Понятия психосоциальной работы. Цели, задачи, методы психосоциальной работы.





Цель курса «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы»:

формирование системных представлений о содержании и методах психосоциальной деятельности, выработка на этой основе психосоциального мышления применительно к особенностям социальной работы, овладение технологиями и навыками психосоциальной работы с разными субъектами и группами в различных социальных учреждениях и сферах жизнедеятельности.

Задачи курса:

1) овладение знаниями, позволяющими грамотно осуществлять психосоциальную деятельность, осмысление основных подходов и концепций психосоциальной работы, описывающих разные методические и содержательные подходы к ее организации и осуществлению,

2) выработка навыков и умений психосоциального мышления и психосоциального поведения будущих специалистов, помочь в выработке навыков практической психосоциальной работы с разными группами людей,

3) овладение общими методами и технологиями психосоциальной работы, изучение возможностей и ограничений каждого из методов, наиболее распространенных и оптимальных ситуациях их использования,

4) осмысление особенностей психосоциальной работы в учреждениях разного типа, специфических проблем, встающих перед социальным работником,

5) освоение специфических методов психосоциальной помощи в каждом из типов учреждений, в различных областям социальной работы,

6) осмысление взаимосвязей методов и содержания социальной работы, взаимосвязей различных пластов и аспектов психосоциальной помощи: социального, психологического и т.д.,

7) формирование представлений о месте психологической помощи клиентам в системе социальной работы,

8) развитие представлений о психологии социальной работы как основе повышения эффективности психосоциальной помощи клиентам, осознание значимости психолого-педагогической подготовки специалиста по социальной работе,

9) развитие профессионального самосознания будущих специалистов, побуждение к самоисследованию своего личностного и профессионального потенциала.

Место курса в профессиональной подготовке.

Курс «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы»принадлежит к числу специальным дисциплинам - рассчитан на выработку специальных конкретных знаний, выработку практически значимых умений и навыков психосоциального мышления и психосоциального поведения, развитию специальной профессиональной компетентности (праксиологических аспектов социальной работы).

Курс принадлежит к числу практико-ориентированных. Он дополняет, обогащает и углубляет социально-психологическую проблематику теории и практики социальной работы. Являясь теоретической базой для приобретения навыков, умений и ориентиров профессиональной деятельности социальных работников, данный курс служит основой в работе с различными категориями населения. Курс читается в тесной связи с дисциплинами общепсихологического, социально-психологического, социологического, социально-педагогического циклов.

2. Понятие, сущность и основные направления психосоциальной работы в мировой практике.

В последнюю редакцию (март 2000 г.) Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по социальной работе вошел новый учебный модуль —«психосоциальная рабо­та». Такой подход полностью согласуется с международной теори­ей и практикой оказания социальной помощи населению. Цен­тральной задачей практической социальной работы считается со­действие оптимальной адаптации как отдельных личностей, так и семей и других групп населения к социальной среде и,в частно­сти, к своему окружению.

Психосоциальная помощь является тем понятием, которое включает пограничную область между психотерапией и социаль­ной работой.

Психотерапия осуществляется, как правило, психолога­ми или психиатрами и социальными работниками с допол­нительной терапевтической подготовкой. Только незначи­тельное число из них, однако, работает с психотерапией в чистом виде. Точно также не все клиенты пригодны для психотерапии в традиционном смысле этого слова. Напротив, имеется много достаточно больших профессиональных групп, которые получают пользу от применения в своей ра­боте отдельных элементов психотерапевтических знаний и делают это более или менее сознательно. Эти знания опреде­лялись в аналитической работе по психотерапии как«психотерапевтический характер (образ) отношений», но это определение, по мнению многих, было слишком слабым. И в итоге пришли к необходимости делать различие между психотерапией и социальной работой.

Психосоциальная работа является для многих достаточ­но расплывчатым понятием. В докладе по психотерапии (1975) она определялась как «профессиональное занятие с ясным пониманием того, какое значение имеют социальная организация и формы человеческого общения для психичес­кого развития и благополучия индивида».

Психосоциальная работа — это направление в социальной ра­боте, которое уделяет особое внима­ние психологическим аспектам трудной жизненной ситуации кли­ента.

Понятие"психосо­циальный",с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания — социальные и психиче­ские проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой сто­роны, указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которы­ми, в свою очередь, работают параллельно.

В практической работе границы между психотерапией и психосоциальной работой часто являются подвижными.

Той профессиональной группой, которая находится на водоразделе между психотерапией и психосоциальной рабо­той, являются социальные работники в системе социальной защиты, криминального исправления, школьного образова­ния и большей части учреждений здравоохранения. В своей практической деятельности они часто применя­ют психотерапевтические знания, но не уверены, в какой мере при этом они регулярно осуществляют психотерапию. Поэтому в последние годы их работу стали называть психо­социальной. Сравнить различные рабочие формы психотера­пии и психосоциологии можно на примере их различных це­лей и уровня притязаний, когда речь идет об изменении си­туации пациента/клиента.

Здесь можно выделить три направления психосоциальной работы:

1. Социальная служба.

2. Психосоциальная работа:

— общественно направленное воздействие;

— индивидуально направленное воздействие.

3. Лечение(воздействие):

— психосоциальное воздействие;

— психотерапия.

СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Примером социальной службы является посредничество различного вида:

· выплаты социальных пособий;

· предоставле­ние информации о том, где можно найти работу, получить образование и жилье;

· помощь в списании долгов;

· как до­биться льгот в очереди на детский сад или на место в больнице.

 

Содержание контактов концентрируется на опосредовании имеющихся возможностей и информации. Личность нуждающегося в помощи на этом уровне не затрагивается или затрагивается незначительно. В центре стоит внешняя социальная ситуация. Редко возникают какие-либо особые отношения друг с другом, поскольку контакты с большинст­вом клиентов кратковременны. Ранее этот тип работы доми­нировал в системе социальной защиты.

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Психосоциальная работа имеет место в большинстве на­правлений лечебной, воспитательной и исправительной дея­тельности:

· забота о здоровье матери и ребенка,

· детские ясли,

· школы,

· система социальной зашиты,

· система уголовного исправле­ния,

· воспитание молодежи,

· психиатрия.

· психосоциальная работа осуществляется и в такой специфической сфере, как производство.

Психосоциальная работа включает в себя две различные формы:

1)Обществен­но направленное воздействие или профилактическая психосоциальная работа, как она иначе именуется, заключа­ется в просветительской деятельности или передаче знаний различным группам. Примером этой работы могут служить информация и курсы в школе об алкоголе и половых отно­шениях,примером ее объекта — группа для родителей в дет­ском здравоохранении.

2) Другая форма психосоциальной работы применяется во время контактов с отдельными лицами, т.е. речь идет об ин­дивидуально направленном воздействии.

Личность клиента затрагивается в большей степени, чем при оказании социальной помощи.Беседы являются по сво­ему характеру поддерживающими и нацелены на проработку пограничных проблем. Речь может идти и о беседе с лицом, находящимся в кризисном состоянии, а также о советах в различной форме. Беседы не нуждаются в особой системати­зации, а исходят из актуальных потребностей клиента. Не происходит вникания в прошлое индивида. Целью не явля­ется достижение каких-либо существенных изменений лич­ности, даже если эффект и мог бы стать терапевтическим, т.е.лечебным и освобождающим. Работа, проводимая неспе­циалистами, например, воспитателями или надзирателями различного вида, можно сказать, находится на данном уров­не психосоциальной работы.

Работа по изучению психосоциальной обстановки и мотивационная деятельность также преимущественно относят­ся ко второму уровню.

ОКАЗАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Работа по оказанию психосоциальной помощи является в высшей степени индивидуально направленной. Проблемы проявляются здесь социально и/или психологически. Клиент должен иметь иную, более сильную мотивацию, чтобы по­мощь стала актуальной. Социальный работник и клиент при­ходят к согласию о начале совместного процесса решения проблемы.

Воздействие более систематизировано и структурирова­но, чем общественная психосоциальная работа. По продол­жительности оно простирается от многократных до много­летних контактов. Завязываются более личные отношения, которые используются для осуществления изменений. Такая психосоциальная деятельность также направлена на изменение личности, отношений и/или социальной ситуации.

ПСИХОТЕРАПИЯ

Психотерапия определяется как «воз­действие, основанное на психологической теории и методах и заключающееся в систематических, целенаправленных мерах по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросе урегулирования чувств, импульсов,мыслей, отношений и снятия психосоматических симптомов, которые являются беспокоящими».

В психотерапии используется ряд методов:

· гипноз,

· поведенческая терапия,

· психодинамическая терапия,

· образная терапия,

· манипуляционный (трансактный) анализ.

В отличие от психосоциального воздействия, психические проблемы стоят в самом центре.

К сожалению, психотерапия в течение длительного вре­мени считалась более«высокой», чем психосоциальное воз­действие, и имела более высокий статус. Ряд социальных работников,прошедших дополнительную подготовку по психотерапии, покинули организацию, где преимущественно занимались психосоциальным воздействием, и перешли к другой дея­тельности. Нет никаких оснований возвышать одну форму работы над другой. Обе направлены на глубокие изменения и предъявляют высокие требования к компетенции воздействующего лица.

Многие ученые и практические работники рассматривают психотерапию и психосоциальное воздействие как равноценные формы работы.

Психосоциальноевоздействие означает, что прорабатывается как социальная, так и психологическая ситуация, в то время как в фокусе психотерапии находится психическое страдание. Кроме того,эти формы применяются в различных организациях, направ­лены на различные группы и отличаются друг от друга рабо­чей методикой, обусловленной специфическими проблемами целевых групп.

3. Психосоциальный подход в социальной работе

Социально-психологическая направленность (личность — об­щество) эволюционировала на протяжении всей истории профес­сиональной социальной работы в XX в. и привела к возникнове­нию психосоциального подхода. Данный подход обычно связыва­ют с именами М. Ричмонд(Mary Richmond) и Ф.Холлиз (Florence Hollis), а в 1950—1960-е гг. большое влияние на его формирова­ние оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем —работы Дж. Боулби.

В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуа­ции», т.е.психосоциальность.

Цель психосоциального подхода — поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистем­ными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются воз­можности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих Условий, ресурсов и помощи. Суть помощи — эффективное учас­тие в решении психологических, межличностных и социальных Проблем «личности в ситуации».

В отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях — в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должно­стных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социаль­ной работе.Соответственно, интегративный подход фактически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как

· оказание граж­данам квалифицированной социально-психологической помощи,в частности осуществление консультирования;

· помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях;

· расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодо­ления имеющихся трудностей;

· помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных,личностных, духовных и фи­зических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

· стимули­рование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.

 

7.

Одной изприоритетных задач современных специалистов посоциальной работе вобласти наркологии является активное воздействие набольного уже вначале процесса лечения. Поэтому имеет смысл, вконтексте социальной работы, объединить медицинский ипослемедицинский этап работы иобозначить егомедико-социальнымэтапом работы сгероиновыми наркоманами, накотором медики исоциальные работники должны действовать сплочённой командой.

На этом этапе возникает проблема необходимости преодоления естественного психологического отчуждения, существующего между медицинским персоналом, традиционно исповедующим медикоцентрический подход, основанный на наборе формализованных профессиональных знаний, и специалистами по социальной работе, действующими другими методами. Сближение позиций возможно как с помощью специальных образовательных программ, обеспечивающих дополнительные профессиональные знания у социальных работников, так и через осознание медицинскими работниками всех нюансов социально-психологического состояния своих пациентов. Залогом эффективности социальной работы в решении проблем наркозависимости является постоянная связь лечебного процесса с деятельностью по коррекции социального статуса больного. Отсюда вытекает необходимость сближения позиций наркологов и социальных работников, прежде всего с помощью грамотной организации совместного лечебно-реабилитационного процесса, что должно быть закреплено в соответствующих нормативных документах, должностных инструкциях и положениях. Одной из основных целей специалистов по социальной работе в деле реабилитации героинозависимых становится помощь наркоману в осознании особенностей его болезни — он должен помочь человеку, попавшему в зависимость и его семье научится полноценно жить несмотря на эту болезнь, не испытывая чувства вины и обреченности.

Социальная реабилитация — это динамичная система деятельности, направленная на достижение полного или частичного восстановления личностного и социального статуса больного методом, главное содержание которого состоит в опосредовании через его личность лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий. Можно констатировать, что социальная реабилитация своей главной целью считает восстановление или формирование нормативного, личностного и социального статуса больного на основе раскрытия и развития его интеллектуального, нравственного, эмоционального и творческого потенциала.

Существует несколько основных направлений совместной деятельности медицинских работников и специалистов по социальной работе для достижения поставленных целей:
— формирование у больного осознанной стабильной мотивации или установки на окончательный отказ на потребление героина, на активное включение в реабилитационный процесс;
— осуществление комплекса лечебно-психолого-терапевтических мероприятий, направленных на дезактуализацию влечения к героину, предотвращение рецидивов болезни;
— редуцирование поведенческих, аффективных, интеллектуальных расстройств развившихся или усугубившихся в процессе болезни;
— укрепление здоровья больного на основе обучения навыкам здорового образа жизни;
— коррекция структуры личности больного для обеспечения позитивного личностного развития;
— повышение уровня социального функционирования больного, формирование или восстановление позитивных семейных и средовых связей;
— достижение реального материального самообеспечения пациента на основе закрепления навыков системной занятости, образовательно-профессиональной подготовки.

Для более эффективного воздействия на больного, лечение и социальная реабилитация героиновых наркоманов должна проводится в учреждениях закрытого типа и в течение длительного периода времени (до двух лет). При этом они должны строиться на неукоснительном соблюдении следующих принципов:
— Максимальная индивидуализация реабилитационных технологий: первая ступень — определение индивидуальных условий прохождения курса лечения и реабилитации каждого наркомана (стационарные, полустационарные или амбулаторные программы), клинических особенностей заболевания, социальных осложнений, вызванных употреблением героина, определение особенностей структуры личности, микросоциального окружения зависимого. Вторая ступень — анализ собранной информации, составление индивидуального профиля каждого наркомана и включение его в подходящую по этим параметрам программу реабилитации.
— Комплексный подход к лечению и реабилитации. Наркологические заболевания у каждого конкретного зависимого состоят из одних и тех же составляющих (биологические и социально-психологические), но удельный вес этих составляющих различен. Одни больные — с биологической предрасположенностью к наркотической зависимости, а другие втягиваются в процесс злоупотребления под влиянием среды, то есть на первом месте у них стоят социально-психологические факторы. Но, тем не менее, независимо от преобладания тех или иных факторов, на всем протяжении реабилитационного воздействия оно должно быть комплексным, включая в себя медикаментозное, психотерапевтическое и социальное воздействие, причем продолжительность частей реабилитационного процесса у разных наркоманов разная.

О принципе добровольности следует сказать отдельно: по отношению к больным с героиновой зависимостью данный принцип может применяться условно, в зависимости от тяжести заболевания и социально-психологических особенностей индивида. В том случае, если пациент злостно уклоняется от самостоятельного обращения за медицинской помощью, ведёт асоциальный или антисоциальный образ жизни, грубо социально дезадаптирован, то о добровольности лечения и социальной реабилитации речи, на мой взгляд, идти не может. К сожалению, на сегодняшний день законодательная база, обеспечивающая принудительные меры медицинского характера, очень несовершенна.

Принцип добровольности должен безоговорочно соблюдаться в случае активного стремления пациента к сотрудничеству с медицинскими и социальными учреждениями. В большинстве стран мира, включая промышленно развитые страны западной демократии, традиционно осуществляется та или иная степень принуждения больного к обращению за помощью в соответствующие учреждения.

Проблему технологий реабилитационной работы с героиновыми наркоманами, можно рассматривать по следующей схеме:
1. Уровень воздействия
2. Основные мишени воздействия
3. Тип терапии
4. Основные методы и средства воздействия

На биологическом уровне воздействия основными мишенями воздействия являются:
— перестройка нейромедиаторных систем, участвующих в формировании потребности в психоактивном веществе;
— перестройка метаболических процессов, которые формируют влечение;
— генетическая предрасположенность.

Тип терапии на этом уровне — биологически ориентированное воздействие, основными методом и средством которого является медикаментозное лечение, то есть использование препаратов, регулирующих нейромедиацию: нейролептики, антидепрессанты, нейропетиды, антиконвульсанты, блокаторы рецепторных систем, транквилизаторы, а также немедикаментозные методы — рефлексотерапия, электростимуляция.

На психическом уровне воздействия основной мишенью является патологическое влечение к наркотическому веществу. Тип применяемой терапии — «психотерапевтически ориентированное воздействие». Основные методы и средства в целом можно подразделить на две главные группы, различающиеся по характеру психотерапевтического воздействия:
методы, использующие преимущественно манипулятивные стратегии;
методы, использующие развивающие личность стратегии.

1.Методы манипулятивного характера адресованы главным образом к патологическим процессам; больной рассматривается как объект воздействий; цель воздействия — изменение поведения; патерналистское отношение к клиенту со стороны терапевта. К наиболее популярным методам этой группы можно отнести:
— суггестивные методы (внушение), их цель воздействия — изменение поведения больного. Что касается современных методов суггестивной терапии, то все большей популярностью пользуется подход, основанный на особой методике введения в транс с помощью специальных приемов, обеспечивающих «присоединение» терапевта к больному и обратную связь.
— гипнотерапия, которая очень широко распространилась в нашей стране. Основные проблемы, которые решаются с помощью гипнотерапии — формирование установок, повышение самооценки и уверенности в собственных силах, разрушение нежелательных стереотипов поведения.
— поведенческие, такие как психодрама по Д. Морено. Будучи довольно трудоемкой техникой, она успешно применяется в лечении героиновых наркоманов в структуре комплексной психотерапевтической программы.
— игровые методы (ситуационно-психологический тренинг). Собирается группа, определяются темы, разыгрываются роли. Обычно воспроизводится ситуация, которая так или иначе связана с употреблением наркотиков. При этом происходит тренировка отдельных умений, как например умения отказаться от наркотика, при этом могут использоваться видеозаписи для тренинга социальных навыков.
— групповые дискуссионные методы — это психотерапевтическое воздействие в малых группах, функционирующих на основе клиентцентрированной терапии. Цель воздействия — выработка группового стиля мышления, улучшение коммуникаций, коррекция образа «Я» и повышение самооценки — все это реализуется за счет, безусловно, позитивного отношения к наркотически зависимому больному, искреннему его принятию и эмпатическому воздействию.

2. Методы развивающего личность характера адресованы главным образом к нормативно-компенсаторным процессам; больной рассматривается как субъект воздействия; цель воздействия — рост личности, взаимоотношения терапевта и клиента партнерские:
— гештальт-терапия (принцип «здесь и сейчас»). С помощью наркотиков больной стремится уйти от осознания самого себя и самовыражения, гештальт-терапия возвращает его к самому себе, преодолевая защиты, создающие препятствия для личностного развития и достижения зрелости. В результате у клиентов формируется более здоровое и приемлемое существование без наркотиков, то, как они более полно живут в настоящем.
— экзистенциальная терапия — апелляция к высшим ценностным регуляторам и их активизация в процессе обсуждения таких проблем, как смерть, свобода, изоляция.
— «терапия решения проблем» — методика, помогающая клиенту прояснить имеющиеся у него проблемы.
— методика системной интервенции — формирование установок на получение помощи и лечения, заключается в подготовке и осуществлении воздействия на больного, по определенному набору правил, силами наиболее значимых лиц из его окружения.

Психотерапевтическая работа с героиновыми наркоманами — работа трудоёмкая и серьёзная. Самое главное, непременное условие успеха — чем активнее роль самого больного в этом процессе, тем значительнее будет результат. Во многом успех лечения и социальной реабилитации будет зависеть от скоординированности усилий и врача-нарколога, и специалиста по социальной работе, и самого клиента, а также от правильности выбора технологий лечебно-реабилитационной работы в каждом конкретном случае, от умения эти технологии рационально сочетать.

На социальном уровне воздействия основной мишенью является созависимость (под созависимостью понимают деформацию взаимоотношений и индивидуального поведения, ролевые сдвиги и искажение психоэмоционального состояния у членов социального окружения больного наркоманией — супругов, детей, родителей и других), тип терапии — социально-ориентированное воздействие. Основной методы и средства терапии: группы само- и взаимопомощи, разработанная в их рамках программа «12 шагов». Ее плюсы: простые, но эффективные приемы поддержки; хорошо учитывает особенности психологического статуса больных с зависимостью; легко интегрируется с другими видами терапии; апеллирует к высшим духовным ценностям наркозависимых и активизирует их, они получают новые силы для борьбы со своим заболеванием.

Следует отметить, что, несмотря на «поголовное» лечение героиновых наркоманов вышеуказанными методами, их эффективность остаётся низкой, а интегрированность больных в эти программы минимальна. Из всего этого следует, что необходимо разрабатывать и внедрять новые инновационные программы социальной реабилитации или «реанимировать» программы, которые с успехом применялись в прошлом, но их использование, к сожалению, прекратилось во времена «расцвета демократии» в нашем государстве. Как пример можно привести развитую сеть лечебно-трудовых мастерских при лечебно-профилактических учреждениях. Трудовая терапия, как форма социальной реабилитации и реадаптации героиновых наркоманов, несомненно, эффективна, но она должна применяться по отношению к ним в зависимости от тяжести заболевания и социально-психологических особенностей больного.

Суммируя вышеизложенное, можно констатировать, что деятельность специалиста по социальной работе на медико-социальном этапе помощи героиновым наркоманам заключается в следующем:
— решение организационных и терапевтических проблем в тесном взаимодействии с медицинским персоналом;
— организация и участие в специальных психологических тренингах, способствующих ранней реадаптации и реабилитации пациентов;
— организация семейной психотерапии и участие в ней;
— организация и участие в различных программах реабилитации и реадаптации пациентов.

 

 

Психические заболевания, их виды и распространенность

Психические заболевания (душевные болезни, психозы) — это болезни головного мозга, характерные только для человека. Проявляются они разнообразными расстройствами психической деятельности, как продуктивными, то есть возникающими сверх обычной психической деятельности (например, бред, галлюцинации), так и негативными (выпадение или ослабление психической деятельности), а также общими изменениями личности.
Делятся на три большие группы: эндогенные, экзогенные и нарушения психического развития.
1) Экзогенные психические заболевания - психозы, которые возникли под влиянием внешних факторов, то есть факторов окружающей среды. могут возникнуть под влиянием инфекций, интоксикаций, различных заболеваний внутренних органов, эндокринных заболеваний. Особая группа психических заболеваний экзогенного происхождения — реактивные психозы, причиной которых являются острые психические травмы и длительное травмирующее психическое воздействие на человека. Некоторые формируются на фоне травмы, опухоли или какого-то перенесенного заболевания, вызвавшего невосстановимые изменения со стороны головного мозга с изменением его структуры.
2) Эндогенные психические заболевания - психозы, в развитии которых большое значение придается наследственным факторам, хотя их природа и пути передачи по наследству остаются не полностью изученными. К таким заболеваниям относят шизофрению (психоз, при котором нарушения психики сочетаются с сохранностью интеллекта и ясным сознанием), маниакально-депрессивный психоз (чередующиеся периоды радостного и подавленного настроения) и шизоаффективные психозы, которые являются как бы промежуточным состоянием между шизофренией и МДП.

Существуют и такие виды психозов, которые нельзя отнести ни к группе экзогенных, ни к группе эндогенных заболеваний. Так, в основе некоторых старческих психозов(например, болезни Альцгеймера) лежит тесное переплетение того и другого факторов. К особым видам психозов относят изменения психики при эпилепсии. Все эти заболевания отнесены в группу эндогенно-органических заболеваний — это название говорит о том, что кроме наследственной предрасположенности у таких больных существуют изменения в структуре головного мозга.
Другие психические и пограничные заболевания : К патологии психического развития относятся умственная отсталость, задержка психического развития и искажение психического развития (например, аутизм — больной «уходит в себя» и совершенно не контактирует с окружающим миром). К расстройствам личности относят психопатии — аномалии или уродства характера, которые проявляются с детства, отличаются постоянством и мешают человеку адаптироваться в обществе. Есть еще одна группа заболеваний, которые называются пограничными, то есть они не являются истинно психическим заболеваниям. К ним относят неврозы(хронические расстройства нервной системы, возникшие под воздействием стрессов) и акцентуации (то есть обострение или выпячивание определенных черт) характера.

Признаки, по которым можно предположить психическое заболевание: 1) Заметное изменение личности. 2)Неспособность справляться с проблемами и повседневной деятельностью. 3) Странные или грандиозные идеи. 4) Чрезмерная тревога. 5) Длительное снижение настроения или апатия. 6) Заметные изменения привычного режима еды и сна. 7) Мысли и разговоры о самоубийстве. 8) Чрезвычайные взлеты и падения настроения. 9) Злоупотребление алкоголем или наркотиками. 10) Чрезмерный гнев, враждебность или неправильное поведение.

Приведенные ниже признаки могут появляться при заболевании все без исключения, либо же по отдельности: 1) Проявления слуховых и зрительных галлюцинаций: 2) Разговоры с самим собой, напоминающие беседу или реплики в ответ на чьи-то вопросы (исключая замечания вслух типа "Куда я подевал очки?"). 3) Смех без видимой причины. 4) Внезапное замолкание, как будто человек к чему-то прислушивается. 5) Встревоженный, озабоченный вид; невозможность сосредоточиться на теме разговора или определенной задаче.6) Впечатление, что ваш родственник видит или слышит то, что вы воспринять не можете. 7) Появление бреда можно распознать по следующим признакам: 8) Изменившееся поведение по отношению к родственникам и друзьям, появление необоснованной враждебности или скрытности. 9) Прямые высказывания неправдоподобного или сомнительного содержания (например, о преследовании, о собственном величии, о своей неискупимой вине.) 10) Защитные действия в виде зашторивания окон, запирания дверей, явные проявления страха, тревоги, паники. 11) Высказывание без явных оснований опасений за свою жизнь и благополучие, за жизнь и здоровье близких. 12) Отдельные, непонятные окружающим многозначительные высказывания, придающие загадочность и особую значимость обыденным темам. 13) Отказ от еды или тщательная проверка содержания пищи. 14) Активная сутяжническая деятельность (например, письма в милицию, различные организации с жалобами на соседей, сослуживцев и т.д.).

Как реагировать на поведение человека, страдающего бредом:

Не задавайте вопросы, уточняющие детали бредовых утверждений и высказываний.

Не спорьте с больным, не пытайтесь доказать своему родственнику, что его убеждения неправильны. Это не только не действует, но и может усугубить имеющиеся расстройства.

Если больной относительно спокоен, настроен на общение и помощь, внимательно выслушайте его, успокойте и постарайтесь уговорить обратиться к врачу.

 

Предотвращение суицида

Практически при всех депрессивных состояниях могут возникать мысли о нежелании жить. Но особенно опасны депрессии, сопровождающиеся бредом (например, виновности, обнищания, неизлечимого соматического заболевания). У этих больных на высоте тяжести состояния практически всегда возникают мысли о самоубийстве и суицидальная готовность.

О возможности суицида предупреждают следующие признаки:

Высказывания больного о своей ненужности, греховности, вине.

Безнадежность и пессимизм в отношении будущего, нежелание строить какие-либо планы.

Наличие голосов, советующих или приказывающих покончить с собой.

Убежденность больного в наличии у него смертельного, неизлечимого заболевания.

Внезапное успокоение больного после длительного периода тоскливости и тревожности. У окружающих может возникнуть ложное впечатление, что состояние больного улучшилось. Он приводит свои дела в порядок, например, пишет завещание или встречается со старыми друзьями, с которыми давно не виделся.

Предупредительные меры:

К любому разговору на тему суицида относитесь серьезно, даже если вам кажется маловероятным, что больной может попытаться покончить с собой.

Если возникнет впечатление, что больной уже готовится к суициду, не раздумывая, немедленно обращайтесь за профессиональной помощью.

Спрячьте опасные предметы (бритвы, ножи, таблетки, веревки, оружие), тщательно закройте окна, балконные двери.

Если у Вас или кого-то из Ваших близких отмечается один или несколько таких предупредительных сигналов, нужно срочно обратиться к психиатру.
Психиатр - это врач, получивший высшее медицинское образование и прошедший курс специализации в области психиатрии, имеющий лицензию на свою деятельность и постоянно повышающий свой профессиональный уровень.

 

Главной целью недобровольной (принудительной) госпитализации является обеспечение безопасности как самого больного, находящегося в остром состоянии, так и окружающих его людей.

Чтобы склонить больного к добровольному лечению, можно посоветовать следующее:

Выберите подходящий момент для разговора с подопечным и постарайтесь честно выразить ему свою обеспокоенность.

Дайте ему понять, что прежде всего Вы беспокоитесь о нем и о его благополучии.

Посоветуйтесь, как Вам лучше поступать, с родственниками, лечащим врачом.





Читайте также:
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.048 с.