Сокращая в них количество слов и используя при этом различные союзы и союзные слова, вы получите конспект текста.




Практическое занятие № 3

Тема: СМыСЛОВОЙ АНАЛИЗ АБЗАЦА И ФРАГМЕНТА ТЕКСТА.

КОМПОЗИЦИЯ НАУЧНОГО ТЕКСТА.

 

Задание 1.

Прочитайте абзац. Выделите в нем главную и дополнительную информацию.

Наука есть достояние общее, а потому справедливость требует не тому отдать наибольшую научную славу, кто первый выдвинул известную истину, а тому, кто умел убедить в ней других, показал ее достоверность и сделал ее применимою в науке. Научные открытия редко делаются сразу, обыкновенно первые провозвестники не успевают убедить в истине найденного, время вызывает действительного творца, обладающего всеми средствами для проведения истины во всеобщее сознание; однако не должно забывать, что он может являться только благодаря труду многих и накопившейся сумме данных.

Д.И. Менделеев

Задание 2.

Прочитайте текст.

Подумайте, на какие смысловые части (абзацы) их можно разделить.

Выделите (подчеркните) информативные центры в абзацах. Найдите предложения, которые выполняют функцию доказательства и иллюстраций (примеров).

 

Меридиан – это полдень?

 

Линия сечения поверхности земного шара плоскостью, проходящей через оба полюса, называется меридианом. Существует и понятие небесного меридиана – большого круга небесной сферы, проходящего через зенит и полюсы мира. Где бы вы не находились, вы всегда стоите на такой линии или под ней. Около полудня (показания часов могут не совпадать на несколько минут с показаниями Солнца) Солнце пересекает меридиан, на котором вы находитесь, и для вас наступает полдень, то есть точка середины светового дня. Между восходом и заходом Солнце. Латинское слово «медиус» означает середину, а «диес» - день, поэтому полдень по-латыни – «медидиес», что с веками превратилось в меридиан. Если вы хотите указать положение конкретной точки на поверхности Земли, зная ее широту, то должны отсчитать число градусов от меридиана вашей точки до меридиана, который примети за нулевой. Поначалу каждое государство за точку отсчета выбирала собственную столицу или другое место своей поверхности. Например, в России в XVIII в. долготу принято было отсчитывать от Пулковского меридиана, проходившего через центр средней башни Пулковской обсерватории вблизи Санкт-Петербурга. Такое положение вещей создавало определенные трудности. Особенно неудобным это было для моряков. К середине XIX века неоспоримой владычицей морей стала Великобритания. У нее был самый большой военный и торговый флот. Поэтому на вашингтонской конференции по установлению нулевого меридиана, которая проходила в 1884 г., было единогласно принято предложение Великобритании принять за нулевой меридиан тот, который проходит через обсерваторию, расположенную в Гринвиче, пригороде Лондона. С той поры нулевой меридиан и называется Гринвичским. С обсерваторией Гринвича связано и гринвичское среднее время. Смена дат на земном шаре происходит, когда в Гринвиче полдень. Гринвичское среднее время принято во всем мире с 1912 г.

 

3) Поставьте и запишите вопросы к информативным центрам абзацев. Вы не забыли, что вопросы обычно задаются к реме предложения?

 

 

Задание 3.

Прочитайте текст.

1) Составьте к нему план. Используя составленный план, напишите конспект

Конспект текста вы можете получить, последовательно выполняя следующие рекомендации:

Определите информативные центры абзацев.

Сокращая в них количество слов и используя при этом различные союзы и союзные слова, вы получите конспект текста.

 

Кузница бога огня.

 

С давних времен внимание римлян привлекала гора Этна на острове Сицилия, потому что она не была похожа на другие горы. Внутри нее слышались грозные раскаты грома, из жерла курился дым, иногда вместе с клубами огненного дыма и искр вылетали раскаленные камни. Все это можно было объяснить только тем. Что внутри горы имеется гигантский горн. Не у одного римского поэта встречается упоминание при описании этой «кузни» Вулкана, который у древних римлян был богом огня и кузнечного искусства.

Сначала вулканом называли только гору Этна, но позже всякую огнедышащую гору, которая вела себя подобно ей, стали тоже называть вулканом.

Отверстие, через которое извергается содержимое вулкана, называется кратером. Слово это происходит от греческого «кратер». Что значит «большая чаша». Так назывались чаши для смешивания вина с водой. Если вулкан находится в спокойном состоянии, то в этом сходстве легко убедиться. Круглые горы на луне тоже называются кратерами, но это не очень удачное название: термин «кратер» подразумевает наличие вулканической деятельности, в то время как большинство лунных кратеров образовались от ударов метеоритов.

В Италии, недалеко от Неаполя, есть еще один знаменитый вулкан – Везувий, а неаполитанцы подарили миру хорошо известный всем термин, имеющий отношение к вулканам. Итальянское слово «лаваре» означает мыть, поэтому потоки воды, несущиеся в дождь по улицам и смывающие все на своем пути, итальянцы называют лавой. Лавой стали называть и потоки раскаленной массы, которая во время извержений стекала по склонам Везувия. В 79 году до н.э. потоки изверженных лавы и пепла погребли находившийся вблизи Везувия города Помпею и Геркуланум.

 

NB! КОНСПЕКТ ПО СВОЕМУ ОБЪЕМУ НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ 1/3 ИСХОДНОГО ТЕКСТА.

Задание 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: