Определения: | Пример |
-относящиесякличному местоимению (дажеодиночные); -описывающиевнешнийвидлица,предмета,отмечающиеегочем-тоинтересныепризнаки,свойства.Обычностоятпослеопределяемогослова,чащеименисобственного; -стоящиепослеопределяемогословаи поясняющие поотношениюкопределению,стоящемупередэтимсловом(особенноуточняющиевес,размерит.п.); -выраженные сравнительнойстепеньюприлагательного спояснительнымисловами; | И вы, свашимумомисердцем, непонялиего? Внебе, цветаснятогомолока, пенилиськлочьяоблаков. АннаИвановна, вшляпеишали, наконецвернуласьспрогулки. Второй мальчик, сосмеющимсялицом, отвернулся. Этот стул ,сгнутыминожками, ещецел.Самыйбольшой плакат, метратриначетыре, везгрузовик. Гнедых коней, гораздо резвеем естных, мыпривезлиссобой. |
-стоящиеводномрядуссогласованнымиопределениями; -сдополнительнымзначением причины,уступки,условия. Определениеспоясняющимзначением,выраженное неопределеннойформойглагола сзависимымисловами,обычновыделяется тире. Иногдаидругиенесогласованныеопределениявыделяютсяспомощьюнезапятых,а тире: ужеимеющиевнутрисебязапятые,для авторскогоп одчеркивания(причиныипр.). | Вошламолодая женщина,высокаяистройная, сосмуглымлицом, иселауокна. Машина ,сосломаннымрулевымуправлением, осталасьвполе. Иван, такогороста, недостал! Ребенок, вшубке, незамерзнет. Унегобылазолотая мечта –статьучителем– ионпоступалвпедвузужевтретийраз. Девочки –вярких,нарядных,праздничныхплатьях– шумели,ожидаяначала. Эти кони –гораздорезвееместных– пользовалисьспросом. |
Обособленныедополнения.
Правило | Пример |
1.Обычнообособляютсяуточняющиедополненияспредлогамикроме,вместо,помимо,включая,исключая,сверх,нарядус,вотличииотидр.созначениемисключения,добавления,замещения,различения. 2.Обособлениедополненийсвязаносихраспространенностью,подчеркиваниемихролиавтором.Есливместо=за,обособлениянет. Уточняемыеиуточняющиесловамогутбытьразнымичленамипредложения. | Онневиделничего,кромееесмеющихсяглаз. Все,включаяновичков,оченьстарались.Иван,вотличииотВани,человексолидный. Ср.:Кромезарплатыонполучилпремию.Яработалвместонего. Вместобритыхскул,былаунеготеперь бородка. |
3Уточняющиедополнениямогутобособлятьсяспомощьютире(авторское–зачем-либовыделить). | Всех–заисключениемвиновных–строгонаказали. |
Обособлениеуточняющих,поясняющихслов.
Вообщеобособляютсяслова, поясняющие предшествующиечлены | Пример |
предложения(главныеивторостепенные)иприсоединяющиесясловаминапример,даже,особенно,вособенности,главнымобразом,вчастности,втомчислеидр.; союзамитоесть,аименно(именно),или. Иногда тоесть,аименно подразумеваются(ихможноподставить). | Многиескучали,напримеря.Сталотепло,дажежарко. Оннелюбитсобак,особеннолаек.Люблюразныецветы,втомчислеполевые. Церковьбылавновомвкусе,тоестьсколоннами. Кричатьнадо,именноорать! Этоцерковьвновомвкусе,сколоннами. |
Присоединительныесоюзы.содержат пояснения,уточнения, дополнительныезамечания ковсемупредложению(анекодномуегочлену–ср.выше)иобычноприсоединяютсясловамидаже,особенно,вособенности, главнымобразом,вчастности,втомчисле,даивообще,даи,даеще,причем,притом,ипритом,и(=ипритом)идр.,аиногдаибезэтихслов. | Выигратьунего,дажеслучайно,невозможно. Оннелюбитсобак,особенноиз-залая.Оннелюбитцветов,даивообщескучен.Яскучал,притомужасно. Ондобилсясвоего,искоро.Онуехал,ещевчера. |
Иногдаприпояснительныхсловах–тире. Различныепояснения,дополнениямогутзаключатьсявскобки. | Яхочуодного–помочьвам!Оншелрядом–провожалее.Онужеплыл–быстро,ловко. Машинально(самнезаметивкак)онповернулкеедому. |
Пунктуацияприсравнительныхоборотах,союзах.
Правило | Пример |
Сравнительныеоборотыссоюзамикак,будто,какбудто,словно,точно,что,чем,нежеливыделяются,если,обозначаясравнение,уподобление,другихоттенковнеимеют. | Облетелилистья,желтые,какзолото,ибурые,словномедь. Он,будтоюношавлюбленный,запискиждет. Ибледенон,чтомел.Бледен,чеммел. |
НЕвыделяютсявыражениясперечисленнымивышесловами,если: 1.Этофразеологическиевыражения(обычнозаменяютсянаречиями)илииныеоборотысобстоятельственнымзначением(сравнительныйсоюз+существительноевИ.п.;оборотможнозаменитьнаречиемилиТ.п.существительного). ЕслисуществительноеневИ.п.,есливажноименнообразноеуподобление,оборотвыделяется. 2.Этоименнаячастьсказуемого: -безглагола-связки(внаст.времени)илис | Спиткакубитый(оченькрепко),Голоденкакволк(ужасно),вертитсякакбелкавколесе. Какградпосыпаласькартечь(=густо,градом). Ручейизвивалсякакзмея(=по-змеиному,змеей). Онобвитлианой,какзмеей. Чтотывертишься,какзмеяподвилами. Ееглазакакдватумана…Зубыеечтоперлы. |
был,будет; -совспомогательнымиглаголамистать,становиться,сделаться… 3.Возникаетсмысловоеединствосглаголом,ибоонодинневыражаетнужногосмысла:делоневдействии–авкачестве,состоянии. Приэтом(пп.2,3)могутбытьсловапочти,совсем,совершенно,точь-в-точь,просто,вродеит.п. 4.Сравнительныйсоюзобразуетсмысловоеединствососказуемым(глаголомилицельнымвыражениемсглаголомвцентре),стоитвпередиего.(Ср.сослучаем,когдавпредложении–другоесказуемое.) | Городбылибудеткаксад.Становилоськакбудтожарко. Онсделалсясловнопьяный,сталсовсемкаксумасшедший. Этозвучиткакпарадокс.Онасамаходилакакдикая. Нашдвор почти чтосад. Онстал совсем каксумасшедший.Этосмотрится простока кнасмешка. Онакакочнулась. Тыбудтослунысвалился.Звукисловнопадаютснеба. (Звуки доносятсян еизвестнооткуда,словнопадаютснеба.) |
Обращение
Правило | Пример |
1.Обращениевыделяетсязапятыми(сзависимымисловами,еслиониесть). | Наташа,идисюда! Впередтебенаука,мойдруг. |
1.Чащевсегообращение–существительное вИ.п. Личноеместоимениередко,нобываетобращением;чащевходитвегосостав.Обращениямогутбытьииныеслова,называющиетого,ккомуобращаются: прилагательное,причастие,числительное,существительноевкосвенномпадеже,наречие. | Аты,голубчик,куда? Шевелись,ты,живее!Пришли,лапочкавымоя! Хорошаямоя,кудажты?Радуйсяжизни,живущий!Второй,отвечай!Берегись,там,влодке! |
3.Еслиобращениестоитвначалепредложенияипроизноситсясвосклицательнойинтонацией,посленегоставитсявосклицательныйзнак. | Старик!Яслышалмногораз,чтотыменяотсмертиспас. |
2.Еслиобращениеразбитоначасти, выделяетсязапятымикаждаячасть. | Отколе,умная,бредешьты,голова? |
5.Частицаоотобращениянеотделяется,какидругиеусилительныечастицы (отличатьотмеждометий,которыеотносятсянекобращению,аковсемупредложению). Передчастицейамеждуповторяющимисяобращениямиестьзапятая,посленеенет. | Онебо,наднамисиней!Эхты,кудажтыполез?Ср.: Эх,Ваня,иусталжея. Мама,амама,пойдемпогуляем! |
6. Междудвумяобращениями, связаннымисоединительнымсоюзом,запятойнет. | Здравствуй,солнцедаутровеселое! |
Пунктуациявбессоюзномсложномпредложении
Схема,смысловыеотношениячастей | Можнозаменитьсоюзнымпредложением | Пример |
Запятая:Перечислениефактов [ ],[ ]. | [ ],и[ ]. | Травказеленеет,солнышкоблестит… |
Точкасзапятой: Тоже,ноболееотдаленныхпосмыслу,распространенныхпредложениях,вкоторыхчастоужеестьзнакипрепинания. | Поля,луга–всепокрылснег,крестьянин,торжествуя,обновляетпуть. | |
Двоеточие: [ ]:[указываетпричину]. | [],(потомучто) | Онструдомдосиделдоконца:емубылоскучно. Павелчувствует:чья-торукакасаетсяего. Оноткрылглаза:садилосьсолнце. Яувиделнечточудное:поберегуползларыба. |
[ ]:[дополняетсмысл]. | (что…). [],(как…). | |
[ ]:[поясняет]. | [,аименно]:[] | |
Тире: Быстраясменасобытий,неожиданность | Сырвыпал–снимбылаплутовкатакова. Чинследовалему–онслужбувдругоставил. Рассмеетсяона–колокольчикзвенит. Лесрубят–щепкилетят.Быстреесделаешь–скорейтебяотпустят. Тывиноват–покайся!Хвалыприманчивы–какихнепожелать? Ходишьосторожно–целатвояголова. Ядумал–волк. Японял:доконцанедосижу–оченьскучно. | |
Противопоставление[]–[ ]. | [],a[ ]. | |
[]–[сравнение]. | (словно…) [],(будто…) | |
Причинно-следственнаясвязь: [время,условие]–[]. []–[вывод,следствие]. Частосовмещается:[условие]–[следствие]. | (когда…) (если…),[ ]. | |
2часть–неполноепредложение | ||
Еслипосмыслунадоставитьдвадвоеточияподряд,вместо2-гоставитсятире. |
Пунктуацияприпрямойречи
Схема | Пример |
А:«П». А:«П!или?или…»(одиниззнаков) «П»,-а.(запятаявместоточкипослепрямойречи) «П!?...»-а. «П,-а,-п» «П,-а,-п!?...». (Наместеразрыванебылознакаили,;-:) «П,!?…-а.–П». «П,!?…-а.–П!?…» (Наместеразрыва–точка,!,?или…) А:«П»,-а. А:«П!?...»-а. «П,!?…-а:-П». «П,!?…-а:-П!?…» | Онанапомнила:«Завтражепраздник»Онвозмутился:«Этогоещенехватало!» «Тыбыумылся»,-посоветовалиему.«Зачеммнеэтонужно?»-удивилсяон.«Икудавседелось…»-вздохнулаона. «Потом,-пообещалотец,-сходимвцирк».«Странно,-удивилсясын,почемупотом?»«Лень,-уверяля,-матьвсехпороков…»«Знаюодно,-ответилон,-янесчастлив.» «Спасибо,ненадо,-ответилон.–Ясам».«Какхочешь…-обиделасьона.–Смотри…»«ТаквасзовутСережей?–прервалаТонямолчание.–Прекрасноеимя!» Онудивился:«Неужелиполучилось?»-ирадостнозасмеялся. «Язнаю,зачемтыпришел!–заявилонидобавил:-Незачемтебебылоприходить» |
Пунктуацияприцитировании
Правило | Пример |
1.Цитатызаключаютсявкавычки.Но: Прицитированиистиховссохранениемразбивкинастрокикавычкинеставятся. Ср.сцитированиемне«встолбик»,а«встрочку». 2.Еслицитируемоепредложениеприводитсянеполностью,пропусквнемобозначаетсямноготочием;другогознакавэтомместе,хотябыонибылвцитируемомтексте,нет. 3.Прицитированиипрямойречью:-еслицитатастоитпередсловами автора,первоесловоеепишетсясбольшойбуквы,дажеесливисточникеоно | «Всевруткалендари!» Пушкин уверяет: Навсехстихияхчеловек–Тиран,предательилиузник. Пушкинпишет:«Навсехстихияхчеловек–Тиран,предательилиузник». «MonsieurLabbe,французубогой…Училеговсемушутя,Недокучалморальюстрогой…» (запятаяпосле«убогой»поглощаетсямноготочием). «…Надвсемиэтимилицамитяготеетоднаитажеобломовщина…»- выноситприговор«лишнимлюдям»Добролюбов. |
начинаетсясмаленькой(цитируетсянесначалапредложения); -еслицитатаидетпослеавторскихсловиприводитсянесначалапредложения,онаначинаетсясострочнойбуквы. 4.Еслицитатасливаетсясавторскимтекстом,образуетпридаточноепредложение,частьпредложения,1-есловоеепишетсясмаленькойбуквы.Пропускначалаиликонцацитируемогопредложенияприэтоммноготочиемнеобозначается. См.примерцитирования«встолбик»стихов,включенныхвавторскийтекст. 1.Еслипредложениезаканчиваетсяцитатойивконцееестоит?,!или…,посленихставяткавычкииточку. Еслипередзакрывающимикавычкамистоит!,?,…,тежезнакинеповторяютсяпослекавычек.Неодинаковыезнакиставятсяпередзакрывающимикавычкамиипослених 6.Способыуказаниявскобкахавтора:«Ц»(Автор). «Ц».(Автор.)«Ц!?...»(Автор). «Ц!?...»(Автор.) | Добролюбовутверждает:«…надвсемиэтимилицамитяготеетоднаитажеобломовщина…» Добролюбовуверен,что«надвсемиэтимилицамитяготеет…обломовщина». НаставникОнегина «училеговсемушутя»;наверное,потомуивышло,что«трудупорныйемубылтошен». ОТатьянеговорится, …чтовмилойпростотеОнаневедаетобмана, Чтоонадоверчиваинежна. Всемыпомнимначалопушкинскогоромана:«Мойдядясамыхчестныхправил…». ЧиталиливыроманЧернышевского«Чтоделать?» Ктонеслышалоромане«Чтоделать?»! «Всетечет»(Гераклит).«Всетечет».(Гераклит.) «Даздравствуетсолнце,даскроетсятьма!»(А.Пушкин). |
Всеслучаиупотреблениятире-междуподлежащимисказуемым;
-приоднородныхчленах;-приобобщающемслове;
-принесогласованныхопределениях;-приприложении;
-приуточняющих,поясняющихсловах;-привводныхсловах;
-всложныхсоюзныхибессоюзныхпредложениях;-припрямойречи.
Крометого: | Пример |
1.Тиревнеполномпредложенииобычноставитсяприпропускесказуемого(реже–другихчленовпредложения),еслиэтослововосстанавливаетсяизпредыдущеготекста,посмыслу; обычнонеставится,еслиотсутствующеесказуемое–созначениемналичия. | Япостелюсебенапечи,аты–налавке.Утромявстанувсемьчасов,ты–ввосемь. Снова*дождикзаокном. |
2.Тиреставитсятакже: -дляобозначенияпространственных,временных,количественныхпределов; | ПоездМосква–Томск,вXVI–XVIIвеках;восемь–десятьчеловек. |
-междудвумя(несколькими)именами,входящимивназваниечего-либо; -послеподлежащегопередсменяющимеголичным,указательнымместоимением. | ТеорияКанта–Лапласа. Жены –ониведьразные. Иван –тотбылумница. |
3.Авторскоеэмоциональное,интонационноетиреможетставится: а)междуподлежащимисказуемымдаже -приналичииглагола-связки; -передспрягаемойформойглагола; -передприлагательным; -послевопросительногоместоимения; б)атакже: -длявыделениякакого-либослова; -частовместо«положенной»запятойприуточнении,вводномсловеипр.; -послесочинительногосоюзаприподчеркнутомпротивопоставлении,желаниипривлечьособоевниманиекчему-либо. | Я –будурад.…Эти два годабыли–обман(Ч.). Закат –погас(М.Г.). Воздух –свежиароматен. Кто–этоттвойновыйпоклонник? Большеночевать–негде. Ябудутам–усебя. Ты–пожалуйста–приди. Поет,а–голосанет. Такхотел,и–невышло.Разбежалсяи–прыгнул. |