Отношение к работе, степень ответственности




1. Вы согласитесь выйти на работу, если за нее не будет вы­плачиваться дополнительное вознаграждение?

2. Если работа будет мешать вашей личной жизни, вы уволи­тесь?

3. Вы готовы выполнять сверхурочную работу?

4. Есть люди, которые не успокаиваются, пока не становятся лучшими в своей работе. Вы не такой?

5. Приведите примеры вашей инициативы на прежнем месте работы.

6. Вас не путает, когда приходится нести ответственность за что-либо?

7. О некоторых людях складывается мнение, что они много и упорно работают. Вы относитесь к их числу?

8. Вы готовы выполнять рутинную работу?

9. Вы не будете возражать, если возникнет необходимость выезда в командировки по стране?

10. Что вы предпримете, если работа покажется вам труд­ной?

Степень самоорганизации

1. Вас считают практичным человеком?

2. Вы составляете планы на каждый день?

3. Можно ли назвать вас человеком, живущим сегодняшним днем?

4. А что вы думаете о своем будущем? Пытаетесь как-то его планировать?

5. Вас никогда не ругали за опоздание на работу?

6. Часто ли бывают случаи, когда вы забываете возвратить вещь, которую брали, на свое место?

7. Вы ведете учет ваших расходов?

8. Вы обычно тратите много времени, чтобы привести в по­рядок свои вещи?

9. У вас есть постоянные обязанности в семье?

10. Можно ли считать вас человеком, работающим над со­бой (если это так, то как именно вы это делаете)?

 

3.Особенности поведения с сотрудниками различных психологических типов.

 

Классификация психотипов личностей

Социально-психологическая (неформальная) структура рабо­чей группы выступает как совокупность различных психотипов личностей.

 

Существует множество критериев классификации личностей 1. С точки зрения индивидуально-психологических данных возможна типизация на основе физической конституции, особен­ностей нервной системы (Кречмер, Шелдон, И.П. Павлов). Сюда относятся:

• достаточно популярное деление на астеников, пиквиков и атлетов, сангвиников (сильный, уравновешенный, под­вижный), холериков (сильный, неуравновешенный), флегматиков (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхоликов (слабый, неуравновешенный, инертный);

• разработанное Юнгом деление на экстравертов (расположены к общению, ориентированы во вне) и интровертов (не склонны к общению, ориентированы во внутрь);

• типология Хейманса — Ле Сенна (восемь типов лич­ностей, различающихся по эмоциональности, активности, впечатлительности) и т. д.

Из числа рассмотренных выше психотипов личности наи­большее практическое значение для делового общения имеет деление по темпераменту, под которым понимается определен­ное соотношение степени эмоциональной стабильности и ори­ентации либо на самого себя, либо во внешний мир, на окру­жающих. Здесь важно учитывать, что

• принадлежность к тому или иному типу определяется ге­нетической предрасположенностью;

• «чистых» психотипов практически не существует;

• существует прямая связь между темпераментом и деловы­ми качествами конкретного индивида.

Начнем с холерика. У него нет устойчивых психических ре­акций, он неусидчив, суетлив, тороплив, для него характерны резкость и прямолинейность, он упрям, быстр, находчив в спо­ре, зато не обидчив и незлопамятен. Отсюда следует, что он предрасположен к конфликтам, не умеет слушать других, скло­нен к риску, плохо работает с неодушевленными предметами, т. е. не годится для рутинной работы с бумагами, персональны­ми компьютерами и требующих терпения длительных деловых переговоров. Его возможности в качестве начальника ограниче­ны, желателен заместитель — флегматик.

Иным набором личностных качеств обладает сангвиник: начи­нает дело с увлечением, но редко доводит его до конца, неустой­чив в симпатиях и антипатиях, быстр в принятии решений, легко приспосабливается к изменяющейся деловой ситуации. Контактен

л легок в общении, не конфликтен, умеет слушать других людей. Вместе с тем, его ориентация на одушевленные предметы не по­зволяет ему кропотливо работать с деловыми документами, персо­нальными компьютерами. Сангвиник идеально подходит для рабо­ты с людьми, в том числе как руководитель.

Главное качество флегматика — ориентация на неодушев­ленные предметы, самого себя. Он спокоен и хладнокровен, по­следователен и обстоятелен в делах, терпелив, устойчив в сим­патиях и антипатиях, равнодушен к похвале. При этом важно помнить, что его реакция на изменяющуюся деловую ситуацию нередко запаздывает, ему трудно установить обратную эмоцио­нальную связь с собеседником и, следовательно, общаться, вес­ти деловой диалог. Он прагматик в том смысле, что собеседник интересен ему только в том случае, если он заинтересован в нем. Зато флегматик незаменим при работе с документацией, это — идеальный бухгалтер.

«Недоразумение природы» — так некоторые называют ме­ланхолика. Его главная черта — обостренная чувствительность к окружающему миру. Это прекрасное качество, например, для художника или музыканта, но отрицательно сказывается на де­ловом общении. Меланхолик стеснителен и застенчив, мните­лен, обидчив, не верит в свои силы, склонен к подозрительно­сти. Наряду с этими качествами общение с другими людьми за­трудняют скрытность, стремление замкнуться в себе; склонность к образному, а не понятийному мышлению затрудняет анализ деловой ситуации, но создает прекрасные предпосылки для дея­тельности, например, в области рекламы.

Под социально-психологическими качествами имеются в виду соци­альные установки, стереотипы мышления, ценностные ориентации. Этот подход характерен для Мертона (конформистский и девиантный типы) и Фромма (накопительский и эксплуататорский)

и т.д.

Для практики делового общения наибольшее значение имеет классификация основателя социометрии американского ученого Я.Л. Морено (1892—1974), исследовавшего неформальные отно­шения в группе с точки зрения распределения симпатий и ан­типатий («звезды», т. е. неформальные лидеры, и изолирован­ные члены группы, представляющие как бы разные полюсы не­формальной структуры).

Интересную классификацию предложил российский уче­ный В.М. Шепель:

коллективисты — общительные работники, активно сдерживающие общественные начинания;

индивидуалисты — тяготеющие к персональной ответст­венности, самостоятельности;

претензионисты — работники, которым присущи тщесла­вие, обидчивость, желание находиться в центре внима­ния, подражатели — сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений;

пассивные — слабовольные работники, не проявляющие инициативы;

изолированные — работники с несносным характером1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: