Вводные слова и предложения
Цели: углубление знаний учащихся об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях; закрепление умения оформлять на письме данные синтаксические конструкции.
Прочитайте высказывания и ответьте на вопросы.
· Вводное слово является членом предложения. (Неверно)
· "Очевидно" всегда вводное слово. (Неверно)
· Вводное слово всегда выделяется запятыми. (Верно)
· Вводное слово "возможно" выражает чувства говорящего. (Неверно)
· Чужие слова могут быть переданы с помощью вводного слова "по мнению..." (Верно)
· "Может быть" не всегда вводное слово. (Верно)
· "Однако" всегда обособляется. (Неверно)
Задание: прочитайте текст, вставляя подходящие по смыслу вводные слова. Сравните с текстом, находящимся ниже. Какова роль вводных слов в тексте? Зачем в нашей речи нужны вводные слова?
Книги … издавна почитались на Руси. … Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. … сейчас ее следы потеряны. …. когда-нибудь она будет найдена. … такая находка поможет узнать много интересного о прошлом нашего народа.
Книги, как известно, издавна почитались на Руси. Как утверждают летописцы, Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. К сожалению, сейчас ее следы потеряны. Может быть, когда-нибудь она будет найдена. По мнению ученых, такая находка поможет узнать много интересного о прошлом нашего народа.
Задание 1. Конструирование предложений.
Запишите предложение "Летом мы с друзьями поедем отдыхать в Горный Алтай", включив в него разные по значению вводные конструкции:
1 со значением "различные чувства";
2 - со значением "достоверность сообщения";
|
3 - со значением "источник сообщения".
Как изменился смысл высказывания?
Какие еще группы вводных слов по значению вы знаете?
Задание 2.Тест.
В приведенных ниже предложениях расставлены все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Проводник рассердился, (1) повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать его теперь было, (2) конечно, (3) бесполезно.
В приведенном ниже предложении расставлены все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Напуганный двумя дурными,(1) по его мнению,(2) предзнаменованиями, (3) наш проводник отказался идти дальше.
На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
К несчастью его (1) никто (2) конечно (3) не остался равнодушным. К несчастью (4) проливные дожди продолжали затапливать поле.
1) 2,3,4 2) 1,2,3,4 3) 1,4
Выпишите номера предложений, в которых есть обращение (знаки препинания не расставлены)
1. Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулась.
2. Родина многих выдающихся открытий Россия.
3. Люблю твою Россия старину.
4. Дни весны долгожданны, но коротки.
5. Из предложений выберите только с вводными конструкциями (запятые не расставлены).
1)Ночью весь мир огромный кажется много проще.
2)К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.
3) Правда на свете одна, только истинная.
4)По народному поверью аист стережет счастье, не подпускает беду.
5)У меня я чувствовал закипали на сердце и поднимались к глазам слезы.
6)Удостоверение действительно до конца года.
|
Задание 3. Внимательно прочитайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола». Читая текст, работайте над интонацией.
(1)Говорят, наши пороки – продолжение наших добродетелей. (2).В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. (3)По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. (4)Конечно, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык…(5) Но все остальное – призыв к молчанию. (6)Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и даже проглотить язык (в особо опасных случаях). (7)Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря – за зубами. (8)В противном случае – тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей.
Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).
- Какова главная мысль текста?
- К какому стилю речи можно отнести данный текст?
- Укажите номера предложений с вводными конструкциями и определите их роль.
- Найдите в тексте фразеологизмы и определите их значение.
ЗАДАНИЕ 4. Заглянем в ГИА.
Задание по вводным словам содержится в экзаменационной работе по русскому языку за 9 класс. Звучит задание так:
«В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (или цифры), обозначающие запятые при вводном слове».
№1
Большая печь, (1) казалось, (2) негромко гудела, (3) позвякивали крышки кастрюль, (4) кухня была наполнена вкусными запахами. (Щеглова И.)
№2
Иногда случается, (1) что горы и лес имеют привлекательный и веселый вид. Так, (2) кажется, (3) и остался бы среди них навсегда. Иногда, (4) наоборот, (5) горы кажутся угрюмыми, (6) дикими. И странное дело! Чувство это не бывает личным, (7) субъективным, (8) оно всегда является общим для всех людей в отряде. (Арсеньев В.)