Примерный комплекс занятия АФК при близорукости




 

Спортивный инвентарь обруч

 

Задачи занятия:для профилактики близорукости и приостановления ее прогрессирования рекомендуют следующий комплекс мероприятий:

общее укрепление организма;

активизацию функций дыхательной и сердечнососудистой систем;

укрепление мышечно-связочного аппарата глаза;

улучшение деятельности мышц глаза;

укрепление склеры и др.

БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении учащиеся приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов — это первые признаки развития миопии. Зрительные возможности детей с миопией при работе вблизи относительно велики. Однако непрерывная длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии должна быть не более 15—20 мин. Различают три степени миопии: слабая степень — до 3 D; средняя — от 3 до 6 D; высокая степень — свыше 6 D. При высокой степени миопии наблюдается отслойка сетчатой оболочки глаза. Часто причиной отслойки сетчатки является травма, чрезмерная физическая нагрузка, сотрясение тела и пр.

В настоящее время близорукость имеет достаточно широкое распространение и обусловлена повышенными зрительными нагрузками, социальными и географическими аспектами. Так, например, близорукость отмечена у 60% выпускников школ Российской Федерации. В городах отмечено большее количество детей с миопией, чем в сельской местности. Среди детей, занимающихся спортом, близоруких детей намного меньше. У детей, слабо развитых физически, близорукость развивается чаще и быстрее прогрессирует.

В целях компенсации близорукости назначают очки. Для ее лечения применяются: очковая коррекция, контактные линзы, точечный массаж, медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение и др

Причины близорукости

Проявляется близорукость обычно в детстве, прогрессируя с возрастом. Большое значение в развитии миопии имеют следующие факторы:

1) генетический, при котором у близоруких родителей чаще бывают близорукие дети. Могут наследоваться такие факторы, как слабость аккомодационной мышцы, слабость соединительной ткани (склера становится растяжимой, в результате чего увеличивается длина глазного яблока);

2) неблагоприятные условия окружающей среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии от глаза. Это профессиональная, школьная миопия, легко развивающаяся при незавершенном развитии организма;

3) слабость аккомодации, приводящая к увеличению длины глазного яблока, или, напротив, напряжение аккомодации (неспособность хрусталика расслабиться), что приводит к спазму аккомодации.

В отличие от истинной миопии при ложной близорукости зрение восстанавливается до нормы при медикаментозном лечении (т. е. семидневном закапывании 1 %-ного раствора атропина). Для этого необходимы тщательное наблюдение, скиаскопия с участием окулиста. Спазм аккомодации может быть устранен при помощи специальных лечебных упражнений для глаз.

Начальные признаки ложной миопии, или спазма аккомодации, человек может заподозрить у себя сам:

1) во время зрительной работы на близком расстоянии могут возникать быстрое утомление глаз, боли в глазах, в области лба, в висках;

2) зрительная работа вблизи может нередко облегчаться при пользовании слабыми плюсовыми линзами (в данном случае это не означает, что у человека дальнозоркость);

3) может быть затрудненной или замедленной «установка» глаз к разным расстояниям, особенно при переводе взора с близкого объекта на дальний;

4) ухудшается зрение вдаль.

Спазм аккомодации, если его не лечить, со временем становится стойким, плохо поддается лечению и может привести к истинной миопии.

Прогрессирующая близорукость

Прогрессирующая близорукость – любая разновидность близорукости, прявляющаяся ухудшением зрения вдаль. Существует информация о предшествии ложной близорукости истинной, т. е. это состояние, при котором наблюдается более или менее быстрое и выраженное падение остроты зрения вдаль вследствие спазма, или напряжения, аккомодации. Тем не менее после устранения спазма при помощи циклоплегических средств (атропина, скополамина, гоматропина) происходит восстановление зрения до нормального, а при рефрактометрии выявляется эмметропия или даже дальнозоркость.

В последние десятилетия близорукость (миопия) чаще стала развиваться у дошкольников, у которых в процессе воспитания была большая зрительная нагрузка в сочетании с малоподвижным образом жизни, несовершенством питания и ослаблением организма вследствие частых болезней (тонзиллитов, кариеса зубов, ревматизма и др.). Среди учащихся первых-вторых классов близорукость встречается у 3–6 %, третьих-четвертых классов – у 6 %, седьмых-восьмых классов – у 16 %, девятых-десятых классов – более чем у 20 %. Выраженная (высокая, далеко зашедшая) близорукость дает свыше 30 % слабовидения и слепоты от всех глазных заболеваний, она является преградой к выбору многих профессий.

Механизм развития близорукости, возникающей в период детства, состоит из трех основных звеньев, таких как:

1) визуальная работа на близком расстоянии (ослабленная аккомодация);

2) отягощенная наследственность;

3) ослабление склеры – нарушение трофики (внутриглазного давления).

Следовательно, по преобладанию тех или иных причин развития близорукость можно условно подразделить на аккомодатив-ную, наследственную и склеральную.

Развитие каждой из этих форм близорукости со временем приводит к необратимым морфологическим изменениям глаз и выраженному снижению остроты видения, которая зачастую мала или совсем не улучшается под влиянием оптической коррекции.

Основной причиной этого является значительное удлинение оси глаза: вместо 22–23 мм она достигает 30–32 мм и более, что определяется с помощью эхоофтальмографа. Если близорукость прогрессирует в течение года менее чем на 1,0 дптр., то ее условно считают доброкачественной, а если увеличение составляет 1,0 дптр. и более – злокачественной. Однако дело не только в прогрессировании, но и в величине и изменениях во внутриглазных структурах (стекловидном теле, хориоидее, сетчатке, зрительном нерве).

Большое растяжение глаз во время близорукости приводит к расширению глазной щели, вследствие чего создается вид некоторого пучеглазия. Склера истончается, особенно в области прикрепления латеральных мышц и около края роговицы. Это можно определить невооруженным глазом по синеватому оттенку роговицы вследствие просвечивания сосудистой оболочки, а иногда и по наличию передних стафилом склеры. Растягивается и истончается также роговица. Углубляется передняя камера глаза. Могут возникать слабый иридодонез (дрожание радужки), деструкция или разжижение стекловидного тела. В зависимости от генеза и величины близорукости возникают изменения глазного дна. Следует различать такие изменения, как:

1) околодисковые световые рефлексы;

2) миопические конусы;

3) истинные стафиломы;

4) изменения области пятна сетчатки;

5) кистовидные дегенерации сетчатки;

6) отслойка сетчатки.

Растяжение склеры и атрофия слоя пигментного эпителия вблизи диска зачастую приводят к возникновению миопических конусов. Признаками высокой величины близорукости обычно являются стафиломы, или истинные выпячивания заднего отдела склеры. В области пятна сетчатки происходят наиболее грозные изменения дегенеративного и атрофического характера при высокой близорукости. Образование трещин сосудистой оболочки в виде желтоватых или беловатых полосок, а затем появление белых полиморфных, часто сливающихся очагов с разбросанными глыбками и скоплениями пигмента являются следствиями растяжения заднего отрезка глазного яблока.

При развитии патологических изменений в области пятна сетчатки у больных отмечаются метаморфопсии (искажение формы и размеров видимых предметов), ослабление зрения, приводящее в конце концов к сильному снижению, а иногда к почти полной потере центрального зрения.

Прогрессирующая близорукость происходит одновременно с патологическими изменениями на крайней периферии глазного дна в виде кистевидной дегенерации сетчатки, а затем множественных мелких ее дефектов щелевидной, овальной или круглой формы. Дополнительные возможности для возникновения отслойки сетчатки объясняют изменения в стекловидном теле.

Высокая близорукость может иногда появляться у детей первых месяцев жизни, что говорит о том, что такая близорукость является или наследственной, или врожденной. Последняя развивается в результате заболеваний или недоразвития в антенатальном периоде и чаще встречается у детей, перенесших легкую форму ретролентальной фиброплазии. Обычно эта близорукость плохо поддается оптической коррекции.

Профилактика и лечение близорукости. Для предотвращения прогрессирующей близорукости необходимо следующее:

1) предупреждение развития близорукости среди подрастающего поколения (первичная профилактика);

2) задержка прогрессирования уже возникшей близорукости (вторичная профилактика).

Начало профилактики близорукости или ее развития должно происходить с выяснения наследственности и определения клинической рефракции у детей до года, но не позже 12 лет жизни. При этом должно быть дифференцированное отношение к воспитанию ребенка с учетом состояния его наследственности и рефракции. Для этого следует разделить детей на две группы:

1) дети с отягощенной по близорукости наследственностью вне зависимости от выявленной величины и вида рефракции, с врожденной близорукостью, с эмметропией;

2) дети с дальнозоркой рефракцией без отягощенной по близорукости наследственности.

Это так называемые группы профилактики (группы риска). Списки этих групп офтальмологи ежегодно в июле-августе должны передавать в детские сады и школы.

Лечение миопии может быть консервативным и хирургическим. Консервативное лечение начинают с коррекции зрения с помощью очков или контактных линз.

Необходимо удобство очков и их соответствие конфигурации и размерам лица, обеспечение остроты зрения обоими глазами в пределах 0,9–1,0 и наличие устойчивого бинокулярного зрения. Пользоваться очками следует постоянно. В случаях средней или высокой близорукости можно пользоваться бифокальными очками с таким расчетом, чтобы нижняя полусфера линзы была слабее верхней в среднем на 2,0–3,0 дптр. При высокой близорукости и анизометропии (более 3,0 дптр.) рекомендуется коррекция жесткими или мягкими контактными линзами.

Лечение быстропрогрессирующей и выраженной близорукости является серьезной и часто трудной задачей. Развитие изменений в области пятна сетчатки, появление рецидивирующих кровоизлияний в сетчатку и стекловидное тело требуют прекращения зрительной работы, создания для глаз покоя, защиты их от резкого света и проведения энергичного лечения. Рекомендуются как местное, так и общее лечение хлоридом кальция, цистеином, препаратами китайского лимонника, женьшеня, мезатоном, этил-морфина гидрохлоридом (дионином), а также субконъюнктиваль-ными инъекциями кислорода, рефлексотерапией. Необходимо назначать рутин с аскорбиновой кислотой, рибофлавин, тиамин, витамин Е, интермедин, аденозинтрифосфорную кислоту, тауфон и др.

Если коррекция с помощью очков или контактных линз, консервативные методы лечения, а также рефлексотерапия не обеспечивают приостановки или значительного уменьшения скорости прогрессирования процесса, то показано хирургическое лечение. Решение вопроса о сроке и методе операции принимается в зависимости от ряда факторов. Чем младше ребенок, чем быстрее ежегодное (в течение двух-трех лет) прогрессирование близорукости (более чем на 1,0 дптр. в год), чем значительнее увеличивается сагиттальный размер глаза, тем больше показаний к укреплению капсулы глаза – склеропластике. Выбор методики склеропласти-ки производят в соответствии со стадией близорукости, т. е. локализацией и величиной морфологических изменений. Нужно учитывать то, что чем меньше близорукость, тем эффективнее склеропластика. Профилактика быстрого прогрессирования близорукости путем склеропластики эффективна почти в 90 % случаев. В течение двух-трех лет после операции близорукость зачастую увеличивается в пределах 1,0 дптр. против 3,0–4,0 дптр. при консервативном методе лечения. В случае стабильности близорукости в течение двух-трех лет, но при этом нежелании ребенка, достигшего совершеннолетия, носить очки и контактные линзы или при невозможности с их помощью обеспечивать высокую остроту зрения может быть произведена кератотомия, т. е. несквозные насечки на роговице, вследствие чего уменьшается ее преломляющая способность на заданную величину. Кератотомия наиболее эффективна при слабой и средней близорукости, а при высокой возможен кератомилез.

Лечение аккомодационной ложной близорукости прежде всего требует ограничения зрительной работы на близком расстоянии, правильной коррекции имеющейся аметропии и анизометропии. Основными методами лечения являются различные тренировочные упражнения для ресничной мышцы, инстилляции лекарственных препаратов, назначенных офтальмологом, а также рефлексотерапия.

 

№ п/п Описание упражнения Дозировка, темп Методические указания  
  Вводная часть  
  И.п.-основная стойка обруч вниз,хват рук с боков обеими руками 1 — обруч вперед; 2 — обруч вверх; 3 — обруч вперед; 6-7 раз   Взгляд направлен на обруч. Улучшает кровообращению глаза  
       
  2. 4 — исходное положение. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч вниз. 1 — обруч вверх; 2 —наклон вправо; 3 —выпрямиться, обруч вверх; 4 —исходное поло­жение. То же влево.     6-7 раз     улучшение кровообращения тканей глаза  
Основная часть  
3.   4.     5.     6.     7.   8.   9.     10.   11.     12.     13.   14.     15.     16.     17.   И.п.-основная стойка обруч вниз,хват рук с боков обеими руками 1 — обруч вперед; 2 — обруч вверх; 3 — обруч вперед; 4 — исходное положение. 2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч вниз. 1 — обруч вверх; 2 —наклон вправо; 3 —выпрямиться, обруч вверх; 4 —исходное поло­жение. То же влево.     И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч вниз. 1 — обруч вверх; 2 —наклон вправо; 3 —выпрямиться, обруч вверх; 4 —исходное поло­жение. То же влево. (6 раз)   И. п.— сидя на полу, обруч в согнутых руках перед грудью. 1—2 —наклон к правой ноге; 3—4 —исходное положение. То же к ле­вой ноге И. п.— лежа на спине, обруч в прямых руках за головой. 1-2-согнуть ноги в коленях, коснуться ободом обруча колен; 3-4 — исход­ное положение (6-7раз) И. п.— основная стойка, обруч перед грудью, в согнутых ру­ках. 1—2 —присесть, обруч вынести вперед; 3—4 —исходное поло­жение И. п.— стоя в обруче, руки произвольно. Прыжки из обруча и в обруч на двух ногах. Повторить 2—3 раза. И. п.— основная стойка, обруч вниз, хват рук с боков. 1—об­руч вперед; 2 — обруч вверх, вертикально; 3 — обруч вперед; 4 — вер­нуться в исходное положение. 2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч вертикально за спи­ной, хват рук с боков; 1 — поворот туловища вправо; 2 — исходное по­ложение. То же влево. 3. И. п. — основная стойка обруч вертикально на полу, хват рука­ми сверху. 1-2 —опираясь на обод обруча руками, отвести правую но­гу назад -вверх; 3-4 — вернуться в исходное положение. (6-7раз) 4. И. п. сидя, ноги врозь, обруч в согнутых руках у груди. 1—2 — наклон вперед, коснуться ободом пола (подальше). 3-4 - вер­нуться в исходное положение (6-7раз) 5.И. п. — основная стойка внутри обруча. 1 — присесть; 2 — взять обруч хватом с боков и выпрямиться, обруч на линии пояса; 3 — при­сесть, положить обруч на пол; 4 —исходное положение. (6-7раз) 6. И. п. — стоя в обруче, руки произвольно.   Прыжок из обруча, по­ворот кругом и снова прыжок в обруч,   6 раз     6-7 раз     8 раз   2-3 раз   8 раз     6-8 раз     6-7 раз     6-7 раз       6 раз     8 раз   6-8 раз   8 раз   10 раз Способствует тренировке аккомодации     Взгляд направлен на обруч. Улучшает кровообращению глаза   Улучшает зрительную работу на близком расстоянии Улучшение кровообращения тканей глаза     Никаких резких движений    
Заключительная часть  
18.   19.     И.п. – обруч на полу, основная стойка, руки на поясе. Мягкие прыжки на месте   И.п.- лёжа на спине, обруч возле ведущей руки. На счёт «три» - сед по-турецки, обруч в вытянутых руках над головой.     И.п. – стоя на коленях, обруч на уровне плеч. 1-отклонить корпус назад, 2- и.п.   Подведение итогов 5-6 раз     6 раз     По 3 раза   обруч удерживать широким хватом   Взгляд направлен на обруч. Улучшает кровообращению глаза    

 

 

Российский государственный социальный университет

 
 


Факультет физической культуры

 

Кафедра адаптивной физической культуры и

рекреации

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

По дисциплине: «Частные методики адаптивной физической культуры»

 

Комплекс упражнений с учетом диагноза близорукость

(20 упражнений с обручем)

 

 

ФИО студента Кочеткова Надежда Сергеевна
Направление подготовки АФК-Б-0-З-2014-1
Группа 49.03.02
Проверил к.п.н., доцент Карпова Н.В.

 

 

Москва, 2017

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: