МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНДУСТРИИ




 

Существуют три формы собственности (модели) СМИ, доминирующие в разных регионах мира – США, Западной Европе (Великобритания, Франция и Германия) и СССР – России: коммерческая (США), общественная (Западная Европа (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, страны Северной Европы), Япония, Австралия, Индия, Канада) и государственная (бывшие страны социализма, Китай, Россия). Появление моделей обусловлено различным подходом к финансированию вещания и получению прибыли. Рассмотрим модели на примере телевизионного рынка.

● Примером коммерческой модели ТВ служит телевидение США (саму модель иногда называют американской). Общенациональные сети эфирного телевидения – NBC (Эн-би-си, National Broadcasting Company, создана в 1926 году), CBS (Си-би-эс – Columbia Broadcasting System, 1927), ABC (Эй-би-си – American Broadcasting System, 1943), Fox («Фокс», получившая статус национальной сети в 1986–1987 гг.) – находятся в частной собственности, их программы принимаются зрителями бесплатно. В основе экономики сетей лежит продажа рекламы и другие коммерческие операции на телерынке: производство и продажа телепрограмм, реализация аудио- и видеокассет, торговля авторскими правами на свои программы. Телесети могут выступать и как игроки на финансовом рынке, проводя операции с ценными бумагами. Рекламная деятельность определяет ориентацию телеканалов на интересы и вкусы «большинства», что выдвигает на первый план информационные и развлекательные передачи.

NBC (National Broadcasting Company). Одна из старейших телесетей США, NBC начала деятельность как общенациональная сеть радиостанций. NBC лидер в сфере применения телевизионных технологий и программной политики. Она первой создала постоянную телесеть в 1940 году, первой ввела выпуск утренних (Today) и вечерних новостей, провела эксперимент с цветным ТВ в 1953 году, создала жанр телефильма в 1964 году, освоила стереозвучание в 1984 году и запустила свой Интернет-вариант в 1995 году.

CBS (Columbia Broadcasting System). CBS создавалась в 1927 г. как «Объединенные независимые вещатели» (United Independent Broadcasters), но после приобретения компании производителем сигар У. Пейли в 1928 г. перешла в частную собственность. В 1995 г. сеть была куплена компанией Westinghouse Electric. В настоящее время принадлежит корпорации Viacom. CBS известна стремлением к высокому качеству программ. Каналдобился расширения аудитории, благодаря криминальной драме и комедии положений «Все любят Раймонда». Важное место в условиях роста популярности занимает ток-шоу Д. Леттермана, который умеет смешить аудиторию, резко подшучивая и насмехаясь над самим телеканалом и его руководством. Слабыми сторонами, по мнению аналитиков телевизионного бизнеса, являются вечерние новости CBS с Д. Разером (70 лет).

ABC (American Broadcasting Corporation). Эта телевизионная сеть была создана на основе второго канала NBC. С 1995 г. ABC принадлежит Walt Disney Corporation. Телесеть известна благодаря своим популярным ведущим: П. Дженнингзу (64 года), «лицу» вечерних новостей, и О. Уинфри, самой высокооплачиваемой в США ведущей дневного ток-шоу.

Fox. Создание четвертой сети общенационального ТВ пришлось на 1985 г., когда во главе телекомпании встал Р. Мэрдок. Два элемента стратегии позволили Fox завоевать зрителей. Во-первых, ее дебют пришелся на летний период, и тогда сеть предложила оригинальные новые программы, значительно выигрывавшие на фоне повторов у конкурентов. Во-вторых, Fox выбрала в качестве целевой аудитории молодых мужчин – представителей этнических групп (в отличие от 18–40-летних белых женщин у «большой тройки» конкурентов).

Сильными сторонами Fox в конкуренции с другими сетями являются следующие «маркетинговые находки»:

· ориентирование программ на молодежь и юношество (сериал «Беверли-Хиллз»);

· рискованные новшества в программах, ориентированных на различные возрастные сегменты аудитории (необычность содержания, «черный юмор» мультсериала «Симпсоны», неординарные ситуации в фильмах «Женаты... с детьми», «В живом цвете»);

· внимание к интересам негритянских и испаноязычных зрителей.

Используя ресурсы Р. Мэрдока, Fox сумела обойти CBS в конкурсе на покупку прав трансляции матчей национальной баскетбольной лиги и создала широкий набор собственных программ.

 

● Западноевропейская модель ТВ основана на иных финансовых и программных принципах, его называют общественным. В Великобритании, давшей первый пример общественной вещательной монополии ВВС (Би-би-си), статус телекомпании определен как «общественная служба» (public service broadcasting). Лорд Рейт, один из первых руководителей ВВС, отмечал, что общественное вещание является таким активом морального порядка, который «с годами приносит проценты в форме счастливых семей, развитой культуры и настоящего гражданства» (внимание государства и политиков).

Общественное телевидение, как правило, финансируют зрители, вносящими в бюджет общественных телекомпаний абонентскую плату. Однако в разных странах экономика общественного ТВ различна. Так, общественное ТВ Германии создавалось в сложный послевоенный период, и полностью обеспечить его финансирование за счет абонентской платы было невозможно. Поэтому законодатели ФРГ приняли решение о частичном финансировании первой немецкой общественной телекомпании ARD за счет рекламы. Появление рекламы на телевидении Германии стимулировало рост потребления и привело к экономическому росту.

Одним из ключевых отличий коммерческих и общественных моделей является их отношение к аудитории. Для коммерческих сетей важно привлечь пассивную массовую аудиторию, потребителей. Общественные вещатели – в идеале – рассматривают аудиторию как сообщество критически мыслящих граждан.

● Экономика государственного телевидения, в отличие от коммерческого и общественного, не находится в прямой экономической зависимости от аудитории, поскольку финансируется из государственного бюджета. В условиях плановой экономики, например в СССР, целевым образом выделялись средства на техническое оснащение и производство программ для национального вещательного монополиста – Гостелерадио. Правда, на ранних этапах развития государственного ТВ в СССР существовала абонентская плата – налог на телевизоры, составлявший 15% от общей стоимости телевизора.

● Сегодня существует и смешанная (гибридная) модель финансированиягосударственный бюджет + реклама + спонсорская помощь крупных корпораций, близких к государственным структурам. В последние годы она получила распространение в России, странах СНГ, азиатских государствах. Государственное ТВ тоже заинтересовано в массовом зрителе в пропагандистских, манипулятивных или мобилизующих целях. Наряду с политическими программами, государственное вещание способствует социальной и культурной интеграции населения, просвещению, развитию патриотизма и единой национальной идентичности.

ВЫВОД: Сегодня практически ни в одной стране с развитой рыночной экономикой не встречаются «чистые» модели ТВ. Доминирующая модель организации телеиндустрии – смешанная, в которой сосуществуют общественное и коммерческое или государственное и коммерческое ТВ.

 

* Дополнить материалом о формах собственности печатных и радиовещательных СМИ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: