Описание организации и обзор отрасли




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….3

ГЛАВА 1.Теоретические основы бизнес-планирования

1.1. Планирование в организации: понятие и основные особенности….. 7

1.2. Роль бизнес-планирования в деятельности организации…………...12

1.3. Основные аспекты составления бизнес-плана………………………17

ГЛАВА 2. Общая характеристика бизнес-плана ООО «Сентябрь»

2.1 Резюме………………………………………………………………….....27

2.2 Описание организации и обзор отрасли……………………...………...28

2.3 Характеристика продукции………………………………………...……33

2.4 Анализ рынка ………………………………………….…....................…35

ГЛАВА 3. Маркетинговое и финансовое обоснование бизнес-плана ООО «Сентябрь»

3.1 План маркетинга………………………………………………………….46

3.2 Финансовый план……………………………………………………...…49

3.3 Оценка экономической эффективности…………………………….…..52

3.4 Анализ рисков проекта…………………………………………………..55

Заключение………………………………………………………………………57

Список использованной литературы………………………………………..…60

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Планирование производственной и коммерческой деятельности в настоящее время не только возможно, но и жизненно важно для всех без исключения организаций. Государства планируют стратегии своего экономического развития, определяют статьи расходов и доходов бюджета страны и т.д. На уровне организаций осуществляется не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальная разработка оперативных (текущих) планов. В современных рыночных условиях необходимо широко использовать преимущества планирования в конкурентной борьбе.

В этой связи любой руководитель, желающий заниматься предпринимательской деятельностью и получать значительную прибыль, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать компанию, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Что особенно важно в современных условиях, когда получение дополнительной финансовой поддержки подчас становится краеугольным камнем в реализации новых перспективных проектов. Кроме того, бизнес-план также используется для проверки идей, целей, для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей. Именно поэтому изучение различных аспектов бизнес-планирования представляется чрезвычайно актуальным.

Цель данной выпускной квалификационной работы – анализ различных аспектов процесса бизнес-планирования.

В этой связи в рамках данной работы были поставлены следующие задачи:

- исследовать теоретические основы бизнес-планирования;

- осуществить практическое составление бизнес-плана для ООО «Сентябрь».

Объектом исследования, проводимого в рамках данной выпускной квалификационной работы, является общество с ограниченной ответственностью «Сентябрь».

Общество с ограниченной ответственностью «Сентябрь» было создано в 1999 году.

Уже более 10 лет ООО «Сентябрь» работает на рынке продовольственных товаров Нижегородской области, однако 3 года назад было начато освоение нового рынка – рынка мебельной продукции. В настоящее время ООО «Сентябрь» специализируется на производстве мягкой и корпусной мебели. Ассортимент представлен как коллекциями современного дизайна, так и классическими элитными моделями. Мебель изготавливается на современном специализированном оборудовании с использованием отечественных и западных комплектующих и высококачественных натуральных материалов из Италии, Германии, Франции и Бельгии. Собственные производственные помещения площадью 1400 м.кв. позволяют разместить и использовать современное оборудование, обеспечивающее производство мебели высокого качества и различного уровня сложности. Многие из выпущенных мебельных коллекций уникальны и не имеют аналогов по соотношению цена/качество. Мебель ООО «Сентябрь» изготавливается только высококвалифицированными работниками, прошедшими специальную профессиональную подготовку; все этапы создания мебели сопровождаются эффективной системой внутреннего контроля качества. Вся продукция проходит обязательную государственную сертификацию.

Цель компании – стать признанным лидером мебельной отрасли в Нижегородском регионе, сформировать современный, инновационный тип компании, способный быть успешной.

Политика ООО «Сентябрь» ориентирована на обеспечение конкурентоспособности продукции, ее качества и разнообразия.

Головной офис организации располагается по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Студенческая, 37.

Предметом данной выпускной квалификационной работы является бизнес-план открытия магазина-салона мебели ООО «Сентябрь».

При написании данной работы были использованы различные научные методы, как-то: анализ, синтез, абстрагирование, аналогия, сравнительный, функциональный, конкретно-социологический и иные методы.

При подготовке выпускной квалификационной работы было использовано значительное количество разнообразных источников: нормативные правовые акты, зарубежные и иностранные научно-практические монографии, учебные пособия, статьи в периодических изданиях и т.д.

Особое внимание хотелось бы обратить на труды следующих ученых: Абрамс Р., Адамс Б., Баканов М.И., Бекетова О.Н., Буров В.П., Берд П., Голембиовский С.А., Горемыкин В.А., Джанкубова Т.Н., Зелль А., Котляров И.Д., Лапыгин Ю. Н., Лапыгин Д.Ю., Орлова Е.Р., Патсула Питер Дж., Пейли Н., Петров К.Н., Тиффани П., Питерсон С.Д., Ушаков И.И., Цвиркун А.Д., Шаш Н.Н., Шевчук Д.А.

Данная выпускная квалификационная работа включает в себя введение, заключение, 3 главы, список использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы настоящего исследования, раскрываются его основные аспекты.

В первой главе рассматриваются основные теоретические аспекты бизнес-планирования.

Во второй главе дается общая характеристика бизнес-плана ООО «Сентябрь».

В третьей главе предлагается маркетинговое и финансовое обоснование бизнес-плана ООО «Сентябрь».

В заключении содержатся выводы, полученные в ходе написания данной выпускной квалификационной работы.

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы бизнес-планирования

 

Планирование в организации: понятие и основные особенности

 

Планирование - это один из методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования.

Планирование используется для подготовки принятия решений. Оно всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие организации в перспективе.

Планирование представляет собой систематическую подготовку принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях. В современных условиях эффективность функционирования определяется многими обстоятельствами: правильностью установления спроса и предложения, выбором оптимальной технологии и организации производства, своевременным и рациональным ресурсным обеспечением, величиной основного и оборотного капитала, формами и методами реализации и т.д [12,с.325].

В условиях рынка диапазон использования факторов чрезвычайно широк, субъект хозяйствования стремится к их оптимальному сочетанию. Основной формой внутренней увязки всех факторов является планирование производственной и финансовой деятельности. В условиях жесткой конкуренции планирование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности является важнейшим условием их выживания, экономического роста и процветания. Планирование позволяет оптимально увязать имеющиеся возможности по выпуску продукции со сложившимся на рынке спросом и предложением.

Это вытекает из самой сущности планирования, проявляющейся в том, что:

- оно имеет дело с выбором из множества возможной альтернативы развития предприятия в будущем;

- реализация выбранной альтернативы осуществляется на основе решений, принимаемых сегодня, поэтому всегда существует вероятность ошибки;

- планирование – это непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются по времени цели и задачи развития предприятия (начиная с производства изделий, их реализации и кончая дальнейшим его развитием); определяются стратегия и политика по их достижению; разрабатываются долгосрочные планы, в которых скоординировано выполнение показателей, отражающих различные стороны ведения экономики предприятия;

- исходной посылкой планирования должен стать принцип, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственников, учредителей, коллективов акционеров, государства и т.д.);

- в силу различий в самой сущности и характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, например, приобретение оборудования и характер его использования, кадровая политика, определение ассортимента продукции и рынка сбыта требуют рассмотрения в долговременном плане. В то же время, текущее обеспечение предприятия сырьем и материалами, плата за энергию, воду нуждаются в анализе в краткосрочном периоде.

Непосредственный процесс планирования включает в себя четыре этапа:

- выработку общих целей субъекта хозяйствования;

- детализацию и конкретизацию целей для определенного этапа развития;

- определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;

- контроль достижения целей.

Важным элементом методики планирования является определение способа планирования.

Прогрессивный способ (снизу вверх). Этот способ отличает систему делегирования планирования. На каждой новой ступени планы объединяются по структурным подразделениям, в итоге создается единый план субъекта хозяйствования.

Ретроградный способ планирования (сверху вниз) представляет собой обратную систему. Контрольные цифры доводят до структурных подразделений, на основе которых разрабатываются планы структурных подразделений [18,с.412].

Встречное планирование (круговое планирование) объединяет прогрессивное и ретроградное планирование. Данный способ наиболее эффективен.

Еще одним немаловажным моментом в методическом обеспечении планирования является выбор техники планирования.

Последовательное планирование предусматривает составление годового плана в декабре отчетного года.

Скользящее планирование предусматривает составление, корректировку предстоящей части перспективного плана. В современных условиях распространенным является скользящее планирование с наложением.

Еще одним аспектом планирования является выбор методов. На практике распространены обычные методы, которые включают в себя карточные и формулярные наборы, перечни, графики, таблицы. Однако в последние годы методика планирования усовершенствована, появились программные продукты различных фирм, которые позволяют автоматизировать работы по планированию[20,с.516].

Планирование можно классифицировать по следующим основаниям:

1. По степени охвата:

- общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности субъекта хозяйствования;

- частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности.

2. По содержанию планирования:

- стратегическое планирование (поиск новых возможностей);

- тактическое планирование (создание определенных предпосылок);

- оперативное планирование (реализация возможностей).

3. По предмету планирования:

- целевое планирование (определение целей);

- планирование средств (материальные ресурсы, трудовые ресурсы, оборудование, финансы, информация);

- программное планирование (планирование программ производства и сбыта);

- планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).

4. По сферам функционирования:

- планирование производства;

- планирование сбыта;

- планирование финансов;

- планирование персонала;

- расширенное общее планирование.

5. По глубине планирования:

- глобальное;

- контурное;

- детальное.

6. По срокам:

- краткосрочное планирование (полгода, квартальное, месячное, недельное, иногда годовое);

- среднесрочное планирование (на срок от 1 до 5 лет);

- долгосрочное планирование (на срок от 5 и более лет, имеет особенность по отраслям).

7. С точки зрения структуры управления:

- общее планирование предприятия;

- планирование сфер деятельности;

- планирование работы подразделений организации.

8. По возможности изменения планов:

- жесткое планирование;

- гибкое планирование.

Таким образом, планирование охватывает практически все сферы деятельности современной компании. Для того чтобы организация успешно функционировала, следует тщательно просчитывать все аспекты ее функционирования. С этой целью необходимо не только разработать план ее дальнейшего развития, но и просчитать те последствия, которые повлечет то или иное действие. В настоящее время все больше хозяйствующих субъектов обращаются к планированию как одному из инструментов, способствующих их эффективной работе. Хотя до недавнего времени многие организации (особенно представители малого и среднего бизнеса) не уделяли достаточного внимания этому аспекту управления. Это влекло за собой негативные последствия, которые чрезвычайно ярко проявились в кризисные периоды. На данном этапе развития экономики ни один субъект хозяйствования, имеющей целью длительное и эффективное функционирование, не может пренебрегать процессом планирования. Особую роль в жизни любого хозяйствующего субъекта играет так называемое бизнес-планирование, основные аспекты которого будут рассмотрены в следующем разделе настоящей главы данной выпускной квалификационной работы.

 

 

1.2.Место бизнес-планирования в деятельности организации

 

 

Управление предприятием строится исходя из ситуационных предпосылок путем формирования единого и непрерывного процесса реализации отдельных функций управления, составляющих этот процесс. Но сам управленческий процесс носит более интегрированный характер, а функ­ции управления часто не разделяются между специализированными под­разделениями[9,с.320].

Бизнес-планирование представляет собой механизм интеграции управленческих функций с целью создания стратегически управляемого предприятия, что в свою очередь требует тесной взаимоувязки стратегического и оперативного планирова­ния. Таким образом, бизнес-планирование реализует элементы стратегиче­ского планирования (определение политики предприятия, формулирование целей и выбор стратегий) и оперативного планирования (определение кон­кретных действий по достижению поставленных целей).

Фактически управлен­ческий аспект рассматривает «планирование» как умение предвидеть буду­щее предприятия и использовать такое предвидение. При этом для практи­ческого менеджмента более важно не само предвидение, а готовность к возможным вариантам будущего. Речь идет о том, чтобы быть готовым ко всему и знать, когда нужно изменять курс в ответ на неожиданные собы­тия. В связи с этим планирование превращается в непрерывный процесс, направленный на адекватность действий предприятия быстро меняющимся условиям окружающей бизнес-среды. Данный подход и определяет концеп­туальную задачу бизнес-планирования как технологии реализации функции планирования при управлении бизнесом.

Бизнес-планирование следует рассматривать как специфическую область деловых технологий, которая является неотъемлемой частью любого бизнеса. Применение данной технологии, охватывающей практически весь спектр компонентов менеджмента, упорядочивает и систематизирует весь бизнес, регулирует содержание и прогнозирует его результаты в зависимости от возможностей внешней и потенциала внутренней среды [32,с.396].

Отметим, что практика планирования подтверждает тесное взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов, сложившихся на российских предприятиях в последние годы. Однако между этими видами планов существуют и различия, свидетельствующие о наличии у каждого из них своего собственного предмета и места как в сфере внутрифирменного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования.

Во-первых, бизнес-планирование, в отличие от внутрипроизводственного или корпоративного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта. Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как социально-экономическое планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.

Во-вторых, бизнес-планы разрабатываются на инновационные проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается. Внутрифирменное планирование производится и осуществляется непрерывно на всех уровнях управления хозяйством. По мере выполнения одного годового плана фирмы после соответствующей корректировки переходят к осуществлению очередного плана и т.д. Бизнес-план имеет не только четкие временные, но и более узкие пространственные границы, тогда как любой внутрифирменный план таких четких ограничений не имеет.

В-третьих, основное назначение бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями нового дела и получении на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов и в первую очередь денежных средств. Поиск надежных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. Внутрифирменные планы необходимы в большей степени для собственного использования, тогда как бизнес-планы нужны для внешних инвесторов и кредиторов[33,с.409].

В-четвертых, бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы. Внутрифирменным планированием, как правило, занимаются профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных подразделений предприятия. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке делового плана своего нового предприятия способствует не только выработке реальной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в будущем наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-проекта на основе соизмерения затрат и результатов.

В-пятых, отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям новых рыночных отношений, поскольку в большинстве методических и учебных рекомендаций раскрывается преимущественно опыт планирования на сложившемся зарубежном рынке. В то же время на российских предприятиях в условиях спада производства недостаточно широко используется имеющийся опыт внутрихозяйственного планирования. Поэтому в настоящее время требуется комплексный подход к развитию теории и практики не только бизнес-планирования, но и всей системы внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях и фирмах с разными формами собственности и организационными особенностями.

Можно выделить три основные сферы деятельности организации, которые затрагивает бизнес-планирование:[38,с.370].

- управление текущей деятельностью и развитием предприятия;

- управление изменениями на предприятии;

- принятие разовых решений по отдельным аспектам управления.

Рассмотрим их более подробно.

Управление текущей деятельностью и развитием предприятия.

Современная технология бизнес-планирования позволяет использовать бизнес-план в качестве основы управления текущей деятельностью и развитием предприятия. Эффективное управление на этом уровне осуществляется путем разработки управленческого бизнес-плана,объединяющего основные элементы стратегического и оперативного планирования.

Основной задачей управленческого бизнес-плана в целом явля­ется определение целей функционирования предприятия, а также путей и ресурсов их достижения. Данный тип бизнес-плана более реален, по сравнению со стратегическим планом, и позволяет определить конкретные цели предприятия на короткий период (как правило, на год), а также подробный план действий по достижению поставленных целей. Помимо этого, управ­ленческий бизнес-план позволяет решить и еще одну важную задачу — координацию действий между различными участниками, так как каждый участник играет свою роль, имеет свой круг обязанностей и задач. По существу, управленческий бизнес-план представляет собой перечень конкретных действий для менеджеров, описывает роль, которую каждое подразделение предприятия должно сыграть в процессе достижения по­ставленных целей. В этом качестве его следует рассматривать как инструмент делегирования ответственности, позволяющий руководству более точ­но определять вклад менеджеров в достижение целей предприятия.

Управление изменениями на предприятии.

Динамичное развитие предприятия возможно только при создании специального механизма управления изменениями, составной частью которого является разработка бизнес-пла­нов проектов. Данный тип бизнес-планов может являться как составной ча­стью общей системы бизнес-планирования, так и самостоятельным доку­ментом для осуществления инвестиционной политики предприятия.

Принятие разовых решений по отдельным аспектам управления.В процессе управления бизнесом возникают задачи, успешно решить которые возможно только при наличии специально подготовленного бизнес-плана. Круг этих задач достаточно широк и включает такие направления, как планирование разовых финансовых операций по купле-продаже бизнеса или его части, осуществление крупных коммерческих сделок, антикризисное планирование, приглашение на предприятие ведущего специалиста или менеджера и др. [41,с.484].

Следовательно, можно выделить три типа бизнес-планов, которые важны в формальном процессе планирования как функции управления бизнесом:

- управленческие бизнес-планы — применяются для управления текущей деятельностью и развитием предприятия;

- бизнес-планы проектов — направлены на планирование и управление проектами, реализуемыми в рамках данного предприятия;

- разовые бизнес-планы — направлены на принятие отдельных круп­ных решений, позволяющий руководству более точ­но определять вклад менеджеров в достижение целей предприятия.

Таким образом, становится очевидно, что бизнес-планирование занимает особое место в деятельности организации. Ни один хозяйствующий субъект не может эффективно развиваться, пренебрегая процессом планирования. В рамках данного раздела настоящей главы выпускной квалификационной работы были рассмотрены основные особенности процесса бизнес-планирования. В следующем разделе будут обозначены основные аспекты составления бизнес-плана.

 

1.3. Основные аспекты составления бизнес-плана

 

По своей сути бизнес-план – это программа предпринимательской деятельности. В нем содержится описание компании, предполагаемый вид продукции (товара, работы, услуги), рынок сбыта, финансовые потребности и др. необходимую информацию. В то же время по своей форме бизнес план представляет собой официальный документ, который позволяет осуществить привлечение предпринимателя внешней финансовой поддержки. Этот документ предоставляет владельцу денежных сведения ля принятия решения о финансировании или отказа в предоставлении средств. Отметим, что организации, предоставляющие финансовую поддержку, получают множество проектов, поэтому при прочих равных условиях предпочтение будет отдано более проработанному и более обоснованному бизнес-плану.

Не меньшую роль играет бизнес-план и во внутренней работе компании. Внутренние цель бизнес-плана - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.

Структура бизнес-плана может быть различной, однако есть ряд позиций, которые должны быть в нем отражены.

Нередко на первых страницах бизнес-плана необходимо приводится текст «меморандума о конфиденциальности». Фактически, это требование к читателю о неразглашении сведений, приведенных в документе. Оно может выглядеть следующим образом: «настоящий бизнес-план является конфиденциальным», «бизнес-план допускается к использованию только уполномоченными лицами и компаниями» или «бизнес-план является собственностью (название вашей компании) и не может распространяться, копироваться или частично воспроизводиться без согласия (название вашей компании)», «настоящий бизнес-план передан (имя лица / название компании, которому передается бизнес-план)». Другой пример информации о конфиденциальности: «Данный бизнес-план представляется на рассмотрение на конфиденциальной основе исключительно для принятия решения по финансированию проекта и не может быть использован для копирования или каких-либо других целей, а также настоящий бизнес-план не может передаваться третьим лицам. Просьба вернуть бизнес-план, если он не вызывает интереса по участию в его реализации». Отметим, что внесение в бизнес-план этого пункта не является обязательным и в большей степени характерно для западных стран [43.с.186].

Самая важная часть любого бизнес-плана или бизнес-предложения – резюме. В резюме бизнес-плана необходимо максимально кратко изложить все основные положения и преимущества документа, с тем, чтобы наиболее емко охарактеризовать предлагаемый бизнес и обоснование его прибыльности. Как правило, данный раздел пишется в последнюю очередь, когда все остальные разделы бизнес-плана уже составлены, проверены и просчитаны. Резюме не должно по объему превышать 1-3 страницы. В резюме бизнес-план должен содержать следующие позиции: суть проекта, эффективность проекта, сведения о предприятии; персонал; план реализации проекта; необходимый объем финансирования; окупаемость проекта. Основным требованием к резюме является простота и лаконичность, минимум специальной терминологии. С первых слов читатель должен получить информацию о наличии обоснованного спроса на предлагаемую продукцию и об эффективности проекта.

Следующая обязательная часть любого бизнес-плана – описание предприятия и отрасли.

В разделе «описание отрасли» следует показать современное состояние экономики региона, где планируется инициация нового бизнеса, состояние отрасли, в которую будет интегрирован проект, основные тенденции и прогнозы. Важно отметить характер спроса в данной отрасли, характер основной массы предприятий, работающих в данной сфере. Необходимо показать средние по отрасли показатели деловой активности предприятий, имеющиеся данные о средней величине рентабельности бизнеса в данном секторе, о наличии или отсутствии крупных игроков на этом рынке, способных оказывать существенное влияние не отрасль и ее характеристики. Требуется кратко, но обоснованно описать емкость рынка сбыта, в натуральном и денежном выражении. Следует максимально объективно оценить вероятность появления новых потребителей предлагаемого продукта, новых законов, инструкций, таможенных или налоговых ограничений, т.е любых факторов, способных так или иначе повлиять на успех выхода на рынок нового бизнеса и нового продукта.

При описании предприятия следует обозначить стратегические планы и интересы, указать положение предприятия на рынке, описать его внутреннюю и внешнюю среду. Целью этого раздела является формирование у лиц, изучающих бизнес-план и принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии, как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации проекта, и об отрасли, как игровом поле, на котором планируется реализация проекта [37,с.318].

Далее следует такая часть бизнес-плана как описание продукции. В этом разделе авторы документа «бизнес-план» должны детально описать новый продукт. Они должны обозначить ключевые особенности будущих клиентов, ключевое превосходство по сравнению с продуктами конкурентов и т.д.

В следующем разделе бизнес-плана необходимо четко определить р ынок сбыта предлагаемой продукции. В него необходимо включить следующие сведения: основные потребители продукции или услуг; объем сбыта в настоящее время и в перспективе; основные конкуренты, объем их продаж; особенности продукции конкурентов: основные характеристики, уровень качества; цены реализации аналогичных товаров, работ, услуг.

План маркетинговых мероприятий является, как правило, основным стратегическим разделом документа «бизнес-план». Здесь описываются пошаговые инструкции по завоеванию предприятием рынка. В данном разделе приводится оценка рыночных возможностей компании. Объем сбыта продукции с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и сложным, поскольку анализ существующего рынка и политика формирования спроса определяют эффективность реализации инвестиционного проекта в целом [39.с.448].

В бизнес-план следует включить раздел, посвященный описание производственных процессов. Он будет описывать следующие моменты: где будут производиться продукция или услуги; нужно ли создание новых производственных мощностей или можно использовать (переоснастить) действующее предприятие; какие необходимы инвестиции для достижения оптимальной мощности; как будет обеспечено предприятие сырьем, комплектующими изделиями, другими факторами производства; какие будут использованы технологии и оборудование; будет ли предприятие работать в кооперации с другим предприятием, какова будет организационная схема планируемого предприятия; насколько предприятие обеспечено кадрами – перечень имеющихся специалистов и их квалификация, опыт работы; каким будет уровень, формы оплаты труда разных категорий работников, включая социальные льготы; какова будет технологическая схема предприятия.

Раздел, посвященный планированию производства, может самым существенным образом различаться. Это будет зависеть от той стадии, на которой находится реализация продукции – начальном этапе или на стадии расширения.

В первом случае производственный план несет скорее декларативных характер, авторы описывают их видение будущего производства, что позволяет в нулевом приближении оценить будущие масштабы капитальных затрат и структуру издержек. Вообще говоря, на стадии инициирования коммерциализации, на самом раннем этапе, производственный план представляется чисто формальным разделом, упоминание которого, безусловно, необходимо, но не стоит относиться к нему слишком серьезно и заменять декларативные описания на выдумывание и фантазии. Стоит придерживаться поверхностного обозначения модели будущего производства, декларирования целей и философии предприятия и т.д [33,с.409].

Если бизнес-план описывает стадию перехода к промышленному производству нового товара или услуги, требования к данному разделу будут кардинальным образом отличаться. Так, если авторы планируют масштабировать проект до уровня выхода на массовый рынок, но разделу планирования производства следует обратить значительное внимание. Причин этому несколько. Во-первых, важно еще на стадии планирования определять как можно более точно уровень капитальных затрат и структуру издержек. Во-вторых, от глубины и точности проработки плана производства будет зависеть оценка себестоимости продукции, и как следствие – финансовый анализ проекта в целом. В-третьих, следствием производственного плана будет и модель организационной структуры предприятия, что, в свою очередь, также оказывает влияние на все подразделы бизнес-плана. Когда понятны масштабы планируемого производства и модель организационной структуры, легче анализировать риски проекта, устойчивость предприятия, приемлемость маркетинговой стратегии. Подробный производственный план необходимо детализировать до уровня описания конкретных технологических процессов и материальных потоков, с указанием объемов, поставщиков, потребителей, допустимых отклонения и пр.

В настоящее время это, наверное, один из самых сложных разделов документа под названием «бизнес-план », по уровню детализации содержания. В условиях нестабильности хозяйственных связей, ненадежности поставщиков, сложностей с получением сырья и материалов гарантированного качества и точно в срок необходимо, тем не менее, выстраивать работающую модель предприятия с вполне конкретным указанием поставщиков или, по крайней мере, перечня обоснованных и приемлемых требований к ним. В самом разделе можно ограничиться описанием лишь основных позиций, а детали можно включить в приложение.

В разделе «Финансовый план» авторы описывают потоки финансов, источники прибыли, основные издержки. Этот раздел должен быть максимально объективным, но в то же самое время должен соответствовать главному ожиданию инвестора. Эта часть обычно пишется для основного читателя документа. Из-за этого авторам необходимо еще до начала работы определить, на кого ориентироваться при составлении документа, кто будет главным экспертом и каковы его оценки. В этом же разделе, как правило, оценивается финансовая эффективность проекта. Этот подраздел является самым простым, прозрачным и однозначным. В данный раздел включаются следующие сведения: общий объем инвестиций необходим; источники финансирования; структуры финансирования по источникам и видам валют; условия привлечения финансовых средств для обеспечения потребностей в долгосрочных инвестициях и оборотном капитале.

Особую роль в бизнес-плане играет такой раздел как «рентабельность проекта». В нем указывается: каковы инвестиционные издержки на создание предприятия по их разным видам в целом и на единицу продукции; во сколько обойдется эксплуатация планируемого предприятия, организация сбыта продукции или услуг; каковы могут быть общие доходы от реализации продукции или услуг; какие налоги должно платить планируемое предприятие; в какие сроки и в каких размерах планируется вернуть заемные средства; каков может быть общий объем прибыли данного предприятия, ее норма.

В бизнес-план рекомендуется включать и такой раздел как «анализ рисков». Он должен содержать детальные прогнозы о возможных путях развития проекта и о том, какие препятствия ожидают команду проекта на каждом из этих путей. В этой части бизнес-план сопоставляет все имеющиеся фактические и прогнозные данные и содержит правильные выводы о проектных рисках. Безусловно, заслуживают внимания все типы рисков – политические, экономичные, социальные и прочие глобальные риски, также различные типы внутренних рисков, такие, как технологические



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: