Краткая информация
Количество часов, отведенное на изучение данной темы: 4 ч.
Место проведения занятия(ий):
- количество часов, отведенное на изучение данной темы - 4;
- место проведения занятия – кафедра нормальной физиологии;
- материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Помещения:
Учебные комнаты – 4 шт., компьютерный класс – 1шт., лаборатории - 2 шт.
Оборудование:
Лабораторное и инструментальное оборудования, доски, столы и др. необходимое оборудование имеется в достаточном количестве.
Средства обучения:
Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), ЖК-телевизоры - 5 шт, слайдоскоп (диапроектор), ПК, система видеовещания учебных фильмов в цифровом формате, мониторы, принтеры, сканер и др.
Демонстрационные материалы: наборы слайдов, таблиц, мультимедийных презентаций, видеофильмов, информационные стенды, музей кафедры с раритетными литературными источниками и оборудованием для проведения физиологических экспериментов и др.
Оценочные средства на печатной и электронной основах: вопросы к практическим занятиям, экзаменационные вопросы по изучаемым темам, экзаменационные вопросы, входные и рубежные компьютерные тестовые задания и др.
Учебные материалы (учебники, учебные пособия, методические рекомендации, раздаточные дидактические материалы и др.)
Актуальность (мотивационная характеристика темы)
Центральная нервная система (ЦНС) осуществляет многообразные связи организма с внешней средой. Приспосабливая организм к условиям существования, центральная нервная система обеспечивает интеграцию, координацию, взаимосвязь органов и физиологических систем организма. Владение знаниями о принципах организации деятельности центральной нервной системы необходимо для понимания механизмов рефлекторной регуляции функций органов и систем. Центральная нервная система – это комплекс различных образований спинного и головного мозга, которые обеспечивают восприятие, переработку, хранение и воспроизведение информации, а также формирование адекватной реакции организма на воздействия внешней и внутренней среды. В спинном мозге сосредоточены проводящие пути с периферии в центральные отделы и из центра на периферию; в продолговатом мозге и варолиевом мосте располагаются многие жизненно важные центры
|
В результате изучения данной темы, обучающиеся должны обладать следующими компетенциями: ОК – 8; ОПК – 9; ПК – 15; ПК – 21.
Все эти знания позволят формировать прочный фундамент компетентности выпускника по специальности: «Педиатрия».
Учебные и воспитательные цели и задачи
Цель занятия:
1. Изучить роль коры в регуляции соматических и вегетативных функций организма.
2. Рассмотреть особенности строения и функции вегетативной нервной системы.
3. Изучить влияние симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов вегетативной нервной системы на иннервируемые органы.
4. Информировать о влиянии алкоголя и наркотических веществ на функцию центральной нервной системы.
5. Научить применять теоретические знания в практических умениях и навыках.
6. Развивать творческое мышление у студентов при выполнении самостоятельных работ по разделу: «Физиология центральной нервной системы».
|
Конкретные задачи:
Студент должен знать:
1. Углубить и закрепить теоретические знания по теме: «Локализация функций в коре. Рефлекторная регуляция вегетативных функций».
2. Овладеть приемами решения ситуационных задач и заданий для обсуждения.
Студент должен уметь:
- конкретизировать полученные физиологические данные о локализации функций в коре, рефлекторной регуляции вегетативных функций применительно к лицам разного возраста;
- решать ситуационные задачи по теме: «Локализация функций в коре. Рефлекторная регуляция вегетативных функций»;
- систематизировать знания по разделу: «Физиология ЦНС» при выполнении компьютерного тестового контроля знаний. (Приложение).
Студент должен уметь применять полученные знания с целью сохранения здоровья во всех возрастных периодах, полученные теоретические знания и практические навыки при обучении на последующих теоретических и клинических кафедрах на старших курсах вуза, а также в будущей практической деятельности для понимания этиопатогенеза, диагностики и профилактики заболеваний систем организма.
Задания для самоподготовки:
Подготовиться к занятию, используя основную, дополнительную литературу, лекции, словарь терминов, ситуационные задачи (приложение). Ознакомиться с вопросами тестового контроля знаний по разделу: «Физиология ЦНС».
Вопросы для подготовки:
1. Роль коры в регуляции функций организма. Нейронные сети коры. Локализация функций в коре.
2. Функциональная асимметрия, доминантность полушарий. Пластичность коры.
3. Электроэнцефалография, её значение для экспериментальных и клинических исследований.
|
4. Особенности строения и функции вегетативной нервной системы. Симпатический, парасимпатический, метасимпатический отделы.
5. Передача возбуждения в вегетативных синапсах. Свойства хеморецепторов постсинаптической мембраны.
6. Влияние симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов на иннервируемые органы.
7. Вегетативные рефлексы. Их значение в организации поведения.
8. Высшие центры вегетативной регуляции.
Самостоятельная работа студентов:
1. а) влияние раздражения вестибулярного аппарата на вегетативные функции;
б) влияние мышечной работы на состояние сердечно-сосудистой системы;
в) итоговый тестовый контроль по разделу: «Физиология ЦНС».
2. Демонстрация видеофильмов: «Вегетативная нервная система».