Парк-памятник - старинный парк, имеющий мемориально-историческое, архитектурно-художественное, научное значение. Парки-памятники подлежат охране и восстановлению методами консервации, реставрации или реконструкции.
Па́ндус (фр. pente douce — пологий скат), также рампа — прямоугольная или криволинейная в плане пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысоких горизонтальных поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую. Среди часто встречающихся применений — обеспечение подъезда инвалидных колясок к расположенному над цоколем здания парадному входу и обеспечение перемещения автомобилей между этажами многоэтажного гаража своим ходом. В некоторых случаях может заменять лестницы внутри и снаружи зданий. В современном строительстве пандус устраивается в многоэтажных гаражах, подземных переходах и т. п. В общественных местах для удобства перевоза детских и инвалидных колясок, лестницы, как правило, дублируют пандусом.
Панора́ма (образовано от греческого πᾶν «все» + ὅραμα «вид, зрелище»):
1. Одна из разновидностей пространственного зрелищного искусства, «широкоформатное» изображение, развёрнутое перед зрителем или окружающее его;
2. Вид на местность, открывающийся с удобной для обзора точки, как правило с высоты (обрыва скалы, холма, сопки, высокого здания, колеса обозрения и т. п.). Панорамный вид на местность, при этом, характеризуется как большой глубиной обозреваемого пространства, так и широким углом обзора.
Термин «панорама» ввел в речевой оборот еще в конце XVIII века ирландский художник Роберт Баркер, для обозначения (классификации) написанной им картины Эдинбурга.
|
Парапе́т (фр. parapet, итал. parapetto, от parare — защищать и petto — грудь):
1. Невысокая стенка, ограждающая кровлю здания, террасу, балкон, набережную, мост и т. п. Парапет часто служит постаментом для декоративных ваз и статуй.
2. Стенка, располагаемая на гребне плотины, мола, дамбы и т. п., и защищающая его от размыва волнами. Парапетом называется также стенка, устраиваемая в судоходных шлюзах для ограждения территории, примыкающей к камере.
Пейза́жный (англи́йский, иррегуля́рный, ландша́фтный) парк — направление в садово-парковом искусстве, сложившееся вXVIII веке в Англии на контрасте с барочным, регулярным парком во «французском стиле» Ленотра.
Пе́ргола (итал. pergola) — садовое устройство, наборная конструкция из повторяющихся секций арок, соединённых между собой поперечными брусьями, для защиты прохода от палящего солнца. Она может быть как отдельно стоящим сооружением, так и частью здания, закрывающим открытые террасы. Заимствованное в русском итальянское слово pergola происходит от латинского pergula «навес, пристройка».
Перисти́ль — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой. Термин происходит от др.-греч. περίστῡλος («окружённый колонами» от др.-греч. περί- «вокруг» и др.-греч. στῡλος «столб») и изначально обозначал такой архитектурный приём в древнегреческой или древнеримской архитектуре. Постепенно понятие распространилось на более ранние сооружения подобного плана, использовавшиеся в Древнем Египте, Персии и т.п.
|
Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — наука об изображении пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Другими словами, это:
1. Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.
2. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов
Поля́на — открытый участок в лесу. Основная растительность — травы и мелкий кустарник.
Может образовываться вследствие неспособности почвы в этом месте обеспечивать питание и/или закрепления деревьев (постоянные поляны), или же вследствие вырубки, падение большого дерева с повреждением меньших вокруг, бурелома, и т. д. (временные поляны).
Поляны в лесу являются участками, где могут развиваться нехарактерные для лесного биотопа растительные сообщества (с преобладанием трав и/или кустарников), а также сопутствующие виды животных. Поляны являются составным элементом леса.
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие её или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна.
|
Почвопокровные растения — выделяемая в декоративном садоводстве группа низкорослых (нередко стелющихся) растений, обладающих свойством активно захватывать и удерживать новые площади[1][2]. Иногда используется термин «ковровые растения».
Поясная дорога - Дорога по периметру парка.
Пра́то (итал. Prato) — второй по величине после Флоренции город Тосканы. Расположен в 30 км к северо-западу от неё, по дороге на Пистойю, у подножия горы Ретайна, на речке Бисенцио. Административный центр одноимённой провинции. Со Средних веков — один из главных центров итальянской лёгкой промышленности, самый коммерческий и предпринимательский город Тосканы.
Исторический центр Прато сохранился вместе со средневековой крепостной стеной в форме неправильного шестиугольника. Богатство города XIII—XV веков узнаваемо по церквям и дворцам, а также по уникальной для северной и средней Италии форме Императорской крепости. В соборе примечателен цикл фресок Филиппо Липпи «Сцены из жизни св. Стефана и Иоанна Крестителя» (1452—1457).
Розарий (цветник) — земельный участок или питомник, предназначенный для выращивания и демонстрирования роз
Менажерия- выполняла свою исконную функцию, но затем превратилась в купальню. Ныне это - выдающийся памятник зодчества XVIII cтолетия.
" Мертвые " материалы - разноцветный песок, толченая черепица, битое стекло, толченый мрамор, антрацит и другие материалы
Микроландшафт - искусственно созданная композиция из зеленых насаждений, органически связанная с рельефом и водоемами.
миксбордер – это еще и один из наиболее эффектных видов цветников. Сочетание растений с цветами и листьями различной формы, окраски и размера.
Миловид - русский парк XVll-XlX
Модерн стиль "модерн" (франц. moderne - новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля "модерн": "ар нуво" (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, "югендстиль" (Jugendstil) в Германии, "сецессион" (Sezession) в Австрии, "либерти" (Liberty) в Италии и др. "Модерн" сложился в условиях бурно развивающегося индустриального общества, роста национального самосознания различных европейских народов, обострения противоречий капитализма. Социальная природа "модерна" коренилась в осознанном ещё романтизмом конфликте между личностью и обществом, между художником и буржуа, в связи с чем в искусстве "модерна", с одной стороны, проводились идеи художественного индивидуализма, а с другой - искусство утопически рассматривалось как средство социального преобразования общества (например, в работах бельгийца Х. К. ван де Велде, основывавшегося на социалистической утопии У. Морриса). Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека - от архитектуры жилища до деталей костюма, ведущую роль представители "модерна" (несмотря на программный отказ от иерархии видов и жанров искусства) отдавали архитектуре как основе искомого ими синтеза искусств. Наиболее ярко "модерн" выразился в архитектуре частных домов - особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов. Принципиально новым в архитектуре "модерн" был отказ от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасада и интерьера. В "модерн" было невозможно разделение на конструктивные и декоративные элементы здания; декоративность "модерна" заключалась в эстетическом осмыслении архитектурной формы, порой заставляющим забыть о её утилитарном назначении. Определяющее значение в структуре здания имело построение внутреннего пространства, которое отражалось в ритмической и пластической организации внешних форм. Фасады зданий "модерна" обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органичные природные явления (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России); иногда они скупо и геометрически чётко выявляют составляющие здание объемы (постройки И. Хофмана, И. М. Ольбриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, зрелые работы Шехтеля). Некоторые архитекторы "модерна" предвосхищали функционализм, стремясь выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд построек О. Вагнера и Хофмана в Австрии, П. Беренса в Германии, О. Перре во Франции).
МОДУЛЬНЫЙ САД. Небольшой парк или его фрагмент, в планировочной и объемной структуре которого ритмически повторяются одни и те же геометрические формы.
Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно- прикладного искусства, реже для создания станковых произведений.
Листова́я моза́ика — расположение листьев растений в одной плоскости, обычно перпендикулярной направлению лучей света, что обеспечивает наименьшее затенение листьями друг друга.
Моносад, моноцветник — это композиция, содержащая множество видов и сортов растений одного рода. Частным случаем моносада является розарий.
Монументальное искусство (лат. monumentum, от moneo — напоминаю) — одно из пластических пространственных изобразительных и неизобразительных искусств; данный род их включает произведения большого формата.
Мостик парковый проект изделия выполнен с полной деталировкой всех элементов.
Многоплановость как компромисс между быстротой и тщательностью восприятия и мышления.
Нагорный парк - парк, расположенный на склонах горы или холма, отличающийся: - сложностью объемно-пространственного решения; - наличием террас
Настенный сад - декоративное сооружение из сложенных камней в виде откосов, подпорных стенок.
НЮАНС — (французское nuance), оттенок, тонкое различие, едва заметный переход (в цвете, мысли, звуке и т.п.
Обели́ск (др.-греч. ὀβελίσκος — «небольшой вертел») — сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении. Важный элемент архитектуры Древнего Египта, где обелиски были символами Солнца.
Охраняемая территория парка, управляемая, главным образом, с целью сохранения экосистем и туризма
Павильо́н (фр. pavillon) — в основном смысле — небольшая изолированная постройка.
Пале́стра — частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет (на острове Самос была палестра для взрослых мужчин).
Палисад — изначально, в поздней античности, Средневековье — военное укрепление. Римские воины, отправляясь в поход, несли с собой жерди (лат. valli) для возведения вокруг лагеря забора с насыпью
Пальметта (фр. palmette) — растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости. Был распространён в египетской и эллинистической архитектуре — в качестве антефиксов
Парадиз (Paradis, нем. Perwisch) — в романском зодчестве, сени при входе в церковь, заключающиеся между двумя башнями по бокам главного ее фасада. Эта часть храма, представляющая собой видоизменение нартекса древних христианских базилик
Парапет - Невысокая заграждающая стенка, перила.
Парк — предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория. Как правило, парки содержатся государством и предоставляются для отдыха всем желающим.
Перисти́ль — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой.
Почвопокровные растения, с любовью называя их «подушки», «коврики» или «мхи».
ПОЯСНАЯ ДОРОГА. Дорога по периметру парка.
Пра́то (итал. Prato) — второй по величине после Флоренции город Тосканы. Расположен в 30 км к северо-западу от неё, по дороге на Пистойю, у подножия горы Ретайна, на речке Бисенцио. Административный центр одноимённой провинции.
Приро́дный па́рк — охраняемый обширный участок природного или культурного ландшафта; используется для: рекреационных (например, организованного туризма), природоохранных,
ЛЕСОПАРК – благоустроенный лесной массив, организованный в определенную ландшафтно-объемно-планировочную систему по-средством постепенной реконструкции посадок, прокладки проез-жих дорог, прогулочных аллей, пешеходных тропинок, лужаек, во-достоков и др. Предназначается для свободного кратковременного отдыха в обстановке, приближенной к природной
Лесопарковый пояс - – часть пригородной зоны, прилегающая к административным границам города, включающая пригородные леса, лесопарки, загородные парки, дачные поселки, а также сельскохозяйственные угодья и т.п.
«ОГОРОД» – одно из названий сада при русской усадьбе XVI-
XVII веков. Обычно в нем выращивались плодовые деревья, кустар-
ники, овощи, лекарственные и пряные растения (см. также САД-
ОГОРОД).
ОПУШКА – насаждение, окаймляющее поляну по периметру.
ОРАНЖЕРЕЯ – теплица, помещение для культивирования рас-тений, которые в открытом грунте данной местности расти не мо-гут. Стены и крыша оранжереи остекляются, в холодное время года она отапливается
АНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА – архитектура открытых пространств, обеспечивающая формирование благоприятной внеш-ней среды для жизнедеятельности и отдыха населения в городах, пригородах и культурных зонах, сельской местности с учетом эко-логических, функциональных, эстетических, технико-экономичес-ких требований. Исторически она возникла на стыке садово-пар-кового искусства и градостроительства во второй половине XIX века. Специфика ландшафтной архитектуры состоит в том, что она имеет дело прежде всего с природными материалами и объектами– рельефом земной поверхности, ее растительным по-кровом, водоемами и водотоками, которые образуют сложные вза-имосвязанные системы– ландшафты, включающие в себя также и антропогенные компоненты. В задачи ландшафтной архитекту-ры помимо традиционных целей садово-паркового искусства вхо-дит озеленение и благоустройство жилых территорий, улиц и до-рог, природных заповедников, исторических ландшафтов, охраня-емых территорий.
ОРИЕНТАЦИЯ – 1) размещение отдельных элементов плани-ровки (аллей, площадок) в зависимости от экспозиции склона (см.) и положения оси относительно сторон света; 2) пространственная направленность композиции парка, сада на объекты внешнего ок-ружения – речную долину, горную вершину, выдающееся архитек-турное сооружение.
«ОКНО» – 1) проем в стене, предназначенный для объедине-ния нескольких пейзажей, обычно создается в наружных стенах, однако, если вне сада отсутствуют красивые пейзажи, может быть сделано и внутри сада, такие «проникающие окна» харак-терны для китайских садов; их форма может быть различна: округлая, овальная, прямоугольная, в виде стилизованной арки, иногда ее закрывали редкой решеткой или делали решетчатую же окантовку; 2) просвет в массиве или куртине с целью прида-ния пейзажу декоративности, обычно свободен от деревьев и кус-тарников, но имеет травяное покрытие, способствует смене впе-чатлений при переходе зрителя от закрытого пространства к от-крытому
ОСТРОВ – искусственное земляное или каменное сооружение, размещаемое на водоеме и служащее для оживления пейзажа, со-здания разнообразных перспектив.
«ОСТРОВ» – уединенное место в парке, предназначенное для созерцательного отдыха, размышлений в одиночестве. «Остров» обычно был изолирован от шумных аллей плотными посадками де-ревьев или кустарников, и лишь в редких случаях – водными пре-градами.
Партер - декоративная открытая геометрически построенная композиция из низких растений в горизонтальной плоскости, образует парадную часть регулярного парка, разбивается у главных зданий, у монументальных сооружений и памятников. Большое место отводится газону, цветнику из ковровых растений, которые в сочетании с водоемами, скульптурой, декоративным мощением и т. п. образуют единый ансамбль. Характеризуется строгостью линий и форм.
Партер английский - разновидность классического садового партера, отличающаяся относительно более простым рисунком, выполненным с помощью газона и песка, иногда с использованием цветов.
Партер кружевной - вид садового партера со сложным рисунком, выполненным из «мертвых» материалов, обычно на фоне песка. Характерен для периода расцвета классического садового искусства конца XVII начала XVIII в.
Партеры разрезные обычно выполнялись на фоне песка или дру-гих мертвых материалов, главная роль отводилась цветущим расте-ниям, заполнявшим элементы рисунка, обрамленные стриженым самшитом, по таким дорожкам можно было ходить (рис. 72, е). Партер такого типа был устроен перед дворцом Монплезире в Пе-тергофе. У оранжерей на этих партерах устанавливали кадочные растения.
ПАРТЕРНЫЙ САД – сад регулярного стиля с доминированием газонных площадей, цветников партерного типа и водоемов. Ис-пользуемые деревья и кустарники обычно располагаются по пери-ферии куртин и клумб, растения подвергаются регулярной стриж-ке, им придается форма куба, шара, конуса.
ПЕЙЗАЖ – пространство как отдельный элемент ландшафта, ограниченный пределами и условиями зрительного восприятия.. Пейзаж вызывает ощущение и настроение, воспринимаемое анало-гично полотну художника.
^ ПЕЙЗАЖНАЯ ПЛАНИРОВКА – прием в садово-парковом ис-кусстве, зародившийся в древних садах Китая и Японии и полу-чивший развитие в Англии и других европейских странах в XVIII-XIX вв., отличающийся живописностью групп деревьев, свободно размещенных на полянах и лужайках, извилистостью дорожек, включением в пейзаж скал и камней, водоемов и водотоков с каскадами (цв. вклейка фото 81). Отличительная черта пейзажной
планировки – сохранение или имитация сельского характера мест-
ности.
ПРОПИЛЕИ – монументальная колоннада, аркада или симмет-рично расположенные небольшие сооружения у парадного въезда в архитектурный ансамбль или дворцово-парковый комплекс.
ПАРНАС – естественный или искусственно созданный холм с вьющейся спиральной тропинкой или дорожкой, ведущей от осно-вания к вершине, и видовой площадкой. Иногда вершину холма украшает крупное дерево, чаще всего дуб. Вид с Парнаса много-кратно меняется по мере подъема. Символическое значение Парна-са– обитель Аполлона и муз.
СТЕЛА – вертикально стоящая каменная плита с надписью, ре-льефным изображением, обычно имеет мемориальное значение. В парках стелы устанавливаются в ознаменование событий обще-ственной значимости, в память отдельных лиц, иногда в качестве пограничной отметки у входа или какого-либо природного рубежа.
СТИЛЬ – 1) исторически сложившаяся относительно устойчи-вая общность образной системы средств и приемов художественно-го выражения, обусловленная единством идейного содержания ис-кусства, этим понятием определяются крупные этапы в развитии садово-паркового искусства: романский, готика, ренессанс, барок-ко, рококо, классицизм, романтизм, модерн; 2) стиль в ландшафт-ном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования, колористики сада. Основные стили: регулярный, «французский», и пейзажный, «английский» (рис. 111).
САД – участок с культивируемыми растениями, помимо древес-ных и кустарниковых насаждений, цветников обычно включает ал-леи, площадки для отдыха, небольшие водоемы, малые архитектур-ные формы, в том числе павильоны, беседки, ротонды.
САД НЕПРЕРЫВНОГО ЦВЕТЕНИЯ – специально отведенный участок, на котором высажены растения, подобранные по срокам цветения таким образом, чтобы с ранней весны до поздней осени хотя бы несколько растений находились в цветущем состоянии. Для сада непрерывного цветения используют растения всех жизненных форм: однолетние и многолетние травянистые растения, кустарни-ки и деревья. Весеннецветущие растения высаживают обычно более плотными группами, чтобы окраска, обычно белая, бледно-голубая или лимонная, была более заметна.
САДОВО-ПАРКОВЫЙ ЛАНДШАФТ – часть культурного или природного ландшафта, преобразованного в результате направлен-ной деятельности человека, имеющего определенные границы, в' пределах которых пространственно организованные естественные элементы (рельеф, вода, растения, почвы) в сочетании с искусствен-ными (малые архитектурные формы и сооружения), рационально размещенными, образуют взаимосвязанное и взаимообусловленное единство, определяющее художественный облик пространства или территории определенных размеров и являющееся средой отдыха человека.
СВЕТОТЕНЬ – 1) соотношение света и тени, выявляющее фор-му предметов; 2) соотношение форм по освещенности.
СОЛИТЕР – крупные, хорошо развитые экземпляры древесных или травянистых растений, отличающиеся эффектной листвой, обильным и продолжительным цветением, у древесных – ориги-нальной структурой ствола и ветвления, ярко выраженной массой кроны, окраской и мозаикой листьев, фактурой и окраской коры.
СТАФФАЖ – скульптурное, живописное, макетное изображе-ние человеческих фигур, животных, бытовых предметов, устанав-ливаемых на аллеях и полянах для оживления паркового пейзажа.
Солнечные часы — устройство из растений (цветов) для определения времени с помощью тени от штыря, падающей на плоскость
ТОПИАРНЫЙ САД – декоративная композиция из фигурно подстриженных деревьев и кустарников, которым придана подчер-кнуто геометрическая или фантастическая форма. Для таких садов используются растения с мелкой фактурой кроны, хорошо перено-сящие стрижку, например, лавр благородный, бирючина обыкно-венная, биота восточная, самшит вечнозеленый, тис ягодный.
ТОЖДЕСТВО – один из принципов создания ландшафтных композиций, определяется сходством сравниваемых признаков, например, в ритмическом ряду тождественные акценты и интерва-лы, в симметричной композиции – уравновешивающие друг дру-га объемы
ТЕКСТУРА – характеристика лиственного покрова деревьев, кустарников, травяного покрова, определяемая размерами, формой, расположением листьев, ветвей и соответствующим порядком рас-пределения светотени. Крупные листья образуют грубую, но актив-ную, выразительную текстуру, например, у дуба красного или кле-на остролистного; мелкие разрезные листья – более тонкую и рав-номерную текстуру (ива вавилонская, робиния псевдоакация). Эти различия позволяют получить в зависимости от композиционного замысла контрастные или нюансные соотношения. Понятие «тек-стура» близко по смыслу к термину «фактура», последняя предпо-лагает наличие определенного рельефа поверхности.
ТЕРРАСА – горизонтальная или слегка наклонная площадка, образующая уступ на склоне естественного или искусственного происхождения. Особенно характерны террасы для садов эпохи Ренессанса и Барокко в Италии. Прием террасирования нашел широкое применение во всех европейских странах. Уступы тер-рас часто подчеркиваются декоративно обработанными подпор-ными стенками, балюстрадами, широкими парадными лестница-ми, гротами.
Тектоника — художественное выражение закономерностей строения, присущих определенной породе или виду растения.
РАЙСКИЙ САД – название небольшого сада внутри монастыря. Имел символическое значение и засаживался «райскими» деревья-ми – яблонями, грушами, сливами и травами. В центре сада на перекрестье дорожек обычно устраивали малый водоем.
РАБАТКА – в словаре Даля приводится следующее определе-ние – «подорожный цветник, узкая гряда по бокам дорожки для украсы, а также опушка, отвороты».
РАВНОВЕСИЕ – правильное распределение пространства и со-размерность частей, например, высокое стройное дерево может быть уравновешено деревом с широкой раскидистой кроной. Рав-новесие может быть симметричным и асимметричным, т. е. дости-гается посредством двух типов гармонии. В ландшафтном дизайне весьма важно равновесие силуэтов – сочетание различных по ар-хитектонике деревьев и кустарников, гармонирующих между собой
РАКУРС – необычная угловая перспектива на объект, когда ось зрения направлена снизу, сверху или сбоку от него, создает впечат-ление динамичности в садово-парковом пейзаже. Несколько после-довательно раскрывающихся ракурсов позволяют полнее связать архитектурные сооружения, монументы, отдельные группы деревь-ев и т. п. с окружающим фоном.
Газон — искусственный дерновой покров из многолетних злаков. В зависимости от назначения газоны подразделяются на спортивные, специального назначения и декоративные (партерные, обыкновенные и луговые).
Шпалера — ряд густо посаженных деревьев, образующих зеленый экран с помощью стрижки; деревянная решетка (трельяж) с вертикальной растительностью.
Пропорция — соразмерность, определенное соотношение отдельных частей предметов и явлений между собой, одно из проявлений гармонии.
Зимний сад - по сути одна из жилых комнат. Имеет максимальную площадь остекления ограждающей конструкции со всех сторон, обращенных к природе. Светопрозрачной должна быть и кровля. Предусматривает внутреннее отопление.
Сад-чинампас - плавучий сад Мексики, небольшой островок из древесных ветвей и камыша, на поверхности которых насыпали землю и выращивали различные растения.
Ландшафтный участок - – выдел, часть ландшафтного района, выявленный ландшафтным анализом территории, характеризующийся однородностью визуального облика, обусловленного одинаковым типом растительности, породным составом деревьев и кустарников, классами возраста и бонитета, сомкнутостью и ярусностью насаждений, рельефом и т.п.
Хоромы — в старину на Руси называлось вообще более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»).
Тем а (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») — предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения.
Солярий, аэросолярий (от др.-греч. ἀήρ — воздух и лат. solarius — солнечный) — специально оборудованная открытая площадка для проведения дозированных облучений прямым или рассеянным излучением, полученным от специальных ультрафиолетовых ламп.
Садо́во-па́рковое иску́сство — искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоемами, скульптурой. Многообразные приёмы садово-паркового искусства подчиняются двум основным принципам — регулярному (геометрическому) или пейзажному (имитирующему естественный ландшафт)
Садово-парковая система - территориально и композиционно взаимосвязанная группа парков, садов, лесопарков, водоемов, набережных и других открытых пространств, образующих вместе с окружающей застройкой единый архитектурно-ландшафтный ансамбль. Часто историческим ядром развивающейся садово-парковой системы становятся парки-памятники. Объекты озеленения
Сады переносные, мобильные — объекты озеленения, представляющие небольшие участки, оформленные переносными контейнерами, вазами из керамики и бетона различной величины с высаженными в них растениями, преимущественно летниками, вьющимися, кустарниками.
«Прохладный вертоград » означает — тенистый сад лекарственных растений.
«вертоград» — сад, цветник, огород.
Руст - рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью.
РЕКОНСТРУКЦИЯ исторически сложившегося парка
Частичное переустройство и дальнейшее развитие планировочно-пространственной композиции или отдельных сооружений и фрагментов в соответствии с новым предназначением парка. Обновляются сохранившиеся и создаются новые зеленые насаждения применительно к современным условиям, при этом не должны быть разрушены исторически сложившиеся элементы ансамбля. Их облик восстанавливается в соответствии со специальными архивами и археологическими материалами. Это не исключает в случае необходимости прокладки в дополнение к старым новых дорог, инженерных коммуникаций, благоустройств водоемов, автостоянок и пр. вне основного исторического ядра парка.
Ро́дина (происходит от слав. род; укр. роди́на — «семья», болг. роди́на — «родина, место рождения», сербохорв. родѝна — «обилие плодов», чешск., словацк. rodina — «семья», польск. rodzina — семья) [1] — синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место откуда произошли предки,корни человека.
Регулярный сад – это сад строгого и упорядоченного размещения предметов, каждой вещи здесь определено свое место, и весь участок сада разбит на своего рода зоны.
Радиально-звездная композиция
Радиально-звездная композиция парка — пересечение нескольких планировочных осей в одной точке, на которой формируется центр ландшафта (или одного из районов парка). Архитектурно-ландшафтное построение развивается по всем радиальным направлениям от периферии к центру. Обычно организуются и кольцевые связи, связывающие планировочные оси между собой. Landscapenote.ru
Регулярная планировка - прием планировки объекта, характеризующийся использованием правильных геометрических контуров, прямизны дорог, симметрии композиции, наличие скульптуры, водоемов в садово-парковом строительстве.
РАСТИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО (фитоценоз), устойчивая совокупность растений, обитающих на относительно однородном участке земной поверхности и существующих в определённых условиях. Это динамичная система, изменяемая во времени (как в течение года, так и на протяжении многих лет).
Парк-памятник - старинный парк, имеющий мемориально-историческое, архитектурно-художественное, научное значение. Парки-памятники подлежат охране и восстановлению методами консервации, реставрации или реконструкции.
Охранная зона парка-памятника - примыкающая к парку территория, призванная создать благоприятное окружение и оградить парк от отрицательных воздействий урбанизированной среды
Парк культуры и отдыха (ПКиО, ЦПКиО — аббревиатура для Центральный парк культуры и отдыха) — вид городских учреждений, удовлетворяющих потребности городского населения в отдыхе на фоне природы, а также в культурных мероприятиях на открытом воздухе.
Усадебные парки – это эксклюзивный ландшафтно-природный комплекс.
Садово-парковая ограда - сооружение, предназначенное для ограничения свободного доступа людей, животных и транспортных средств на территорию парка. В зеленом строительстве для ограждений используются: - живые изгороди, бордюры, гирлянды, трельяжи и стенки из вьющихся растений; а также - каменные, металлические и деревянные ограды. Садово-парковые ограды играют самостоятельную роль в архитектурной композиции парка. Растительные садово-парковые композиции Садово-парковые ограды
Композиция в садово-парковом искусстве (лат.) – построение (структура) отдельного пейзажа сада, парка или всей территории в определенной художественной системе, обеспечивающей взаимосвязь составных частей (насаждений, рельефа, водных поверхностей) и обуславливающей идейный замысел и назначение объекта озеленения. Используются многообразные средства и приемы композиции; среди них – выделение главного и второстепенного масштабность и соразмерность, пропорциональность, ритм и смена впечатлений, симметрия и асимметрия, контраст и подобие, ориентация, свет и цвет, фактура материала и др.
Цветущие газоны бывают однолетними, создающимися из мака, васильков, алиссума, льнянки, ибериса, виолы, ноготков, эшшольции, бархатцев, и многолетними - из клевера белого, мака альпийского, ромашки белой, тысячелистника, компанулы; можно вводить мелкие луковичные - сциллу, мускари, тюльпаны среднеазиатские, нарциссы. Злаковые травы в травосмесях для цветущих многолетних газонов составляют 40-50%.
.