В соответствии с ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (далее – Градостроительный кодекс РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее также - капитальный ремонт).
Согласно ч. 2 указанной статьи проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 п. 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87, (далее – Положение о составе разделов проектной документации) проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным данным Положением для объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 9 Положения о составе разделов проектной документации проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 данного Положения.
На основании изложенного, состав проектной документации объектов капитального строительства определен частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ и конкретизирован Положением о составе разделов проектной документации. Дополнительные разделы состава проектной документации объектов капитального строительства, представляемые на государственную экспертизу проектной документации, могут устанавливаться только федеральными законами.
Порядок производства и прохождения государственной экспертизы регулируется ст. 49 ГрК., а также Положением об организации и проведении госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ. При этом Кодекс определяет объекты капитального строительства, проектирование которых не требует прохождение экспертизы: отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи; жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков; кроме того не требуется экспертиза в отношении типовых проектов, по которым имеется положительное заключение, а также в иных случаях, указанных в ч.2 и 3 ст. 49 ГрК и п.7 Положения.
Для проведения государственной экспертизы в уполномоченное экспертное учреждение представляются следующие документы:
· заявление о проведении государственной экспертизы, с указанием сведений об исполнителях работ, об объекте капитального строительства, о заявителе (фамилия, имя, отчество, реквизиты документов, удостоверяющих личность, почтовый адрес места жительства застройщика (заказчика));
· проектная документация на объект капитального строительства;
· копия задания на проектирование;
· результаты инженерных изысканий;
· копия задания на выполнение инженерных изысканий;
· документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, заказчика.
При этом организация по проведению государственной экспертизы вправе дополнительно истребовать от заявителя представления расчетов конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, а также материалов инженерных изысканий. Указанные расчеты и материалы должны представляться заявителем в 5-дневный срок после получения соответствующего запроса.
После подачи документов организация по проведению государственной экспертизы в течение 3 рабочих дней со дня получения от заявителя документов осуществляет их проверку и передает заявителю подписанный проект договора с расчетом размера платы за проведение государственной экспертизы, либо представляет мотивированный отказ в принятии документов, или указанные документы должны быть возвращены без рассмотрения. Основаниями для возврата без рассмотрения является неподведомственность данному экспертному учреждению, а также в случаях когда государственная экспертиза проекта не требуется. В п. 24 Положения определены такие основания, как представление неполного пакета документов несоответствие закону разделов проектной документации, формы и содержания результатов инженерных изысканий.
При возврате представленных для проведения государственной экспертизы документов без рассмотрения или отказе в принятии документов указанные документы возвращаются (за исключением заявления о проведении государственной экспертизы) заявителю. В случае если недостатки в представленных заявителем документах, можно устранить без возврата документов, экспертное учреждение устанавливает срок для устранения таких недостатков — не более 30 дней.
После заключения договора между экспертным учреждением и заказчиком, уполномоченный государственный эксперт проводит оценку проектной документации на соответствие требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. В целом срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 3 месяца, однако существует ряд случаев, когда применяется сокращенный срок 45 дней, при оценке результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации; в отношении жилых объектов капитального строительства, не относящихся к уникальным объектам (п. 29 Положения).
При выявлении в проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий в процессе проведения государственной экспертизы недостатков, которые не позволяют выдать экспертное заключение, организация по проведению государственной экспертизы незамедлительно уведомляет заявителя о выявленных недостатках и может установить срок для их устранения. В случае невозможности их устранения или если заявитель в установленный срок не устранил недостатки, экспертное учреждение вправе отказаться от дальнейшего проведения экспертизы и поставить вопрос о досрочном расторжении договора, о чем письменно уведомит заявителя с указанием мотивов принятого решения.
Результатом государственной экспертизы является заключение, содержащее выводы о соответствии или несоответствии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Заключение подписывается государственными экспертами, участвовавшими в проведении экспертизы, и утверждается руководителем экспертного учреждения либо уполномоченным представителем. Выдача заключения государственной экспертизы осуществляется на руки заявителю или путем направления заказного письма. Положительное заключение государственной экспертизы выдается в 4 экземплярах. Отрицательное заключение государственной экспертизы может оспариваться застройщиком или заказчиком в судебном порядке.
2.Проект организации строительства объекта (ПОС) – проект, который разрабатывается на полный объем строительства, предусмотренный проектом, или по очередям с учетом осуществления строительства на полное развитие.
В состав проекта организации строительства включаются:
а) календарный план строительства, в котором определяются сроки и очередность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, технологических узлов и этапов работ, пусковых или градостроительных комплексов с распределением капитальных вложений и объемов строительно-монтажных работ по зданиям и сооружениям и периодам строительства.
Календарный план на подготовительный период составляется отдельно (с распределением объемов работ по месяцам):
б) строительные генеральные планы для подготовительного и основного периодов строительства с расположением постоянных зданий и сооружений, указанием мест временных, в том числе мобильных (инвентарных), зданий и сооружений, постоянных и временных железных и автомобильных дорог и других путей для транспортирования оборудования (в том числе тяжеловесного и крупногабаритного), конструкций, материалов и изделий; путей для перемещения кранов большой грузоподъемности; инженерных сетей; мест подключения временных инженерных коммуникаций (сетей) к действующим сетям с указанием источников обеспечения стройплощадки электроэнергией, водой, теплом, паром; складских площадок; основных монтажных кранов и других строительных машин, механизированных установок; существующих и подлежащих сносу строений; мест для знаков закрепления разбивочных осей зданий и сооружений.
В случаях, когда организационными и техническими решениями охватывается территория за пределами площадки строительства, кроме строительного генерального плана разрабатывается также ситуационный план строительства с расположением предприятий материально-технической базы и карьеров, жилых поселков, внешних путей и дорог (с указанием их длины и пропускной способности), станций примыкания к железнодорожным путям, речным и морским причалам, линий связи и электропередачи, с транспортными схемами поставки строительных материалов, конструкций, деталей и оборудования, с нанесением границ территории возводимого объекта и примыкающих к ней участков существующих зданий и сооружений, вырубки леса, участков, временно отводимых для нужд строительства;
в) организационно-технологические схемы, определяющие оптимальную последовательность возведения зданий и сооружений с указанием технологической последовательности работ;
г) ведомость объемов основных строительных, монтажных и специальных строительных работ, определенных проектно-сметной документацией, с выделением работ по основным зданиям и сооружениям,
пусковым или градостроительным комплексам и периодам строительства;
д) ведомость потребности в строительных конструкциях, изделиях, материалах и оборудовании с распределением по календарным периодам строительства, составляемая на объект строительства в целом и на основные здания и сооружения исходя из объемов работ и действующих норм расхода строительных материалов;
е) график потребности в основных строительных машинах и транспортных средствах по строительству в целом, составленный на основе физических объемов работ, объемов грузоперевозок и норм выработки строительных машин и средств транспорта;
ж) график потребности в кадрах строителей по основным категориям;
з) пояснительная записка, содержащая:
характеристику условий и сложности строительства;
обоснование методов производства и возможности совмещения строительных, монтажных и специальных строительных работ, в том числе выполняемых в зимних условиях, с указанием сроков выполнения работ сезонного характера, а также технические решения по возведению
сложных зданий и сооружений.
При необходимости данные о сроках выполнения, объемах геодезических работ и потребности в материальных и трудовых ресурсах для их выполнения следует отражать в документах, предусмотренных под пунктами «а», «в», «е» и «ж» настоящего пункта;
указания о методах осуществления инструментального контроля за качеством сооружений:
мероприятия по охране труда;
перечень условий сохранения окружающей природной среды;
обоснование потребности в основных строительных машинах, механизмах, транспортных средствах, электрической энергии, паре, воде, кислороде, ацетилене, сжатом воздухе, а также во временных зданиях и сооружениях с решением по набору мобильных (инвентарных) зданий
и сооружений и указанием принятых типовых проектов;
перечень основных строительных организаций с характеристикой их производственной мощности;
обоснование размеров и оснащения площадок для складирования материалов, конструкций и оборудования, а также решения по перемещению тяжеловесного негабаритного оборудования и укрупненных строительных конструкций;
перечень специальных вспомогательных сооружений, приспособлений, устройств и установок, а также сложных временных сооружений и сетей, рабочие чертежи которых должны разрабатываться проектными организациями в составе рабочих чертежей для строительства объекта;
требования, которые должны быть учтены в рабочих чертежах в связи с принятыми в проекте организации строительства методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования;
обоснование потребности в строительных кадрах, жилье и социально-бытовом обслуживании строителей;
обоснование принятой продолжительности строительства объекта в соответствии со СНиП.
Обоснования всех потребностей и затрат должны содержать решения по источникам их покрытия.
В проекте организаций строительства необходимо приводить следующие технико-экономические показатели:
общую продолжительность строительства, в том числе подготовительного периода и периода монтажа оборудования, мес.;
максимальную численность работающих, чел.;
затраты труда на выполнение строительно-монтажных работ, чел.-дн.
Состав и содержание проектов организации строительства могут изменяться с учетом сложности и специфики проектируемых объектов, в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений, степени унификации и типизации этих решений, необходимости применения специальных вспомогательных сооружений, приспособлений, устройств и установок, особенностей отдельных видов работ, а также от условий поставки на стройплощадку материалов, конструкций и оборудования. Сложность объекта должна устанавливаться до разработки проекта организации строительства инстанцией, утверждающей задание на проектирование.
3. ППР Проект производства работ (ППР) — основной и важнейший документ, регламентирующий производство всех СМР на объекте строительства.
В зависимости от сроков строительства объекта и объемов работ по решению строительной организации ППР должен быть разработан на строительство здания или сооружения в целом, на возведение их отдельных частей (подземная и надземная части, секция, пролет, этаж, ярус и т. п.), на выполнение отдельных технически сложных строительных, монтажных и специальных строи тельных работ, а также работ подготовительного периода и передачи на строительную площадку за 2 мес до начала возведения тех частей здания (сооружения) или начала выполнения тех работ, на которые составлен ППР.
Основные исходные материалы для разработки ППР:
-задание, выдаваемое инстанцией, утверждающей ППР по его готовности (с обоснованием необходимости разработки в том или ином объеме);
-ПОС как часть (раздел) утвержденной на строительство проектно-сметной документации и рабочая документация, включая необходимые рабочие чертежи, ведомости и сметы;
-уточненные строительной организацией (или по согласованию с ней) данные ПОС о качестве, сроках и порядке поставки материалов, готовых конструкций, изделий и оборудования, типах намечаемых к использованию строительных машин и транспортных средств, условиях обеспечения стройки энергоресурсами и рабочими кадрами, а также о результатах обследования технического состояния строительных конструкций реконструируемых сооружений;
-технологические карты и карты трудовых процессов, которые могут быть использованы как типовые или в порядке повторного применения; предложения производителей работ и других непосредственных исполнителей работ, касающиеся специфики выполнения отдельных видов работ.
По объектам, строительство которых осуществляется в сложных условиях, ППР должны разрабатываться на основе вариантной проработки основных решений и расчетов сравнительной эффективности вариантов;
при строительстве в суровых природно-климатических, особых геологических и стесненных производственных условиях ППР должны предусматривать в процессе строительства специальные меры по обеспечению прочности и устойчивости возводимых и существующих зданий, сооружений и конструкций.
ППР разрабатывают, как правило, строительно-монтажные организации собственными силами, а также по их поручению — специализированные проектно-технологические организации. Утверждает ППР руководство генподрядной организации или соответствующей субподрядной организации по согласованию с генподрядчиком. В составе ППР не допускается разработка индивидуальных технологических карт, чертежей механизированных установок, инвентаря и приспособлений, если на них имеется разработанная специализированными организациями и утвержденная в установленном порядке типовая техническая документация, сведения о которой включены в официальные источники информации. Отступления от решений, предусмотренных в ППР, без согласования с организациями, разработавшими и утвердившими их, не допускаются. Осуществление строительно-монтажных работ без утвержденных ППР запрещается.
В состав ППР на возведение здания, сооружения или его части (узла) включают:
-календарный план производства работ по объекту или комплексный сетевой график;
-строительный генеральный план
-графики поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов, а в случаях строительства комплектно-блочным методом — графики комплектной поставки блоков;
-графики движения рабочих кадров, а также графики передвижения основных строительных машин;
-технологические карты (с использованием соответствующей типовой документации) на выполнение отдельных видов работ;
-решения по производству геодезических работ, а также указания о точности и технических средствах геодезического контроля выполнения СМР;
-решения по технике безопасности;
-мероприятия по выполнению работ методом коллективного (бригадного) подряда, основанные на рабочих чертежах, включающие графики работы хозрасчетных бригад генеральных подрядных и субподрядных организаций;
-мероприятия по выполнению, в случае необходимости, работ вахтовым методом, включающие графики работы, режимы труда и отдыха и оснащения бригад;
-решения по прокладке временных сетей водо-, тепло- и энерго- снабжения и освещения (в том числе аварийного) строительной площадки и рабочих мест с разработкой, при необходимости, рабочих чертежей подводки сетей от источников питания; перечни технологического инвентаря и монтажной оснастки, а также схемы строповки крупногабаритных и тяжелых грузов;
-пояснительную записку.
ППР содержат технические решения и основные организационные мероприятия по обеспечению безопасности производства работ и санитарно-гигиеническому обслуживанию работающих.