Повышение управления лесопромышленным производством на принципах логистики
Петросян В.В, Борозна А.А.
Введение.
Среди богатств, которыми обладает Россия, лес – самый значимый природный ресурс, который способен к самовозобновлению и обеспечению процветания страны и благосостояния населения.
Лесопромышленный комплекс России – важный сектор экономики, объединяющий несколько видов промышленностей, в том числе лесную, целлюлозно-бумажную и деревообрабатывающую. Деятельность лесопромышленного комплекса базируется на крупнейшей в мире лесосырьевой базе. Более 20% мировых запасов лесных ресурсов приходится на долю России, леса занимают более 800 млн. га. Ежегодный прирост древесины составляет примерно 900 млн. м3 .
Несмотря на то, что экономический потенциал лесного сектора в России оценивается в 100 млрд. долларов США, в настоящее время используется не более чем на 7-10%. Причины сложившейся ситуации:
1) низкий уровень дохода с 1 га эксплуатируемых лесов (в странах Европы этот показатель в 10-15 раз выше);
2) низкая интенсивность использования лесных ресурсов.
Лесопромышленный комплекс Северо-Западного региона обладает огромным сырьевым потенциалом, значительной концентрацией трудовых ресурсов, удобным географическим положением и производственными мощностями. Экономические условия, сложившиеся на данный момент, определяют глубокую переработку древесного сырья наиболее рентабельной в лесной отрасли. Поэтому предприятия региона выпускают более 60% общероссийского производства лесобумажной продукции. [3]
Но существует ряд факторов, которые ограничивают развитие лесозаготовок в лесоперерабатывающей промышленности, а именно:
1) уровень централизованных капиталовложений претерпевает резкий упадок;
2) разобщенность лесохозяйственных, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий, как экономическая, так и технологическая;
3) основные производственные фонды сильно изношены;
4) недостаточный учет специфических особенностей предприятия;
5) лесные отношения не отрегулированы;
6) нет четкой и долговременной национальной лесной политики.
Предпочтение для освоения отдается тем районам, где наиболее развита транспортная инфраструктура, где сосредоточена большая часть лесоперерабатывающих предприятий и потребителей лесопродукции. Также в эту категорию включены приграничные районы, в связи с тем, что они ориентированы на экспорт лесной продукции.
Для того чтобы организовать и управлять лесными грузопотоками следует применить комплексный логистический подход при анализе рынка потребителей, рынка лесного фонда и транспортной инфраструктуры. Следует создать системное описание транспортно-технологического процесса региона, а также разработать алгоритмы его оптимального планирования, принимая во внимание особенности функционирования транспортной сети и формирования лесных грузопотоков. [2]
Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.
Для практической реализации решений необходимы не только знания, полученные наукой, но и конкретные действия в области управления материальными потоками. Поэтому логистику можно рассматривать как хозяйственную деятельность, реализованную в сферах производства и обращения. Взаимосвязь и взаимозависимость лесопромышленного производства с ведением лесного хозяйства является отличительной особенностью лесопромышленной логистики.[1]
Логистическая система лесопромышленного предприятия включает в себя три взаимосвязанные логистические подсистемы:
- лесосечно-транспортное производство;
- внутрипроизводственный процесс по первичной переработке древесины с учетом минимизации всех затрат при максимально возможном использовании древесной массы;
- подсистема сбыта готовой продукции.
| |||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|


| |||||||
![]() | |||||||
![]() ![]() ![]() | |||||||
![]() | |||||||
| |||||||
![]() |
Рис. 1. Оперативно-функциональная схема логистико-информационной системы управления лесопромышленным предприятием.
Заключение.
Для того чтобы лесопромышленное предприятие занимало устойчивую позицию в условиях столь жесткой конкуренции, необходима четко отлаженная логистическая система управления движения материаллопотоков от места произрастания древесины до потребителя лесопродукции. На всех этапах движения должно быть реализовано своевременное финансирование и информационное обеспечение.
Создание лесопромышленной логистики как научно-практического хозяйствования заключается в эффективном управлении материальными, информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения лесопродукции.
Целью работы является решение научной проблемы планирования транспортных грузопотоков от лесозаготовительных к деревоперерабатывающим предприятиям в условиях различных видов перевозимой продукции и типов транспортных средств, наличия перегрузочных пунктов и учетом сезонности грузоперевозок, целью которых является получение максимального экономического эффекта.