Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста с диагнозом СДВГ.




Статьи / Детская психология

От автора: МАК в работе с детьми дошкольного возраста - инструмент эффективный, вариативный и доступный.

Автор статьи: Галина Никоненко.

Материал взят с сайта: https://www.b17.ru/article/137507/

В последнее время диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) у современных детей дошкольного возраста встречается всё чаще и чаще. Причиной этого неврологическо – поведенческого расстройства развития являются два вида факторов: биологические и социальные. Выявить признаки такого расстройства в группе детей можно, используя метод наблюдения. Как правило, дети, страдающие СДВГ, часто проявляют бесцельную двигательную активность, не могут оставаться на месте во время занятий, перебивают собеседника и не выслушивают до конца вопросов, не могут сосредоточиться на длительном выполнении какого – либо действия. Таким детям трудно сдерживать себя во время игр с правилами, они не могут находиться долго в состоянии ролевого персонажа во время проигрывания сюжетно – ролевых игр. Дети с признаками синдрома гиперактивности очень часто нарушают психологические границы окружающих – они могут брать без спроса чужие вещи, проявлять агрессию при общении со сверстниками и окружающими взрослыми, вторгаться в то, что делают другие. Ребёнка отличает от других явная невнимательность и рассеянность – он теряет и забывает вещи, плохо запоминает информацию и имена сверстников и окружающих взрослых. Такой диагноз не является основанием для отнесения этой группы детей к лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем не менее, для успешного преодоления проблем в поведении обязательно требуется профессиональная медицинская консультация у невролога и психиатра, а также систематическое психолого – педагогическое сопровождение во время образовательного процесса. Коррекционная работа с такими детьми в образовательном учреждении проводится всеми участниками образовательного процесса – специалистами и родителями и имеет одну цель: формирование у детей доступных моделей поведения, способствующих психическому и физическому здоровью. В дошкольной образовательной организации комплекс таких коррекционных мероприятий может быть разработан на заседании психолого – медико – педагогического консилиума. В своей статье мне бы хотелось поделиться опытом психолого – педагогической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности. Необходимо помнить одно из главных правил работы с такими детьми. Важно, чтобы родители принимали самое непосредственное участие в этой работе. Это могут быть совместные консультации, тренинги для родителей и детей, практикумы и семинары для родителей, позволяющие расширить теоритическое представление родителей об особенностях психофизиологического развития таких детей. Одним из самых действенных и экологичных инструментов моей работы с детьми и родителями являются метафорические ассоциативные карты. Можно ли отнести такой необычный инструмент к современным игровым технологиям? Игру как пространство «внутренней социализации» ребенка и средство усвоения социальных установок представлял себе Л.С Выготский. Метафорические карты позволяют ребёнку создать такое игровое пространство, где он почувствует себя и героем, и создателем, и изобретателем. Преимущество работы с этим инновационным, доступным, ярким и креативным материалом в психологической коррекции заключается в том, что работа с использованием метафорических ассоциативных карт позволяет: · Снять психологическое и эмоциональное напряжение; · Обойти внутренне сопротивление и рациональное мышление (для взрослых участников коррекционной работы); · Создать атмосферу безопасности и доверия; · Позволяет проговорить проблемную ситуацию, что само по себе уже несёт эффект коррекции; · Позволяет ребёнку создать и прожить ситуации в прошлом, настоящем и будущем; · Запускает механизмы поиска внутренних ресурсов, поиска механизма выхода из критической ситуации; · Позволяет психологу наглядно увидеть картину любых межличностных отношений, то есть являются ещё и прекрасным диагностическим материалом. В своей работе с детьми дошкольниками я использую несколько комплектов метафорических ассоциативных карт. Это колода «Роботы» автора Татьяны Ушаковой, колода «Шкатулка доброго волшебника» автора Т. Зинкевич – Евстигнеевой, И. Куликовой, колода «Из сундука прошлого» авторы Г. Кац, Е. Мухаматулиной. Каждая из этих колод несёт свою коррекционную направленность, а также предназначена для своей категории пользователей. Хотя каждую из них можно использовать с интеграцией друг в друга, в зависимости от коррекционных задач или направления диагностического исследования. Татьяна Олеговна Ушакова – педагог - психолог, кандидат педагогических наук создала комплект игровых ассоциативных карт «Роботы», включающий с себя 84 цветных и 84 черно – белых изображений, методическое пособие с предложенными техниками и рекомендациями. Надо отметить, что образ робота – один из самых востребованных у современных детей и подростков. Возможность в собственной творческой лаборатории создавать авторских роботов несёт в себе не только работу по поведенческой коррекции, но и развивает такие психические процессы, как наглядно – образное мышление, память, речь и воображение.   Приведу пример нескольких техник, применяемых мною в работе с детьми, имеющими диагноз СДВГ. Сразу оговорюсь, что пространство для работы с этой категорией детей должно иметь несколько зон, обязательной из которых является зона снятия психо – эмоционального напряжения. Продолжительное время находиться в статичном состоянии дети данной категории не могут, поэтому выстраивать работу с метафорическими ассоциативными картами необходимо в интеграции с упражнениями по телесно – ориентированной коррекции. «Создание хорошего и плохого робота» Вопросы к ребёнку во время его работы над образами перекликаются с известной проективной методикой «Несуществующее животное»: · Где живут твои роботы? · С кем они живут? · Какие предметы или части тела нужны роботу, чтобы чувствовать себя счастливым (любимым, нужным)? · Как любят проводить время, чем заниматься? · Зачем этому роботу такая голова(туловище и ноги)? · Какая часть в роботе самая сильная (слабая)? · Где робот берёт энергию? · Что бы ты хотел изменить в этом роботе? В этот момент ребёнок может подобрать замещающую деталь, или нарисовать выбранным материалом (идёт коррекция). Приведу примеры работы с детьми, рассказы и изображения, составленные ими во время игровых моментов. «Робот – настроение» (мальчик 5 лет 11 мес) Этот робот похож на моё настроение. Моё настроение очень злое, потому что я злюсь, злюсь на малышей, которые живут рядом с роботом. Голова у него самая злая, туловище тоже самое злое. Мой робот похож на зомби – это те, которые пожирают мозги. Зомби пожирают мозги у человека и он становится зелёным и злым. У моего робота такие волосы. Они ему нужны, чтобы волк из контроля его не сбил. Волк из контроля всегда его сбивает. Браслеты на руках у робота дают ему магическую силу. Эта магическая сила убивает людей вокруг. Роботу очень хорошо быть одному. На груди у робота есть талисман, который даёт ему тёмную силу, эта сила самая мощная, у простых зомби нет таких сил. Ест мой робот энергию, он подзаряжается электричеством. Самое любимое занятие – убивать. Зовут моего робота Фрекен. Создание помощника для робота. Для этого ребёнка ресурсным оказалось создание нескольких образов помощников, каждый из которых был наделён значимым для мальчика умением и качеством личности. Нужно отметить, что после проведения серии коррекционных встреч уровень агрессии заметно снизился. «Робот – портрет» (мальчик 6 лет 4 мес) Этот робот и его зовут Военный – боевой. Он нужен для того, чтобы помыть и убраться, чтобы если все ушли в магазин и забыли выключить плиту, не случился пожар. Он нужен, чтобы ходить за покупками и если что – то надо приготовить. Он похож на меня, потому что улыбается, волосы тоже похожи на мои, особенно чёлка. Ещё он похож на Гипердронта. Все части подходят друг к другу, только голова немного не подходит. Мне бы понравилось, если шея была длиннее, а так можно подумать, что шея отделилась и открылись провода. Глаза у робота прикрыты, потому что он разряжается, провода между туловищем и головой немножечко отходят и не хватает энергии. И зарядки. А батареи у него в туловище, и немножко батарей в ногах. Я выберу ему помощника, начну с туловища, оно будет таким, чтобы делать роботу уколы и голова как у доктора и ноги. Это доктор – робот. Он откручивает у Военного – боевого винты в туловище и промазывает маслом. Это масло капает. Голову тоже ремонтирует. Завязывает ему иголочками и ниточками. Если и доктор - робот заболеет, можно ещё помощника найти. Эти капли из шприца для самого доктора очень вредные, а для других полезные. Этот робот – мой папа, он врач и полицейский. Созданные герои могут оказываться в затруднительных ситуациях, похожих по своей тематике на проблемы ребёнка. Это может быть ситуация неконтролируемой агрессии, ситуация наказания за проступок, ситуация отвержения окружающими. Таким образом, у ребёнка формируется опыт позитивного выхода из травмирующего обстоятельства.   Колода известных российских психологов Галины Кац и Елены Мухаматулиной «Из сундука прошлого» основана на репродукциях знаменитой грузинской художницы Нино Чакветадзе. Трогательные картинки из детства, так тепло и проникновенно подобранные в комплекте из 64 карт дополнены 32 картами с словами и словосочетаниями. Этот комплект рекомендован для родителей и педагогов. Согласитесь, не каждый человек может выдержать такой жизненный темп, который предполагает в своём развитии ребёнок с диагнозом СДВГ. Для снятия эмоциональной напряженности и улучшения детско – родительских отношений эта колода подойдёт и окажет необходимую коррекционную помощь в поисках внутреннего ресурса и выхода из затруднительной ситуации. Пример вопросов в работе с родителями и педагогами. · Как это изображение напоминает Вам о той ситуации, которую мы обсуждаем? · Что для Вас значат эти персонажи? · Найдите место в изображении, где Вам более комфортно (дискомфортно)? · Что бы Вы хотели добавить (или убрать) в этом изображении? · Какие мысли (чувства) посещают Вас при рассматривании этого изображения? · К чему стремится герой на изображении? (такие вопросы помогают в поиске ресурса) · Подберите три понятия для изображения, которые помогут найти выход герою? · Подберите три понятия для изображения, которые мешают герою в достижении цели? Опыт работы с таким проективным материалом позволяет сделать вывод, что одним из способов подбора родителями или педагогами действенных способов влияния на повеление детей с СДВГ является опыт проживания предполагаемых затруднительных ситуаций и нахождение допустимого выхода из них. Таким образом, использование такой инновационной коррекционной методики даёт возможность детям дошкольного возраста через игру получить возможность решения проблемных ситуаций, оставаясь в безопасности и обретая опыт выстраивания допустимой линии поведения.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: