№ п/п | Тематический план лекций | Объем (в часах) по семестрам | |
I | II | ||
Физиология крови | |||
Физиология возбудимых тканей | самост | ||
Физиология центральной нервной системы (ЦНС). | |||
Физиология анализаторов. Физиология высшей нервной деятельности (ВНД). | |||
Физиология дыхания. | |||
Физиология кровообращения. | |||
Физиология кровообращения. Законы гемодинамики. Регуляция тонуса сосудов и артериального давления (АД). | |||
Физиология выделения. | |||
ИТОГО: | 14 часов |
ВИДЫУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Тематический план лабораторных занятий | №№ вопросов | №№ лабора-торных работ | Объём (в часах) по семестрам | |
I | II | ||||
Введение в курс физиологии | 1-5 | самостоятельная работа | |||
Физиология крови | 6-14 | 13,14,15 | |||
Физиология возбудимых тканей | 15-25 | самостоятельная работа | |||
Физиология ЦНС (Вегетативная нервная система) | 26-35 | 1,2 | |||
Физиология ЖВС | 36-43 | самостоятельная работа | |||
Физиология анализаторов | 44-49 | самостоятельная работа | |||
Физиология ВНД | 50-58 | 3,4,5 | |||
Обмен веществ и энергии | 59-63 | 6,7,8 | |||
Обмен веществ и энергии (Питание. Терморегуляция) | 64-66 | ||||
Физиология дыхания | 67-75 | 10,11,12 | |||
Физиология кровообращения (Физиология сердца) | 76-83 | 16,17,18 | |||
Физиология кровообращения (Физиология сосудов) | 84-91 | 19,20 | |||
Физиология пищеварения | 92-102 | ||||
Физиология выделения | 103-108 | самостоятельная работа | |||
Здоровье и факторы риска развития заболеваний | 109-111 | ||||
ИТОГО: | 20 часов |
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Обучение складывается из аудиторных занятий, включающих лекционный курс – 14 часов и лабораторные занятия – 20 часов, а также самостоятельной работы студента, предполагающей выполнение двух контрольных работ (контрольная работа №1 – по вопросам общей физиологии и контрольная работа №2 – по вопросам частной физиологии).
Работу над каждым разделом рекомендуется начинать с изучения теоретического материала (используя лекции, «основные положения по курсу физиологии» настоящих методических указаний и рекомендованную в конце методических указаний учебную литературу), содержащего ответы на поставленные в программе вопросы соответствующего раздела. Основные положения по изучаемому разделу желательно кратко конспектировать или составлять обобщающие таблицы и схемы, что способствует систематизации знаний.
При подготовке к лабораторным занятиям следует не только изучить теорию в соответствии с предложенными в методическом пособии вопросами, но и ознакомиться с изложенными там лабораторными работами. На занятиях результаты каждой работы оформляются в виде протокола, отражающего цель и ход работы, полученные результаты. В заключение каждой работы делаются выводы, зарисовки, объясняются механизмы наблюдаемых явлений или дается оценка полученных результатов. Каждый протокол следует “защитить”, для чего необходимо знание сущности работы, умение объяснить полученные результаты и обосновать сделанные выводы.
|
При освоении тем самостоятельной работы кроме изучения теоретического материала (по лекционному курсу и рекомендованной литературе) предполагается обязательное выполнение 8 тестовых заданий и решение 2 ситуационных задач по каждой теме из соответствующего раздела – «Тесты и задачи для самостоятельной работы студентов», а также обращение за консультацией к преподавателю.
Выполнение каждой контрольной работы предполагает ответы на 10 вопросов (из них один – теоретический проблемный вопрос, восемь тестовых вопросов и одна ситуационная задача).
Курс изучения дисциплины завершается сдачей экзамена.
ВОПРОСЫдля самостоятельной подготовки студентов
По курсу физиологии с основами анатомии человека
ВВЕДЕНИЕ В КУРС ФИЗИОЛОГИИ
1. Физиология как наука. Предмет и задачи физиологии. Связь физиологии с другими науками. Физиология как теоретическая основа современной медицины.
2. Понятие о физиологических функциях, их регуляции. Физические, нервно-рефлекторные и гуморальные механизмы регуляции.
3. Понятие о прямой и обратной связях в регуляции функций. Принципы саморегуляции по рассогласованию, возмущению, прогнозированию.
4. Функциональная система как аппарат саморегуляции физиологических функций. Системообразующий фактор.
5. Понятие о гомеостазе как динамическом постоянстве внутренней среды организма. Роль гисто-гематических барьеров в поддержании гомеостаза. Константы гомеостаза.
ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ
6. Понятие о системе крови. Кровь как внутренняя среда организма: ее состав и количество. Регуляция объема циркулирующей крови (ОЦК). Основные функции крови.
|
7. Физико-химические свойства крови. Осмотическое и онкотическое давление, кислотно-щелочное состояние. Значение этих показателей, механизмы поддержания их постоянства. Суспензионные свойства крови.
8. Эритроциты, их количество и функции. Гемоглобин, его количество и значение. Соединения с различными газами. Понятие о гемолизе, его виды.
9. Лейкоциты, их виды, значение. Лейкоцитарная формула. Лейкоцитоз, его виды.
10. Понятие о гемопоэзе. Основные механизмы регуляции постоянства клеточного состава крови.
11. Гемостаз, его значение для организма. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз, его механизмы. Тромбоциты, их количество, функции.
12. Плазменные факторы свертывания крови, схема гемокоагуляции.
13. Понятие о противосвертывающей и фибринолитической системах крови.
14. Групповая дифференцировка крови человека. Агглютиноген-агглютининовые системы крови. Реакция агглютинации. Резус-фактор, его значение для переливания. Физиологические основы переливания крови. Понятие о кровозаменителях.