Министерство образования и науки Российской Федерации
![]() | РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологических наук |
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий кафедрой_________ Медведев И.Н. Протокол №____от «__________» 20____г. |
НИКИШИНА НИНА АЛЕКСЕЕВНА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АНАТОМИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
Направление подготовки (специальность)
Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки
«психология и социальная педагогика»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Курск 2011
Введение
Целями освоения дисциплины «Анатомия и возрастная физиология» являются:
формирование у студентов представления о человеческом организме, его системах и органах, раскрыть законы функционирования ВНД, как основу психологических явлений у человека, сформировать представления о биологических закономерностях, присущим всем живым существам.
Дисциплина «Анатомия и возрастная физиология» относится ко второму блоку Б 2 дисциплин учебного плана и является дисциплиной по выбору. Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин «Нейрофизиология», «Физиология ВНД и сенсорных систем», «Валеология», «Психология здоровья», «Основы учебной деятельности» в цикле Математический и естественнонаучный цикл ООП.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Общекультурные:
ОК-9 Способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
|
Общепрофессиональные:
ПК-1 Способен учитывать общие закономерности и индивидуальные особенности психофизического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях
ПК-2 Способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требований гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины «Анатомия и возрастная физиология» обучающиеся должны:
- знать:
· содержание базовых понятий анатомии, физиологии и гигиены; связь анатомии и физиологии с другими дисциплинами;
· вопросы общей и частной анатомии и физиологии, физиологии высшей нервной деятельности человека;
· закономерности роста и развития детского организма; возрастные особенности строения и работы физиологических систем организма; специфические особенности высшей нервной деятельности детей и подростков; индивидуально-типологические особенности ребенка.
· физиологические механизмы психических процессов и состояний;
- уметь:
· самостоятельно работать с учебной, научной, научно-методической и справочной литературой; использовать результаты работы в практической деятельности;
· формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов; использовать знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса;
|
· формировать мотивацию здорового образа жизни у детей и подростков, воспитывать в них культуру сохранения и преумножения здоровья;
· организовать игровую и учебную деятельность детей и подростков в соответствии с возрастными нормами развития;
· формировать коммуникативное поведение детей и подростков, организовать их совместную деятельность и межличностное взаимодействие;
· эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников;
- владеть:
· методами изучения функционального состояния организма, оценки индивидуальных анатомо-физиологических, психофизиологических, индивидуально-типологических особенностей человека;
· методиками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка, его готовности к школе.
Общая трудоемкость освоения учебной дисциплины составляет 108 часов.
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего 108 часов
Аудиторные занятия 40 часов, в том числе интерактивных занятий 10 часов
Самостоятельная работа 68 часов
Учебный план
Организационные формы обучения и виды учебной работы | Всего часов | Распределение часов по семестрам 1 |
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа | ||
Итоговый контроль (зачет, экзамен)* | экзамен | |
Общая трудоёмкость дисциплины |
4. Тематический план
№ п./п. | Разделы и темы дисциплины | Всего часов в трудоёмкости | Аудиторные занятия (час.) | Сам работа | ||
В том числе | ||||||
Всего | Лек. | Пр. | ||||
Введение в курс анатомии и физиологии человека | ||||||
Закономерности индивидуального роста и развития детского организма | ||||||
Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма | ||||||
Организм человека, его основные физиологические функции | ||||||
Опорно-двигательный аппарат | ||||||
Структурная организация мышц, их классификация. | ||||||
Состав и функции крови. | ||||||
Иммунитет. Болезни иммунитета. | ||||||
Сердечно-сосудистая система. Круги кровообращения. | ||||||
Дыхательная система. | ||||||
Желудочно-кишечный тракт. | ||||||
Обмен веществ и энергии. | ||||||
Итого |
|
Содержание курса и задания для самостоятельной работы студентов
Тема 1. Введение в курс анатомии и физиологии человека
Предмет, методы, основные этапы развития. Значение анатомии и физиологии для психологии, гигиены и медицины. Организм человека и его основные физиологические функции. Современные отечественные и зарубежные физиологические школы.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Значение работ выдающихся зарубежных ученых в развитии физиологии как науки.
2. Роль отечественных ученых в развитии физиологии.
3. Связи анатомии и физиологии с другими науками.
Темы рефератов
1. Клетка, её строение и функции. Органоиды клетки. Наследственный аппарат клетки.
2. Деление клеток.
3. Созревание половых клеток. Овогенез. Сперматогенез. Отклонение от нормального хода развития, их причина.
4. Общее представление о тканях. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани.
Основная литература
1. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. - Ростов н/Дону, Учебник для мед. училищ. – 2006. – 321 с.
Дополнительная литература
1. Анатомический атлас. Основы строения и физиологии человека / под ред. А.И. Бориса. – М.: Просвещение. - 2007. – 324 с.
2. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека с основами динамической и спортивной морфологии. – М.: Просвещение. -2008. – 532 с.
3. Анатомия человека: курс лекций / сост. Т.А. Белова. Курск ООО «Учитель». – 2007. – 265 с.
4. Боянович Ю.В., Балакирев Н.П. Анатомия человека. Атлас. – М.: Просвещение. -2008. – 232 с.