Становление философии из мифологии




Основные понятия

Философия в буквальном переводе с греческого означает «лю­бовь к мудрости» («филиа» — любовь, «софиа» — мудрость). Это слово ввел в употребление выдающийся древнегреческий ученый Пифагор (580 — 500 до н.э.), но широкое применение оно полу­чило в V в. до н. э. В это время в Греции — богатом, процветающем регионе с высокоразвитой культурой — были люди, которых на­зывали софистами, т. е. мудрецами. Они не только рассуждали, но и обучали мудрости, и желающих находилось предостаточно. Од­нако обучение мудрости сильно отличается от обучения ремес­лу, где можно проверить, научился человек чему-либо или нет. Если он способен построить дом, стало быть, овладел строи­тельным мастерством. Самому учителю легко показать, что ре­меслом, которому он обучает, он владеет. Ни того ни другого нет, когда речь идет об обучении мудрости. Как доказать, что учитель мудр и действительно чему-то научил? А деньги за обу­чение брали немалые. Как водится в таких случаях, находились обманщики, желающие заработать на наивности людей. В резуль­тате странствующие софисты становились объектами шуток. Под­линно мудрые люди сторонились их и отказывались учить за деньги. Они скромно называли себя философами. Мы только любим муд­рость, говорили они, а достигли ее или нет, нам не известно. Один из первых философов — Сократ, иронизируя над объяв­лявшими себя мудрыми софистами, часто повторял: «Я знаю, что я ничего не знаю». Позже Диоген Лаэртский говорил о семи мудрецах, которые жили в прошлом. Таким образом, философия начинается с сомнения в собственной мудрости и любовного стремления к ней.

Какая любовь и какая мудрость имеются в виду, когда гово­рят о философии? Любовь — одно из важнейших понятий в жизни. В греческом языке есть несколько слов для обозначения того, что в русском языке называется одним словом, включающим в себя и сексуальную любовь, и любовь к друзьям, детям, Родине. Говоря о философии как любви к мудрости, следует иметь в виду, что филиа означает прежде всего «дружеское влечение». Любовь в дан­ном смысле, как показано в диалоге Платона «Пир», есть духов­ное стремление к высшему и совершенному, преодолевающее индивидуальную ограниченность физического существования и представляющее собой отказ от себя как обособленной эгоисти­ческой личности.

Мудрость же, как писал другой выдающийся греческий фило­соф — Аристотель, «занимается первыми причинами и начала­ми»1, из которых все выводится, но которые нельзя вывести из каких-то других, более общих положений. Такое знание, отмечал Аристотель, «выше человеческих возможностей». Имея это в виду, современный французский философ Г. Марсель пишет, что муд­рыми «не бывают, ими стремятся стать»2. Мудрость «пред­ставляет собой не столько состояние, сколько цель». Она, по Мар­селю, есть то, что стремится открыть и сберечь смысл жизни, т.е. решить основной, с точки зрения другого современного фран­цузского философа — А.Камю, вопрос «зачем жить?», без реше­ния которого жизнь не будет оправдана. Итак, мудрость ориенти­рована на целостное бытие и смысл жизни.

Становление философии из мифологии

Любовь к мудрости послужила основой становления филосо­фии как отрасли духовной культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости — ко­рень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие философии вдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для построения духовного древа философии послужила предшество­вавшая ей по времени отрасль духовной- культуры — мифология.

Мифология как система, уходящая своими корнями к време­нам первых цивилизаций и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от ис­кусства, и более глубокого — смыслового, который по мере эво­люции логического мышления и развития тенденции рациона­лизации становился все более важным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, за­явив о своей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.

В процессе философской рационализации мифа образы мифи­ческих сказаний из личных существ превращаются в безличные

1 Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — М., 1976. — Т. 1. — С. 67.

2 Самосознание европейской культуры XX в. / Сост. Р.А. Гальцева. — М, 1991. —
С. 362.

 

категории. Постепенное выхолащивание мифологических представ-лений.хорошо видно на примере перехода от образа бабочки-Пси-хеи к понятию души-Психеи (а затем к науке психологии).

Предпосылкой становления философии служит введение от­меченных сущностей, а окончательно утверждается она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. От вечных и неизменных понятий берет начало философия, и они — гарант бессмертия человеческого духа.

Когда говорят, что философия — высшее достижение челове-ческого разума, то под этим можно иметь в виду, что отличающее человека от животных понятийное, абстрактное, отвлеченное мышление достигает в философии своего расцвета. В этом смысле философия в наибольшей степени соответствует понятию Homo sapiens — человек разумный. Этот вид, по современным антропологическим данным, возник примерно 100 000 лет назад, но философию он создал только 2500 лет назад. Известный афоризм французского философа Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» можно интерпретировать таким образом: разумно мысля, я существую как представитель человеческого рода.

С возникновением философии развитие духовной культуры происходит в явном виде, что облегчает ее изучение. Можно на­блюдать, как в процессе критического обсуждения происходит смена одних представлений другими. «Философия — это попытка изменить утраченную магическую веру рациональной верой»1. Философия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и мифология, но рассматривает их по-своему.

Философское творчество предполагает личные усилия, а критическая направленность мышления заставляет подвергать сомнению как общепринятые, так и собственные выводы. В обсуждение фундаментальных проблем, стоящих перед человеком, филосо­фия тем самым вносит личностную ноту и беспокойство. Это служит стимулом развития культуры в целом.

Примерно 2500 лет тому назад мифологическому периоду с его спокойствием и самоочевидностью пришел конец. Сразу в нескольких точках «началась борьба рациональности и рационально прове­ренного опыта против мифа... и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов бога»2. В результате целостность мифа была разрушена, и он стал элементом рефлексирующего сознания. Новое вопрошание, обращенное к миру, привело к иным ответам. Человек открыл внутри себя духовный источник, поднявший его над самим собой и миром. Общим было растущее осознание человеком себя как индивидуальности в пределах целого.

1 Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. — М., 1992. — Т. 1. — С. 234.

2 Ясперс К. Истоки истории и ее цель. — М., 1991. — С. 31.

Философия могла возникнуть в Индии, Китае, Греции. Поли­тическая ситуация в трех регионах была сходной: небольшие сво­бодные государства, взаимодействующие друг с другом. Индий­ская и китайская культуры подготовили появление философии, но возникла она в культуре греческой. Становлению философии в Индии и Китае помешал мистицизм, греческая же мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов, перешед­ших в понятия. На то были особые причины. Греция — страна наиболее четкой, последовательной и логичной мифологической системы. По мере нарастания драматизма ситуаций в мифах боги очеловечивались; недаром именно в Греции возникла концепция Эвгемера о том, что боги — это мифологизированные культурные герои. Человекоподобное изображение богов подрывало веру в мифы (на что справедливо указывали впоследствии христиане) и способствовало переходу к философии, который совершился, когда мифология достигла апогея.

Необходимость систематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления и тем самым была внут­ренней культурной причиной, приведшей к возникновению фи­лософии. Выход философии из мифа хорошо виден в «Диалогах» Платона, например в «Пире», где миф, во-первых, выступает в качестве отправной точки философствования, а во-вторых, в ка­честве иллюстрации.

Миф широко использовался в период становления филосо­фии как удобная, привычная всем согражданам форма, в кото­рую вкладывалось новое, рациональное содержание. Например, пишется, что для обеспечения возможности совместной жизни людей боги решили «ввести среди людей "стыд и правду"», но что это такое, определяется по-философски. Исследователи от­мечают, что довольно длительное время античная философия была своеобразной рационалистически стилизованной мифоло­гией.

Корни философии — в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В одной из основных философских категорий — материи, обозначающей объективную реальность, данную в ощущениях, слышится слово «мать», которое в мифо­логии поднялось до символа Матери-Земли, Матери-Природы как бесконечного пространства, понимаемого в виде бесформенной протяженности, доходящей до бескачественности в философском понятии материи. А в понятии идеи как образца для всех вещей — отголоски представления об отце или, в мифологизированном варианте, об Отце-Небе как основателе и творце мира. Отыскивая корни философии, можно уйти и глубже — в мистику.

Философия вышла из мифологии, но ее становление не было безоблачным. За возможность развивать философию люди плати­ли своей жизнью. У истоков философии стояла жертва Сократа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: