Фортепианное творчество А.Н.Скрябина




Фортепианное творчество А. Скрябина.

Музыка Скрябина — это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью....Она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была «взрывчатым», волнующим и беспокойным элементом культуры.
Б. Асафьев

Немного биографии.

Скрябин Александр Николаевич (1871 – 1915). Русский пианист и композитор, представитель символизма. Александр Николаевич Скрябин - выходец из дворянской семьи, мать композитора, была пианисткой. Обучение в кадетском корпусе, дополняличастные уроки у Канюса и Зверева, известных музыкальных деятелей Москвы.

Закончив в 1892 году консерваторию, с малой золотой медалью, Скрябин выступает в качестве концертирующего пианиста в России, а затем в Европе. С этого времени, начинают публиковаться его музыкальные произведения, композитор становится известным, ширятся связи в музыкальных кругах того времени. Некоторое время Александр Николаевич преподает в консерватории и Екатерининском женском институте.

В начале века, Скрябин покидает Россию. Поселившись в Швейцарии, он занимается концертной деятельностью, в качестве пианиста и дирижера. Пишет музыку. Его выступления пользуются грандиозным успехом в Европе и Америке, Третья симфония и последовавшие за ней произведения Скрябина, утверждают его, как новатора мировой симфонической культуры. Однако новаторство композитора не ограничивается только музыкальным аспектом. Впервые, он применяет цветомузыку, использовав партию световой клавиатуры в симфонической поэме «Прометей».

Серебряный век, с его мистикой и сверх эмоциональным началом, созвучен ритмам души великого композитора. Возвратившись в Россию в 1910 году, Скрябин приступает к грандиозному замыслу – симфонии «Мистерия», где должны были соединиться музыка, свет, запахи, ритм и магическая энергия, способная изменить человеческое сознание.

Исполняться симфония должна была на берегу Ганга, в древнем храме и по замыслу композитора, была призвана завершить нынешний цикл существования мира.


Напряженный труд постепенно подрывал здоровье творца. Многочисленные произведения, созданные им, хоть и принесли мировую славу, но для того, чтобы обеспечить достойное существование семье, он вынужден много работать, в том числе давая выездные концерты.

Неудачное лечение весной 1915 года приводит к сепсису, и в апреле Скрябин умирает. Последней загадкой остается договор аренды на квартиру – композитор продлил его до мая месяца, хотя всегда это делал до конца года. На изумленный вопрос хозяина, Александр Николаевич ответил, что сделал это по указанию голоса свыше.

Фортепианное творчество А.Н.Скрябина

Фортепианное творчество – наибольшая по объему часть наследия. В юности фортепиано было основным средством воплощения творческих замыслов композитора. Эти сочинения как предварительные наброски образов воплощенных затем в крупных симфонических композициях. Основная группа сочинений – прелюдии и этюды. Но есть и произведения крупной формы – концерт, 10 сонат, поэмы – «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени». Индивидуальная, глубокая интимность сочетается с тяготением к грандиозным общечеловеческим. Из 10 сонат первые 3 представляют собой традиционные сонатные циклы, остальные -одночастны. Самые яркие 3 и 4 сонаты, они родственны его симфоническому творчеству.

Произведения раннего периода отличаются певучестью, красотой мелодии, мелодия гибкая, пластичная имеет своеобразный извилистый рисунок. Мелодизм тем не менее носит не вокальный а инструментальный характер. Особенно в драматических эпизодах его музыки мелодии свойственны острые изломы, скачки, подчеркнутая ритмика – метрические сдвиги, синкопы, пунктирный ритм, паузы. Все эти мелодические особенности создают типичное для Скрябина сочетание тонкости с взволнованностью, патетической приподнятостью. Очень выразительна гармония. Широко использует различные полифонические приемы, сложное насыщенное фигурациями изложение.24 прелюдии (1888-1896) – этот цикл прелюдий самый известный. Своеобразная энциклопедия наиболее типичных образов и настроений первого периода творчества, отразили различные жизненные впечатления композитора (пишет в России и за рубежом). Краткие и разнообразные по содержанию пьесы – психологическое содержание, картины природы. Прелюдии разнообразны по эмоциональному характеру. Многие - прекрасные образцы скрябинской лирики – светлой, меланхолической иногда скорбной. Все 24 тональности, цикл построен по принципу смены ярко контрастирующих образов.

Особенности творчества:

1. Романтическая идея синтеза искусств (воспринята также эстетикой символизма);

2. Ницшеанские идеи о сверхчеловеке, проецируемые на себя, выражают убеждения о возможности создания Мира («…есть мое хотение…, «Я создаю мир игрою моего настроения…»);

3. Близость идеям русского символизма (познание духовного при помощи символов, отражающих чувства, выражающихся в мистических сюжетах, реализующихся подчас в 2х-3х нотах, как, например, в поэме «К пламени»), еще далее восходящих к дуализму Канта;

4. Идеи уникальности человека-творца, гения, отражающие влияние философии солипсизма («Я не грозное Божество, а только любящее…»);

5. Пантеистические идеи;

6. Влияние философии научного социализма (грандиозная размашистость музыки, выражающей предреволюционные настроения).

7. В фортепианном творчестве – образы движения и воли, лирика.

Скрябин был весьма интересным и разносторонним человеком, со своими идеями, видением мира. У каждого человека есть какие-либо личные качества, индивидуальные, Скрябин – не исключение. Только этот композитор смог очень многое передать другим людям, свой опыт и свои мысли, которые мы можем принять или отвергнуть – выбор за каждым.

Список произведений:

10 сонат: № 1 фа минор, соч. 6 (1893); № 2 (соната-фантазия), соль-диез минор, соч. 19 (1892—1897); № 3, фа-диез минор, соч. 23 (1897—1898); № 4, Фа-диез мажор, соч. 30 (1903); № 5, соч. 53 (1907); № 6, соч. 62 (1911—1912); № 7, соч. 64 (1911— 1912); № 8, соч. 66 (1912—1913); № 9, соч. 68 (1911—1913): № 10, соч. 70 (1913).

91 прелюдия: соч. 2 № 2 (1889), соч 9 № 1 (для левой руки, 1894), 24 прелюдии, соч. 11 (1888—1896), 6 прелюдий, соч. 13 (1895), 5 прелюдий, соч. 15 (1895—1896), 5 прелюдий, соч. 16 (1894—1895), 7 прелюдий, соч. 17 (1895—1896), прелюдия Фа-диез Мажор (1896), 4 прелюдии, соч. 22 (1897—1898), 2 прелюдии, соч. 27 (1900), 4 прелюдии, соч. 31 (1903), 4 прелюдии, соч. 33 (1903), 3 прелюдии, соч. 35 (1903), 4 прелюдии, соч. 37 (1903), 4 прелюдии, соч. 39 (1903), прелюдия, соч. 45 № 3 (1905), 4 прелюдии, соч. 48 (1905), прелюдия, соч. 49 № 2 (1905), прелюдия, соч. 51 № 2 (1906), прелюдия, соч. 56 № 1 (1908), прелюдия, соч. 59 '№ 2 (1910), 2 прелюдии, соч. 67 (1912—1913), 5 прелюдий, соч. 74 (1914).

26 этюдов: этюд, соч. 2 № 1 (1887), 12 этюдов, соч. 8 (1894—1895), 8 этюдов, соч. 42 (1903), этюд, соч. 49 № 1 (1905), этюд, соч. 56 № 4 (1908), 3 этюда, соч. 65 (1912).

21 мазурка: 10 мазурок, соч. 3 (1888—1890), 9 мазурок, соч. 25 (1899), 2 мазурки, соч. 40 (1903).

20 поэм: 2 поэмы, соч. 32 (1903), Трагическая поэма, соч. 34 (1903), Сатаническая поэма, соч. 36 (1903), Поэма, соч. 41 (1903), 2 поэмы, соч. 44 (1904—1905), Причудливая поэма, соч. 45 № 2 (1905), «Окрыленная поэма», соч. 51 № 3 (1906), Поэма, соч. 52 № 1 (1907), «Поэма томления», соч. 52 № 3 (1905), Поэма, соч. 59 № 1 (1910), Поэма-ноктюрн, соч. 61 (1911—1912), 2 поэмы: «Маска», «Странность», соч. 63 (1912); 2 поэмы, соч. 69 (1913), 2 поэмы, соч. 71 (1914); поэма «К пламени», соч. 72 (1914).

11 экспромтов: экспромт в форме мазурки, соч. 2 № 3 (1889), 2 экспромта в форме мазурки, соч. 7 (1891), 2 экспромта, соч. 10 (1894), 2 экспромта, соч. 12 (1895), 2 экспромта, соч. 14 (1895).

3 ноктюрна: 2 ноктюрна, соч. 5 (1890), ноктюрн, соч. 9 № 2 для левом руки (1894).

3 танца: «Танец томления», соч. 51 № 4 (1906), 2 танца: «Гирлянды», «Мрачное пламя», соч. 73 (1914).

2 вальса: соч. 1 (1885—1886), соч. 38 (1903). «Вроде вальса» («Quasivalse»), соч. 47 (1905).

2 Листка из альбома: соч. 45 № 1 (1905), соч. 58 (1910)

«Аллегро аппассионато», соч. 4 (1887—1894).
Концертное аллегро, соч. 18 (1895—1896).
Фантазия, соч. 28 (1900—1901).
Полонез, соч. 21 (1897—1898).
Скерцо, соч. 46 (1905).
«Мечты», соч. 49 № 3 (1905).
«Хрупкость», соч. 51 № 1 (1906).
«Загадка», соч. 52 № 2 (1907).
«Ирония», «Нюансы», соч. 56 № 2 и 3 (1908).
«Желание», «Ласка в танце» — 2 пьесы, соч. 57 (1908)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: