Тема № 1: Хозяйственное право и хозяйственное законодательство.




1. Понятие хозяйственного права.

2. Предмет хозяйственного права. Методы хозяйственного права.

3. Принципы хозяйственного права.

4. Источники хозяйственного права.

5. Хозяйственные правоотношения: понятие, субъекты, объекты и виды.

1. В настоящее время среди ученых и практиков ведутся дискуссии по поводу целесообразности существования обособленной отрасли хозяйственного (предпринимательского) права, отраслевой принадлежности норм регулирования предпринимательских (хозяйственных) отношений.

Существует четыре этапа формирования хозяйственного права.

Первый этап относится к 1920-м годам и связан с развитием двухсекторной теории Петра Ивановича Стучка. Один из секторов, обслуживающих частные отношения, должен был основывать свою деятельность на базе ГК, а другой — на базе нового хозяйственного законодательства. По мере развития и усиления социалистического сектора экономики первый вид регулирования должен был уйти с исторической сцены, а второй — укрепиться и стать господствующим. С 1921 г. на факультете советского права МГУ было начато преподавание Хозяйственного права наряду с гражданским, трудовым и римским частным правом, а в 1925 году было создано хозяйственно-правовое отделение. Которое готовило юрисконсультов для хозяйственных предприятий. На всех отделениях курс хозяйственного права читал известнейший юрист того времени, профессор И. С. Перетерский. Огромный вклад в становление советского Хозяйственного права внесли В. А. Краснокутский, И. Б. Новицкий, П. И. Стучка, М. М. Агарков, А. Г. Гойхбарг, Д. И. Курский. Благодаря их усилиям в 20-е годы были приняты Гражданский и Земельный кодексы, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного кодексов.

На втором этапе в 1930- е годы следует выделить теорию единого хозяйственного права (Л.Я. Гинцбург, Е.Б. Пашуканис), в рамках которой впервые была высказана идея принятия Хозяйственного кодекса как центра формирования самостоятельной отрасли хозяйственного права. Эта теория исходила из того, что хозяйственное право является особой формой политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством и организации хозяйственных связей. В рамках этой теории были разработаны предложения по укреплению законности в хозяйственной деятельности. В 1936 году, теория единого хозяйственного права было объявлено вредительской, а авторы этой теории были объявлены врагами народа, а углубленное научное изучение проблем правового обеспечения социалистической экономики прекратилось до 50-х гг.

Третий этап в развитии отечественной хозяйственно-правовой мысли относиться к 1950-м - 1980 -м гг. когда заново возродились идеи хозяйственного права в противовес дуалистического подхода регулирования экономики с позиций гражданского и административного права. В 60-е XX в. сформировалась новая концепция хозяйственного права, исходившая из единства правового регулирования хозяйственных отношений, складывающихся при осуществлении хозяйственной деятельности (отношений по горизонтали) и возникающих при руководстве экономикой (отношений по вертикали). Эта концепция использовалась при проведении экономической реформы 1965, когда были расширены права государственных предприятий, повышена роль хозяйственных договоров. Такой подход помогал преодолевать узкие рамки действовавших в то время Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961, которые исходили из безусловного приоритета административного акта над договором.

На базе этой концепции был разработан проект хозяйственного кодекса, основная идея которого состояла в укреплении законности в хозяйственном управлении. Однако партийно-государственный аппарат того времени при поддержке цивилистической науки отверг этот проект, который так и не стал законом. В тоже время развитие науки и возрождение преподавания Хозяйственного права на юридических факультетах было связано с принятым в 1964 году постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране». На юридическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова Хозяйственное право читалось для студентов всех специализаций с 1966 учебного года в рамках кафедры Гражданского права. Первый учебник по Хозяйственному праву, после его возрождения в учебных планах юридических факультетов был подготовлен авторским коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора В. В. Лаптева («Хозяйственное право». М., Юридическая литература, 1967 г.). Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР принимают постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства». Признание Хозяйственного права было построено на том, что им регулировались социалистические хозяйственные отношения, но не все, а только возникающие в процессе осуществления экономической деятельности или руководства ею, и не в полном объеме, а лишь в меру участия на обеих сторонах социалистических хозорганов (предприятий, организаций, органов управления, планирования и т. д.).

Четвертый этап, который можно обозначить как постсоветский, начался в 1990-х. Переход от плановой экономики к рыночной (от одной экономической системы к другой); придание законного статуса ПД, многообразие форм собственности, появление различных организационно-правовых форм ПД, возведение свободы договора в ранг принципов - изменение сложившейся концепции; современная школа ХПП (В.С. Мартемьянов) (неразрывное сочетание публичных и частных интересов в предпринимательстве; единое регулирование всех отношений этой сферы независимо от того, касается это непосредственного ведения хозяйственной деятельности или государственного воздействия на такие отношения. С этого периода в условиях формирования рыночных отношений начинают выделяться самостоятельные школы хозяйственного (предпринимательского) права.

Понятие «хозяйственное право» может рассматриваться в четырех значениях.

Хозяйственное право как система законодательства представляет собой совокупность нормативных актов, регламентирующих хозяйственные отношения с участием юридических и физических лиц.

Хозяйственное право как наука представляет собой систему обобщенных знаний о сущности и закономерностях развития правового регулирования предпринимательской и тесно связанной с ней иной, в т.ч. некоммерческой деятельности, а также государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Хозяйственное право как учебная дисциплина изучает основы правового регулирования предпринимательской и связанной с ней деятельности: субъекты, объекты, договорные обязательства, правовую защиту прав предпринимателей и др., а также вырабатывает навыки применения законодательства при решении правовых вопросов, возникающих в деятельности субъектов хозяйствования.

Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Хозяйственное право как отрасль законодательства следует отличать от хозяйственного права как отрасли права. Отрасль права - это совокупность правовых норм, а отрасль законодательства - совокупность нормативных правовых актов.

2. Хозяйственное право имеет свой предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования хозяйственного права составляют хозяйственные отношения, которые складывается при осуществлении хозяйственной деятельности. С этой точки зрения хозяйственные отношения – это самостоятельный вид общественных отношений. Это отношения между субъектами хозяйствования и включают в себя, как правило, отношения между предприятиями, хозяйственными организациями, в том числе и внутрихозяйственные отношения.

Таким образом, предметом хозяйственного права – являются общественные отношения, складывающиеся в процессе предпринимательской деятельности, регулируемые нормами хозяйственного права.

Существует три группы отношений, входя­щих в предмет предпринимательского права:

· предпринимательские отношения;

- профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;

- отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т.п.;

· некоммерческие, отношения;

- хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятия, управлению собственности;

· отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

- хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельностью;

- государственное воздействие на субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность.

Под методом правового регулирования, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования.

Применяемый в хозяйственном праве метод регулирования отношений характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов.

В хозяйственном праве присутствуют:

1) диспозитивные нормы - предоставляют субъектам самостоятельно выбирать вариант поведения, которые им больше подходит;

2) императивные нормы – исчерпывающе определяют объем субъективного права или обязанности.

Отсюда можно сделать вывод, хозяйственное право имеет следующие методы:

1. метод обязательных предписаний - при таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.

2. метод автономных решений (метод согласований) - При таком методе субъект хозяйственного права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовое отношение он делает по согласованию с другим его участником.

3. метод рекомендаций - при его применении одна сторона правового отношения дает другой стороне рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.

Кроме того, можно выделить в самостоятельный метод используемый – метод запретов.

В настоящее время государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным.

Прямое регулирование бо­лее свойственно административной экономике, и в настоящее время оно сдает свои позиции. Вместе с тем, в правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов пред­принимательской деятельности. Прямое государственное регулиро­вание можно рассматривать по следующим направлениям:

- установление требований, предъявляемых к предпринима­тельской деятельности;

- введение запретов на те или иные проявления при ее осуществ­лении;

- применение государством санкций и мер ответственности;

- создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и лик­видация (например, унитарных предприятий);

- заключение договоров для обеспечения целевых программ, удовлетворения иных государственных нужд и др.

Вместе с тем, в рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением раз­личных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государст­венное регулирование может как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообло­жении, кредитовании и т.п.), так и быть направленным на стимулирование осуществления деятельности.

3. Принципы – это та правовая основа, на которой возникают и действуют хозяйственные отношения, формируется права и обязанности участников хозяйственных отношений.

Принципы в праве это, прежде всего юридическая категория, поскольку с ними связывается определенные правовые последствия. Они обуславливают не только содержание, но и форму правоотношений.

Для хозяйственного права характерны следующие принципы:

1. принцип законность. Данный принцип является общим для всех отраслей права и применительно к хозяйственному праву означает, что хозяйственная деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении норм законодательства как субъектами хозяйствования, так и государством.

2. принцип равноправие субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе. Согласно ч. 2 ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом;

3. принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции Данный принцип находит свое отражение в ст. 1029 и 1030 ГК, а также в Законе Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции";

4. принцип экономической свободы в соответствии с ч. 4 ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Однако эта свобода небезгранична. Так, свобода предпринимательской деятельности ограничивается практикой лицензирования отдельных видов деятельности (например, строительной, транспортной);

5. принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих направить мотивацию деятельности различных социальных групп на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов Такое регулирование экономики, предпринима­тельства осуществляется в любом государстве. Его различные фор­мы и методы определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традиция­ми, национальными особенностями и другими факторами. Переход к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмо­тра системы государственного регулирования экономики, замены административных мер воздействия на экономические.;

4. В системе права Республики Беларусь выделяют такую отрасль права, как хозяйственное право. В системе законодательства хозяйственное право не выделено в отдельный массив правовых норм, регулирующих специфическую отрасль правоотношений. По сути хозяйственное законодательство Республики Беларусь представляет собою комплекс нормативно-правовых актов и отдельных норм права, входящих в различные отрасли права и законодательства. В данный комплекс входят, прежде всего, нормы гражданского права. Наряду с гражданско-правовой регламентацией хозяйственных правоотношений их регулирование в той или иной мере осуществляется нормами банковского, финансового, земельного, таможенного, жилищного, административного права. Хозяйственное законодательство представляет собой совокупность нормативных актов, регламентирующих хозяйственные отношения с участием юридических и физических лиц.

Систему хозяйственного законодательства составляют: законы, декреты, указа, Президента РБ, постановления органов высшей гос власти, локальные правовые акты.

Под источниками права:

- в общем, значении понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа.

- в конкретном значении источниками являются акты, содержащие правовые нормы, регламентирующие общественные отношения.

В зависимости от юридической силы источники ХП можно разделить на законы подзаконные акты:

Конституция Республики Беларусь (закрепляет равенство всех форм собственности)

Кодексы: Гражданский кодекс РБ, Банковский кодекс РБ;

Законы: можно классифицировать по критерию "сфера регулируемой хозяйственной деятельности":

- законы, регулирующие общее состояние определенного вида рынка (например, Закон "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции");

- законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке (например - Закон "О хозяйственных обществах"));

- законы, регулирующие отдельные виды хозяйственной деятельности (например, Закон Республики Беларусь "О рекламе");

- законы, определяющие правовой статус субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательской деятельности (например, Законы Республики Беларусь "О товарных биржах";

- законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности (например, Закон Республики Беларусь "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации").

Декреты, указы Президента Республики Беларусь: Декрет «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»; Указ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Большую роль в правовом регулировании хозяйственной деятельности играют подзаконные акты, которые принимаются на основе и во исполнение законов. К подзаконным актам в первую очередь относятся постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления хозяйственной деятельности.

Постановления правительства РБ: «Об утверждении положения о поставках товаров в РБ», «О Концепции ценообразования в Республике Беларусь» и др.

Нормативные акты республиканских органов государственного управления: Постановления Министерства экономики РБ «Об утверждении инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках РБ»

Значительную роль в правовом регулировании хозяйственной деятельности играют акты высших судебных.

- Локальные правовые акты: приказы, распоряжения, инструкции, договора самих хозяйствующих субъектов.

 

5. Хозяйственные правоотношения – это урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

Субъектами хозяйственных правоотношений являются граждане, имеющие статус предпринимателя, юридические лица, а также государство и АТЕ в лице соответствующих органов обладающих определенной компетенцией.

Объектами хозяйственных правоотношений являются:

1. вещи, включая деньги,

2. ценные бумаги,

3. имущество,

4. имущественные права;

5. работы и услуги;

6. собственная деятельность субъекта хозяйствования;

7. неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна).

Содержание хозяйственного правоотношения составляют субъективные права и обязанности его участников, являющиеся соответственно мерой возможного и должного поведения и обеспечиваемые в необходимых случаях государственным принуждением.

Хозяйственные правоотношения можно разделить на два вида:

Вертикальные – отношения, складывающиеся между субъектами предпринимательской деятельности и государственными органами, регулирующими эту деятельность различными способами и в различных формах. Одной из сторон таких отношений выступает субъект хозяйствования, а другой – орган государственного управления;

Горизонтальные – отношения, складывающиеся между субъектами предпринимательской деятельности в процессе ее осуществления. Большая часть этих отношений строится на равенстве их участников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: