Учитель: Сегодня мы свами познакомимся подробнее с абиотическими факторами среды.
Проблемный вопрос: Какой абиотический фактор является главным и почему?
– Чтобы ответить на этот вопрос нужно выяснить значение света, воды, температуры на организм.
Давайте послушаем сообщения о значении некоторых абиотических факторов в жизни организмов.
Сообщения учащихся о значении абиотических факторов (готовят заранее).
Сообщение 1:
Необходимым условием существования всех живых организмов на Земле является вода. Её недостаток приводит к приостановке жизненных процессов и даже гибели организмов. Вода необходима для таких жизненно необходимых процессов, как фотосинтез, пищеварение, размножение. Она помогает удалению из организма ненужных и вредных веществ, образующихся в результате обмена, способствует перемещению кислорода, углекислого газа и питательных веществ по организму. Вода придаёт клеткам объём и упругость.
Сообщение 2:
Важным фактором для живых организмов является температура. Тепло необходимо для роста и жизнедеятельности всех организмов, для прорастания семян и созревания плодов. С наступлением тепла природа пробуждается от зимней спячки, начинается весеннее сокодвижение, набухают почки, распускаются листья, зацветают растения, многие животные приступают к размножению.
Сообщение 3:
Не менее важным фактором для большинства растений и животных является свет. Свет – это источник энергии на Земле. Зелёные растения только на свету образуют органические вещества, которые в конечном итоге используют все остальные организмы. Именно от света зависит суточная и сезонная периодичность в поведении растений и животных: линька, перелёты птиц, миграции рыб, листопад и др. Со светом связан и такой сложный процесс, как зрение.
|
Сообщение 4:
В жизни растений значимую роль играет ветер. Он усиливает испарение, способствует перекрёстному опылению, расселению растений.
Учитель: А, сейчас, давайте совершим небольшое путешествие по страницам учебника.
Вопрос № 1
С какими абиотическими факторами связано питание растений (см. рис. с. 59 учебника)?
(Свет, вода, углекислый газ, минеральные соли.)
Вопрос № 2
Какой фактор играет важнейшую роль в жизни водных организмов? (см. рис с. 70 учебника) (Вода.)
Вопрос № 3
Какой фактор повлиял на изменение окраски растений, изображённых на с. 82 учебника?
(Свет.)
Вопрос № 4
Какой фактор поможет козлобороднику освоить новые территории (см рис. с. 140 учебника)? (Ветер.)
Вопрос № 5
Назовите фактор, который может оказать влияние на скорость развития головастика (см. рис. с. 147)? (Тепло.)
Педагог: На столе 2 комнатных растений: пеларгония (герань) и фикус. Определите какое из растений светолюбивое, а какое теневыносливое? (Пеларгония – светолюбивое, а фикус – теневыносливое)
– По каким признакам определили? (По окраске и размерам листовой пластинки: у светолюбивых растений листья мелкие, светлой окраски, а у теневыносливых листья крупные, широкие, темной окраски).
Педагог:
Зимой и летом - круглый год
У каждого полно забот,
Ошибок не простит среда,
Знай, где спасенье, где беда.
Но каждой божьей твари дан
Природой уникальный дар,
Чтоб в той борьбе у них у всех
Имелись шансы на успех.
- Организмам приходится переносить и сильную жару, и сильные морозы, и летние засухи, и пересыхание водоёмов, и нехватку пищи. Чтобы успешно жить, развиваться и размножаться в своей среде обитания, каждый организм должен хорошо приспособиться к действию экологических факторов. Такое умение называется адаптацией. (Учащиеся записывают определение в тетради.)
|
Педагог: У растения, о котором пойдёт речь в этой загадке тоже имеются адаптации.
На нашем окошке
Поселился ёжик –
Всё глядит в окошко,
А ходить не может.
Где же его лапки?
Где у него рожица?
Может он без шапки
От холода ёжится?
- Ребята, найдите ответ на загадку в кабинете биологии. (Кактус)
Педагог: Перед вами растение пустынь – кактус (демонстрирует). Мы его поливаем крайне редко, потому что кактус адаптировался к недостатку влаги в условиях пустыни и может обходиться без воды длительное время. Каким же образом ему это удаётся? Как вы считаете? (Листья кактусов превращены в колючки, чтобы уменьшить потери воды при испарении, стебель очень толстый, сочный – запас воды.)
Педагог: Послушайте следующую загадку.
Вырос кустик пышный,
На окне не лишний;
Говорят все о нём,
Что приносит счастье в дом. (Толстянка)
Педагог: Ещё одно хорошо знакомое вам растение (демонстрирует) – толстянка или
«деревце счастья». Это растение также может длительное время обходиться без полива. Как приспособилась толстянка к дефициту воды? (У толстянки сочные листья, покрытые восковым налётом, уменьшающим испарение.)
Педагог: А теперь попытайтесь сами объяснить следующие факты в соответствии с адаптацией к факторам среды.
|
· Для многих растений характерна листовая мозаика. (Приспособление для лучшего улавливания света.)
· У верблюжьей колючки, произрастающей в пустыне очень длинные корни. (Приспособление к недостатку влаги.)
· У молодой берёзы листьяклейкие. (Смолистые вещества защищают листья от заморозков.)
· Во время сильных морозов птицы сидят нахохлившись, распустив крылья. (Защита от переохлаждения. Воздух между перьями задерживает отдачу тепла в окружающую среду.)
· Осенью многие лиственные деревья сбрасывают листву. (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями.)
· Зимующие тетерева и рябчики зарываются в снег. (Переживание птицами сильных морозов.)
· У животных, обитающих в холодном климате, выступающие части тела(уши, лапы, хвост) обычно бывают короче. (Уменьшение потери тепла.)
· Лягушки, обитающие в австралийских пустынях, накапливают запасы воды в мочевом пузыре. (Приспособление к недостатку влаги.)
· У верблюдов очень густая шерсть, в горбах накапливается большое количество жира. (Особенности строения, позволяющие верблюду жить в жаркой пустыне и переносить дефицит воды: густая шерсть, а точнее воздух под шерстью изолирует тело от горячей атмосферы; при расщеплении жира, накапливаемого в горбах, верблюды получают некоторое количество воды.)
Педагог: Какой абиотический фактор является главным?
Вывод: Все факторы имеют равноценное влияние. Живые организмы приспособлены к влиянию всех факторов.
Педагог: C учетом всего сказанного на уроке, какую новую формулировку мы можем дать понятию среда обитания?
Ответ учащихся: Среда обитания – это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них определенное воздействие. (Делают записи в рабочих тетрадях.)
Среда Фактор
Разнообразная, необычная Биотический, абиотический
Радует, удивляет, огорчает Действует, влияет, усиливает
Надо беречь Необходим всему живому
Жизнь Адаптация
Экология
Промышленная, сельскохозяйственная
Изучает, исследует, рассматривает
Взаимосвязь в природе
Наука