Требования к результатам оформления дисциплины (модуля)
Цели и задачи освоения дисциплины
Основной целью курса «Введение в профессию юриста» является формирование целостного представления о главных особенностях и специфике юридической деятельности, становлении и развитии юридической науки и юридического образования.
Для достижения поставленной цели в процессе преподавания дисциплины «Введение в профессию юриста» решаются следующие задачи:
- определить причины и факторы, способствующие возникновению науки юриспруденции и юридического образования в европейских странах и России;
- раскрыть этапы развития юриспруденции и юридического образования на примере Древнего Рима и средневековой Европы;
- показать специфику становления юридического образования и юридической науки в нашей стране;
- дать общее представление об основных направлениях юридической деятельности, профессиональных и морально-психологических требованиях, предъявляемых к профессии юриста;
- раскрыть специфику отдельных юридических профессий, их место и роль в общей системе профессиональной деятельности юриста;
- способствовать выработке интеллектуальных и волевых качеств, необходимых для осуществления профессиональной юридической деятельности.
Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
-стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасность личности, общества, государства (ПК-8);
- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате изучения курса «Введение в профессию юриста» студент должен:
Знать:
- основные особенности возникновения и развития права, юридического образования и юридической науки в европейских странах и России;
- историю становления университетского образования на примере Европы и России;
- специфику и содержание основных юридических профессий, требования, предъявляемые к ним.
Уметь:
- выражать и обосновывать свою позицию по различным вопросам, касающимся подготовки юристов в высших учебных заведениях;
- ориентироваться в мировом и отечественном образовательном процессе;
- увязывать полученные теоретические знания с конкретными видами юридической деятельности.
Владеть:
- навыками юридического мышления;
- приемами организации профессиональной юридической деятельности;
- навыками по принятию решений и совершению юридических действий в точном соответствии с законом.
2 Место дисциплины в структуре ООП направления подготовки
Дисциплина «Введение в профессию юриста» входит в вариативную часть профессионального цикла и изучается в рамках всех профилей подготовки
Таблица 1 - Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)
Код дисциплины | Название дисциплины | Дидактический минимум содержания дисциплины (модули) | Содержательно-логические связи | Коды формируемых компетенций | |
Коды и наименования учебных дисциплин (модулей), практик | |||||
на которые опирается содержание данной учебной дисциплины | для которых содержание данной учебной дисциплины выступает основой | ||||
В.3.1.1 | Введение в профессию юриста | Модуль 1. Возникновение и становление науки юриспруденции и юридического образования Модуль 2. Основные направления профессиональной деятельности юриста | Б.1.1 «История» Б.1.2 «Отечественная история» | Б.3.1.5 Правоохранительные органы В.3.2 История отечественного государства и права В.В.3.1.2 Римское право | ОК-1,2,5,6,7 ПК-2, 8,19 |
Таблица 2.1 - Выписка из учебного плана для студентов очной формы, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования по направлению 030900.62 Юриспруденция
Семестр | Трудоемкость | Аудиторные занятия, час. | СРС, час | Форма промежуточной аттестации (зач./экз.) | Учебные занятия в интерактивной форме, час | |||
ЗЕТ | час | всего | из них | |||||
Лекции | Практические занятия | |||||||
зачет | ||||||||
Итого | зачет |
Таблица 2.2 - Выписка из учебного плана для студентов очной формы, обучающихся на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля по направлению 030900.62 Юриспруденция
Семестр | Трудоемкость | Аудиторные занятия, час. | СРС, час | Форма промежуточной аттестации (зач./экз.) | Учебные занятия в интерактивной форме, час. | |||
ЗЕТ | час | всего | из них | |||||
Лекции | Практические занятия | |||||||
зачет | ||||||||
Итого | зачет |
Таблица 2.3 - Выписка из учебного плана для студентов заочной формы, обучающихся на базе среднего (полного) образования по направлению 030900.62 Юриспруденция
Семестр | Трудоемкость | Аудиторные занятия, час. | СРС, час. | Форма промежуточной аттестации (зач./экз.) | Учебные занятия в интерактивной форме, час. | |||
ЗЕТ | час | всего | из них | |||||
Лекции | Практические занятия | |||||||
зачет | ||||||||
Итого | зачет |
Таблица 2.4 - Выписка из учебного плана для студентов заочной формы, обучающихся на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля по направлению 030900.62 Юриспруденция
Семестр | Трудоемкость | Аудиторные занятия, час. | СРС, час. | Форма промежуточной аттестации (зач./экз.) | Учебные занятия в интерактивной форме, час | |||
ЗЕТ | час | всего | из них | |||||
Лекции | Практические занятия | |||||||
зачет | ||||||||
Итого | зачет |
Таблица 2.5 - Выписка из учебного плана для студентов заочной формы, обучающихся на базе высшего профессионального образования по направлению 030900.62 Юриспруденция
Семестр | Трудоемкость | Аудиторные занятия, час. | СРС, час. | Форма промежуточной аттестации (зач./экз.) | Учебные занятия в интерактивной форме, час | |||
ЗЕТ | час | всего | из них | |||||
Лекции | Практические занятия | |||||||
зачет | ||||||||
Итого | зачет |
3 Структура и содержание дисциплины (модуля)
Таблица 3.1 - Структура и содержание дисциплины (модуля) для студентов очной формы, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования по направлению 030900.62 Юриспруденция
№ п/п | Раздел дисциплины (модуля), темы раздела | Виды учебной работы и трудоемкость (час) | Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения (час) | Форма текущего контроля | ||
Лекция | Практические занятия | СРС | ||||
Модуль 1. Возникновение и становление науки юриспруденции и юридического образования | ||||||
Тема 1.1. Возникновение юридического образования и юридической науки в Древнем Риме | Дискуссия по теме | Устный опрос | ||||
Тема 1.2. Развитие юридического образования и юриспруденции в Средние века и Новое время | ||||||
Тема 1.3. Юридическое образование и юридическая наука в дореволюционной и современной России | Дискуссия по теме | Устный опрос . | ||||
Текущий контроль по модулю 1 | - | - | Тестирование | |||
Модуль 2. Основные направления профессиональной деятельности юриста | ||||||
Тема 2.1. Профессия юриста. Личностные качества юриста | Подготовка исследовательского проекта | Устный опрос | ||||
Тема 2.2. Основные направления профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность судьи | «Мозговой штурм» по теме | Устный опрос | ||||
Тема 2.3. Профессиональная деятельность органов прокуратуры и следственных работников | ||||||
Тема 2.4. Профессиональная деятельность адвокатов, нотариусов, юристов в сфере экономики | . | |||||
Промежуточная аттестация. | - | - | - | Зачет | ||
Итого |
Таблица 3.2 - Структура и содержание дисциплины (модуля) для студентов очной формы, обучающихся на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля по направлению 030900.62 Юриспруденция
№ п/п | Раздел дисциплины (модуля), темы раздела | Виды учебной работы и трудоемкость (час) | Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения (час) | Форма текущего контроля | ||
Лекция | Практические занятия | СРС | ||||
Модуль 1. Возникновение и становление науки юриспруденции и юридического образования | ||||||
Тема 1.1. Возникновение юридического образования и юридической науки в Древнем Риме | Дискуссия по теме | Устный опрос | ||||
Тема 1.2. Развитие юридического образования и юриспруденции в Средние века и Новое время | . | |||||
Тема 1.3.. Юридическое образование и юридическая наука в дореволюционной и современной России | - | Дискуссия по теме | Устный опрос. | |||
Текущий контроль по модулю 1. | - | Тестирование | ||||
Модуль 2. Основные направления профессиональной деятельности юриста | ||||||
Тема 2.1. Профессия юриста. Личностные качества юриста | Подготовка исследовательского проекта | Устный опрос. | ||||
Тема 2.2. Основные направления профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность судьи | «Мозговой штурм» по теме | Устный опрос | ||||
Тема 2.3. Профессиональная деятельность органов прокуратуры и следственных работников | ||||||
Тема 2.4. Профессиональная деятельность адвокатов, нотариусов, юристов в сфере экономики | . | |||||
Промежуточная аттестация. | - | - | - | Зачет | ||
Итого |
Таблица 3.3 - Структура и содержание дисциплины (модуля) для студентов заочной формы, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования по направлению 030900.62 Юриспруденция
№ п/п | Раздел дисциплины (модуля), темы раздела | Виды учебной работы и трудоемкость (час) | Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения (час) | Форма текущего контроля | ||
Лекция | Практические занятия | СРС | ||||
Модуль 1. Возникновение и становление науки юриспруденции и юридического образования | ||||||
Тема 1.1. Возникновение юридического образования и юридической науки в Древнем Риме | ||||||
Тема 1.2. Развитие юридического образования и юриспруденции в Средние века и Новое время | ||||||
Тема 1.3. Юридическое образование и юридическая наука в дореволюционной и современной России | Дискуссия по теме | Устный опрос | ||||
Текущий контроль по модулю 1 | Тестирование | |||||
Модуль 2. Основные направления профессиональной деятельности юриста | ||||||
Тема 2.1. Профессия юриста. Личностные качества юриста | . | |||||
Тема 2.2. Основные направления профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность судьи | ||||||
Тема 2.3. Профессиональная деятельность органов прокуратуры и следственных работников | ||||||
Тема 2.4. Профессиональная деятельность адвокатов, нотариусов, юристов в сфере экономики | ||||||
Промежуточная аттестация | Зачет | |||||
Итого |
Таблица 3.4 - Структура и содержание дисциплины (модуля) для студентов заочной формы, обучающихся на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля по направлению 030900.62 Юриспруденция
№ п/п | Раздел дисциплины (модуля), темы раздела | Виды учебной работы и трудоемкость (час) | Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения (час) | Форма текущего контроля | ||
Лекция | Практические занятия | СРС | ||||
Модуль 1. Возникновение и становление науки юриспруденции и юридического образования | ||||||
Тема 1.1. Возникновение юридического образования и юридической науки в Древнем Риме | ||||||
Тема 1.2. Развитие юридического образования и юриспруденции в Средние века и Новое время | ||||||
Тема 1.3. Юридическое образование и юридическая наука в дореволюционной и современной России | Дискуссия по теме | Устный опрос | ||||
Текущий контроль по модулю 1. | Тестирование | |||||
Модуль 2. Основные направления профессиональной деятельности юриста | ||||||
Тема 2.1. Профессия юриста. Личностные качества юриста | . | |||||
Тема 2.2. Основные направления профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность судьи | ||||||
Тема 2.3. Профессиональная деятельность органов прокуратуры и следственных работников | ||||||
Тема 2.4. Профессиональная деятельность адвокатов, нотариусов, юристов в сфере экономики | ||||||
Промежуточная аттестация. | Зачет | |||||
Итого |
Таблица 3.5 - Структура и содержание дисциплины (модуля) для студентов заочной формы, обучающихся на базе высшего профессионального образования по направлению 030900.62 Юриспруденция
№ п/п | Раздел дисциплины (модуля), темы раздела | Виды учебной работы и трудоемкость (час) | Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения (час) | Форма текущего контроля | ||
Лекция | Практические занятия | СРС | ||||
Модуль 1.. Возникновение и становление науки юриспруденции и юридического образования | ||||||
Тема 1.1. Возникновение юридического образования и юридической науки в Древнем Риме | ||||||
Тема 1.2. Развитие юридического образования и юриспруденции в Средние века и Новое время | ||||||
Тема 1.3. Юридическое образование и юридическая наука в дореволюционной и современной России | Дискуссия по теме | Устный опрос | ||||
Текущий контроль по модулю 1. | Тестирование | |||||
Модуль 2. Основные направления профессиональной деятельности юриста | ||||||
Тема 2.1. Профессия юриста. Личностные качества юриста | . | |||||
Тема 2.2. Основные направления профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность судьи | ||||||
Тема 2.3. Профессиональная деятельность органов прокуратуры и следственных работников | ||||||
Тема 2.4. Профессиональная деятельность адвокатов, нотариусов, юристов в сфере экономики | ||||||
Промежуточная аттестация. | Зачет | |||||
Итого |
Таблица 4 - Содержание тем разделов дисциплины (модуля)
№ п/п | Раздел дисциплины (модуля), темы раздела | Содержание темы раздела |
Модуль 1. Возникновение и становление науки юриспруденции и юридического образования | ||
Тема 1.1. Возникновение юридического образования и юридической науки в Древнем Риме | Исторические, географические, экономические предпосылки возникновения права в Древнем Риме. Появление юриспруденции как науки о праве. Понятие права (jus), его отличие от божественного и естественного права. Цицерон о праве. Роль выдающихся римских юристов в становлении науки юриспруденции. Этапы развития права и юриспруденции. Свод законов Юстиниана как вершина в развитии римского права. Структура и историческое значение Свода в становлении континентального европейского права. Возникновение первых юридических учебных заведений. | |
Тема 1.2. Развитие юридического образования и юриспруденции в Средние века и Новое время | Средневековая юридическая мысль. Первые юридические школы и университеты. Болонский и Парижский университеты как самые древние высшие учебные заведения Европы. Особенности преподавания юридических дисциплин. Школы глоссаторов постглоссаторов и их роль в рецепции и распространении римского права на европейском континенте. Появление современной юриспруденции и юридического образования в Новое время. Гуманистическая сущность политико-правовых идей этого периода. | |
Тема 1.3. Юридическое образование и юридическая наука в дореволюционной и современной России | Этапы развития юриспруденции и юридического образования в России. Реформаторская роль Петра I в становлении юридического образования и специфика осуществляемых им преобразований. Появление учебных заведений юридического профиля. Московский университет (1755) – первое в истории России высшее учебное заведение. Роль иностранных ученых и преподавателей в распространении юридических знаний. Первый «природный россиянин», профессор права С.Е.Десницкий, и его роль в становлении юридической науки и образования в России. Реформы 60-х XIX века и их революционное значение в дальнейшем развитии юриспруденции в России. Изменение принципов судопроизводства по Судебной реформе 1864 г. и появление новых юридических профессий. Роль присяжных и мировых судов, а также адвокатов в демократизации юридической деятельности. Выдающиеся адвокаты (Ф.Н.Плевако, А.Ф.Кони, В.Д.Спасович) и их влияние на общественную жизнь. Возрастание престижности профессии юриста и интенсификация развития юриспруденции и юридического образования. Увеличение сети университетов в России и количества выпускаемых юристов. Многообразие методологических подходов и научных школ в исследовании государственно-правовых явлений. Расцвет российской юридической мысли. Советский этап в развитии юриспруденции как отражение тоталитарной сущности государства «диктатуры пролетариата». Замена права «революционной целесообразностью и правосознанием» и понижение значимости юридической профессии. Закрытие юридических факультетов и подчинение научных исследований в области государства и права классово-идеологическим принципам. Несоответствие качества и количества профессиональных юристов действительным потребностям общества. Изменение ситуации в 60-70-е г.г.прошлого века. Радикальные преобразования середины 80-х-начала 90-х г.г. ХХ века и их влияние на процессы развития юридического образования и науки. Резкое увеличение востребованности юридических профессий в новых исторических условиях. Коммерциализация юридического образования и непропорциональное возрастание количества учебных заведений юридического профиля как условия понижения качества подготовки правоведов. Противоречивое состояние современной юриспруденции в России: проблемы и пути решения. | |
Модуль 2. Основные направления профессиональной деятельности юриста | ||
Тема 2.1. Профессия юриста. Личностные качества юриста | Понятие и содержание профессии юриста. Специфичность и многогранность юридической профессии. Роль юриста в общественной жизни. Многоаспектность профессиональной деятельности юриста. Личность юриста. Социальная зрелость и высокая нравственность как основные составляющие личности юриста. Требования, предъявляемые к юристам: профессионализм, коммуникабельность, ответственность, честность и др. Современные проблемы формирования профессиональных юристов. | |
Тема 2.2. Основные направления профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность судьи | Понятие и структура профессиональной юридической деятельности. Многообразие видов (направлений) профессиональной юридической деятельности. Деятельность юриста в государственных и негосударственных организациях. Критерии выделения видов юридической деятельности. Основные направления профессиональной юридической деятельности: судебная, прокурорская, следственная, адвокатская, в органах внутренних дел, нотариальная, в сфере экономики и др. Конституция Российской Федерации и федеральные законы о судебной системе. Классификация и компетенция судебных органов. Специфика судейской профессии как ведущей в системе профессиональной юридической деятельности. Статус судьи и требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи. Концепция судебной реформы и перестройка системы правосудия в современных условиях. | |
Тема 2.3. Профессиональная деятельность органов прокуратуры и следственных работников | Роль и значение прокуратуры в механизме современного государства. Система органов прокуратуры и принципы ее построения. Многоплановость деятельности прокуратуры. Виды прокурорского надзора. Статус прокурора и требования, предъявляемые к работникам прокуратуры. Профессиональная деятельность следственных работников и ее особенности. Необходимость выделения следствия из системы органов прокуратуры и создание нового органа - Следственного комитета. Иные следственные органы в правоохранительных органах. Личностные качества следователей. Требования, предъявляемые к ним. Критерии определения качества и эффективности работы следователей. | |
Тема 2.4. Профессиональная деятельность адвокатов, нотариусов, юристов в сфере экономики | Содержание и основные черты адвокатской деятельности. Адвокатура как институт гражданского общества. Статус адвоката, его права и обязанности. Квалификационные требования к профессии адвоката. Формы адвокатских образований. Нотариат как форма несудебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан. Виды нотариальных действий. Статус нотариуса. Права и обязанности нотариуса. Реформа нотариата в современных условиях. Профессиональная деятельность юристов в сфере экономики. Особенности работы юрисконсультов на предприятиях, учреждениях, организациях. Важность и многоаспектность деятельности юристов в современных.рыночных условиях. Юридический статус и требования, предъявляемые к юристам в сфере экономики. |
4.1 - Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения
№ | Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения (час) | Краткое описание и примеры использования |
Тема 1.1. Возникновение юридического образования и юридической науки в Древнем Риме – дискуссия по теме | Вопросы для дискуссии: Лекция 1. Введение: «Какие факторы, по вашему мнению, способствовали возникновению права и юриспруденции в Древнем Риме?» Основная часть: «Роль объективных и субъективных факторов в процессе становления юриспруденции и юридического образования в античном Риме». Заключение: «Как вы считаете, почему именно римское право стало своеобразной основой для европейского и мирового права?» | |
Тема 1.3. Юридическое образование и юридическая наука в дореволюционной и современной России – дискуссия по теме | Вопросы для дискуссии: Лекция 1. Введение: «Какова роль Петра I в инициировании процессов развития юридического образования в России?» Основная часть: «Московский Императорский университет и его роль в становлении юриспруденции в России». Заключение: «На какие этапы можно разделить развитие юриспруденции и юридического образования в России и в чем специфика советского и современного периодов»? | |
Тема 2.1 Профессия юриста. Личностные качества юриста – дискуссия по теме | Вопросы для дискуссии: 1. В чем заключается содержание профессии юриста, ее специфичность и многогранность? Должно ли быть призвание 2. Какие требования предъявляются к личности юриста? Как соотносятся личностные и профессиональные качества юриста? 3. В чем заключается специфика профессиональной деятельности современного юриста? | |
Тема 2.2. Основные направления профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность судьи – мозговой штурм | Вопросы для обсуждения: 1. Какие основные направления деятельности юриста можно выделить? 2. Почему профессию судьи можно считать самой престижной? 3. Как устроена судебная система в Российской Федерации? 4. Какие квалификационные требования предъявляются к кандидату на должность судьи? 5. Кем бы вы хотели стать после получения диплома юриста? Обоснуйте свою позицию. |
4.2 - Практические занятия
Тема 1.1. Возникновение юридического образования и юридической науки в Древнем Риме
1. Возникновение понятия права (jus) и его отличие от божественного права (fas).
2. Первые римские юристы и специфика римского права.
3. Этапы развития права и юриспруденции в Древнем Риме.
4. «Свод законов Юстиниана» как вершина в развитии римского права.
Литература.
Жалинский А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». - М., 2007.
Омельченко О.А. Римское право. - М., 2004.
Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б.Новицкого и И.С.Перетерского. - М., 1997.
Сошникова Т.А. Введение в специальность «Юриспруденция» - М., 2004.
Старков О.В., Упоров И.В. Юриспруденция. Введение в специальность. - М., 2005.