ОБЩЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА




 

ОБЩЕНИЕ - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деят-ти и включающий в себя три стороны:

☺ коммуникативная - обмен инф-цией, эмоциями, планами, замыслами, реш-ми...

☺ перцептивная - восприятие людьми друг друга в процессе общения

☺ интерактивная - взаимодействие в процессе общения.

 

ВИДЫОБЩЕНИЯ

= формально-ролевое

= деловое

= духовное (# друзья)

= светское

= манипулятивное - чел-к рассматривается как средство достижения цели

 

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:

1 - контактная

2 - информационная

3 - налаживание взаимодействия

4 - эмативная - понимание эмоций

5 - побудительная

 

СТОРОНЫОБЩЕНИЯ:

 

I. КОММУНИКАТИВНАЯ

 

умение правильно слушать.

Слушание:

- пассивное (нерефлексивное)- не предполагает активное участие слушателя в беседе

обязательно угукать, агакать, дакать, кивать головой, в крайнем случае - ну и что там дальше?..

- активное (рефлексивное)- активное участие в том, что говорят

шаблоны фраз: что, где, когда, почему, правильно ли я вас понял..., исходя из ваших слов..., другими словами вы хотите сказать...

Ошибки слушания:

- перебивать

- отвлечение

- переход на другую тему

 

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

● вербальные = 35 % - инф-ция

● невербальные = 65 % - отнош-е к инф-ции, к собеседнику, дополн-е инф-ции...

 

Классификация невербальных средств:

♠ Кинесика

экспрессивно-выразительные движения

= жесты - руками и головой

- открытые

- закрытые

= позы - тела

Жестикуляция не д.б. ниже пояса/близко к телу

национальные особ-ти

= мимика - лица

= походка

 

◊ визуальный контакт

взгляд (<3/4 разговора) - оценивается чистота контакта, продолжительность, направление взгляда

взгляд: деловой, светский, интимный.

 

♠ Просодика и экстралингвистика

невербальные хар-ки речи: тембр, громкость интонации,

экстралингвистика: паузы, кашель, смех, плач

 

♠ Такесика

динамические прикосновения к собеседнику: похлопывание, рукопожатие, поцелуи

 

♠ Праксемика

дистанция и ориентация в простр-ве

Дистанция общения

- интимная - 50 см.

- личная - до 1 м.

- социальная - до 4 м.

- публичная - > 4 м.

Ориентация в простр-ве:

1) деловая

2)дружественная

3) соперничество

4) независимая

 

 

II. ПЕРЦЕПТИВНАЯ

 

ВОСПРИЯТИЕ - целостный образ партнёра по общению, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Механизмы социальной перцепции:

1. Идентификация - отождествление себя с партнёром по общению (поставить себя на место другого)

2. Эмпатия - понимание партнёра на уровне чувств, но модель поведения не принимается

3. Аттракция - понмиание партнёра на основе устойчивого позитивного чувства к нему.

 

Формирование аттракции:

√ улыбка

√ искренняя заинтересованность в собеседнике

√ подчёркивание значимости собеседника "твой совет был полезен", "твоя идея меня спасла"...

√ экспертная зона - хвалите чел-ка за его экспертную зону

√ комплимент - небольшое преувеличение достоинств чел-ка

√ Я-сообщение вместо Ты-высказывание

Вместо "ты обманщик" -> "я чувствую себя обманутым"

далее идёт описание поведения чел-ка, к-ое вас не устраивает

Ваша реакция на это неправильное поведение

объясняетя, почему это поведение составляет трудность

пожелание того, чтобы Вы хотели

√ вербализация чувств - сказать:

- своих чувст

- чувств собеседника - "я чувствую, что Вы расстроены"

- относительно ситуации - "я чувствую, наш разговор зашёл в тупик"

√ реакция на критику и умение критиковать

Критика:

- агульная - "не реф-т, а, бог знает, что"; "у вас нечего купить". ответ - "что конкретно Вы имеете в виду", "а какое поведение тебе бы понравилось", "хорошо, я подумаю"

- несправедливая -

- справедливая - касается действий, а не лич-ти чел-ка

 

4. рефлексия - понимание себя через партнёра по общению

 

ФАКТОРЫВОСПРИЯТИЯ:

♦ привлекательность

невычурный внешний вид

внешне привлекательного чел-ка мы склонны переоценивать

♦ отношение к нам

люди, к-ые хорошо к нам относятся, оцениваются нами выше

♦ превосходства

если выигрыш по одному фактору, то переношу на всё остальное

 

ЭФФЕКТЫВОСПРИЯТИЯ:

= стереотипизация - стереотип - эмоционально-нерациональное суждение

= ореола - инф-ция, полученная о чел-ке до встречи с ним, очень влияет на первое восприятие

 

III. ИНТЕРАКТИВНАЯ -

взаимодейтсвие

 

Трансакции (Эрик Берн)

Р Р (Р->В) при совпадении - сотрудничество

В В (Р->Д) при пересечении - конфликт.

Д Д (м.б. Д->Д + В->В)

 

Барьеры общения:

● социально-культурные

● психо-физиологические

● среды

● понимания

- логический (нелогичность речи)

- фонетический - э...бе... ме..., заикание, картавость

- стилистический

- семантический - говорят об одном и том же, но понимают разное

● отношений

неприязненное отн-е к коммуникатору плохо сказывается на передаче инф-ции

 

 

Типы лич-ти прест-ков

Случайный тип.

Ситуативный

Корыстный

Насильственный

Рецидивный

 

Лиц, впервые совершивших тяжкие преступления под воздействием неблагоприятного стечения обстоятельств и характеризуемых помимо этого деяния в основных сферах жизнедеятельности положительно, принято относить к ситуационному типу преступников.

Неустойчивый тип преступников составляют лица, совершившие преступления впервые, но допускавшие и ранее правонарушения и аморальные поступки.

Злостный тип преступника включает лиц, неоднократно совершавших преступления, в том числе и ранее судимых.

Особо злостными преступниками принято считать лиц, совершивших опасный или особо опасный рецидив преступлений.

Главными типологическими признаками антисоциальной направленности личности являются:

негативно-пренебрежительное отношение к личности человека и ее важнейшим благам;

корыстные побуждения;

индивидуалистическое, антисоциальное отношение к различным общепринятым ценностям и социальным установкам;

легкомысленно-безответственное отношение к своим обязанностям и охраняемым законом социальным ценностям.

 

 

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА (СПЭ)

 

Предмет - психологические особ-ти психически здоровых лиц.

СПЭ проводится тогда, когда необходимы специальные познания в области научной психологии и владения методами научного познания.

 

Компетенция СПЭ

I. Установление спос-ти несоверш-х обвин-х, имеющих признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания (временной задержки) в психическом развитии, полностью осознавать значение своих действий и определение меры их спос-ти руководить этими действиями

II. Установление принципиальной спос-ти психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учётом их индивидуально-психологических и возрастных особ-тей, уровня психич-го развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обст-ва и давать о них правильные показания

III. Установление, находился ли обвиняемый в момент совершения прест-я в состоянии физиологического аффекта и других психических состояний

IV. Установление спос-ти психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании (в первую очередь малолетних и несоверш-х) понимать хар-р и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление

V. Установление принципиальной возм-ти возникновения у S-та в конкретной ситуации различных психических состояний, делающих невозможным или существенно затрудяющих выполнение профессиональных функций в области управления современной техникой

VI. Установление у S-та индивидуально-психологических особ-тей (например, повышенной внушаемости, импульсивности, подражательности и др.), способных существенно влиять на содержание и направленность действий в конкретной ситуации

VII. Установление, находился ли умерший в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству, и, если находился в этом состоянии, чем оно могло быть вызвано.

VIII. СПЭ в составе комплексных экспертиз

 

 

ДИАГНОСТИКА ЛЖИВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

 

Критерий оценки высказываний Правдивые Лживые
Компетентность и осведомлённость Часто выходят за рамки знаний чел-ка Ограничены опытом, квалификацией, образованностью чел-ка, его фантазией Строятся на основе «типовых историй»
Речевая хар-ка высказываний Формулируются собственными словами Изобилуют сложной терминологией
Уникальность высказываний Индивидуальные, правдивые, в них больше деталей, тонкостей схематичны
Эмоциональная насыщенность и убедительность Больше свойственны. Человека трудно сбить с толку Неэмоциональны, искусственная эмоция. Убедительность достигается путём ссылок на чужие слова
Кажущееся несоответствие высказываний больше Все факты «приглажены» и согласованы
Ролевая позиция говорящего От своего имени Постороннего наблюдателя
Уклонение от ответа на прямой вопрос нет да
Неоднократность повторения одних и тех же суждений нет да
Приговорки нет Часто проявляются

 

 

ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

√ - что рассказывать. концентрация рассказа. не пытайтесь объять необъятное

√ - кому рассказать.

√ - из каких частей состоит выступление: введение - тема, почему это будет интересно; основная часть - в предложении не более 10 слов; заключение - итоги. оригинальная концовка: # если я не убедила вас, жизнь в скором времени это сделает.

√ - украшения речи # афоризмы, высказывания

√ - побуждайте слушателей к действию # представьте себе, подумайте...

√ - избегайте ошибок говорения # стилистические, фонетические, лексические, морфологические, двусмысленность, злоупотребление иностранными словами, фактические...

√ - фигуры речи: анафора - единоначалие, антитеза, парадокс, антифразис, гипербола, литота - преуменьшение, паралипсис, антиципация-"я предвижу вопрос", эпитет, риторический вопрос

√ - невербальное поведение

√ - психологический контроль аудитории

√ - цель

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

 

 

"Не мы на детей похожи, а дети на нас".

 

"Родители жили отдельно и без тебя.;-)"

 

Мирзакорим Нарбеков. Опыт дурака или ключ к прозрению.

 

Майерс. Социальная психология.

 

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Субъективные признаки:

Интерес (вопросы "как?", "почему?"), увлечение, стремление всё узнать, состояние нетерпения, состояние возбуждения

Объективные признаки:

Блеск в глазах, сосредоточенный взгляд, приоткрытый рот, постоянно задаёт вопросы.

 

ГНЕВ

Голова прямая, сближение или опускание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу. Расширение глазных щелей, быстрые движения глазных яблок. Губы плотно сомкнуты с подворачиванием губ внутрь. Руки размахивают, дрожание, кисти сжаты в кулак. Корпус наклонён вперёд. Топание ногами. Наличие разрушительной тенденции.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: