Общая характеристика философской мысли XIX-XX вв. на Западе.




Тема 3. Основные направления западноевропейской философии XIX-XX веков.

1. Общая характеристика философской мысли XIX-XX вв. на Западе.

2. Эволюция основных направлений современной западноевропейской философии (Неотомизм, Неопозитивизм, Экзистенциализм).

3. Философия позитивизма и её основные разновидности.

4. Философия экзистенциализма и её социальные и теоретико-познавательные основания.

 

Общая характеристика философской мысли XIX-XX вв. на Западе.

Исторические, социально-экономические и естественнонаучные предпосылки развития марксистской философии, её основные особенности и характерные черты.

Одним из крупнейших направлений философской мысли XIX в. и особенно XX столетия явился марксизм. Возникновением марксизма являются социально-экономические, естественно - научные, теоретические предпосылки.

Марксистская философия возникла в середине XIX века и оставалась влиятельным течением в мировой философской мысли до 90-х годов ХХ века. Ее основоположниками явились немецкие мыслители Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). По своей сути она является философией диалектического материализма, с присущими ей особыми принципами объяснения и понимания бытия мира, человеческой истории и их развития. Развитие философской мысли выражается в изменении принципов философствования. Необходимо отметить, что марксистская философия подвергла радикальному пересмотру сложившиеся традиции и принципы в Европейской философии к середине XIX века. Не было ни одного течения в философии, которое не подвергалось бы критике основоположниками диалектического материализма, инкриминируя им общий "грех" – с их точки зрения они были или недостаточно научными, или ненаучными вовсе.

Создание философии марксизма представляет собой исторический процесс, совершившийся в течение примерно одного десятилетия, с конца 30-х до конца 40-х годов XIX века. В историческом процессе формирования философии марксизма следует отметить две основных ступени:

1. переход Маркса и Энгельса с позиций идеализма и революционного демократизма на позиции диалектического материализма и научного коммунизма, который завершается к началу 1844 г.;

2. разработка основных положений диалектического и исторического материализма, увенчивающуюся созданием первых произведений зрелого марксизма — "Нищеты философии" (1847) и "Манифеста Коммунистической партии" (1848).

Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

1. предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

2. бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

3. крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

4. нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

5. кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

Социально-экономические предпосылки формирования философии марксизма заключены в особенностях развития Европы первой половины XIX в. В XIX веке Англия, а вслед за ней и другие капиталистические страны Европы время от времени переживают экономические кризисы перепроизводства, следствием которых является усиление безработицы, нищета и голод трудящихся. Таким образом, выявилось несоответствие между производительными силами и производительными отношениями.

Значительно разросшийся за несколько лет пролетариат в XIX веке впервые стал выступать в качестве самостоятельной политической силы. Постепенно объединяясь в национальном масштабе, английские рабочие создали чартистскую партию, главной задачей которой была борьба за предоставление трудящимися гражданских прав и возможности участвовать в управлении страной. Неоднократные восстания рабочих в 1830-х гг. происходили во Франции, правда, "июльская революция" 1830 года завершилась не в их пользу.

Германия – родина Карла Маркса – была по сравнению с Англией и Францией отсталой страной, она находилась в основном на мануфактурной стадии развитии капитализма. Немецкая буржуазия не обладала политической властью, хотя представляла значительную экономическую силу. Это означало приближение буржуазной революции. Здесь она вызревала в условиях, когда капитализм уже господствовал в западноевропейских странах, а в самой Германии был более развитый пролетариат, уже заявлявший о своих классовых притязаниях. Таким образом, здесь создавались условия для развёртывания классовой борьбы пролетариата и буржуазии в самом ходе буржуазной революции. Это своеобразие социально-экономического развития Германии и обусловило то обстоятельство, что она стала родиной марксизма, исторически подготовленного развитием капитализма и классовой борьбы пролетариата во всех странах Европы.

Несоответствие производственных отношений капитализма характеру производительных сил проявилось в экономическом кризисе 1825 г. Антагонистическое противоречие между трудом и капиталом обнаружилось в выступлениях рабочего класса: в восстаниях французских рабочих в Лионе (1831 и 1834 гг.), силезских ткачей в Германии (1844 I.), в развертывании чартистского движения в Англии (30-40-е годы XIX в.). Возникла потребность в теории, способной вскрыть сущность, перспективу социального развития, служить средством построения общества, свободного от капиталистической эксплуатации, средством преобразования социальных структур. Требовалось научное обобщение опыта классовой борьбы пролетариата, разработка его стратегии и тактики.

Марксистская концепция общества и социальных отношений, создававшаяся в результате осмысления уроков социально-политических движений, складывалась во взаимосвязи с формированием нового мировоззрения. Становление же такого мировоззрения требовало постановки задач по ассимиляции и переработке всего ценного, что было в научной мысли той эпохи.

К естественнонаучным предпосылкам формирования марксистской философии относится ряд открытий, начиная с космогонической теории И. Канта 1755 г. Наиболее важными для выявления диалектики природы явились:

1) открытие закона сохранения и превращения энергии (оказалось, что не оторванными друг от друга, а взаимосвязанными являются механическое и тепловое движение, тепловое и химическое и т.п.);

2) создание клеточной теории, раскрывшей связи между всеми органическими системами и намечавшей связь с неорганическими образованиями (размножение кристаллов и их устройство в то время казались очень близкими к клеткам);

3) формирование эволюционной концепции органического мира Ж.-Б. Ламарка и особенно Ч. Дарвина; она показывала связь органических видов и их восходящее развитие на основе противоречий.

Общественно-научные, теоретические предпосылки возникновения марксизма следующие: классическая английская политэкономия (учения А. Смита и Д. Риккардо), французский утопический социализм (К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье), французская история периода Реставрации (Ф.П.Г. Гизо, Ж.Н.О. Тьерри и др.); в трудах последних впервые было дано представление о классах и классовой борьбе в обществе.

Философскими предпосылками явились французский материализм второй половины XVIII в. и немецкая классическая философия в лице диалектика Гегеля (1770-1831) и антропологического материалиста Л. Фейербаха (1804-1872).

В марксистской философии сформулирован исходный принцип понимания задачи новой философии, который во многом определили ее черты: прежние "философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". В своей философии они видели орудие революционного, радикального изменения мира. Но прежде чем изменять мир, его необходимо объяснить и познать. Поэтому они вырабатывают адекватные этой задаче теоретические принципы своей философии, то есть марксистской философии. Они считают, что основным вопросом философии является вопрос о соотношении материи и сознания, бытия и мышления. Те философы, которые признают первичность материи, природы, бытия, как мы знаем, являются материалистами. Марксистская философия исповедует принцип материализма, хотя новый материализм отличается от предыдущих форм материализма, например, материализма французских философов или антропологического материализма Л. Фейербаха. Любая форма материализма исходит в объяснении бытия мира из самого мира, основанием которого является природа, которой ничто не предшествует, которая не творится никем. Философия диалектического материализма не только исповедует этот философский постулат, но признает и обосновывает саморазвитие природы и вне нас существующего мира по своим естественным, а не сверхъестественным законам. В отличие от предыдущих форм материализма, которые признавали объективные формы движения материи, природы преимущественно с точки зрения механицизма, который соответствовал естественнонаучным представлениям XVIII – начала XIX веков, в марксистской философии утверждается принцип диалектики, развития объективного мира, его качественного и направленного изменения. Необходимо подчеркнуть, что на формирование марксистской философии оказали влияние материализм Л. Фейербаха и учение Г. Гегеля о развитии и саморазвитии, которое он создал в рамках своей объективно- идеалистической философии. Как признавали сами родоначальники марксистской философии, философия Л. Фейербаха и Гегеля послужили теоретической предпосылкой формирования диалектико-материалистической теории бытия и развития мира, как природного, так и общественного. Они придали материализму, как принципу объяснения мира, диалектический характер, а диалектике Гегеля, преобразовав ее, придали материалистический характер.

Разработка концепции материалистической диалектики общественного развития. Вклад философии марксизма в мировую философскую мысль не исчерпывается созданием новой концепции общественного развития. Марксистская философия знаменует вместе с тем и новый подход к пониманию природы и человеческому познанию. Философию марксизма называют диалектическим материализмом. В ней впервые соединены диалектика и материализм, если, конечно, не брать во внимание наивную диалектико-материалистическую концепцию Гераклита. Материализм французских философов ХVIII века и л. Фейербаха был метафизическим-механическим материализмом. Все они считали природу первичной, исключали какое - либо воздействие на неё сверхъестественных сил, но при этом отрицали изменение, развитие природы. Даже «… у Гегеля господствовало представление о природе, как о всегда равном себе целом, движущемся в одних и тех же ограниченных кругах, с вечными небесными телами, как учил Ньютон, и с неизменными видами органических существ, как учил Линней, – писал Ф. Энгельс, – в противоположность этому представлению о природе современный материализм обобщает важнейшие успехи естествознания, согласно которым природа также имеет свою историю во времени, небесные тела возникают и исчезают, как и все те виды организмов, которые при благоприятных условиях населяют эти тела…» При этом Ф. Энгельс не только констатирует развитие природы, но и формулирует в «Диалектике природы» законы, по которым происходит это развитие, – законы диалектики. Таких законов три:

1. Закон перехода количества в качество и обратно.

2. Закон взаимного проникновения противоположностей.

3. Закон отрицания отрицания.

Эти законы, по словам Энгельса, были разработаны еще Гегелем. Но у Гегеля они выступают как законы развития абсолютного духа и потом навязываются природе, истории и человеческому познанию. У Гегеля диалектика выступает в идеалистической форме, как диалектика абсолютного духа, а потом уже как диалектика человеческой истории и познания. А в марксистской философии законы диалектики выводятся из истории природы и общества, истории человеческого познания. Диалектика мышления есть лишь отражение диалектики природы и общества, а не наоборот. Законы диалектики вместе с такими категориями, как единичное и общее, причина и следствие, содержание и форма и т.п. и принципами всеобщей связи и развития составляют науку диалектики, которую Энгельс определял как науку «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».

Исходя из диалектических принципов, марксистская философия трактует и саму материю. Для неё материя – не определенный вид физической реальности в виде атома, вещества, как полагали материалисты до марксизма. Под материей она понимает объективную реальность вообще, не связывая её с веществом или полем и даже физической реальностью вообще, так как материальными являются и экономические общественные отношения. Понятие «материя» является абстракцией, отображающей все конкретные виды и формы существования объективной реальности.

Способом существования материи выступает движение: нет материи без движения. При этом диалектический материализм исходит из той посылки, что механическое движение есть лишь один из видов движения, существующего в разнообразных формах. Энгельс выделил пять форм движения материи. Наряду с механической он называл физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения, характеризующие различные уровни организации материи. Объективными формами существования материи являются пространство и время.

Сознание, с точки зрения диалектического материализма, есть свойство материи. При этом диалектический материализм отрицает гилозоизм, согласно которому сознание присуще всей материи. Сознание присуще только высокоорганизованной материи, какой является человеческий мозг, и возникает оно в процессе длительной эволюции природы. При этом природа создает лишь предпосылки для сознания, его материальную основу – нервную систему во главе с головным мозгом. Само же сознание есть общественный продукт, его возникновение связано с превращением человекоподобного нашего предка в результате трудовой деятельности в человека. Общественную природу сознания сегодня подтверждают случаи с «маугли» – человеческими детёнышами, лишенными в самом раннем детстве человеческого общения и вскормленными животными. Даже попав позже в человеческую среду, они не могут стать людьми, не в состоянии сформировать своё сознание, их мышление и поведение, как правило, остаются на уровне тех животных, в среде которых прошло их раннее детство.

С позиций диалектики марксистская философия подходит и к процессу познания. Но, говоря о марксистской теории познания, следует отметить, прежде всего, то обстоятельство, что марксистская философия включает практику в познавательный процесс. Это коренным образом меняет представление о познании. С точки зрения марксизма познание должно рассматриваться как сторона, момент практической деятельности. Практика выступает основой, движущей силой, целью познания и критерием истины. Только опираясь на практику, говорит марксизм, можно показать несостоятельность агностицизма и обосновать познаваемость мира. Исходя из этого, можно объяснить творческую активность сознания, преодолеть пассивно-созерцательное отношение к познавательному процессу.

Что же касается диалектики процесса познания, то здесь нужно отметить, прежде всего, два момента.

Во-первых, марксистская философия преодолевает односторонности эмпиризма и рационализма. Она считает, что познавательный процесс представляет собой диалектическое единство чувственной и логической ступеней познания. Она согласна с Кантом в том, что чувства не мыслят, а разум не чувствует, и считает, что подлинное своё значение чувственная и логическая ступени познания приобретают лишь в диалектическом единстве.

Во-вторых, марксизм считает, что к результату познания следует тоже подходить диалектически, т.е. рассматривать знание в каждый данный момент не как готовое и законченное, а рассматривать истину как процесс движения от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному. Марксистское учение об истине включает в себя учения об объективной, абсолютной и относительной истинах. Марксизм убежден, что в ходе исторического процесса человечество в состоянии познать объективную истину. И эта убежденность служит залогом того, что люди в состоянии построить справедливое общество, способствующее формированию свободного, всесторонне развитого человека.

Учение об общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация — основное, исходное понятие материалистического понимания истории. Его содержанием являются господствующие в обществе производственные отношения (экономический базис), а также соответствующая им политико-правовая и идеологическая надстройка. Базис, образно говоря, образует скелет формации, надстройка — то, что наполняет этот скелет плотью и кровью.

В соответствии с этим содержанием формации, определяющим местом в нем производственных отношений, дается ее общее определение. Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, определяющий тот социальный организм, который функционирует и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений. Производительные силы непосредственно не характеризуют формацию, но являются очень важными для появления и развития каждого ее типа. Во-первых, определенный уровень их развития является необходимой предпосылкой, условием перехода от одной формации к другой. Во-вторых, производительные силы, уровень материально-технической базы общества выступают важнейшим показателем зрелости, степени развития каждой данной формации.

Наряду с пятью общественно-экономическими формациями (первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической) в теории исторического материализма выдвигается еще представление о существовании трех мегаформаций: архаической, где основным источником богатства была природа; экономической, основанной на частной собственности и непосредственном труде как источнике богатства; коммунистической, основанной на общественной собственности и развитии человека как основного капитала общества. Понятие формации по объему не совпадает с понятием общества. Формация — это логико-теоретическая модель общества, его идеально средний тип. Общество же, кроме формационного содержания, обычно включает в себя хозяйственные уклады, соответствующие прошлым или будущим ступеням развития, различные формы общности людей, язык, естествознание, формы общественного сознания и т. д. Все эти факторы, хотя и не являются характерными для формации, испытывают с ее стороны большое и часто решающее воздействие. Учение об общественно-экономических формациях имеет важное методологическое значение: оно определяет генеральную линию мировой истории; создает возможность конкретно-исторического анализа общества; подводит к научно-обоснованной периодизации истории; позволяет объективно сравнивать условия жизни и развития отдельных стран и народов; раскрывает развитие общества как естественно-исторический процесс. Концепция общественно-экономических формаций не является идеальной, окончательно решающей все основные проблемы истории. Она нуждается в определенной коррекции, доработке, соответствующей реалиям прошлого и особенно настоящего. Значительную роль в более правильном и полном отражении истории может сыграть связь этой концепции с активно развивающимся ныне цивилизационным подходом к обществу, использование их в определенном единстве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: