Понятие об инфекционных заболеваниях




Инфекционные болезни – болезни, возникновение и распро­странение которых обусловлено воздействием на человека биоло­гических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи от заболевшего человека, животного здоровому человеку.

Все микроорганизмы, распространенные в природе, подраз­деляются на патогенные (болезнетворные), способные вызывать различные заболевания, и непатогенные (сапрофитные), которые не вызывают заболеваний. Существуют условно-патогенные ми­кроорганизмы, вызывающие заболевания только в определенных условиях при снижении устойчивости организма под влиянием неблагоприятных факторов.

В зависимости от формы все бактерии подразделяются на палоч­ки, кокки, имеющие круглую форму (стрептококки, стафилококки), вирусы, грибы, простейшие и др. Все микроорганизмы по типу дыхания подразделяются на две группы:

1) аэробы, которые хорошо развиваются при наличии кислорода. К ним относятся, например, дизентерийные бактерии, холерный вибрион и др.;

2) анаэробы, которые хорошо размножаются только при отсут­ствии кислорода. Это возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены и др.

Под действием неблагоприятных физических и химических факторов, в процессе жизнедеятельности у микроорганизмов можетизменяться ряд их признаков и свойств, которые в ряде случаев могут закрепляться и передаваться по наследству. Так образуются устойчивые к лекарственным препаратам микроорганизмы. Из­менчивость имеет большое практическое значение: изменяется клиническая картина заболеваний, затрудняются диагностика, лечение и профилактика; изменяется лекарственная устойчивость. Можно контролировать эту изменчивость, направлять ее в целях получения штаммов с определенными свойствами. Это используется при получении вакцин.

Инфекцией называется возникшее в процессе эволюции взаимоотношение между микро- и макроорганизмами. При этом микроорганизм обитает в организме человека или животного. При­менительно к человеку и высшим животным понятие «инфекция» означает состояние зараженности, проявляющееся в виде болезни или носительства. Возбудитель или болезнетворный микроб, про­никнув в организм человека, находит в нем оптимальные условия для питания, роста и размножения. В свою очередь, организм чело­века, используя механизмы защиты, стремится воспрепятствовать проникновению микробов в свою внутреннюю среду, органы, ткани и ведет борьбу с возбудителем, так болезнь не возникает. Если воз­будитель проник во внутреннюю среду организма, но защитные силы организма воспрепятствовали развитию болезни, развивается носительство.

Таким образом, сущностью инфекционного процесса является противоборство двух живых систем: организма человека с болез­нетворными микробами. В тех случаях, когда сила воздействия микробов высока, а защитно-приспособительные механизмы чело­века оказываются не в состоянии противостоять их вредоносному воздействию, возникает нарушение нормальной жизнедеятельно­сти организма как целого, т.е. развивается клиническая картина болезни.

В течение инфекционной болезни различают следующие перио­ды развития:

инкубационный (скрытый или латентный);„.

начальный, или продромальный;„.

период основных проявлений болезни (разгар болезни);„.

период выздоровления.„.

Период от момента проникновения микробов в организм до видимого проявления болезни называется инкубационным ( скры­тым). Этот период в зависимости от характера возбудителя и со­стояния организма может продолжаться от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. В этот период микробы размножаютсяв организме человека, не вызывая внешних проявлений болезни. Знание продолжительности инкубационного периода необходимо для определения сроков карантина.

Начальный, или продромальный, период характеризуется общи­ми проявлениями болезни, обусловленными симптомами интокси­кации: недомогание, повышение температуры тела, озноб, головная боль и т.д. Как правило, в этот период отсутствуют специфические симптомы болезни. Единственное заболевание — корь имеет яркий период продромы, когда появляется сыпь и пятна Филатова.

Период основных проявлений болезни (разгар) характеризует­ся появлением специфических симптомов болезни. Так, характер температуры тела (температурная кривая) при многих заболева­ниях типичен, он является важным диагностическим признаком. При многих инфекционных болезнях появляется сыпь. Характер сыпи, ее локализация и время появления также являются важ­ными диагностическими признаками. Жидкий стул, его характе­ристика, время появления, кашель, характер мокроты, наличие судорог — важные симптомы при диагностике инфекционного заболевания.

Период реконвалесценции (выздоровления) — это период, в ко­тором происходят постепенное улучшение самочувствия больного, исчезновение симптомов заболевания, восстановление трудоспо­собности.

Эпидемиологический процесс — это процесс распространения инфекционных болезней в человеческом обществе. Он состоит из трех взаимодействующих звеньев: источника инфекции, механизма передачи возбудителя инфекционного заболевания, восприимчи­вости населения.

Источником инфекции является больной человек или больное животное, а так же бактерионоситель или вирусоноситель, в зави­симости от того, какой микроб вызывает заболевание. Они могут быть источником инфекции на протяжении болезни, в период вы­здоровления и в период носительства. Предметы внешней среды не могут быть источниками инфекции, так как на них возбудители выживают ограниченный срок, а организм человека или животного для болезнетворных микробов является единственной и оптималь­ной средой для размножения.

Механизм передачи возбудителя инфекционного заболевания — это способ перехода возбудителя из зараженного организма в не­зараженный. Существуют три фазы перемещения возбудителя: вы­деление из источника во внешнюю среду, пребывание во внешней среде и внедрение в новый организмИзвестны четыре основных механизма передачи инфекционных заболеваний, каждый из которых определяется первичной локали­зацией возбудителя в той или иной системе организма: фекально-оральный, капельный (аэрогенный), контактный и трансмиссивный (через укусы насекомых).

Элементы внешней среды, обеспечивающие переход возбудите­ля из одного организма в другой, называются путями и факторами передачи.

При фекально-оральном механизме возбудители выделяются в окружающую среду с испражнениями. Путями передачи являются водный, пищевой контактно-бытовой, а факторами передачи зара­женные продукты питания, вода, грязные руки, предметы обихода и ухода за больным.

Капельный механизм передачи возбудителя реализуется двумя основными путями передачи: воздушно-капельным и воздушно-пылевым. К факторам передачи относятся микроскопические ка­пельки слизи больного пыль, на которую осели возбудители, стойкие к высушиванию.

При контактном механизме передачи возбудитель передается при непосредственном общении больного человека со здоровым или через зараженные патогенными микроорганизмами предметы окружающей среды

Трансмиссивный механизм передачи реализуется при попада­нии возбудителя непосредственно в кровь здорового человека. Пу­тями передачи могут быть переливание крови или ее компонентов, а факторами передачи — инфицированные инструменты, кровосо­сущие насекомые, в организме которых возбудитель дополнительно размножается (вши, комары, блохи, клещи).

Третьим звеном эпидемического процесса является воспри­имчивость к инфекционным заболеваниям. Она характеризуется отношением числа заболевших к числу контактных, не болевших данной инфекцией.

Для предупреждения распространения инфекционных бо­лезней необходимо знать конкретные условия возникновения каждого случая заболевания. Это достигается учетом всех случаев инфекционных болезней. Получив извещение, эпидемиолог орга­низует эпидемиологическое обследование очага и намечает план мероприятий, направленный на предупреждение распространения инфекционного заболевания. Он включает в себя: выявление всех источников инфекции, механизма передачи данной болезни и возможных путей дальнейшего ее распространения, конкрет­ные мероприятия дня обезвреживания источника инфекции, разрыва путей передачи инфекции и защиты восприимчивого коллектива.

Иммунитет. Иммунитетом называется невосприимчивость организма к инфекции. Восприимчивость к тому или иному забо­леванию неодинакова. Известно, что человек не заболевает чумой рогатого скота; с другой стороны, многие виды животных невос­приимчивы к полиомиелиту. Такой естественный иммунитет можно рассматривать как видовой признак, обусловленный определенны­ми биологическими особенностями организмов. Иногда человек от рождения невосприимчив к какой-нибудь болезни. Он остается здоровым несмотря на то, что соприкасается с больными, ухаживая за ними. Это тоже врожденный иммунитет, но не видовой, а инди­видуальный.

Организм человека обладает рядом свойств, защищающих его от болезнетворных микробов. Здоровая кожа, слизистые оболочки дыхательных путей, покрытые мерцательным эпителием, механи­чески задерживают микробов на своей поверхности. Кроме того, губительное влияние на них оказывают химические вещества, вы­деляемые кожей и слизистыми оболочками (лизоцим). Он обнару­жен в слюне, слезной жидкости, кишечном соке, грудном молоке. Губительное действие на ряд микробов оказывают желудочный и кишечный соки. В полости рта, носа, кишечника, влагалища при­сутствуют безвредные для человека микробы, которые так же пре­пятствуют размножению болезнетворных микробов (микрофлора). Если микробы прорывают и этот барьер, они попадают в кровь. Однако и тут организм не остается безоружным, так как в сыво­ротке крови постоянно присутствует особые клетки, лейкоциты, захватывающие и переваривающие микробов (фагоцитоз).

Еще в прошлом веке французский ученый Пастер эксперимен­тально доказал, что врожденная невосприимчивость к инфекционным заболеваниям определяется сопротивляемостью организма, которая изменяется в зависимости от его состояния и условий окружающей среды. Восприимчивость организма повышается при переутомлении, охлаждении, подавленном настроении, стрессах и т.п.

Иммунитет бывает не только врожденным, но и приобретенным. Этот иммунитет возникает после перенесенного инфекционного заболевания и предохраняет от его повтора (рецидива). После не­которых болезней (сыпного тифа, оспы, скарлатины) иммунитет настолько прочен, что сохраняется всю жизнь. Существуют инфек­ции, после которых невосприимчивость наступает на очень корот­кое время (грипп). Всякий иммунитет независимо от того, присущ ли он всем людям либо только данному человеку от рождения или появился в результате перенесенного заболевания, но не вызван искусственным путем, называется естественным.

По отношению к некоторым инфекционным болезням можно вызвать иммунитет искусственным путем при помощи соответ­ствующих прививок или путем введения лечебных сывороток. Первые попытки искусственно вызвать невосприимчивость к за­разным болезням относятся к глубокой древности. Во второй половине XIX в. Пастер создал учение о предохранительных при­вивках путем введения в организм вакцин — культур ослабленных микробов.

Вакцинация — способ создания специфического иммунитета против инфекционных заболеваний посредством иммунизации ребенка. Организм ребенка после иммунизации становится невос­приимчивым к конкретному инфекционному заболеванию.

Прививка — это нормальная адекватная реакция на введение чужеродного вещества белковой природы, это так называемая ин­фекционная болезнь в миниатюре. Вакцины выступают как анти­гены. В ответ на попадание антигенов в организме вырабатываются антитела, тем самым создается активный искусственный иммунитет. Вырабатывается он не сразу, а через несколько недель, но сохраня­ется годами к данному инфекционному заболеванию. Если ребенок в дальнейшем в жизни и встретит данный возбудитель (микроб) в окружающей среде, то не заболеет, так как у него в организме уже есть так называемые «защитники» — антитела против данно­го микроба. В настоящее время для приготовления вакцин против различных заболеваний пользуются не только ослабленными, но и убитыми микробами.

Самая главная роль прививки в жизни ребенка — обеспечение в последующем качества жизни без риска заболеть тяжелым инфек­ционным заболеванием. Даже в настоящее время, при достаточно развитой медицине по уровню диагностики и лечению заболева­ний, предотвратить развитие осложнений, а в некоторых случаях и смертельный исход в случае заболевания инфекционными забо­леваниями, такими как полиомиелит, дифтерия, коклюш, столбняк, краснуха, эпидемический паротит, туберкулез, вирусный гепатит В, невозможно. Ребенок может стать инвалидом от развития тяжелых осложнений инфекционного заболевания.

Некоторые инфекции развиваются так быстро, что нередко организм не успевает выработать достаточное количество антител и больной погибает. Своевременно введенная лечебная сыворотка, содержащая уже готовые антитела, обеспечивает успешную борьбу с инфекцией, создавая искусственный пассивный иммунитет. Чтобыполучить такую сыворотку, у животного вызывают искусственный иммунитет путем повторного введения убитых или живых, но осла­бленных микробов, либо их токсинов, тоже ослабленных. При этом в крови животного появляются антитела, которые и используются для лечения человека. Обычно этот иммунитет очень недолговечен и редко сохраняется больше месяца, но зато появляется сразу же после введения сыворотки, спасая жизнь человека.

Лечебные сыворотки вводятся и для профилактики заболеваний. Так, например, тем, кто соприкасался с больным корью, вводят противокоревую сыворотку (гамма-глобулин), чтобы предохранить от возможных последствий заражения. Существует и естественный пассивный иммунитет, который передается ребенку матерью через плаценту в период внутриутробного развития и с молоком в период кормления грудью.

Контрольные вопросы

1. Что такое инфекционные болезни?

2. Какие микробы называются аэробами и анаэробами?

3. Что называется инфекцией?

4. В чем сущность инфекционного процесса?

5. Перечислите периоды развития инфекционного заболевания.

6. Дайте характеристику эпидемиологического процесса.

7. Охарактеризуйте механизмы передачи возбудителей инфекци­онных заболеваний.

8. Что такое иммунитет?

9. Расскажите о видах иммунитета.

10. Перечислите факторы, губительно действующие на болезнет­ворные микробы.

11. В чем заслуга Пастера?

12. В чем значение вакцинации?

Можно вывести лекцию и в тексте подчеркнуть ответы на вопросы.

Знать ответы.

Подготовиться к контрольному тесту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: