Лабораторная работа №1. Определение количества крови по методу Сали.
Цель работы: Ознакомиться и овладеть методикой определения количества гемоглобина по методу Сали.
Для работы необходимо: гемометр Сали, 0,1 н раствор соляной кислоты, дистиллированная вода, скарификатор, капилляр Панченкова, вата, спирт.
Объект исследования: кровь человека.
Рекомендации по оформлению работы: Полученное в г/% количество гемоглобина умножить на 10 и записать результаты в г/л.
Контрольные вопросы к работе:
1. Какие функции выполняет гемоглобин?
2. Физиологические и патологические соединения гемоглобина?
3. Сколько в норме содержится гемоглобина в 1 л крови?
4. Как определяют количество гемоглобина с помощью гемометра Сали?
Лабораторная работа №2. Определение количества эритроцитов и лейкоцитов безмеланжевым способом.
Цель работы. Ознакомиться и овладеть методикой определения количества эритроцитов и лейкоцитов безмеланжевым способом.
Для работы необходимо: микроскоп, камера Горяева с покровными стеклами, скарификатор, пробирки, капилляр Панченкова, 1% раствор уксусной кислоты с метиленовой синькой, 1% раствор натрия хлорида, стеклянные палочки, вата, спирт.
Объект исследования: кровь человека.
Рекомендации по оформлении работы: Подсчитанные в камере Горяева количество эритроцитов и лейкоцитов подставить в соответствующие формулы и рассчитать количество эритроцитов и лейкоцитов в 1 мм3 крови, затем найти их количество в 1 л.
Контрольные вопросы к работе:
1. Объясните ход работы с камерой Горяева и формулы для расчета числа форменных элементов крови.
2. Какой раствор применяют для разведения крови при подсчете эритроцитов? С какой целью и во сколько раз разводят кровь?
3. Какой раствор применяют для разведения крови при подсчете лейкоцитов? С какой целью и во сколько раз разводят кровь?
4. Сколько в норме содержится эритроцитов и лейкоцитов в 1 мм3 и в 1 л крови?
5. Какими терминами называют увеличение или понижение количества форменных элементов крови.
Лабораторная работа №3. Расчет цветного показателя крови.
Цель работы: ознакомиться и овладеть методикой расчета цветного показателя крови.
Для работы необходимо: количество эритроцитов и гемоглобина.
Объект исследования: человек.
Рекомендации к оформлению работы: Полученные в предыдущих работах количество эритроцитов и гемоглобина подставить в соответствующую формулу и рассчитать цветной показатель.
Контрольные вопросы к работе:
1. Что показывает цветной показатель?
2. Каково значение цветного показателя в норме?
3. Какими терминами называется нормальный, повышенный и пониженный уровни цветного показателя?
Лабораторная работа №4. Определение осмотической резистентности эритроцитов.
Цель работы: ознакомиться с методикой определения осмотической резистентности эритроцитов.
Для работы необходимо: скарификатор, капилляр Панченкова, пробирки, штатив для пробирок, 1% раствор натрия хлорида, дистиллированная вода, вата, спирт.
Объект исследования: кровь человека.
Рекомендации к оформлению работы: результат записать в виде таблицы.
Таблица 1.
№ пробирки | ||||||||||
Концентрация раствора NaCl в % | 0,6 | 0,55 | 0,5 | 0,45 | 0,4 | 0,35 | 0,3 | 0,25 | 0,2 | 0,15 |
Результат |
При этом знаком «-» отметить концентрации растворов, где не произошел гемолиз, знаком «+» - где начался гемолиз, знаком «++» - где произошел полный гемолиз эритроцитов.
Контрольные вопросы к работе:
1. Что такое гемолиз?
2. Виды гемолиза?
3. Что такое осмотическая резистентность эритроцитов?
4. Скольким равняется нормальное значение минимальной и максимальной резистентности эритроцитов.
IV. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Алипов Н.Н., Ахтямова Д.А., Афанасьев В.Г. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. М.: Академия-Центр, Издательство "Академия/Academia", 2010г.
2. Будылина С.М., Смирнова В.М. Руководство к практическим занятиям по нормальной. М.: Академия, 2005 г.
3. Покровский В.М, Коротько Г.Ф., Агаджанян Н.А. Физиология человека. Учебник для вузов. М.: Медицина, 2000 г.
4. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека: учебник для вузов. М.: Медицина, 2003 г.
5. Рафф. Г. Секреты физиологии. М. – СПб.: БИНОМ – Невский диалект, 2001 г..
6. Смирнов В.М. Нормальная физиология. Учебник для вузов. М.Медицина, 2002 г.
7. Ткаченко Б.И. Нормальная физиология. Учебник для вузов. М.: Медицина, 2001г.
8. Чеснокова, С.А. Атлас по нормальной физиологии. М: Медицинское информационное агентство, 2007 г.