Влияние света, воды, температуры на живые организмы.




Учитель: Сегодня мы свами познакомимся подробнее с абиотическими факторами среды.

Проблемный вопрос: Какой абиотический фактор является главным и почему?

– Чтобы ответить на этот вопрос нужно выяснить значение света, воды, температуры на организм.

Давайте послушаем сообщения о значении некоторых абиотических факторов в жизни организмов.

Сообщения учащихся о значении абиотических факторов (готовят заранее).

Сообщение 1:

Необходимым условием существования всех живых организмов на Земле является вода. Её недостаток приводит к приостановке жизненных процессов и даже гибели организмов. Вода необходима для таких жизненно необходимых процессов, как фотосинтез, пищеварение, размножение. Она помогает удалению из организма ненужных и вредных веществ, образующихся в результате обмена, способствует перемещению кислорода, углекислого газа и питательных веществ по организму. Вода придаёт клеткам объём и упругость.

Сообщение 2:

Важным фактором для живых организмов является температура. Тепло необходимо для роста и жизнедеятельности всех организмов, для прорастания семян и созревания плодов. С наступлением тепла природа пробуждается от зимней спячки, начинается весеннее сокодвижение, набухают почки, распускаются листья, зацветают растения, многие животные приступают к размножению.

Сообщение 3:

Не менее важным фактором для большинства растений и животных является свет. Свет – это источник энергии на Земле. Зелёные растения только на свету образуют органические вещества, которые в конечном итоге используют все остальные организмы. Именно от света зависит суточная и сезонная периодичность в поведении растений и животных: линька, перелёты птиц, миграции рыб, листопад и др. Со светом связан и такой сложный процесс, как зрение.

Сообщение 4:

В жизни растений значимую роль играет ветер. Он усиливает испарение, способствует перекрёстному опылению, расселению растений.

Учитель: А, сейчас, давайте совершим небольшое путешествие по страницам учебника.

Вопрос № 1

С какими абиотическими факторами связано питание растений (см. рис. с. 59 учебника)?

(Свет, вода, углекислый газ, минеральные соли.)

Вопрос № 2

Какой фактор играет важнейшую роль в жизни водных организмов? (см. рис с. 70 учебника) (Вода.)

Вопрос № 3

Какой фактор повлиял на изменение окраски растений, изображённых на с. 82 учебника?

(Свет.)

Вопрос № 4

Какой фактор поможет козлобороднику освоить новые территории (см рис. с. 140 учебника)? (Ветер.)

Вопрос № 5

Назовите фактор, который может оказать влияние на скорость развития головастика (см. рис. с. 147)? (Тепло.)

Педагог: На столе 2 комнатных растений: пеларгония (герань) и фикус. Определите какое из растений светолюбивое, а какое теневыносливое? (Пеларгония – светолюбивое, а фикус – теневыносливое)
– По каким признакам определили? (По окраске и размерам листовой пластинки: у светолюбивых растений листья мелкие, светлой окраски, а у теневыносливых листья крупные, широкие, темной окраски).

Педагог:

Зимой и летом - круглый год

У каждого полно забот,

Ошибок не простит среда,

Знай, где спасенье, где беда.

Но каждой божьей твари дан

Природой уникальный дар,

Чтоб в той борьбе у них у всех

Имелись шансы на успех.

- Организмам приходится переносить и сильную жару, и сильные морозы, и летние засухи, и пересыхание водоёмов, и нехватку пищи. Чтобы успешно жить, развиваться и размножаться в своей среде обитания, каждый организм должен хорошо приспособиться к действию экологических факторов. Такое умение называется адаптацией. (Учащиеся записывают определение в тетради.)

Педагог: У растения, о котором пойдёт речь в этой загадке тоже имеются адаптации.

На нашем окошке

Поселился ёжик –

Всё глядит в окошко,

А ходить не может.

Где же его лапки?

Где у него рожица?

Может он без шапки

От холода ёжится?

- Ребята, найдите ответ на загадку в кабинете биологии. (Кактус)

Педагог: Перед вами растение пустынь – кактус (демонстрирует). Мы его поливаем крайне редко, потому что кактус адаптировался к недостатку влаги в условиях пустыни и может обходиться без воды длительное время. Каким же образом ему это удаётся? Как вы считаете? (Листья кактусов превращены в колючки, чтобы уменьшить потери воды при испарении, стебель очень толстый, сочный – запас воды.)

Педагог: Послушайте следующую загадку.

Вырос кустик пышный,

На окне не лишний;

Говорят все о нём,

Что приносит счастье в дом. (Толстянка)

Педагог: Ещё одно хорошо знакомое вам растение (демонстрирует) – толстянка или

«деревце счастья». Это растение также может длительное время обходиться без полива. Как приспособилась толстянка к дефициту воды? (У толстянки сочные листья, покрытые восковым налётом, уменьшающим испарение.)

Педагог: А теперь попытайтесь сами объяснить следующие факты в соответствии с адаптацией к факторам среды.

· Для многих растений характерна листовая мозаика. (Приспособление для лучшего улавливания света.)

· У верблюжьей колючки, произрастающей в пустыне очень длинные корни. (Приспособление к недостатку влаги.)

· У молодой берёзы листьяклейкие. (Смолистые вещества защищают листья от заморозков.)

· Во время сильных морозов птицы сидят нахохлившись, распустив крылья. (Защита от переохлаждения. Воздух между перьями задерживает отдачу тепла в окружающую среду.)

· Осенью многие лиственные деревья сбрасывают листву. (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями.)

· Зимующие тетерева и рябчики зарываются в снег. (Переживание птицами сильных морозов.)

· У животных, обитающих в холодном климате, выступающие части тела(уши, лапы, хвост) обычно бывают короче. (Уменьшение потери тепла.)

· Лягушки, обитающие в австралийских пустынях, накапливают запасы воды в мочевом пузыре. (Приспособление к недостатку влаги.)

· У верблюдов очень густая шерсть, в горбах накапливается большое количество жира. (Особенности строения, позволяющие верблюду жить в жаркой пустыне и переносить дефицит воды: густая шерсть, а точнее воздух под шерстью изолирует тело от горячей атмосферы; при расщеплении жира, накапливаемого в горбах, верблюды получают некоторое количество воды.)

Педагог: Какой абиотический фактор является главным?

Вывод: Все факторы имеют равноценное влияние. Живые организмы приспособлены к влиянию всех факторов.

Педагог: C учетом всего сказанного на уроке, какую новую формулировку мы можем дать понятию среда обитания?

Ответ учащихся: Среда обитания это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них определенное воздействие. (Делают записи в рабочих тетрадях.)

Среда Фактор

Разнообразная, необычная Биотический, абиотический

Радует, удивляет, огорчает Действует, влияет, усиливает

Надо беречь Необходим всему живому

Жизнь Адаптация

Экология

Промышленная, сельскохозяйственная

Изучает, исследует, рассматривает

Взаимосвязь в природе

Наука

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: