Изъятие денег из обращения(написовать схему)




Вопрос 7.

Признаки подлинности денежных знаков:

- качество бумаги

- водяные знаки

- защитная нить

- мелкие волокна разного цвета

- специальные способы и приемы печати

- офсетная печать с орловским эффектом (ирисовая печать)

- микроузор

- серебристая краска

- краска с изменяющимся цветом

- кипп-эффект

-буквы «РР» на гильоширной ленте

- метки для людей с ослабленным зрением.

На банкнотах модификации 2004 г. появились следующие признаки подлинности:

- скрытые радужные полосы (на всех номиналах)

- микроперфорация (100, 500, 1000)

- ныряющая металлизированная нить (на всех номиналах)

- герб, выполненный цветопеременной краской (1000).

Вопрос 8.

Платежная система страны представляет собой комплекс организаций и учреждений, а также инструментов и процедур, используемых для передачи денежных средств между юр. и физ. лицами, с целью выполнения возникающих у них ежедневно платежных обязательств. Важнейшей целью деятельности БР является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Для достижения этой цели БР выполняет следующие функции:

1)является методологическим центром организации расчетов: координирует и регулирует расчетные отношения в России, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов;

2) является участником и оператором платежной системы (главный банк-корреспондент для всех кредитных организаций страны);

3) Банк России, как кредитор последней инстанции, располагает неограниченной ликвидностью, выдает кредитным организациям кредиты для проведения расчетов; 4)Банк России проводит большую работу по определению стратегии развития платежной системы страны, ее структуры, обеспечению надежности и устойчивости ее функционирования, снижению рисков и защиты интересов участников;

5) Банк России осуществляет регулирование и надзор при организации системы платежей и расчетов: осуществляет мониторинг деятельности частных платежных систем, выдает лицензии небанковским КО, осуществляющим расчеты, разрабатывает порядок составления и представления статистической отчетности по платежной системе. Перечисленные функции выполняют: Департамент регулирования расчетов и Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России.

Принципы построения платежной системы: 1)Эффективность (платежная система должна способствовать выполнению целей ДКП);

2)стабильность (защита от системного риска). Системный риск – крушение банковской системы

3)надежность (своевременность расчетов). В соответствии со ст. 80 Закона о ЦБ общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ и пяти операционных дней в пределах РФ.

4)Защита информации при осуществлении платежей и расчетов

Структура платежной системы и ее элементы (на 1.01.2008): 1)платежная система БР (59,7 % в общем объеме платежей)

2)_частные платежные системы (40,3 %): внутрибанковские системы расчетов между подразделениями одной КО (по счетам межфилиальных оборотов) – 13,7%; системы расчетов через корреспондентские счета кредитных организаций, открытые друг у друга (через взаимные корсчета типа «ЛОРО» и «НОСТРО») – 4,7%; системы расчетов через расчетные небанковские кредитные организации (РНКО) – 0,4%; системы расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала) – 21,5%.

В последние годы наметились благоприятные тенденции в развитии платежной системы. Значительно увеличилась доля денежных расчетов в общей структуре платежей, существенно снизилась доля бартера, других денежных суррогатов. Снижается удельный вес просроченной дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций. Улучшалось финансовое состояние российских предприятий. Из года в год растут количество и объемы платежей, проведенных платежной системой России. Она остается системно значимой платежной системой. Вместе с тем, развиваются и частные платежные системы, в основном за счет внутрибанковских систем расчетов.

Вопрос 9.

ДКП - политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения, роста реального объема производства.

Под инструментами ДКП понимаютсовокупность мер, с помощью которых осуществляется достижение целей денежно-кредитной политики.

Инструменты ДКП (ст. 35 закона «О Центральном банке РФ (Банке России)») 1)Процентные ставки по операциям Банка России

2)Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования)

3)Операции на открытом рынке

4)Рефинансирование КО

5)Валютные интервенции

6)Установление ориентиров роста денежной массы

7)Прямые количественные ограничения

8)Эмиссия облигаций от своего имени.

Цели ДКП, ее типы В мировой практике используются 2 подхода при разработке ДКП: 1 подход. В процессе принятия решений относительно денежно-кредитной политики центральные банки рассматривают три группы показателей. 1) Конечные цели ДКП – это макроэкономические цели, которые являются постоянными для экономики всех стран с рыночной экономикой. К ним относятся обеспечение стабильности цен (низкая инфляция), полной занятости, рост реального объема производства, равновесие платежного баланса. 2) Промежуточные цели (целевые ориентиры) ДКП – более конкретные и доступные для ЦБ цели, которые ставятся при проведении текущей ДКП (денежная масса, ставка процента, валютный курс). Их постановка является средством достижения конечных целей. 3) Операционные цели ДКП – тактические цели, которые предусматривают использование центральным банком конкретных инструментов ДКП. Перечисленные цели ДКП образуют своего рода иерархическую структуру, в которой для достижения конечной цели необходимо последовательно поставить и решить операционные и промежуточные задачи с помощью применения тех или иных инструментов ДКП.

2 подход. Прямое таргетирование инфляции В этом случае определяется конечная цель - уровень инфляции - без установления каких-либо промежуточных целевых ориентиров. Для проведения ДКП по этому методу необходимы следующие условия: -ЦБ принимает обязательства по достижению определенного уровня инфляции и несет ответственность перед обществом за этот показатель; -с помощью экономико-математических моделей Центральному банку необходимо анализировать широкий круг показателей, влияющих на инфляцию; -деятельность ЦБ должна быть «прозрачной» - он должен информировать общественность со своим планами в сфере ДКП. Банк России в настоящее время использует только некоторые элементы прямого таргетирования инфляции.

Различают 2 типа ДКП: 1) Рестрикционная ДКП (ограничительная или политика «дорогих денег») направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, ужесточение условий и сокращение объема кредитных операций банков, повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно «подкрепляется» бюджетно-налоговыми мероприятиями: увеличением налогов, сокращением государственных расходов и др. Целями проведения рестрикционной денежно-кредитной политики являются: сдерживание инфляции, оздоровление платежного баланса, сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъемов, сопровождаемых «перегревом» конъюнктуры рынка. 2) Экспансионистская денежно-кредитная полити ка (политика «дешевых денег») означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок. Она сопровождается сокращением налоговых ставок, ростом непроизводительных расходов государственного бюджета. В качестве целей осуществления экспансионистской ДКП выступают стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы.

Вопрос 10.

Резервные требования – один из основных инструментов ДКП. Это часть кредитных ресурсов банка, содержащаяся по требованию центрального банка на открытом в нем беспроцентном (как правило) счете. Обязательные резервы служат инструментом регулирования общей ликвидности банковской системы и используются для контроля денежных агрегатов (денежной базы и денежной массы) посредством изменения денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор представляет собой число, на которое умножается показатель денежной базы, чтобы получить общее количество денег в обращении (денежную массу).Денежный мультипликатор обратно пропорционален нормативу обязательных резервов и показывает, во сколько раз увеличится денежная база при определенном нормативе обязательных резервов. Таким образом, снижение норматива обязательных резервов ведет к росту денежного мультипликатора и расширению денежной массы

Вопрос 11.

Основной целью проведения депозитных операций Центрального банка является поглощение излишней ликвидности банковской системы. Одновременно решаются важные задачи денежно-кредитной (в том числе процентной) политики: определение оптимального уровня официальной базовой процентной ставки Центрального банка, изменение уровня рыночных процентных ставок, расширение или сужение денежной массы в обращении.

Основным нормативным документом, регламентирующим проведение Банком России депозитных операций, является Положение Банка России от 5 ноября 2002 г. № 203-П «О порядке проведения Центральным банком РФ депозитных операций с кредитными организациями в валюте РФ».

В настоящее время Банк России может осуществлять следующие виды депозитных операций:

1. Депозитные аукционы по процентным ставкам, определенным на аукционной основе;

2. Депозитные операции по фиксированным процентным ставкам;

3. На основе отдельных соглашений, определяющих условия депозитов[1].

Банки, с которыми Банк России осуществляет депозитные операции, должны отвечать следующим требованиям на дату проведения депозитной операции:

n должны быть отнесены к 1-й или 2-й классификационной группе в соответствии с Указанием Банка России от 30 апреля 2008 г. №2005-У «Об оценке экономического положения банков».

n выполнять обязательные резервные требования;

n не иметь просроченных денежных обязательств перед Банком России.

 

Вопрос 12.

Рефинансирование кредитных организаций является одним из основных инструментов ДКП центральных банков, с помощью которого предоставляется ликвидность банковской системе. Необходимость рефинансирования возникает в том случае, когда банки испытывают временный недостаток ликвидности или не имеют возможности пополнить его из других источников (на межбанковском рынке).

Рефинансирование представляет собой кредитование центральным банком кредитных организаций (предоставление им различных видов кредитов).

Необходимость рефинансирования возникает в том случае, когда банки испытывают временный недостаток ликвидности или не имеют возможности пополнить его из других источников (на межбанковском рынке). При этом банк относится к категории финансово устойчивых и испытывает лишь временные финансовые трудности.

Классическими принципами рефинансирования можно назвать следующие положения: 1)кредиты рефинансирования должны предоставляться только устойчивым банкам под надежное обеспечение;

2)ставки по кредитам должны быть достаточно высокими, чтобы не создавать возможности использовать эти средства для финансирования повседневных операций банков;

3)политика рефинансирования центрального банка должна быть прозрачна и понятна кредитным организациям.

Классификация кредитов рефинансирования осуществляется в зависимости от: 1. формы обеспечения: а)учетные (дисконтные) кредиты, предоставляемые центральным банком путем переучета (покупки у кредитных организаций) векселей предприятий; б)ломбардные кредиты – под залог ценных бумаг; 2. методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые путем проведения аукционов); 3. сроков предоставления (среднесрочные – 3 и более месяцев и краткосрочные – на 1 или несколько дней). Формы рефинансирования имеют относительно короткий срок, поскольку долгосрочные операции нарушают принцип оперативного и гибкого управления ликвидностью; 4. инициатора кредитной операции: им может быть как кредитная организация, так и центральный банк (при проведении кредитных аукционов).

Виды кредитов Банка России: 1. Кредиты, обеспеченные залогом (блокировкой) ценных бумаг: ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты овернайт. Обеспечением кредитов Банка России является залог (блокировка) государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список, утверждаемый Советом директоров и официально публикуемый в «Вестнике Банка России

2. Кредиты под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительства кредитных организаций в соответствии с Положением Банка России от 14.07.05 № 273-П. Банк России предоставляет кредитным организациям возможность получения такого кредита на срок до 180 календарных дней, при этом допускается его досрочное погашение. Основное предназначение механизма рефинансирования банков под залог различных активов, в первую очередь векселей промышленных предприятий, заключается в повышении привлекательности кредитования реального сектора российской экономики. Банки, покупающие векселя предприятий, получили возможность перекредитовываться в Центральном банке по льготной ставке. 3. Модернизация системы рефинансирования путем предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами, в соответствии с Положением Банка России № 312-П. Совершенствование рефинансирования происходит в направлении создания единого механизма рефинансирования кредитных организаций, т.е. предоставления возможности любой финансово стабильной кредитной организации получать различные виды кредитов на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул обеспечения». 4. В условиях мирового финансового кризиса Банк России начал предоставлять банкам кредиты без обеспечения (Положение БР от 16.10.2008 № 323-П«О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения »).

Вопрос 13.

Регулирование и надзор за банками является составной частью системы государственного регулирования общеэкономических процессов. Исторический опыт свидетельствует, что полная свобода банковской деятельности приводит к массовому банкротству банков и в целом неудовлетворительной работе банковской системы.

Банковское регулированиеэто разработка и издание уполномоченными учреждениями конкретных правил и инструкций, основанных на действующем законодательстве и определяющих способы осуществления банковского дела в стране (формирование рамок поведения банков)

Банковский надзор предусматривает мониторинг за соблюдением кредитными организациями действующего законодательства и нормативных документов.

Закон о Центральном банке следующим образом определяет главные цели банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Более конкретными целями банковского надзора являются: 1)Защита мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества. 2)Предотвращение «системных рисков» 3)Осуществление антимонопольного надзора (предотвращение сосредоточения экономической мощи в банковской сфере в немногих руках, создание условий для «здоровой» конкуренции).

Вопрос 14.

Банковский надзор начинается с лицензирования. Лицензирование банковской деятельности представляет собой процесс регулирования доступа к рынку банковских услуг. В большинстве стран необходимо специальное разрешение (лицензия) на открытие банковского учреждения. Цель лицензирования - ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые соответствуют определенным требованиям. При создании кредитного учреждения обычно предъявляются требования по трем основным направлениям.

Ø Минимальное требование к капиталу. Капитал играет важную роль защитного слоя для вкладчиков, потому что в конечном счете банк может расплачиваться по своим обязательствам только тем, что ему принадлежит.

Ø Требования к качеству руководящего состава. Руководители и члены совета директоров или учредители банка должны подвергаться проверке в правовом или финансовом отношении. При этом преследуется цель не допустить к владению и управлению банком лиц, финансово несостоятельных или привлекавшихся к судебной ответственности.

Ø Ограничение прав собственности. В некоторых странах в индивидуальной собственности может находиться не более 5% оплаченного акционерного капитала банка. Для приобретения акционером (группой акционеров) значительной доли капитала банка, позволяющей влиять на принятие управленческих решений, необходимо получить разрешение соответствующего уполномоченного органа.

 

Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» установлено, что Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и осуществляет лицензирование банковских операций.

Порядок государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности установлен Инструкцией Банка России от 02.04.2010 № 135-И и основан на положениях Федерального закона «О банках и банковской деятельности». До середины 2002 г. государственную регистрацию кредитных организаций осуществлял Банк России. С середины 2002 г. регистрацию всех юридических лиц осуществляют налоговые органы (в настоящее время это Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения). Однако для кредитных организаций предусмотрен особый порядок регистрации. Вначале учредители кредитной организации полают документы в Банк России. После анализа документов Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитной организации, а затем сама регистрация производится налоговыми органами.

Под государственной регистрацией кредитной организации понимается наделение статусом юридического лица специализированной организации, предметом деятельности которой является осуществление банковских операций.

Сам факт регистрации кредитной организации еще недостаточен для осуществления ею банковских операций, поскольку согласно законодательству кредитные организации получают право осуществления банковских операций только после получения соответствующей лицензии Банка России.

Основания для отказа в регистрации предусмотрены ст. 16 Закона о банках.

После получения КО уведомления о государственной регистрации ее учредители должны оплатить 100% уставного капитала в течение одного месяца. Подтверждение своевременной и правомерной оплаты банком 100% уставного капитала является основанием для выдачи КО лицензии на осуществление банковских операций.

Вопрос 15.

Органы банковского надзора используют два основных метода, а именно:

Ø документарный (дистанционный, текущий, бесконтактный) надзор. Это надзор на основании анализа форм отчетности, предоставляемых кредитными организациями в орган банковского надзора;

Ø инспектирование – инспекционные проверки деятельности кредитных организаций с выездом на места.

Вопрос 16.

Действенный надзор за деятельностью кредитных организаций немыслим без независимой проверки предоставляемой кредитными организациями информации посредством инспекционных проверок.

Инспектирование является одним из методов банковского надзора. Решение о создании подразделений инспектирования в структуре Банка России было принято в 1993 году. В настоящее время этими вопросами занимаются Главная инспекция кредитных организаций (ГИКО) и инспекционные подразделения территориальных учреждений Банка России.

Инспектирование - это проверка деятельности кредитной организации с выездом на место на основании изучения и анализа первичной документации, сопоставления ее с данными от­четности, представляемой кредитной организацией в Банк России в рамках надзора.

Основной целью проведения Банком России инспектирования кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе:

ü оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России;

ü оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала);

ü определение размера рисков, активов, пассивов;

ü оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации;

ü оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности КО;

ü выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков КО и др.

Свои функции выполняют внутренний и внешний аудит, ревизионные подразделения банков, службы внутреннего контроля, налоговые и иные органы контроля.

· Аудитор – подтверждает достоверность бухгалтерского учета (в основном баланса), привлекается со стороны по инициативе кредитной организации и его работа оплачивается за счет средств.

· Сотрудник службы внутреннего контроля – проверяет деятельность организации на постоянной основе и находится в штате кредитной организации.

Инспектор – сотрудник ЦБ. На основании проверки операций и сделок, проводимых КО, делает заключение о том, каково ее реальное финансовое положение и перспективы ее функционирования, выявляет имеющиеся в ее деятельности недостатки и нарушения

К основным задачам инспекционных проверок относятся:

ü определение на месте реального финансового состояния кредит­ной организации;

ü оценка уровня основных банковских рисков;

ü выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов (вклад­чиков) КО;

ü проверка соответствия выполняемых операций лицензии, бан­ковскому законодательству и нормативным актам Банка России;

ü проверка соблюдения кредитной организацией обязательных нормативов, норм по созданию резервов и иных пруденциаль­ных норм деятельности;

ü проверка достоверности отчетности, представляемой в Банк Рос­сии в рамках надзора;

ü проверка состояния внутреннего контроля в кредитной органи­зации;

ü анализ уровня банковского менеджмента;

ü оценка качества аудиторского заключения и т. д.

Инспектирование включает следующие основные этапы:

Планирование.

Предпроверочный анализ.

Процесс проверки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: