ЗАДАНИЕ 4. Заглянем в ГИА.




Вводные слова и предложения

Цели: углубление знаний учащихся об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях; закрепление умения оформлять на письме данные синтаксические конструкции.

 

 

Прочитайте высказывания и ответьте на вопросы.

· Вводное слово является членом предложения. (Неверно)

· "Очевидно" всегда вводное слово. (Неверно)

· Вводное слово всегда выделяется запятыми. (Верно)

· Вводное слово "возможно" выражает чувства говорящего. (Неверно)

· Чужие слова могут быть переданы с помощью вводного слова "по мнению..." (Верно)

· "Может быть" не всегда вводное слово. (Верно)

· "Однако" всегда обособляется. (Неверно)

 

Задание: прочитайте текст, вставляя подходящие по смыслу вводные слова. Сравните с текстом, находящимся ниже. Какова роль вводных слов в тексте? Зачем в нашей речи нужны вводные слова?

Книги … издавна почитались на Руси. Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. … сейчас ее следы потеряны. …. когда-нибудь она будет найдена. … такая находка поможет узнать много интересного о прошлом нашего народа.

Книги, как известно, издавна почитались на Руси. Как утверждают летописцы, Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. К сожалению, сейчас ее следы потеряны. Может быть, когда-нибудь она будет найдена. По мнению ученых, такая находка поможет узнать много интересного о прошлом нашего народа.

 

Задание 1. Конструирование предложений.

Запишите предложение "Летом мы с друзьями поедем отдыхать в Горный Алтай", включив в него разные по значению вводные конструкции:

1 со значением "различные чувства";

2 - со значением "достоверность сообщения";

3 - со значением "источник сообщения".

Как изменился смысл высказывания?

Какие еще группы вводных слов по значению вы знаете?

 

Задание 2.Тест.

В приведенных ниже предложениях расставлены все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Проводник рассердился, (1) повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать его теперь было, (2) конечно, (3) бесполезно.

В приведенном ниже предложении расставлены все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Напуганный двумя дурными,(1) по его мнению,(2) предзнаменованиями, (3) наш проводник отказался идти дальше.

На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

К несчастью его (1) никто (2) конечно (3) не остался равнодушным. К несчастью (4) проливные дожди продолжали затапливать поле.

1) 2,3,4 2) 1,2,3,4 3) 1,4

Выпишите номера предложений, в которых есть обращение (знаки препинания не расставлены)

1. Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулась.

2. Родина многих выдающихся открытий Россия.

3. Люблю твою Россия старину.

4. Дни весны долгожданны, но коротки.

 

5. Из предложений выберите только с вводными конструкциями (запятые не расставлены).

1)Ночью весь мир огромный кажется много проще.

2)К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

3) Правда на свете одна, только истинная.

4)По народному поверью аист стережет счастье, не подпускает беду.

5)У меня я чувствовал закипали на сердце и поднимались к глазам слезы.

6)Удостоверение действительно до конца года.

 

Задание 3. Внимательно прочитайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола». Читая текст, работайте над интонацией.

(1)Говорят, наши пороки – продолжение наших добродетелей. (2).В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. (3)По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. (4)Конечно, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык…(5) Но все остальное – призыв к молчанию. (6)Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и даже проглотить язык (в особо опасных случаях). (7)Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря – за зубами. (8)В противном случае – тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей.

Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

 

- Какова главная мысль текста?

- К какому стилю речи можно отнести данный текст?

- Укажите номера предложений с вводными конструкциями и определите их роль.

- Найдите в тексте фразеологизмы и определите их значение.

 

 

ЗАДАНИЕ 4. Заглянем в ГИА.

Задание по вводным словам содержится в экзаменационной работе по русскому языку за 9 класс. Звучит задание так:

«В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (или цифры), обозначающие запятые при вводном слове».

 

№1

Большая печь, (1) казалось, (2) негромко гудела, (3) позвякивали крышки кастрюль, (4) кухня была наполнена вкусными запахами. (Щеглова И.)

 

№2

Иногда случается, (1) что горы и лес имеют привлекательный и веселый вид. Так, (2) кажется, (3) и остался бы среди них навсегда. Иногда, (4) наоборот, (5) горы кажутся угрюмыми, (6) дикими. И странное дело! Чувство это не бывает личным, (7) субъективным, (8) оно всегда является общим для всех людей в отряде. (Арсеньев В.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: