Записи обучающегося | ||
Информационность источника: | Что я узнал(а) из источника? О чем рассказывает этот источник? И т.п | |
Перспективы уточнения и расширения информации источника: | Какие вопросы у меня возникли: - по содержанию документа? - к автору документа? - по времени и условиям создания документа? и т.п. | |
Ценность и значение источника: | Что нового я узнал (а) из источника? Как этот документ помогает мне понять прошлое и настоящее? Чем этот источник уникален в изучении истории? и т.п. | |
Перспективы дальнейшего исследования темы: | Что еще в связи с этим документом мне хотелось бы узнать? В чем ограниченность этого источника? Чем ее можно объяснить? О чем он умалчивает? Что и почему может скрывать автор? Какие другие источники мне могут понадобиться для дополнительного изучения проблемы? и т.п. |
В результате, обучающийся полностью изучает предложенный документ, умеет ориентироваться в нем и может сформулировать собственное отношение и оценку данной исторической ситуации и/или объекту.
|
№ | текст |
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,— на Белоозере, а третий, Тру- вор,— в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». 1) Приведите название документа и имя его автора. К какому времени относится создание этого документа? 2) О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причинами? (Укажите не менее трёх причин.) 3) Каковы были последствия описанного в документе события? не менее трёх последствий | |
1. | «В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава». Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. 1) Олег был первым скандинавским князем, приглашённым на Русь славянскими и финскими племенами 2) после Олега правил Русью князь Святослав 3) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией 4) указанные события относятся к концу IX в. 5) варяги – наёмные воины из Скандинавии на службе древнерусских князей 6) чудь, меря, весь относятся к восточнославянским племенам |
2. | «В год 6472 Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даете?". Они же ответили: "Хазарам - по щелягу (серебряная монета неизвестного достоинства) с сохи даем".В год 6473. Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.В год 6474. Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.В год 6475. Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.» 1) мать Святослава княгиня Ольга уговорила сына принять православие 2) вятичи селились в нижнем течении Днепра 3) кроме хазар Святослав окончательно разгромил печенегов 4) Святославу не удалось закрепиться на Дунае в противоборстве с Византийской империей 5) данный текст летописи рассказывает о событиях X в. 6) отцом Святослава был князь Игорь |
3. | Из работы Н. М. Карамзина «История государства Российского». «Самовластие в России утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец — и рассеянные племена славянские основали государство. Отечество наше, слабое, разделённое на малые области, обязано величием своим счастливому введению монархической власти. Варяги... правили ими без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян или финнов, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для парода. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье... и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убеждённые — так говорит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов. Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться». 1 Какой исторический факт описан в документе? Как историки определяют его роль?:назовите век, к которому оно относится 2.Как Карамзин объясняет роль варяг7оыв в истории России? Укажите любые три положения 3.Используя текст документа и знания по истории, раскройте содержание норманнской и антинорманнской точек зрения, которые существуют в исторической науке. К какой точке зрения вы отнесёте взгляды Н.М.Карамзина? |
4. | Из воспоминаний современника событий [Князь] беспрепятственно спустился из Новгорода По Днепру, без особенного труда захватил по дороге Смоленск и Любеч и без борьбы завладел Киевом, погубивши своих земляков Аскольда с Диром. Утвердившись в Киеве, он начал рубить вокруг него новые города для Защиты киевской земли от набегов из степи, а йогом с соединёнными силами разных племён предпринял новый поход на Царьград, кончившийся также заключением торгового договора [Князя] <,,. > дружно поддерживали в этих походах все племена, заинтересованные во внешней торговле, преимущественно обитавшие по речной линии Днепра — Волхова, т е. обыватели больших торговых городов Руси, По крайней мере в летописном рассказе о походе [князя] читаем, что кроме подвластных [ему] племён в деле участвовали и племена неподвластные, добровольно к нему присоединившиеся, отдалённые дулебы и хорваты, жившие в области Верхнего Днестра и обоих Бугов, по северо-восточным склонам и предгорьям Карпат. Охрана страны от степных кочевников и далёкие военные походы на Царьград для поддержания торговых сношений, очевидно, вызывали общее и дружное содействие <...> Этот общий интерес и соединил прибрежные торговые города под властью [князя] киевского, руководителя в этом деле по положению, какое создавалось для него <...> значением Киева». 1.О каком князе идёт речь? 2.На основе текста укажите не менее трёх задач, решаемых данным князем в годы его правления. 3.Какая религия была основной у восточнославянских племен, в то время? Назовите не менее трёх имен восточнославянских богов того времени |
5. | Из договора князя Игоря с греками 945 г. «В год 6453 прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю восстановить прежний мир... И привели русских послов, и велели им говорить и записывать речи тех и других на хартию: Если кто из русских замыслит разрушить эту дружбу, то крещенные из них да примут за то месть от Бога Вседержителя, и осуждение на погибель вечную, а некрещеные да не примут помощи от Бога и от Перуна, да не защитятся они щитами своими и иным своим оружием, и да будут они рабами навеки в будущей жизни. А великий князь русский и бояре его пусть посылают в Греческую землю к великим царям Греческим корабли, сколько хотят, с послами и с купцами, как это установлено для них... Если убежит раб от Руси, то раба следует поймать, поскольку Русь пришла в страну нашего царства, если раб бежал от святого Мамы; если же убежавшего не обнаружат, то пусть наши христиане дадут присягу Руси по своей вере, а не христиане по своему закону, и пусть тогда Русь берет на нас (греках) цену рабу, как установлено прежде, по 2 шелковых за раба...» С1. Назовите хронологические рамки периода княжения Игоря. Какова была цель договора 945 г.? Каков был характер условий договора для Руси? С2. Какое наказание предполагалось в документе за нарушение его условий? Назовите не менее двух положений. Сделайте вывод о верованиях населения Руси в середине X в. С3. Какие можно сделать выводы по тексту договора об экономическом развитии Руси с использованием знания курса отечественной истории? Укажите не менее двух выводов. |
|
|
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |