ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




Цель занятия. Рассмотреть современные представления о механизмах образования условных рефлексов, коркового торможения, взаимодействия и торможения.

Примерные вопросы по теме

1. Высшая и низшая нервная деятельность (И. М. Сеченова, И. П. Павлов). Условные и безусловные рефлексы. Их сходство и различие.

2. Классификация безусловных рефлексов, их компоненты. Сигналы условных рефлексов.

3. Принципы условно - рефлекторной деятельности коры больших полушарий. Методика и условия образования условных рефлексов.

4. Механизм образования условных рефлексов. (И. П. Павлов, Гасто, Иошии). Схема дуги условного рефлекса.

5. Биологическая сущность условных рефлексов. Теория конвергентного замыкания временных связей по П. К. Анохину. Условные рефлексы 2 -го и 3- го порядка.

6. Современные представления о механизмах памяти. Виды памяти. Физическая и биохимическая теория памяти.

7. Торможение в коре больших полушарий. Его значение и виды. Характеристика внешнего (безусловного) торможения.

8. Условное торможение в коре больших полушарий, его механизмы и виды.

9. Анализ и синтез раздражений в коре больших полушарий.

Динамический стереотип. Условное - рефлекторное

переключение.

10. Взаимодействие возбуждения и торможения в коре больших

полушарий. Иррадиация, концентрация и индукция корковых

процессов.

11. Типы высшей нервной деятельности человека и животных.

Типологические особенности ВНД человека по И. П. Павлову.

12. Первая и вторая сигнальная системы действительности. Развитие сигнальных систем у ребенка. Роль социальных факторов в развитии второй сигнальной системы.

13. Роль второй сигнальной системы в развитии абстрактного

мышления. Значение различных зон коры мозга в ее деятельности.

14. Взаимоотношения первой и второй сигнальных систем и подкорковых образований. Достоверность ощущений и восприятий. Материалистическое понимание ощущений как отражения объективной реальности.

15. Механизмы целенаправленной деятельности человека. Схема деятельности функциональных систем организма.

16. Сон и его виды. Физиологические изменения во время сна. ЭЭГ - картина сна. Роль ретикулярной формации в механизме засыпания, сна и пробуждения.

17. Концепция механизма сна П. К. Анохина. Взаимодействие ВРАС, коры и ВРТС. Функциональное значение сна: энергетическая и информационная теория.

18. «Медленный «и «парадоксальный» сон. Принципы сновидений.

Нормы сна. Гипноз.

19. Взаимодействия между сознанием и подсознанием.

20. Эмоции, их значение и классификация. Физиологический

субстракт эмоций. Положительные и отрицательные эмоции. 21.Элементы физиологии труда.

22. Особенности нервно- напряженного труда. Утомление и его

предупреждение. Механизмы тренировки. Механизмы адаптации.

 

Самостоятельная работа студентов

1. Регистрация электрических явлений коры головного мозга (демонстрация).

2. Выработка условных рефлексов у человека (демонстрация).

3. Определение объема слуховой и зрительной памяти.

973 641 853

3547 2765 4096

96754 87691 85552

756324 546738 98765

65388297 9867432 1189764

26136579 43652187 123456789

54792184 537834965 456802341

2379473257 74338656921 5380234168

96583542984 98657342975 96763567894

775291643629 875943527631 567823906574

Исследователь дает испытуемому следующую инструкцию: «Я назову несколько цифр. По окончании Вы повторите их в том же порядке». Каждый ряд прочитывают один раз. Начинают с короткого ряда. Читаю т монотонно, с равными паузами между цифрами. Учитывают длину того ряда, цифры которого испытуемый повторит правильно. Однако целесообразнее определять средний объем, давая н один, а три ряда одинаковой длины. Последующие три ряда должны быть на 1/3 длиннее и т. д. Так оценивают слуховую память.

Зрительную память определяют так: испытуемому показывают ряд цифр в течение 1 — 4 с, после чего он должен повторить его вслух.

4. Определение типологических свойств ВНД человека методом ассоциативного эксперимента (испытуемому предлагают 10 существенных). На каждое слово он должен назвать соответствующую ассоциацию).

5. Изучение подвижности нервных процессов у человека (за 20 с

нарисовать максимально возможное количество треугольников, чередуя их вершины и основания. Чем больше фигур, тем выше подвижность нервных процессов в коре головного мозга).

Занятие 28 (семинар).

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДНЯТЕЛЬНОСТЬ.

АНАЛИЗАТОРЫ.

Цель занятия. Проверить и закрепить материал.

Вопросы по разделу «Высшая нервная деятельность».

1. Высшая и низшая нервная деятельность (И.М. Сеченов, И.П. Павлов). Условные и безусловные рефлексы. Их сходство и различие. Классификация безусловных и условных рефлексов, их компоненты. Сигналы условных рефлексов.

2. Принципы условнорефлекторной деятельности коры больших полушарий. Методика и условия образования условных рефлексов.

3. Механизм образования условных рефлексов (И.П. Павлов, Гасто, Иошии). Схема дуги условного рефлекса.

4. Биологическая сущность условных рефлексов. Теория

конвергентного замыкания временных связей по П.К. Анохину. Условные рефлексы 2-го и 3-го порядков.

5. Современные представления о механизмах памяти. Виды памяти. Физическая и биохимическая теория памяти.

6. Торможение в коре больших полушарий. Его значение и виды. Характеристика внешнего (безусловного) торможения.

7. Условное (внутренние) торможение в коре больших полушарий, его механизмы и виды.

8. Анализ и синтез раздражений в коре больших полушарий. Динамический стереотип. Условнорефлекторное переключение.

9. Взаимодействие возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Иррадиация, концентрация и индукция корковых процессов.

10.Типы высшей нервной деятельности человека и животных. Типологические особенности ВНД человека по И.П. Павлову.

11. Особенности ВНД человека. Первая и вторая сигнальные системы действительности. Развитие сигнальных систем у ребенка. Роль социальных факторов в развитии второй сигнальной системы.

12. Роль второй сигнальной системы в развитии абстрактного мышления. Значение различных зон коры мозга в ее деятельности.

13. Взаимоотношения первой и второй сигнальных систем и подкорковых образований. Достоверность ощущений и восприятий. Материалистическое понимание ощущений как отражение объективной реальности. Механизмы целенаправленной деятельности человека. Схема деятельности функциональных систем организма.

14. Сон и его виды. Физиологические изменения во время сна. ЭЭГ- картина сна. Роль ретикулярной формации в механизме засыпания, сна и пробуждения.

15. Концепция механизма сна П.К. Анохина. Взаимодействие ВРАС, коры и ВРТС. Функциональное значение сна:

Энергетическая и информационная теории. «Медленный» и «парадоксальный» сон Причины сновидений. Нормы сна. Гипноз.

16. Взаимоотношения между сознанием и подсознанием.

17. Эмоции, их значение и классификация. Физиологический

субстрат и механизм эмоций. Положительные и отрицательные эмоции.

18. Элементы физиологии труда.

19. Особенности нервно - напряженного труда. Утомление и его предупреждение. Механизмы тренировки и адаптации.

Вопросы по разделу «Анализаторы».

1. Физиология анализаторов и методы их исследования. Общие принципы строения и основные функции анализаторов.

2. Рецепторы - периферический отдел анализаторов. Классификация рецепторов. Механизмы их активации. Причины развития ГП и РП. Отношения между силой раздражителя, величиной ГП и частотой ПД в афферентных нервах. Закон Вебера - Фехнера. Основные свойства рецепторов.

3. Обнаружение и различие сигналов, их передача и преобразование. Ограничение избыточной информации.

4. Кодирование информации в нервной системе. Детектирование и опознание сигналов. Адаптация анализаторов и ее механизмы.

5. Зрительный анализатор. Оптическая система глаза, аккомодация, аномалии рефракции глаза. Зрачковый рефлекс.

6. Структура и функции сетчатки глаза. Фотохимические реакции в ней. Электрическая активность сетчатки, проводящих путей и центров зрительного анализатора. Роль движения глаз для зрения.

7. Световая и контрастная чувствительность глаза к свету и темноте. Слияние мельканий и последовательные образы.

8. Цветовое зрение и теории цветоощущений. Цветовая слепота и методы ее определения. Восприятие пространства: Острота и поле зрения, оценка расстояния, зрение обоими глазами. Оценка величины предмета.

9. Слуховой анализатор. Строение и функции наружного и среднего уха.

10. Строение внутреннего уха, механизм передачи звуковых колебаний по каналам улитки. Электрические явления в улитке.

11. Механизм восприятия частоты и силы звука. Звуковые ощущения: тональность звука, слуховая чувствительность, громкость звука. Адаптация звукового анализатора.Бинауральный слух.

12. Вестибюлярный анализатор, его строение и функции. Рецепция положения и движения тела.Статические и статокинетические рефлексы вестибюлярного аппарата.

13. Соматосенсорный анализатор. Рецепторы кожи и их классификация. Адаптация экстерорецепторов. Тактильная рецепция и пороги пространства. Терморецепторы и их роль в терморегуляции.

14. Болевые рецепция и рефлексы, их биологическое значение.

15. Мышечная и суставная рецепция, переработка соматосенсорной информации.

16. Обонятельный и вкусовой анализаторы.

17. Вкусовой и висцеральный анализаторы. Классификация интерорецепторов и их роль в поддержании гомеостаза.

 

Занятие 29.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: